Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы
Оценка 4.7

Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы

Оценка 4.7
Особые потребности +1
doc
русский язык +2
1 кл—4 кл
06.03.2017
Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы
В пособии представлено пять слоговых таблиц. В данном пособии таблицы являются многофункциональными и состоят из двух частей. Их можно использовать: - при любой форме дисграфии, пользуясь дополнительными таблицами и упражнениями, соответствующими именно данной форме; - при работе с детьми, страдающими дислексией; - при обучении детей чтению; - для профилактики нарушений письма и чтения у детей из группы риска.
СЛОГОВЫЕ ТАБЛИЦЫ.doc
СЛОГОВЫЕ ТАБЛИЦЫ Несколько принципов работы с таблицами В данном пособии таблицы являются многофункциональными и состоят из двух частей. Их можно использовать: ­   при   любой   форме   дисграфии,   пользуясь   дополнительными   таблицами   и упражнениями, соответствующими именно данной форме; ­  при работе с детьми, страдающими дислексией; ­ при обучении детей чтению; ­  для профилактики нарушений письма и чтения у детей из группы риска. 1.   Не   начинайте   работу   без   детального   предварительного   обследования ребенка,   причем   не   только   параметров   письма   и   чтения,   но   и   его психофизиологических   и   психологических   особенностей   и   в   дальнейшем учитывайте эти особенности и в составлении программы, и на занятиях. 2.   Если   у   ребенка   имеются   неправильно   произносимые   звуки,   вначале исправьте их. Иначе использовать эти звуки в письме с проговариванием нельзя! 3.   Обязательно   учитывайте   особенности   психосоматического   состояния ребенка. 4. Определите форму нарушения. Редко   наблюдается   чистая   форма   дисграфии.   Как   правило,   это   или акустическая   дисграфия,   или   смешанная   форма   (или   их   элементы).   Поэтому таблицы нужны в работе при любой форме, но в различных вариантах. 5. Четко определите, кто из взрослых будет заниматься с ребенком, для того чтобы   при   составлении   индивидуальной   коррекционной   программы   учитывать особенности межличностных отношений. 6.   Необходимо   соблюдать   системность   и   последовательность   в   работе   с таблицами. 7. Не завершив работу по одной таблице, нельзя переходить к другой. 8. По возможности старайтесь объяснить ребенку необходимость каких­то действий, заданий в доступной ему форме. 9. При чтении всех таблиц начиная с первого занятия одним из основных требований должно быть четкое, даже утрированное артикулирование звуков при произношении. 10. Кроме того, как только начинаем учить письму с проговариванием, все домашнее письмо желательно выполнять именно так. 11. Работу над темпом письма (у детей с замедленным темпом) начинаем не сразу, а на более поздних этапах обучения письму с проговариванием. Ведется такая работа постепенно, не форсируя темп. 12.   Ни   в   коем   случае   не   торопите   события.   Только   после   усвоенного материала можно двигаться дальше. 13. Помните, что ваша задача не проверка знаний ребенка, а помощь ему. Если   он   не   может   ответить   на   какой­то   вопрос,   образовать   какое­то   слово, помогите,   но   не   подсказкой.   Подведите   его   к   верному   ответу.   Если   он самостоятельно найдет правильный ответ, это останется с ним. 14.   Работа   с   таблицами   должна   сопровождаться   кинезиологической гимнастикой   и   необходимыми   упражнениями   на   развитие   познавательных процессов. 15. Занятия желательно проводить 3— 4 раза в неделю, ежедневно по 30—40 минут, а в каникулярное время — два раза в день по 20—30 минут (если ребенок очень загружен, то время коррекционных занятий можно немного сократить, а еще лучше найти варианты совмещения). 16.   Занятия   должны   иметь   много   игровых,   двигательных   моментов   и   не дублировать школьные. Постарайтесь, чтобы ребенок не смотрел тоскливо на часы и не спрашивал через каждые пять минут: «Когда мы закончим?» 17.   Один   день   в   неделю   должен   быть   выходной.   Никаких   уроков, упражнений,  тренировок  —  свободное   время   для   любимых   занятий  (но   это   не значит, что целый день ребенок сидит перед телевизором или компьютером). 18. Желательно работать в тесном контакте со школьным учителем. В   последнее   время   появилась   литература,   где   в   достаточно   популярной форме   раскрываются   психофизиологические   особенности   человека   и   то,   как учитывать их при обучении детей. Одной   из   основных   особенностей   является   функциональная   асимметрия полушарий   головного   мозга.  