Методическое пособие "В природу с игрой" представляет интерес для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений и содержит богатый практический материал: перспективный план по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, Дидактические игры и др. . Использование дидактических игр на развивающих и обучающих занятиях экологического цикла помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.Пособие предназначено педагогам детского сада и родителям для работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр.
Метод.пособие, рук. Ермолаева М.В..docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УЛЬЯНОВСКИЙ СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Методическое пособие
для воспитателей детского сада и родителей
«В природу с
игрой». 2017 г
Автор – составитель:
Максимова Светлана
Руководитель: Ермолаева М. В., преподаватель общепрофессиональных
дисциплин ОГБПОУ «Ульяновский социально – педагогический колледж»
Пособие предназначено педагогам детского сада и родителям для работы
по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
средствами дидактических игр.
2 Введение
«Мир, окружающий ребёнка это, прежде всего мир Природы с
безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в
природе, вечный источник детского разума»
В. А. Сухомлинский.
Взаимодействие
человека с природой чрезвычайно актуальная
проблема современности. С каждым годом её звучание становится сильнее,
слишком уж великий урон нанесён живой природе.
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли образование
экологическое воспитание
людей в области окружающей среды,
всего населения, включая и подрастающее поколение.
Началом
формирования экологической направленности личности по праву можно
считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается
фундамент,
осознанного отношения окружающей действительности
накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой
и на всю жизнь остаются в памяти человека.
Первые шаги в природе! И хоровод ромашек, и радостные трели птиц,
и радость от общения с животными и растениями именно с этого и
начинается экологическое воспитание дошкольников в детском саду.
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего,
воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к
природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно
оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое
воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит
вокруг, оно тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать,
3 удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их
как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего
ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка), что от
состояния окружающей среды зависит здоровье человека. А чтобы сохранить
своё здоровье, нужно жить в гармонии с природой и вести здоровый образ
жизни.
Дошкольники должны понимать причины необходимости сохранения
всех без исключения видов животных и растений. Их нужно учить, не рвать
красивые цветы, что эти цветы могут исчезнуть и изза нарушения места
обитания, например, в результате вытаптывания. Важно, чтобы дети
понимали, необходимость сохранения на Земле всех живых организмов,
независимо от нашего отношения к ним. Не должны употребляться в
разговорах с детьми слова «вредные, полезные».
У ребенка следует формировать активную позицию, желание изменить
чтолибо вокруг себя в лучшую сторону (начать с малого: не бросать мусор на
улице). Дать детям почувствовать, что даже от их посильных, на первый
взгляд незначительных, действий зависит, каким будет окружающий мир.
Ребёнок должен понимать и свою ответственность за состояние окружающей
среды.
Хочется отметить тот факт, что мало кто из ребят любовался
распустившимися цветами. Иногда возникало ощущение, что дети относятся к
живым объектам природы как к неодушевлённым объектам. Порой они
восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут раздавить
бегущего по тропинке муравья. Это говорит о слабых, поверхностных знаниях
детей о природе, к её объектам.
Откуда у эмоционально отзывчивого ребёнка столько холодности и
безразличия? Не от нас ли, взрослых? Ведь порой родители сами являются
примером экологической неграмотности: папа сломал ветку и отмахивается
4 от комаров; видит, что дети качаются на деревьях и равнодушно
отворачивается. Родители, имея определенный запас знаний об экологическом
поведении, зачастую сами не соблюдают правила поведения в быту и природе.
Отсутствие экологической культуры является наиболее серьёзной,
актуальной проблемой нашего времени. Тот или иной уровень экологической
культуры результат воспитания, главной функцией которого является
подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого
необходимо знать, владеть системой нравственных норм по отношению к
нему, в том числе и к природе. Без изменений в культуре природопользования
нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии, именно культура
способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и
социальными законами жизни.
И как говорилось выше, дошкольное детство благодатный период, в
котором формируются базисные нравственные ориентиры, в том числе
экологическая культура и грамотность. Важно сделать процесс обучения
интересным и увлекательным для малыша, учить играя.
Игра имеет в дошкольном детстве первостепенное значение, она
повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и
эмоциональному благополучию ребёнка, создаёт оптимальные условия для
воспитания и обучения. Наиболее приемлемым методом обучения является
дидактическая игра.
