Методическое пособие "В природу с игрой"
Оценка 4.6

Методическое пособие "В природу с игрой"

Оценка 4.6
Занимательные материалы +3
docx
экология +1
Все классы
05.03.2018
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой" представляет интерес для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений и содержит богатый практический материал: перспективный план по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, Дидактические игры и др. . Использование дидактических игр на развивающих и обучающих занятиях экологического цикла помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.Пособие предназначено педагогам детского сада и родителям для работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр.
Метод.пособие, рук. Ермолаева М.В..docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УЛЬЯНОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО­ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» Методическое пособие  для воспитателей детского сада и родителей «В природу с игрой». 2017 г      Автор – составитель:      Максимова Светлана Руководитель: Ермолаева М. В., преподаватель общепрофессиональных  дисциплин ОГБПОУ «Ульяновский социально – педагогический колледж»  Пособие предназначено педагогам детского сада и родителям для работы по   экологическому   воспитанию   детей   старшего   дошкольного   возраста средствами дидактических игр. 2 Введение «Мир, окружающий ребёнка ­ это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» В. А. Сухомлинский.         Взаимодействие     человека   с   природой   чрезвычайно   актуальная проблема современности. С каждым годом её звучание  становится  сильнее,  слишком  уж великий урон нанесён живой природе. Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли ­ образование   экологическое   воспитание людей   в   области   окружающей   среды, всего населения,   включая   и   подрастающее   поколение.   Началом    формирования     экологической   направленности   личности   по   праву   можно считать   дошкольное   детство, так как   в   этот   период   закладывается  фундамент,   осознанного   отношения   окружающей   действительности накапливаются яркие эмоциональные впечатления,  которые  надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека. Первые шаги в природе! И хоровод ромашек, и радостные трели птиц, и   радость   от   общения   с   животными   и   растениями   ­   именно   с   этого   и начинается экологическое воспитание дошкольников в детском саду. Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание   человечности,  то   есть   доброты,  ответственного   отношения   и  к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить   землю   пригодной   для   полноценной   жизни.   Экологическое воспитание   должно   учить   детей,   понимать   и   себя,   и   все,   что   происходит вокруг, оно тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, 3 удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта,   и   отдельного   цветка,   капли   росы,   маленького   паучка),   что   от состояния окружающей среды  зависит здоровье человека. А чтобы сохранить своё здоровье, нужно жить в гармонии с природой и вести здоровый образ жизни. Дошкольники   должны   понимать   причины   необходимости   сохранения всех без исключения видов животных и растений. Их нужно учить, не рвать красивые   цветы,   что   эти   цветы   могут   исчезнуть   и   из­за   нарушения   места обитания,   например,   в   результате   вытаптывания.   Важно,   чтобы   дети понимали,   необходимость   сохранения   на   Земле   всех   живых   организмов, независимо   от   нашего   отношения   к   ним.   Не   должны   употребляться   в разговорах с детьми слова «вредные, полезные». У ребенка следует формировать активную позицию, желание изменить что­либо вокруг себя в лучшую сторону (начать с малого: не бросать мусор на улице).   Дать   детям   почувствовать,   что   даже   от   их   посильных,   на   первый взгляд   незначительных,   действий   зависит,   каким   будет   окружающий   мир. Ребёнок должен понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды. Хочется   отметить   тот   факт,   что   мало   кто   из   ребят   любовался распустившимися цветами. Иногда возникало ощущение, что дети относятся к живым   объектам   природы   как   к   неодушевлённым   объектам.   