Речь   идет   о   левополушарных,   правополушарных   и равнополушарных   людях.   Зная   тип   межполушарной   асиммметрии,   можно подобрать соответствующий способ обучения для ребенка. ТАБЛИЦА 1 Порядок работы по таблице: 1. Уточнение понятия гласных и согласных звуков. 2. Уточнение понятия звонких и глухих согласных. 3. Объяснение необходимости утрированного артикулирования. 4. Читаем буквы в различном порядке с усиленной артикуляцией. 5. Объясняем, зачем при письме нужно проговаривать. 6. Пишем с проговариванием буквы, закрытые слоги, открытые слоги, короткие слова. На первом занятии необходимо выяснить, что знает ребенок о звуках. ­ Чем отличаются гласные звуки от согласных? Очень часто дети или вообще не могут ответить на этот вопрос, или говорят, что гласные звуки можно петь, тянуть, а согласные нет. В таких случаях необходимо уточнить, что при произнесении гласных звуков струя воздуха не встречает никаких преград, а когда мы произносим согласные воздуху мешают губы, или язык, или зубы. Для наглядности продемонстрируйте ребенку, как можно спеть согласный (3333, ЖЖЖЖЖЖ, РРРРРРР...). Чем отличаются глухие звуки от звонких? Многие дети, показывая, как они отличают звонкий звук от глухого, зажимают уши и произносят заданный звук. Нам представляется нежелательным такой вид проверки. Гораздо лучше тот способ, которым пользуются логопеды, чтобы показать детям  разницу этих звуков. Просим ребенка положить руку на горло и произнести сначала звук Ш, а затем Ж (или любую сохранную пару звуков). Звуки он повторяет после вас. Если ребенок не пони мает разницы, возьмите его руку и положите на свое горло, объясните, что, когда мы говорим звонкий звук, включается голос и горло дрожит. А если произносим звук глухой, то голос спит, и горло не дрожит. Пусть он это почувствует. При   такой   проверке   в   различении   звуков   включается   слуховое   внимание,   слуховая   и тактильная память. Вводим понятия: звуки­паронимы, слова­паронимы (разные по смыслу,  но сходные по звучанию).   Таблица 1р (рисунок) представляет собой ряд нот, в которые вписаны буквы. Почему ноты?  Потому  что  в  этой  таблице  только  те звуки,  которые  можно произносить  длительно, интонированно, «петь». Следующий   шаг   —   вы   в   доступной   для   ребенка   форме   объясняете   необходимость утрированного артикулирования, просите называть звуки из таблицы так, как будто вы не очень хорошо   слышите   их.   Ученикам   постарше   мы   рассказываем   о   речевых   упражнениях   с утированным   артикулированием,   которые   выполняют   студенты   театральных   училищ   в   курсе «Мастерство актера». При   назывании   звуков   следите   за   тем,   чтобы   они   все   произносились   длительно,   с выбранной   интонацией,   не   затухали   к   концу,   а,   наоборот,   акцентировались   при   окончании произнесения, как бы обрывались. Старайтесь, чтобы при выполнении упражнений решалась не только какая­то одна узкая задача.   Например,   недостаточная   сформированность   пространственной   ориентации   является одной из причин нарушений письменной речи, поэтому, когда вы просите ребенка называть звуки в различном порядке, инструкция может выглядеть так: ­ Назови буквы из второй строчки сверху, пятого столбика справа и т. д. Перед   тем   как   начать   обучение   письму   с   проговариванием,   необходимо   объяснить ребенку,   зачем   это   нужно.   Здесь   можно   воспользоваться   пояснениями,   приведенными   выше (воображаемый «кабинет с директором»). Кроме того, необходимо предупредить родителей, что вначале эти занятия покажутся утомительными и ненужными. Но пройдет всего несколько дней, и   проговаривать   при   письме   ребенок   уже   будет   легко,   постепенно   переходя   на   шепот,   а   в будущем — и вообще «про себя». Это действительно так. Элементы автоматизма письма с проговариванием появляются уже на 3—4­м занятии. Самое главное, чтобы ребенок понял принцип такого письма с самого начала.   Если   он   пишет,   неправильно   проговаривая,   лучше   задержаться   на   этом   этапе,   но добиться полного понимания и правильности письма.               Переходим непосредственно к письму  Порядок работы. 