Экологические игры это форма экологического образования и
воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой
игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень
мотивации, интереса к природе.
Знания о природе полученные детьми при помощи дидактической игры,
влияют на формирование у них бережного и внимательного отношения к
объектам «живой» и «неживой» природы.
5 Дидактические игры это разновидность игр с правилами, специально
создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры
направлены на решение конкретных задач обучения, но в то же время в них
проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельность.
Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую
игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.
Дидактические игры экологического содержания помогают ребенку
увидеть неповторимость не только определенного живого организма, но и
экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что
неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные
изменения как внутри самой экосистемы, так и за её пределами.
6 Виды дидактических игр
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию,
познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам,
организации и взаимоотношениям детей, по роли учителя. Перечисленные
признаки присущи всем играм, однако, в одних играх отчётливее выступают
одни признаки, в других – иные.
Чёткой классификации, группировки игр по видам ещё нет. Часто игры
соотносят с содержанием обучения: словесные игры, игры по ознакомлению с
природой и другие.
Кроме того в методической литературе определены виды
дидактических игр экологического содержания:
предметные;
настольнопечатные;
словесные .
Предметные игры. Это игры с использованием различных предметов
природы (листья, шишки, семена, камешки и т.д.) Предметные игры
рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей
о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат детей
обследовать, развивают сенсорику ребенка. Как пример предметных игр
7 можно привести «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки, «С чьей ветки
детки» и т.д. Предметные игры можно использовать во всех возрастных
группах, как в коллективных занятиях, так и индивидуальных, усложняя
содержание игры в зависимости от возрастных и индивидуальных
возможностей детей.
Настольнопечатные игры. Это игры типа лото, домино, разрезных
картинок («Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты» «Грибы» и пр.) Данные
игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях,
животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие
логического мышления дошкольников, развивают способность быстро,
мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Настольно
печатные игры целесообразно использовать в работе с небольшой подгруппой
детей. Эффективны они и при организации индивидуальной коррекционной
работы.
Словесные игры. Это игры, не требующие никакого наглядного
материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже
имеющихся у детей представлений о мире природы. Примером словесных игр
могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто
прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто
живет на земле?» и пр. Словесные игры проводятся с целью закрепления,
обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире
Природы. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти,
сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей.
Данный вид игр не требует специальных условий, его можно
организовать как в помещении, так и на прогулке.
8 Условий для эффективного формирования у старших
дошкольников экологических знаний
Модель предметноразвивающей среды отражает ее структуру и
содержание в процессе воспитательнообразовательной деятельности, в
которой происходит развитие ребенка.
Дошкольное образование – первое звено в системе непрерывного
образования человека. Качество дошкольного образования и образовательных
услуг обеспечивается многими условиями, в том числе и рациональным,
соответствующим возрасту дошкольников наполнением предметно
развивающей среды детского сада.
Развивающая предметнопространственная среда – это естественная
комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве и
времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами;
это комплекс эстетических, психологопедагогических условий, необходимых
9 для осуществления воспитательнообразовательного процесса.
Вопервых, она необходима для удовлетворения потребностей ребенка
на каждом отдельном этапе его развития. Вовторых, деятельность в условиях
обогащенной предметной среды позволяет ребенку проявить
любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к
творческому осмыслению познанного. Необходимо также учитывать, что
размеры и организация этого пространства связаны с возрастными
особенностями ребенка.
Пространство, созданное для детей взрослыми, должно положительно
влиять на дошкольника. Для этого необходимо соблюдать определенные
условия.
Предметнопространственная развивающая среда в детском саду
должна:
• иметь привлекательный вид;
• выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
• снимать утомляемость;
• положительно влиять на эмоциональное состояние;
• помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
• давать возможность дошкольнику заниматься самостоятельной
деятельностью.
Показатели оценки развивающей среды:
• положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе;
• отсутствие конфликтов среди детей;
• наличие продуктов детской деятельности;
• динамика развития ребенка;
• невысокий уровень шума.
