Методическое сопровождение по поддержке детской инициативы и самостоятельности в контексте ФГОС

  • docx
  • 29.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методическое сопровождение по поддержке детской инициативы и самостоятельности..docx

Методическое сопровождение по поддержке детской инициативы и самостоятельности в контексте ФГОС дошкольного образования

 

                             

 

Инициатива - внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль, в каком-либо действии. 

Самостоятельность - качество личности, своеобразная форма ее активности, отражающая актуальный уровень развития ребенка». Для развития самостоятельности ребенка особое значение имеет характер, стиль общения с ним взрослых, степень и своевременность помощи ребенку. Постоянное принуждение взрослого и излишняя опека формируют у ребенка чувство слабости и беспомощности.

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий образовательного процесса.

 

Основные сферы инициативности ребенка

 

1) творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);

2) инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);

3) коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);

4) познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родо-видовые отношения).

 

ФГОС дошкольного образования о поддержке детской инициативы:

 

Пункт 1.4. Основные принципы дошкольного образования:

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

 

Пункт 1.6. Задачи, на решение которых направлен Стандарт:

6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических,  интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности

 

Пункт 2.4. Программа направлена на:

- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности - на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей

 

Пункт 2.11.2. В содержательном разделе Программы

должны быть представлены:

б) способы и направления поддержки детской инициативы

               

Пункт 3.2.1. Требования к психолого-педагогическим условиям

реализации ООП ДО

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения

 

Пункт 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда

– одно из средств поддержки детской инициативы:

«Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

• игровую, познавательную, исследовательскую и творческую

активность всех воспитанников…

• возможность самовыражения детей»

 

Пункт 4.6. Целевые ориентиры, которые ставит ФГОС на этапе

завершения дошкольного образования:

• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности …

• ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями …;

склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет …;

ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

 

Пункт 3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей (компетенции воспитателя)

2. поддержка индивидуальности и инициативы детей через:

• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности

• создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей

• недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.)

На V Всероссийском Съезде работников дошкольного образования (23-24 ноября 2018 г.) в обсуждении актуальных вопросов дошкольного образования большое внимание было уделено: качеству содержания образования,

                                           развитию образовательных технологий

 

ФГОС ДО уже давно вошел, а результаты желают быть лучшими, и требуется глубокий анализ содержания ООП и работы с кадрами (стареющие кадры не хотят уходить, но и не хотят работать по новому, а молодые кадры не задерживаются в ДОО)

 

SWOT анализ (метод первичной оценки текущий ситуации) показал следующее (сильные, слабые стороны, возможности, угрозы) методической деятельности ДОО

                                         

Методическая деятельность

Сильные стороны:

Слабые стороны:

·         образовательный ценз работников соответствует занимаемым должностям (все педагоги имеют педагогическое образование);

·         сплоченность и работоспособность коллектива;

·         укомплектованность педагогическими кадрами 100 %;

·         участие педагогов в профессиональных конкурсах,  выставках (40% педагогов приняли участие в муниципальных, региональных и всероссийских мероприятиях);

·         распространение опыта работы педагогов учреждения  на  уровнях  муниципальных, региональных;

·         повышение квалификации педагогов в соответствии с графиком, аттестация;

·         функционирование сайта Учреждения;

·        идет пополнение фонда научно-методической литературы.

·        педагоги не выходят  на исследовательский уровень работы;

·        низкая активность некоторых педагогов, затруднения в самостоятельном освоении теоретических вопросов, недостаточная вовлеченность воспитателей в процесс самообразования и инновационной деятельности;

·        перенаполняемость групп существенно затрудняет индивидуальный подход к каждому ребенку;

·        недостаточное оснащение методической литературы в соответствии с  ФГОС ДО;

·        недостаточное количество ИКТ оборудования (отсутствие презентационного оборудования в группах), доступ к сети Интернет;

·        отсутствие условий для развития среды профессионального общения педагогов

 

Возможности

·        презентация педагогического опыта в печатных изданиях;

·        участие в различных конкурсах;

·        участие педагогов в научно-практических конференциях;

·        организация разных форм работы со специалистами учреждения (семинары, презентации передового педагогического опыта, открытые просмотры)

·        развитие инновационных форм работы с детьми;

·        сохранение и развитие системы повышения квалификации педагогических работников;

·        совершенствование системы управления дошкольного образовательного учреждения по обеспечению адекватной реакции на динамично изменяющиеся потребности общества;

·        поиск педагогических идей по обновлению содержания дошкольного образования; увеличение количества инновационно-активных технологий и включение их в учебно-воспитательный процесс;

·        стимулирование труда педагогов, внедряющих инновационные программы дошкольного образования;

·         минимизация текучести персонала и предотвращение оттока перспективных педагогических кадров в другие отрасли;

·        формирование и подготовка кадрового резерва;

·        расширение возможностей профессиональной самореализации и непрерывного повышения квалификации педагогов, оптимизация их возрастной структуры.