1) Пишем гласные А, О, У, И, Ы, Э; Инструкция: ­  Сейчас ты будешь писать ту букву, которую я назову. Слушай, как я проговариваю, и говори так же. Как только твой карандаш коснется бумаги, сразу начинай проговаривать и не заканчивай до тех пор, пока не напишешь букву полностью. Начинаем. После   команды   «Начинаем»   никаких   инструкций   вы   уже   давать   не   должны.   Это   же правило  необходимо  соблюдать при любой  письменной работе с детьми,  в том числе  и при выполнении диктанта. 2)   Пишем   согласные   М,   Н,   С,   З,   Р,   Ш,   Ж...   Если   ребенок   страдает   нарушением произношения, берем только неконфликтные звуки. 3) Пишем закрытые слоги — АС, ОМ, УЛ, ИН, ЫР... Инструкция: ­     Проговариваешь   ту   букву,   которую   пишешь.   Пока   ее   не   написал,   не   начинай проговаривать следующую. Начинаем. 4) Пишем открытые слоги — СА, МО, ЛУ, РЫ, ШО… Не   следует   писать   открытый   слог   с   гласной   И,   так   как   согласная   в   этом   случае становится мягкой и правила проговаривания здесь немного отличаются. У детей очень часто встречаются ошибки в написании мягких согласных, поэтому эти упражнения прорабатываются отдельно и более углубленно. Эта работа будет проведена позже. 5) Пишем короткие слова — СОН, НОС, СОМ, ШАР, ХОР... 6)   Задание:   самостоятельно   составить   и   записать   слоги,   как   в   заданиях   3­м   и   4­м; составить и записать слова из трех­четырех букв. 7) Не надо писать слишком много слогов и слов. Задача данного этапа — понять принцип письма   и   приобрести   навык,   а   автоматизация   этого   навыка   проводится   на   базе   следующих таблиц. Если ребенок испытывает затруднения, проговаривайте вместе с ним, пока он не поймет принцип такого письма. Не переходите к следующей таблице, не отработав эту. На эту таблицу уходит 1—3 занятия (в зависимости от тяжести нарушения). ТАБЛИЦА 2 Чем эта таблица отличается от первой? Если   в   первой   были   только   те   звуки,   которые   при   произнесении   можно   петь, интонировать, то в этой таблице неинтонированные звуки. Их мы произносим четко, отрывисто, с утрированным артикулированием, как будто «Шарик лопнул». Вначале покажите ребенку, как это надо делать. Почему буквы Я, Е, Е, Ю мы при чтении не тянем? Очень часто дети делают ошибки в написании  слов с йотированными гласными.  Если обычный подход, когда учитель дает фонетический разбор этих гласных, не помог, значит, надо идти   другим   путем.   При   письме   в   момент   проговаривания   ребенок   не   тянет   эти   гласные, произносит   их   так   же   отрывисто,   как   и   неинтонированные   согласные.   Таким   образом,   он избегает провокационной ситуации и ошибок типа: ЛЮУБА, МЯАЧ. Порядок работы. 1. Читаем буквы в различном порядке. Просим прочитать буквы из определенной строки или столбика. 2. Пишем отдельные буквы, кроме йотированных. Инструкция: как только ручка касается бумаги, четко и отрывисто произносишь звук и дописываешь букву до конца. Продемонстрируйте сами. 3. Пишем буквы Я, Е, Ё, Ю Инструкции те же, что и при написании согласных. 4. Пишем слоги типа: • АК, ОТ, Уд, ЭГ, ЫТ... ЯМ, ЕС, ЁР, ЮН... • ЯЦ, ЕК, ЁТ, ЮЧ,  КА, ТО, ДУ, ГЭ, ТЫ... Инструкция:  как только начинаешь писать слог, проговаривай его полностью, как ты делал раньше, при обычном письме. Пока не закончишь писать, тянешь гласную. Это   трудно   на   первый   взгляд.   В   данном   случае   объяснение   сложнее,   чем   само выполнение. Необходимо   избегать   попыток   детей   тянуть   согласный   или   несколько   раз   его проговаривать: ДДДО. • КОТ, ТОК, ГОД, ДУБ, ПОТ.... Не надо писать  слишком много слогов  и слов. Задача данного этапа понять принцип письма   и   приобрести   навык,   а   автоматизация   этого   навыка   проводится   на   базе   следующих таблиц. • Не писать пока открытые слоги с йотированными гласными. Эта работа впереди. 5. Задание: самостоятельно составить слова из трех­четырех букв, записать их. Трудности, с которыми может столкнуться ребенок при выполнении заданий в этой таблице, быстро преодолеваются. На эту таблицу уходит 1—2 занятия. ТАБЛИЦА 3 (контрольная) Это смешанная таблица. В ней буквы как из 1­й таблицы, так и из 2­й. На базе этой таблицы закрепляется навык письма с проговариванием отдельных букв. Порядок работы Задача:  правильно  назвать  букву,  усиленно   артикулируя.   Не  надо  заучивать  наизусть, какие звуки мы тянем, какие нет. Необходимо добиваться, чтобы ребенок понял это на уровне ощущений.   