Нормативноправовой базой к отбору оборудования, учебно
методических и игровых материалов являются:
• концепция дошкольного воспитания (1989 г.);
• концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении
(1993 г.);
• методическое письмо Министерства образования Российской
Федерации от 17.05.1995 №61/1912 «О психологопедагогических
требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»;
• требования СанПиН 2.4.1.304913 от от 15.05.2013 г.;
10 • концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и
начальное звено) от 17.06.2003 г.;
• приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
Методика руководства дидактическими играми
Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего,
предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткое
определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном
процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно
должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности,
самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов
решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения
между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.
Развитие интереса к дидактическим играм, формирование игровой
деятельности у более старших детей (46 лет) достигается тем, что
воспитатель ставит перед ними усложняющиеся задачи, не спешит
подсказывать игровые действия. Игровая деятельность дошкольников
становится более осознанной, она в большей мере направлена на достижение
результата, а не на сам процесс. Но и для старших дошкольников руководство
игрой должно быть таким, чтобы у детей сохранялось соответствующее
эмоциональное настроение, непринуждённость, чтобы они переживали радость
от участия в ней и чувство удовлетворения от решения поставленных задач.
11 Воспитатель намечает последовательность игр, усложняющихся по
содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам.
Отдельные изолированные игры могут быть очень интересными, но, используя
их вне системы, нельзя достигнуть общего обучающего и развивающего
результата. Поэтому следует чётко определять взаимодействие обучения на
занятиях и в дидактической игре.
Руководя играми, воспитатель использует разнообразные средства
воздействия на дошкольников. Например, выступая в качестве участника
игры, он незаметно для них направляет игру, поддерживает их инициативу,
сопереживает с ними радость игры. Поддерживая и пробуждая детскую
деятельность, педагог делает это чаще всего не прямо, а косвенно: выражает
удивление, шутит, использует разного рода игровые сюрпризы и т.п.
Таким образом, воспитатель должен активно руководить дидактической
игрой на всех её этапах: организовывать игру и следить за ее ходом,
принимать непосредственное участие в игре, наблюдать за ходом игры, при
необходимости оказывать помощь играющим.,
Владея методикой руководства дидактическими играми дошкольников,
педагог может решать самые разнообразные задачи воспитания, обучения и
развития детей, добиваясь высокой эффективности их реализации.
12 Перспективный план работы по формированию экологической
культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами
дидактических игр
Месяц
Название игры
Цель
Материал
1 неделя
ноября
«Волшебный
поезд»
Закреплять и
систематизировать
Два поезда,
вырезанных из картона
представление
детей о зверях,
(в каждом поезде по 4
вагона с 5 окнами);
насекомых,
два комплекта
13 «Птичий базар»
2 неделя
ноября
3 неделя
ноября
«Чей это
домик?»
карточек с
изображением
животных.
Игровое поле1.
Маленькие карточки
84 шт.
Карты12 шт.
Кубик1. фишки4 шт.
Перфокарты,
дополнительные
рабочие полоски
бумаги, простой
карандаш, линейка.
земноводных;
развивать
логическое
мышление,
зрительную
память.
Знакомить детей
с перелётными,
зимующими и
домашними
птицами;
развивать связную
речь, мышление,
внимание,
зрительную
память.
Закреплять
умение детей
устанавливать
связь между
строением тела
животного, средой
обитания и
образом жизни;
развивать
14 интерес к жизни
животных;
воспитывать
бережное
отношение к
животным.
4 неделя
ноября
«Кто чем
питается?»
Закрепить умение
устанавливать
Перфокарты,
дополнительные
рабочие полоски
бумаги, карандаш,
линейка.
связи между
строением
животного,
поведением и
способом питания.
1 неделя
декабря
«Кто где
зимует?»
Уточнить знания
детей о способах
Перфокарты, рабочие
полоски бумаги,
простой карандаш.
зимовки
животных;
устанавливать
связь между
внешним видом и
способами
питания;
развивать
мыслительные
15 процессы, логику;
воспитывать
интерес к
животным и
прийти на помощь.
2 неделя
«Чьи следы?»
Упражнять детей
Перфокарта с
декабря
в различении
следов животных;
изображением
животных и их следов,
рабочие полоски
бумаги, цветные
карандаши
развивать
зрительную
память,
наблюдательность;
воспитывать
интерес к
экологическим
особенностям
диких животных
3 неделя
декабря
«Экологические
круги»
Закрепить
Игровое поле,
умение
квалифицировать
разбитое на
классификационные
круги, конверт с
набором фигурок
животных разных
групп.
