Методическое сопровождение по поддержке детской инициативы и самостоятельности в контексте ФГОС дошкольного образования
Инициатива - внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль, в каком-либо действии.
Самостоятельность - качество личности, своеобразная форма ее активности, отражающая актуальный уровень развития ребенка». Для развития самостоятельности ребенка особое значение имеет характер, стиль общения с ним взрослых, степень и своевременность помощи ребенку. Постоянное принуждение взрослого и излишняя опека формируют у ребенка чувство слабости и беспомощности.
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий образовательного процесса.
Основные сферы инициативности ребенка
1) творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);
2) инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);
3) коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);
4) познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родо-видовые отношения).
ФГОС дошкольного образования о поддержке детской инициативы:
Пункт 1.4. Основные принципы дошкольного образования:
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
Пункт 1.6. Задачи, на решение которых направлен Стандарт:
6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности
Пункт 2.4. Программа направлена на:
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности - на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей
Пункт 2.11.2. В содержательном разделе Программы
должны быть представлены:
б) способы и направления поддержки детской инициативы
Пункт 3.2.1. Требования к психолого-педагогическим условиям
реализации ООП ДО
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения
Пункт 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда
– одно из средств поддержки детской инициативы:
«Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
• игровую, познавательную, исследовательскую и творческую
активность всех воспитанников…
• возможность самовыражения детей»
Пункт 4.6. Целевые ориентиры, которые ставит ФГОС на этапе
завершения дошкольного образования:
• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности …
• ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями …;
склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет …;
ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности
Пункт 3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей (компетенции воспитателя)
2. поддержка индивидуальности и инициативы детей через:
• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности
• создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей
• недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.)
На V Всероссийском Съезде работников дошкольного образования (23-24 ноября 2018 г.) в обсуждении актуальных вопросов дошкольного образования большое внимание было уделено: качеству содержания образования,
развитию образовательных технологий
ФГОС ДО уже давно вошел, а результаты желают быть лучшими, и требуется глубокий анализ содержания ООП и работы с кадрами (стареющие кадры не хотят уходить, но и не хотят работать по новому, а молодые кадры не задерживаются в ДОО)
SWOT анализ (метод первичной оценки текущий ситуации) показал следующее (сильные, слабые стороны, возможности, угрозы) методической деятельности ДОО
Методическая деятельность |
|
Сильные стороны: |
Слабые стороны: |
· образовательный ценз работников соответствует занимаемым должностям (все педагоги имеют педагогическое образование); · сплоченность и работоспособность коллектива; · укомплектованность педагогическими кадрами 100 %; · участие педагогов в профессиональных конкурсах, выставках (40% педагогов приняли участие в муниципальных, региональных и всероссийских мероприятиях); · распространение опыта работы педагогов учреждения на уровнях муниципальных, региональных; · повышение квалификации педагогов в соответствии с графиком, аттестация; · функционирование сайта Учреждения; · идет пополнение фонда научно-методической литературы. |
· педагоги не выходят на исследовательский уровень работы; · низкая активность некоторых педагогов, затруднения в самостоятельном освоении теоретических вопросов, недостаточная вовлеченность воспитателей в процесс самообразования и инновационной деятельности; · перенаполняемость групп существенно затрудняет индивидуальный подход к каждому ребенку; · недостаточное оснащение методической литературы в соответствии с ФГОС ДО; · недостаточное количество ИКТ оборудования (отсутствие презентационного оборудования в группах), доступ к сети Интернет; · отсутствие условий для развития среды профессионального общения педагогов
|
Возможности · презентация педагогического опыта в печатных изданиях; · участие в различных конкурсах; · участие педагогов в научно-практических конференциях; · организация разных форм работы со специалистами учреждения (семинары, презентации передового педагогического опыта, открытые просмотры) · развитие инновационных форм работы с детьми; · сохранение и развитие системы повышения квалификации педагогических работников; · совершенствование системы управления дошкольного образовательного учреждения по обеспечению адекватной реакции на динамично изменяющиеся потребности общества; · поиск педагогических идей по обновлению содержания дошкольного образования; увеличение количества инновационно-активных технологий и включение их в учебно-воспитательный процесс; · стимулирование труда педагогов, внедряющих инновационные программы дошкольного образования; · минимизация текучести персонала и предотвращение оттока перспективных педагогических кадров в другие отрасли; · формирование и подготовка кадрового резерва; · расширение возможностей профессиональной самореализации и непрерывного повышения квалификации педагогов, оптимизация их возрастной структуры. |
Угрозы (препятствия) · недостаточное материально-техническое оснащение; · низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе; · невысокая заработная плата, косвенным образом влияющая на престиж профессии «Воспитатель»; · эмоциональное выгорание педагогов вследствие продолжительных профессиональных стрессов; · малое количество курсов повышения квалификации; · нестабильная экономическая ситуация в стране, сопряжённая с негативными тенденциями в функционировании институтов семьи; · в связи с большим количеством инноваций в области дошкольного образования может сработать принцип «взять много, но ни одного до конца»;
· медленные темпы выстраивания образовательного процесса в соответствии с ФГОС.
|
Вместе с тем широко публикуется ОПЫТ дошкольных педагогов по данной теме и известны разнообразные методы, приемы, способы поддержки детской инициативы и самостоятельности.