Для   этого   необходимо   заниматься   развитием   фонематического   восприятия (упражнения можно найти в логопедической литературе). 2. Просим ребенка называть буквы в любом порядке: • указывая ему столбик или строчку; • «вслепую» — куда попадет палец; • по типу игр с фишками и игральными костями как дети их называют «ходилки» — называют ту букву, на которую выпадет ход; 3. Убедившись, что ребенок правильно называет все буквы, можно переходить к письму. Здесь нет нужды писать слоги. Проверяем, насколько точно усвоил ребенок написание букв с проговариванием. На эту таблицу уходит часть занятия — 10—15 минут. ТАБЛИЦА 4 В этой таблице представлены закрытые слоги. Но это не просто слоги, а последние две буквы   самых   разнообразных   слов.   Отработка   написания   этих   слогов   с   утрированным проговариванием является одним из элементов коррекционной работы не только при дисграфии, но и при дизорфографии. Порядок работы 1. Попросите ребенка читать слоги по строчкам. Количество строчек, прочитанных без ошибок, — рабочая «единица чтения» в этой таблице. Обычно это составляет 2—4 строчки. Большее количество материала для работы давать нецелесообразно. 2. Читать слоги не спеша, четко и утрированно проговаривая все звуки. Особенно делать упор на последний звук. Не оглушать звуки. Читать так, как написано. 3. После чтения приступаем к письму. Под диктовку ребенок пишет с проговариванием серии по 7—10 слогов (количество слогов зависит от тяжести нарушения и работоспособности). 4.   Затем   предлагаем   отгадать   —   от   какого   слова   могли   «оторваться   эти   две   буквы. Причем в первую очередь вспоминаем слова, где эти две буквы стоят в конце слова. Здесь, скорее всего, понадобится ваша помощь. Подскажите 2—3 слова, дальше ребенок сам справится с заданием. Запишем только односложные или двусложные слова без стечения согласных и без мягких согласных. 5. Теперь можно записать те слова, где эти две буквы стоят в середине. ОВ ­ сОВА. 6. Термин «слою» специально не употребляется на стадии поиска и записи слов, потому что совсем не обязательно эти две буквы будут в слове слогом. Например: АБ — крАБ, ОВ — сОВа. 7.   Все   вышеперечисленные   упражнения   выполняются   на   тех   2—4   строчках,   которые ребенок читал.   8. Затем та же работа проделывается с остальной таблицей. На эту таблицу уходит 3—5 занятий. Если ребенок почти не делает ошибок при чтении и письме, можно значительную часть упражнений давать для домашних заданий (но под контролем взрослых). ТАБЛИЦА 5 Эта  таблица   имеет   два  варианта:  сама  таблица   и  ее   «дикарский   вариант».  Зачем  это нужно?   Представьте   себе,   что   изо   дня   в   день   вы   должны   выполнять   упражнения,   не   очень понятные, монотонные и скучные. Возьмите любую гимнастику. Все мы знаем, что это надо, это полезно. Но все ли мы методично следуем рекомендациям заниматься каждый день? А что же мы хотим от ребенка, мотивация которого не в пример взрослому человеку имеет уровень намного ниже. Значит, наша задача сделать занятия максимально интересными. Придумайте что хотите, поставьте себя на место ребенка, но, начиная заниматься, он должен знать — обязательно будет что­то   необычное,   интересное,   то,   чего   он   еще   не   делал.   Здесь   вам   предлагается   один   из вариантов. Порядок работы. 1. В таблице открытые, прямые слоги. К этому занятию принцип письма с  проговариванием и в основном правильно писать слоги. 2. Вначале работаем по первому варианту таблицы. Вы   видите,   что   таблица   разделена   на   две   части.   В   первой   слоги   с   длительными согласными,   которые   можно   «пропеть».   Во­второй   —   с   согласными,   которые   «петь» невозможно. Сначала отрабатываем чтение первой части. Читаем по одному слогу, по строчкам. Затем пишем  эти слоги  (частично  эта работа  уже  велась   при  работе над  Таблицей  1).  Следите  за правильностью проговаривания. 3. Затем попросите ребенка найти спрятанные в первой части слова:  ЛУНА, МЫЛО, НОСЫ... Он находит эти слова и пишет их. 4.   Предлагаем   вспомнить   слова,   частью   которых   являются   эти   слоги   (слова   только двусложные). Например: ЛЫжи, фаРЫ, РУка. Если это задание вызовет затруднение, помогите. 5. В такой же последовательности проводится работа по второй части таблицы.  