Порой   они восторгаются   при   виде   цветка,   бабочки   и   в   то   же   время   могут   раздавить бегущего по тропинке муравья. Это говорит о слабых, поверхностных знаниях детей о природе, к её объектам. Откуда   у   эмоционально   отзывчивого   ребёнка   столько   холодности   и безразличия? Не от нас ли, взрослых? Ведь порой родители сами являются примером экологической неграмотности: папа сломал ветку и отмахивается 4 от   комаров;   видит,   что   дети   качаются   на   деревьях   и   равнодушно отворачивается. Родители, имея определенный запас знаний об экологическом поведении, зачастую сами не соблюдают правила поведения в быту и природе. Отсутствие   экологической   культуры   является   наиболее   серьёзной, актуальной проблемой нашего времени. Тот или иной уровень экологической культуры   ­   результат   воспитания,   главной   функцией   которого   является подготовка   подрастающего   поколения   к   жизни   в   этом   мире,   а   для   этого необходимо   знать,   владеть   системой   нравственных   норм   по   отношению   к нему, в том числе и к природе. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии, именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни. И   как   говорилось   выше,   дошкольное   детство   благодатный   период,  в котором   формируются   базисные   нравственные   ориентиры,   в   том   числе экологическая   культура   и   грамотность.   Важно   сделать   процесс   обучения интересным и увлекательным для малыша, учить играя. Игра   имеет   в   дошкольном   детстве   первостепенное   значение,   она повышает   интеллект,   способствует   чувственному   восприятию   мира   и эмоциональному   благополучию   ребёнка,   создаёт   оптимальные   условия   для воспитания и обучения. Наиболее приемлемым методом обучения является дидактическая игра. Экологические   игры ­   это   форма   экологического   образования   и воспитания   экологической   культуры,   основанная   на   развёртывании   особой игровой   деятельности   участников,   стимулирующая   высокий   уровень мотивации, интереса к природе. Знания о природе полученные детьми при помощи дидактической игры, влияют   на   формирование   у   них   бережного   и   внимательного   отношения   к объектам «живой» и «неживой» природы. 5 Дидактические игры­ это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях  воспитания  и обучения детей.  Эти  игры направлены на решение конкретных задач обучения, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельность. Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Дидактические   игры   экологического   содержания   помогают   ребенку увидеть   неповторимость   не   только   определенного   живого   организма,   но   и экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за её пределами. 6 Виды дидактических игр Дидактические   игры   различаются   по   обучающему   содержанию, познавательной   деятельности   детей,   игровым   действиям   и   правилам, организации   и   взаимоотношениям   детей,   по   роли   учителя.   Перечисленные признаки присущи всем играм, однако, в одних играх отчётливее выступают одни признаки, в других – иные. Чёткой классификации, группировки игр по видам ещё нет. Часто игры соотносят с содержанием обучения: словесные игры, игры по ознакомлению с природой и другие. Кроме   того   в   методической   литературе   определены   виды дидактических игр экологического содержания:  ­ предметные; ­ настольно­печатные; ­ словесные . Предметные игры.  Это игры с использованием различных предметов природы   (листья,   шишки,   семена,   камешки   и   т.д.)   Предметные   игры рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о   качествах   и   свойствах   объектов   природы.   Предметные   игры   учат   детей обследовать,   развивают   сенсорику   ребенка.   Как   пример   предметных   игр 7 можно привести ­ «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки, «С чьей ветки детки»   и   т.