- Педагогическая технология Л.В. Михайловой-Свирской «План-дело-анализ»
- Свободная самостоятельная игра
- Самостоятельная деятельность детей в Центрах активности (Создание маршрута занятости в Центрах активности)
- «Развивающая стена»
- Утренний групповой круг / Групповой сбор
- Совместное планирование – способ «культурного продавливания» /
Методика «Модель трех вопросов»
- Ритуал планирования самостоятельной деятельности
- «Экран желаний»
- Карта выбора занятий / морфотаблица
- Итоговый (вечерний) круг / итоговый групповой круг / Рефлексивный круг
- «Метод проектов»
- Детские конференции
- Детские общественные советы (ООП ДО «Вдохновение»)
- Технология «Ситуация» (ООП ДО «Мир открытий»)
- Квест и др.
К нeдиpeктивным мeтoдaм взаимодействия мoжнo отнести: диaлoг c peбeнкoм, бeceдy на основе aктивнoго cлyшaния и пpимeнeния тeхники «Я-cooбщeний»
Как правильно организовать самостоятельную деятельность детей на развивающей стене?
• Не руководить ребенком, а уважать его интересы и индивидуальные особенности развития.
• Наблюдать, а не вмешиваться в деятельность ребенка даже с целью поощрения.
• Не навязывать темп выполнения задания, не предлагать способов решения, не оценивать шаги к его выполнению.
• Не регламентировать деятельность ребенка.
• Не подталкивать к правильному решению, не предлагать его в случае затруднения.
Организовать процесс планирования образовательной деятельности сложно, но еще сложнее проконтролировать.
Рекомендации педагогам:
В планировании обязательно отражать использование способов поддержки детской инициативы и самостоятельности
(выбор удобной формы перспективного и календарного планирования)
- Проблемно – игровые вопросы и задания
- Заполнения рабочих тетрадей, дневников, дневников наблюдений
- Проблемные ситуации
- Специальные ситуации общения
- Самостоятельная деятельность по выбору и интересам
Педагогическая диагностика
Воспитатели групп проводят наблюдения за деятельностью детей по следующим показателям развития детской инициативы и самостоятельности:
- Способность ребенка самостоятельно организовать свое рабочее
место.
- Способность ребенка самостоятельно выбрать дело и довести его до конца.
- Способность ребенка предлагать варианты решений в процессе деятельности.
- Способность ребенка активно слушать и воспринимать информацию из вне.
- Способность ребенка оказать помощь соседу
Формы записи педагогических наблюдений
* Регистрация эпизодов. Эпизоды – это короткие описания конкретных случаев, словесные зарисовки.
* Повествовательные или дневниковые заметки
* Дневниковые записи ребенка
* Карта наблюдения
* Портфолио
* Интервью и беседы с детьми
* Открытые вопросы
* Беседы с родителями
* Листы самоанализа
Региональная инновационная площадка «Поддержка детской инициативы как обязательное условие развития самостоятельности и ответственности у детей дошкольного возраста»
Разрабатывая Программу РИП, задумались, что нового мы можем сделать для развития данной темы? Составили поэтапный план ее реализации.
Задачи:
- Вдумчиво подойти к осуществлению Плана реализации региональной инновационной площадки, с желанием и аккуратностью выполнять работу на каждом этапе инновационного проекта.
- Своевременно выявлять проблемы и риски принимать соответствующие решения.
Старший
воспитатель
– это профессионал, берущий на себя ответственность за качество педагогической
деятельности. Главный наш принцип: системный подход, глубокий анализ,
продуманность в любой деятельности.
Основные направления методического обеспечения: прогнозирование, определение
содержания, планирование, организация и регулирование, координация, контроль,
мотивирование и стимулирование, коррекция, помощь, анализ.
Самое сложное, по-моему, это мотивирование педагогов на инновационную деятельность (переработать, изучить много информации – не все готовы уделять этому достаточно времени)
Работа над единой методической темой объединяет педагогический коллектив, так как проходит красной нитью через все формы работы:
Программа РИП (план реализации) = Годовой план = План самообразования педагога:
- педсоветы,
- консультации воспитателей,
- открытые просмотры, мастер-классы,
- методические объединения,
- контроль,
- мониторинг
Интерактивные формы:
«Бюро находок», «Дизайн-мастерские», «Педагогическая типография», деловая игра, практикумы, дискуссии, работа в мини-группах, творческие задания, разыгрывание и решение конкретных ситуаций, анализ видеопрезентаций, защита мини-проектов по организации педагогической поддержки детей и др.
Перспектива:
- Участие в Фестивале педагогического мастерства
- Публикации методических разработок
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.