Угрозы (препятствия)

·        недостаточное материально-техническое оснащение;

·        низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе;

·        невысокая заработная плата, косвенным образом влияющая на престиж профессии «Воспитатель»;

·        эмоциональное выгорание педагогов вследствие продолжительных профессиональных стрессов;

·        малое количество курсов повышения квалификации;

·        нестабильная экономическая ситуация в стране, сопряжённая с негативными тенденциями в функционировании институтов семьи;

·        в связи с большим количеством инноваций в области дошкольного образования может сработать принцип «взять много, но ни одного до конца»;

 

·        медленные темпы выстраивания образовательного процесса в соответствии с ФГОС.

 

 

     Вместе с тем широко публикуется ОПЫТ дошкольных педагогов по данной теме и известны разнообразные методы, приемы, способы поддержки детской инициативы и самостоятельности.

 

- Педагогическая технология Л.В. Михайловой-Свирской «План-дело-анализ» 

- Свободная самостоятельная игра

- Самостоятельная деятельность детей  в Центрах активности (Создание маршрута занятости в  Центрах активности)

«Развивающая стена»

- Утренний групповой круг  /  Групповой сбор

- Совместное планирование – способ «культурного продавливания» /  

  Методика  «Модель трех вопросов»

- Ритуал планирования самостоятельной деятельности

- «Экран желаний»

- Модифицированная таблица «Системный оператор»

- Карта выбора занятий / морфотаблица

- Итоговый (вечерний) круг / итоговый групповой круг / Рефлексивный круг

- «Метод проектов»

- Детские  конференции

- Детские общественные советы (ООП ДО «Вдохновение»)

- Технология «Ситуация» (ООП ДО «Мир открытий»)

- Квест и др.

 

К нeдиpeктивным мeтoдaм взаимодействия мoжнo отнести: диaлoг c peбeнкoм, бeceдy на основе aктивнoго cлyшaния и пpимeнeния тeхники «Я-cooбщeний»

 

Как правильно организовать самостоятельную деятельность детей на развивающей стене?

• Не руководить ребенком, а уважать его интересы и индивидуальные особенности развития. 

• Наблюдать, а не вмешиваться в деятельность ребенка даже с целью поощрения. 

• Не навязывать темп выполнения задания, не предлагать способов решения, не оценивать шаги к его выполнению. 

• Не регламентировать деятельность ребенка. 

• Не подталкивать к правильному решению, не предлагать его в случае затруднения.

 

Организовать процесс планирования образовательной деятельности сложно, но еще сложнее проконтролировать.

Рекомендации педагогам:

В планировании обязательно отражать использование способов поддержки детской инициативы и самостоятельности

(выбор удобной формы перспективного и календарного планирования)

- Проблемно – игровые вопросы и задания

- Заполнения рабочих тетрадей, дневников, дневников наблюдений

- Проблемные ситуации

- Специальные ситуации общения

- Самостоятельная деятельность по выбору и интересам

 

Педагогическая диагностика

Воспитатели групп проводят наблюдения за деятельностью детей по следующим показателям развития детской инициативы и самостоятельности:

- Способность ребенка самостоятельно организовать свое рабочее

место.

- Способность ребенка самостоятельно выбрать дело и довести его до конца.

- Способность ребенка предлагать варианты решений в процессе деятельности.

- Способность ребенка активно слушать и воспринимать информацию из вне.

- Способность ребенка оказать помощь соседу

 

Формы записи педагогических наблюдений

 

*        Регистрация эпизодов. Эпизоды – это короткие описания конкретных случаев, словесные зарисовки.

*        Повествовательные или дневниковые заметки

*         Дневниковые записи ребенка

*        Карта наблюдения

*        Портфолио

*        Интервью и беседы с детьми

*        Открытые вопросы

*        Беседы с родителями

*        Листы самоанализа

 

Региональная инновационная площадка  «Поддержка детской инициативы как обязательное условие развития самостоятельности и ответственности у детей дошкольного возраста»

 

     Разрабатывая Программу РИП, задумались, что нового мы можем сделать для развития данной темы? Составили поэтапный план ее реализации.

Задачи:

- Вдумчиво подойти к осуществлению Плана реализации региональной инновационной площадки, с желанием и аккуратностью выполнять работу на каждом этапе инновационного проекта.

- Своевременно выявлять проблемы и риски принимать соответствующие решения.

 

Старший воспитатель – это профессионал, берущий на себя ответственность за качество педагогической деятельности. Главный наш принцип: системный подход, глубокий анализ, продуманность в любой деятельности.
Основные направления методического обеспечения: прогнозирование, определение содержания, планирование, организация и регулирование, координация, контроль, мотивирование и стимулирование, коррекция, помощь, анализ.

Самое сложное, по-моему, это мотивирование педагогов на инновационную деятельность (переработать, изучить много информации – не все готовы уделять этому достаточно времени)

 

Работа над единой методической темой объединяет педагогический коллектив, так как проходит красной нитью через все формы работы:

Программа РИП (план реализации) = Годовой план = План самообразования педагога:

- педсоветы,

- консультации воспитателей,

- открытые просмотры, мастер-классы,

- методические объединения,

- контроль,

- мониторинг

 

Интерактивные формы:

 «Бюро находок»,  «Дизайн-мастерские», «Педагогическая типография», деловая игра, практикумы, дискуссии, работа в мини-группах, творческие задания, разыгрывание и решение конкретных ситуаций, анализ видеопрезентаций, защита мини-проектов по организации педагогической поддержки детей и др.

 

 

Перспектива:

- Участие в Фестивале педагогического мастерства

- Публикации методических разработок