д.   Предметные   игры   можно   использовать   во   всех   возрастных группах,   как   в   коллективных   занятиях,   так   и   индивидуальных,   усложняя содержание   игры   в   зависимости   от   возрастных   и   индивидуальных возможностей детей. Настольно­печатные игры.  Это  игры  типа   лото,  домино,  разрезных картинок («Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты» «Грибы» и пр.) Данные игры   дают   возможность   систематизировать   знания   детей   о   растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического   мышления   дошкольников,   развивают   способность   быстро, мобильно   использовать   имеющиеся   знания   в   новой   ситуации.   Настольно­ печатные игры целесообразно использовать в работе с небольшой подгруппой детей. Эффективны они и при организации индивидуальной коррекционной работы. Словесные игры. Это игры, не требующие никакого наглядного  материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже  имеющихся у детей представлений о мире природы. Примером словесных игр  могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто  прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто  живет на земле?» и пр. Словесные игры проводятся с целью закрепления,  обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире  Природы. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей. Данный   вид   игр   не   требует   специальных   условий,   его   можно организовать как в помещении, так и на прогулке. 8 Условий для эффективного формирования у старших дошкольников экологических знаний Модель   предметно­развивающей   среды   отражает   ее   структуру   и содержание   в   процессе   воспитательно­образовательной   деятельности,   в которой происходит развитие ребенка. Дошкольное   образование   –   первое   звено   в   системе   непрерывного образования человека. Качество дошкольного образования и образовательных услуг   обеспечивается   многими   условиями,   в   том   числе   и   рациональным, соответствующим   возрасту   дошкольников   наполнением   предметно­ развивающей среды детского сада. Развивающая   предметно­пространственная   среда   –   это   естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами; это комплекс эстетических, психолого­педагогических условий, необходимых 9 для осуществления воспитательно­образовательного процесса.  Во­первых, она необходима для удовлетворения потребностей ребенка на каждом отдельном этапе его развития. Во­вторых, деятельность в условиях обогащенной   предметной   среды   позволяет   ребенку   проявить любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому   осмыслению   познанного.   Необходимо   также   учитывать,   что размеры   и   организация   этого   пространства   связаны   с   возрастными особенностями ребенка. Пространство, созданное для детей взрослыми, должно положительно влиять   на   дошкольника.   Для   этого   необходимо   соблюдать   определенные условия.  Предметно­пространственная   развивающая   среда   в   детском   саду должна:  • иметь привлекательный вид;  • выступать в роли естественного фона жизни ребенка;  • снимать утомляемость;  • положительно влиять на эмоциональное состояние;  • помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;  •   давать   возможность   дошкольнику   заниматься   самостоятельной деятельностью. Показатели оценки развивающей среды:  • положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе;  • отсутствие конфликтов среди детей;  • наличие продуктов детской деятельности;  • динамика развития ребенка;  • невысокий уровень шума. Нормативно­правовой   базой   к   отбору   оборудования,   учебно­ методических и игровых материалов являются:  • концепция дошкольного воспитания (1989 г.); • концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (1993 г.); •   методическое   письмо   Министерства   образования   Российской Федерации   от   17.05.1995   №61/19­12   «О   психолого­педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»; • требования СанПиН 2.4.1.3049­13 от от 15.05.2013 г.; 10 •   концепция   содержания   непрерывного   образования   (дошкольное   и начальное звено) от 17.06.2003 г.; • приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального   государственного   образовательного   стандарта   дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384). Методика руководства дидактическими играми Успешное   руководство   дидактическими   играми,   прежде   всего, предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе,   взаимодействие   с   другими   играми   и   формами   обучения.   Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности   и   инициативы   детей,   применение   ими   разных   способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.     Развитие   интереса   к   дидактическим   играм,   формирование   игровой деятельности   у   более   старших   детей   (4­6   лет)   достигается   тем,   что воспитатель   ставит   перед   ними   усложняющиеся   задачи,   не   спешит подсказывать   игровые   действия.   Игровая   деятельность   дошкольников становится более осознанной, она в большей мере направлена на достижение результата, а не на сам процесс. Но и для старших дошкольников руководство игрой   должно   быть   таким,   чтобы   у   детей   сохранялось   соответствующее эмоциональное настроение, непринуждённость, чтобы они переживали радость от участия в ней и чувство удовлетворения от решения поставленных задач. 11 Воспитатель   намечает   последовательность   игр,   усложняющихся   по содержанию,   дидактическим   задачам,   игровым   действиям   и   правилам. Отдельные изолированные игры могут быть очень интересными, но, используя их   вне   системы,   нельзя   достигнуть   общего   обучающего   и   развивающего результата. Поэтому следует чётко определять взаимодействие обучения на занятиях и в дидактической игре.  Руководя   играми,     воспитатель   использует   разнообразные   средства воздействия   на   дошкольников.   Например,   выступая   в   качестве   участника игры, он незаметно для них направляет игру, поддерживает их инициативу, сопереживает   с   ними   радость   игры.     Поддерживая   и   пробуждая   детскую деятельность, педагог делает это чаще всего не прямо, а косвенно: выражает удивление, шутит, использует разного рода игровые сюрпризы и т.п. Таким образом, воспитатель должен активно руководить дидактической игрой   на   всех   её   этапах:   организовывать   игру   и   следить   за   ее   ходом, принимать непосредственное участие в игре, наблюдать за ходом игры, при необходимости оказывать помощь играющим., Владея методикой руководства дидактическими играми дошкольников, педагог может решать самые разнообразные задачи воспитания, обучения и развития детей, добиваясь высокой эффективности их реализации. 12 Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Месяц Название  игры Цель Материал 1 неделя ноября «Волшебный  поезд» ­ Закреплять и  систематизировать Два поезда,  вырезанных из картона представление  детей о зверях,  (в каждом поезде по 4  вагона с 5 окнами);  насекомых,  два комплекта  13 «Птичий базар» 2 неделя ноября 3 неделя ноября «Чей это  домик?» карточек с  изображением  животных. Игровое поле­1. Маленькие карточки­ 84 шт. Карты­12 шт. Кубик­1. фишки­4 шт. Перфокарты,  дополнительные   рабочие полоски  бумаги, простой  карандаш, линейка. земноводных; ­ развивать  логическое   мышление,  зрительную  память. ­ Знакомить детей  с перелётными,  зимующими и  домашними  птицами; ­  развивать связную  речь, мышление,   внимание,  зрительную  память. ­ Закреплять  умение детей  устанавливать  связь между  строением тела  животного, средой обитания и  образом жизни;       ­ развивать  14 интерес к жизни  животных;               ­  воспитывать  бережное  отношение к  животным. 4 неделя ноября «Кто чем  питается?» ­Закрепить умение устанавливать  Перфокарты,  дополнительные  рабочие полоски  бумаги, карандаш,  линейка. связи между  строением  животного,  поведением и  способом питания. 1 неделя декабря «Кто где  зимует?» ­Уточнить знания  детей о способах  Перфокарты, рабочие  полоски бумаги,  простой карандаш. зимовки  животных;               ­ устанавливать  связь между  внешним видом и  способами  питания;                  ­ развивать  мыслительные  15 процессы, логику;  ­ воспитывать  интерес к  животным и  прийти на помощь. 