Делается это на следующем занятии. Убедившись,   что   написание   с   проговариванием   слогов   и   двухсложных   слов   усвоено, переходим ко второму варианту таблицы. У детей, страдающих нарушениями чтения и письма, часто нарушена слоговая структура слова, им трудно воспроизвести ритмический рисунок слова, фразы. Они не чувствуют ударения в  слове,   а  значит,  неизбежны   ошибки  в  написании   безударных   гласных.   Чтение  часто  носит «угадывающий»   характер.   При   выполнении   предлагаемых   упражнений   «угадывание» исключается. Ребенок вынужден удерживать свое внимание на читаемом «слове» до конца. А также, что немаловажно, включить свое воображение. ­  Представь себе, что мы, например, папуасы. Наш язык непонятен окружающим, но мы­ то с тобой понимаем друг друга прекрасно. Вначале потренируемся. Читаем по два слога с ударением на первый слог: СЫмо, НУлы, СЭжу.  (Читаете с ребенком по очереди.) Затем меняете ударение, очередь, увеличиваете «слово» до трехсложного. Но такое чтение быстро надоест, если не привнести долю фантазии. Договоритесь, на какую тему будет вестись ваш разговор. Вот примерные темы для разговора: ­ Вы были на охоте и рассказываете друг другу, что увидели. ­  Вы спорите. ­  Вопрос — ответ. ­  Рассказываете о чем­то страшном, веселом и т. д. Также вы можете эти «слова» писать (но только из двух слогов). Например, пишете друг другу сообщения. При этом следите за правильностью проговаривания. Возможностей работы по этой таблице множество. Вместо «дикарского» разговора можно придумать «инопланетянский». Фантазируйте сами и позвольте это ребенку. Только помните о цели этих упражнений: воспитание внимания к читаемому слову, закрепление навыка письма с проговариванием.

Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы

Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы

Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы

Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы

Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы

Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы

Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы

Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы

Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы

Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы

Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы

Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы

Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы

Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы

Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы

Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы

Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы

Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы

Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы

Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы

Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы

Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы

Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы

Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы

Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы

Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы

Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы

Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы

Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы

Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы

Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы

Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы

Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы

Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы

Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы

Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы

Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы

Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы

Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы

Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы

Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы

Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы

Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы

Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы

Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы

Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы

Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы

Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы

Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы

Методическое пособие для учителей начальных классов и родителей. Слоговые таблицы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2017