2 неделя «Чьи следы?» ­Упражнять детей  Перфокарта с  декабря в различении  следов животных; изображением  животных и их следов, рабочие полоски  бумаги, цветные  карандаши ­ развивать  зрительную  память,  наблюдательность; ­ воспитывать  интерес к  экологическим  особенностям  диких животных 3 неделя декабря «Экологические  круги» ­ Закрепить  Игровое поле,  умение  квалифицировать  разбитое на  классификационные  круги, конверт с  набором фигурок  животных разных  групп. животных по  разным  основаниям; ­выделить  существенные  16 4 неделя декабря «У кого какая  одежда»?» признаки  отдельных групп  животных. ­Выявить у  каждого  животного  характерные  признаки тела  (перья, чешуя,  кожа, шерсть,  иголки, панцирь); ­воспитывать  познавательный  интерес к птицам. Карточки с  изображением  животных. Набор  карточек с  изображением  «одежды» животных. 2 неделя января «Что опасно для  природы» ­ Закрепить знания детей о  Перфокарта с  изображением  взаимоотношениях природы и  положительного и  отрицательного  воздействия человека  на природу, рабочая  полоска бумаги,  цветные карандаши человека, о  правилах  поведения в  природе; ­ воспитывать  гуманное  отношение ко  17 3 неделя января «Зоологическая  столовая» 4 неделя января Где мы живём. (экологическое  единство). 1 неделя февраля «Влаголюбивые и  засухоустойчивые растения» всему живому. ­ Формировать  На каждую команду­  представления  дошкольников о  лист картона с  изображением трёх  способах питания  животных и  столов(красного,  зелёного,  группировке их по  этому признаку; синего),комплект  картинок с  изображением  животных(15­20 шт.) Перфокарты,  дополнительные   рабочие полоски  бумаги, простой  карандаш, линейка. Перфокарты,   дополнительные    рабочие   полоски    рабочей   бумаги,    простой карандаш,  линейка. ­Закрепить  представление о  взаимосвязях в  природе; ­формировать  представления о  единстве  животного и среды его обитания ­ Закрепить  умение  устанавливать  связь между  особенностями  внешнего вида  18 комнатных  растений и их  потребностью в  воде; ­ развивать  желание  заботиться о  комнатных  растениях. 2 неделя февраля «Как  размножаются  комнатные  растения» ­ Закрепить знания Перфокарта с  детей о способах  размножения  изображением  растений и способов  комнатных  растений, об  их размножения,  рабочая полоска  условиях,  необходимых для  бумаги, цветные  карандаши молодых посадок; ­ воспитывать  интерес к  комнатным  растениям. 3 неделя февраля «Что необходимо для роста  растений» ­ Закрепить  Набор карточек с  представления об  условиях,  изображением  растений и набор  необходимых для  моделей объектов  19 роста растений; неживой природы. ­ установить  экологическую  зависимость  между растениями и неживой  природой  (земля,  вода, свет, тепло) 4 неделя февраля «Что появится  из цветка?» ­ Систематизироват Перфокарты,  дополнительные   ь знания о росте и  развитии растений; рабочие полоски  бумаги, простой  карандаш, линейка ­упражнять детей  в подборе пар:  цветок ­ плод; ­воспитывать  интерес к  растительному  миру. 1 неделя марта «Листья, корни,  стебельки» Систематизироват ь знания о  Карточки с  изображением  строении  растений; 20 растений с  разнообразными ­ закрепить умение выделять основные листьями, стеблями,  корнями, плодами,  части растений и  соотносить их  цветами, семенами, с  прорезями напротив  строение с  экологическими  каждого изображения, рабочая полоска  особенностями  сочетания. бумаги, простой  карандаш. ­Упражнять в  составлении  Набор разрезных  карточек с  целого растения из частей; изображением овощей, разделённых на две  ­ развивать  логическое  мышление части: вершки­ корешки. 2 неделя марта «Вершки­  корешки» 3 неделя марта «С какой ветки  детки?» ­Упражнять в  ­Упражнять в подборе подборе плодов и  листьев,  плодов и листьев,  принадлежащих  одному растению; ­ развивать логическое мышление принадлежащих  одному растению; ­ развивать  логическое  мышление 21 4 неделя марта Развивающее  лото. «Овощи и  фрукты» ­ Закреплять свои  представления об  24 тематические  картинки. окружающем  мире;                        ­ упражнять в  умении узнавать  уже известные им  овощи, фрукты,  познакомить с  новыми,  учить  отличать их друг  от друга. 1 неделя апреля «Кто какой  любит уход» ­Закрепить  представления о  Перфокарты, рабочая  полоска бумаги,  способах ухода за  растениями; простой карандаш,  линейка. ­воспитывать  бережное  отношение к  растения 2 неделя апреля «Без билета по  всему свету» ­Закрепить знания  о способах  Модель поля,  состоящую из двух  распространения  семян и плодов; кругов, внутренний  круг, в виде ромашки,  ­установить  22 на котором зашифрован способ  распространения  семян и плодов. зависимость  способа  распространения  от строения  плодов и семян; ­развивать интерес к жизни растений; ­ воспитывать  бережное  отношение к  природным  материалам. Перфокарты   с    изображением   поведение  человека  в заповеднике,   рабочая полоска бумаги,  простой карандаш 3 неделя апреля «В заповеднике» ­  Систематизироват ь знания о том, как люди пытаются  решать проблемы  загрязнения  заповедников,  охрану  растительного  мира и животного  мира; ­воспитывать  бережное  отношение к  23 природе  заповедных мест 4 неделя апреля «Выбери  правильно дорогу» ­Установить  взаимосвязь между Панно с изображением тропинок с  определёнными  объектами живой  природы (муравей,  паук в паутине, и т.д.). человеком и  объектами  природы; ­воспитывать  ответственное  отношение к  природе. 24 «КАРТОТЕКА ИГР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ» «РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР».  «ВЕРШКИ ­ КОРЕШКИ» Цель игры: ­ Упражнять в составлении целого растения из частей.                         Материал к игре: Набор разрезных карточек с изображением овощей, разделенных на две части: вершки ­ корешки.  Правило игры: ­ Выполнять задание по сигналу воспитателя. ­ Пользоваться общим набором карточек, ­ Побеждает тот, кто быстрее и правильно выполнит задание.  Игровое действие: 25 Ребенок   выполняет   определенное   задание   воспитателя   (дополняя   вершки ­корешками, корешки ­ вершками).  Варианты игры: 1.  Определяют съедобную часть растения. 2.  Отобрать" овощи для блюда,  задуманного  ребенком  индивидуально  или воспитателем. 3.  Угадай, что за блюдо придумает ребенок или воспитатель. 4.  Выстроить ряд роста (по прорастанию и созреванию растений на грядке). 5.  По данной загадке отгадать овощное растение. 6.  Составить загадку про данное растение.  «БЕЗ БИЛЕТА ПО ВСЕМУ СВЕТУ». Цель игры:  ­ Закрепить знания о способах распространения семян и плодов. ­   Установит   зависимость   способа   распространения   от   строения   плодов   и семян. ­ Развивать интерес к жизни растений. ­ Воспитывать бережное отношение к природным материалам.  Материал к игре: Модель поля, состоящую из двух кругов, внутренний круг, в виде ромашки, на котором зашифрован способ распространения семян и плодов. Правило игры: ­ Задание воспитателя выполняется индивидуально, самостоятельно. 26 ­ Побеждает тот, кто быстрее и правильно выполнит задание.  Игровые действия: Вращением  кругов ребенок достигает соответствия картинок типа плодов и способа распространения.  Варианты игры:  1. Придумывание модели разных способов распространения семян и плодов. 2.  Найди лишнее растение. 3.  Найди 2 растения с одинаковым способом  распространения семян. 4.  Придумай загадку о названном растении. «С КАКОЙ ВЕТКИ ДЕТКИ?»  I  вариант. Цель игры: ­ Подобрать плоды и листья, принадлежащие одному растению. ­ Воспитывать познавательный интерес к растениям.  Материал к игре: Конверты с изображением растения с двумя кармашками, набор картинок с изображением семян, плодов  и листьев. Правило игры: ­ Пользоваться общим набором карточек. ­ Побеждает тот, кто быстрее и правильно выполнит задание. ­ Задание выполняется индивидуально, самостоятельно. Игровое действие: 27 Ребенок подбирает к своему растению листья, плоды, семена.  Вариант игры: 1. Находят и соотносят плоды с растениями. 2. Находят и соотносят  листья с растениями. 3. Найти растение по загадкам о плодах. 4. Где лист дубовый, кленовый, березовый.... ? 5. Выстроить из листьев экологический ряд от маленького  до большого.  «С КАКОЙ ВЕТКИ ДЕТКИ?»  II  вариант. Цель игры: Упражнять в подборе плодов и листьев, принадлежащих одному растению. Материал к игре: Перфокарты, рабочая полоска бумаги, простой карандаш, линейка. Правило игры: ­ Побеждает тот, кто быстрее и правильно выполнит задание. ­ Задание выполняется индивидуально, самостоятельно.  Игровое действие: В   прорезь   перфокарты   вставляется   рабочая   полоска   бумаги,   на   которой ребенок   выполняет   задание   воспитателя,  соединяет   линией   растения   с  его плодами и листьями. Варианты игры: 1. Найти лишний плод и листочек.    28 2. Найти два одинаковых плода по форме. 3. Классификация по разным основаниям.  «КТО БОЛЬШЕ УВИДИТ?» Цель игры: ­Классификация  растений  по   разным   экологически   значимым   основаниям. Материал к игре: Игровое поле   в   виде   круга   с изображением   различных растений,   набор геометрических фигур. Правило игры: ­Выполнять задание по сигналу воспитателя. ­ Пользоваться общим набором карточек. ­ Побеждает тот, кто быстрее и правильно выполнит задание.  Игровое действие: Ребенок отмечает фишкой определенное растение по заданию воспитателя. Варианты игры: 1. Отметить дерево, кустик, травянистое растение. 2.Классификация   по   месту   произрастания   (луговые,   лесные,   на   воде, комнатные, садовые,  огородные). 3. Найти  дикорастущие,  культурное, съедобное, лечебное и т.д. 4. Найти растение, занесенное в «Красную книгу». «ВЛАГОЛЮБИВЫЕ И ЗАСУХОУСТОЙЧИВЫЕ РАСТЕНИЯ» 29 Цель игры: ­Устанавливать   связь   между   особенностями   внешнего   вида   комнатных растений и их потребностью воды. ­ Развивать желание заботиться о комнатных растениях.   Игровой материал: Перфокарты, рабочая полоска бумаги, карандаши: Правило игры: ­ Задание выполняется индивидуально, самостоятельно. Игровые  действия: В   прорезь   перфокарты   вставляется   полоска   бумаги,   на   которой   ребенок выполняет   задание,   соединяет   растение   с   моделью   влаголюбивое   или засухоустойчивое растение (солнце, тучка). Варианты игры: 1. Найди лишнее растение. 2. Исправь ошибку (воспитатель сам соединяет и допускает ошибку). 3.Придумать   сами   значок   модели   засухоустойчивого   и   влаголюбивого растения. 4. Найти растения по описательной загадке.  «НАЙДИ ПАРУ» Цель игры: ­ Классифицировать деревья по группам (хвойные, лиственные). ­ Узнавать деревья по силуэтам, в разное время года (зимой, летом). 30 Материал к игре:  Перфокарты, простой карандаш, рабочая, полоска бумаги. Правило игры: ­ Результат объявляется после проверки. ­ Побеждает тот, кто быстрее и правильно выполнит задание. ­ Задание выполняется индивидуально, самостоятельно.  Игровые действия: В     прорезь     перфокарты     вставляется     полоска   бумаги,     на   которой ребенок выполняет задание, соединяет линией дерево с его силуэтом.  Варианты игры: 1. Найди лишнее дерево (дается лишнее дерево без силуэта). 2. Найти дерево по описанию. 3. Найти хвойные деревья (силуэты зимой и летом). 4. найти лиственные  деревья (силуэты зимой и летом).  «ТРАВКА, КУСТИК, ДЕРЕВЦО»  Цель игры: ­ Систематизировать знания об основных группах растений (травянистые, мхи, деревья, кусты, папоротники). Игровой материал: Набор   картинок   с   изображением   разных   групп   растений,   модели   этих растений. 31 Правило игры: ­ Пользоваться общим набором карточек. ­ Побеждает тот, кто быстрее и правильно выполнит задание.  Игровое действие: Ребенок подбирает к модели растения карточку с изображением растения. Варианты игры: 1. Найти культурное растение, 2. Найти  дикорастущие  растение. 3. Провести классификацию: деревья, кустарники, мхи и т.д. 4.Выстроить   экологический   ряд:   от   самого   низкого   до   самого   высокого растения. 5. Найти растение по описанию, по загадке. 6. Подобрать модель к растению, и растение к модели.  «ПОЧТАЛЬОН ПРИНЕС ПОСЫЛКУ» Цель игры: ­  Закрепить   представления   детей   о   среде   обитания   комнатных   растений   в природе, о приспособлении комнатных растений к условиям среды. ­Воспитывать   желание   правильно   ухаживать   за   растениями,   учитывая   их экологические потребности. Материал к игре: 32 Набор   фотографий   комнатных   растений   (или   натуральные   растения   в горшочках).   Иллюстрации   мест   обитания   комнатных   растений   в   природе (пустыня, тропический лес, субтропики). Правило игры: Пользоваться общим  набором карточек. ­ Побеждает тот, кто быстрее и правильно выполнит задание.  Игровое действие: Ребенок соотносит фотографию комнатного растения к среде обитания этого растения в природе.  Варианты игры:  1. Найти по фотографии такое же растение в уголке природы. 2. Найти пару по строению. 3. Найти по названию. 4. Найти растение по загадке.                                              «УГАДАЙ НА ВКУС» Цель игры: ­ Систематизировать   представления   об   овощах   и   фруктах   при    помощи вкусовых анализаторов. ­ Воспитывать в детях желание выращивать урожай на огороде.  Материал к игре: 33 Набор овощей и фруктов, набор карточек с изображением овощей и фруктов.  Правило игры: ­ Выполнять действия по сигналу воспитателя. ­ Выигрывает тот, кто правильно выполнит задание воспитателя.  Игровое действие: Угадывание на вкус овощи и фрукты, подобрать карточку с изображением  овоща или фрукта. Варианты игры: 1. Назвать, что съел 2. Назвать, словом вкусовые ощущения. 3. Подбери картинку к своему фрукту или овощу. 4. Классификация по месту произрастания этих растений (сад, огород), овощ  это или фрукт. 5. Подобрать овощи к салату. 6. Подобрать фрукты для компота. 7. Найти овощи, фрукты по загадке.  «ЧТО ПОЯВИТСЯ ИЗ ЦВЕТКА?» Цель игры: ­ Систематизировать знания о росте и развитии растений. ­ Упражнять детей в подборе пар: цветок ­ плод. ­ Учить предвидеть последствия, строить прогноз. 34 ­ Воспитывать интерес к растительному миру.  Материал к игре: I вариант: перфокарты, рабочая полоска бумаги, простой карандаш. II вариант: Набор карточек отображением цветков, плодов.  Правило игры: I вариант: Задание выполняется индивидуально, самостоятельно. Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание. Результат объявляется после проверки. II  вариант:   Пользоваться общим набором карточек. Выполнять задание по сигналу воспитателя. Выбирается ведущий. Игровое действие: I  вариант: В прорезь перфокарты вставляется полоска бумаги, на которой ребенок выполняет свое действие: соединяет плод с цветком. II  вариант:   Ребенок   подбирает   себе   пару   (плод   ­   цветок,   цветок   ­   плод). Варианты игры: 1.Классифицировать     растения   по   месту   произрастания   в   природе (экосистемы лес, сад, огород, поле, луг)                                                             '   ' 2.Найти одинаковые по цвету цветки. 3.Найти похожие семена. 4.Использовать натуральные плоды. 5.Выстроить из натуральных плодов экологический ряд: от самого маленького плода до самого большого и от самого большого до самого маленького. «ЛИСТЬЯ, КОРНИ, СТЕБЕЛЬКИ». 35 Цель игры: ­ Систематизировать знания о строении растений. ­ Выделять    основные   части    растений   и    соотносить    их   строение    с экологическими особенностями сочетания. ­  Развивать интерес к растениям. Материал к игре: Карточки с изображением  растений с разнообразными листьями, стеблями, корнями,   плодами,   цветами,   семенами,   с   прорезями   напротив   каждого изображения рабочая полоска бумаги, простой карандаш. Правило игры: ­ Задание выполняется индивидуально, самостоятельно. ­ Выигрывает тот, кто правильно выполнит задание. ­ Результат объявляется после проверки. Игровое действие: В     прорезь     перфокарты     вставляется     полоска     бумаги,     на   которой ребенок выполняет задание воспитателя. Варианты игры: 1.Найти стволы, плоды, листочки, цветы, корни у растений. 2. Найти одинаковые растения по строению. Объяснить приспособительные  особенности.  «КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ?» Цель игры: 36

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"

Методическое пособие "В природу с игрой"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018