животных по
разным
основаниям;
выделить
существенные
16 4 неделя
декабря
«У кого какая
одежда»?»
признаки
отдельных групп
животных.
Выявить у
каждого
животного
характерные
признаки тела
(перья, чешуя,
кожа, шерсть,
иголки, панцирь);
воспитывать
познавательный
интерес к птицам.
Карточки с
изображением
животных. Набор
карточек с
изображением
«одежды» животных.
2 неделя
января
«Что опасно для
природы»
Закрепить знания
детей о
Перфокарта с
изображением
взаимоотношениях
природы и
положительного и
отрицательного
воздействия человека
на природу, рабочая
полоска бумаги,
цветные карандаши
человека, о
правилах
поведения в
природе;
воспитывать
гуманное
отношение ко
17 3 неделя
января
«Зоологическая
столовая»
4 неделя
января
Где мы живём.
(экологическое
единство).
1 неделя
февраля
«Влаголюбивые и
засухоустойчивые
растения»
всему живому.
Формировать
На каждую команду
представления
дошкольников о
лист картона с
изображением трёх
способах питания
животных и
столов(красного,
зелёного,
группировке их по
этому признаку;
синего),комплект
картинок с
изображением
животных(1520 шт.)
Перфокарты,
дополнительные
рабочие полоски
бумаги, простой
карандаш, линейка.
Перфокарты,
дополнительные
рабочие полоски
рабочей бумаги,
простой карандаш,
линейка.
Закрепить
представление о
взаимосвязях в
природе;
формировать
представления о
единстве
животного и среды
его обитания
Закрепить
умение
устанавливать
связь между
особенностями
внешнего вида
18 комнатных
растений и их
потребностью в
воде;
развивать
желание
заботиться о
комнатных
растениях.
2 неделя
февраля
«Как
размножаются
комнатные
растения»
Закрепить знания
Перфокарта с
детей о способах
размножения
изображением
растений и способов
комнатных
растений, об
их размножения,
рабочая полоска
условиях,
необходимых для
бумаги, цветные
карандаши
молодых посадок;
воспитывать
интерес к
комнатным
растениям.
3 неделя
февраля
«Что необходимо
для роста
растений»
Закрепить
Набор карточек с
представления об
условиях,
изображением
растений и набор
необходимых для
моделей объектов
19 роста растений;
неживой природы.
установить
экологическую
зависимость
между растениями
и неживой
природой (земля,
вода, свет, тепло)
4 неделя
февраля
«Что появится
из цветка?»
Систематизироват
Перфокарты,
дополнительные
ь знания о росте и
развитии растений;
рабочие полоски
бумаги, простой
карандаш, линейка
упражнять детей
в подборе пар:
цветок плод;
воспитывать
интерес к
растительному
миру.
1 неделя
марта
«Листья, корни,
стебельки»
Систематизироват
ь знания о
Карточки с
изображением
строении
растений;
20
растений с
разнообразными закрепить умение
выделять основные
листьями, стеблями,
корнями, плодами,
части растений и
соотносить их
цветами, семенами, с
прорезями напротив
строение с
экологическими
каждого изображения,
рабочая полоска
особенностями
сочетания.
бумаги, простой
карандаш.
Упражнять в
составлении
Набор разрезных
карточек с
целого растения из
частей;
изображением овощей,
разделённых на две
развивать
логическое
мышление
части: вершки
корешки.
2 неделя
марта
«Вершки
корешки»
3 неделя
марта
«С какой ветки
детки?»
Упражнять в
Упражнять в подборе
подборе плодов и
листьев,
плодов и листьев,
принадлежащих
одному растению;
развивать логическое
мышление
принадлежащих
одному растению;
развивать
логическое
мышление
21 4 неделя
марта
Развивающее
лото.
«Овощи и
фрукты»
Закреплять свои
представления об
24 тематические
картинки.
окружающем
мире;
упражнять в
умении узнавать
уже известные им
овощи, фрукты,
познакомить с
новыми, учить
отличать их друг
от друга.
1 неделя
апреля
«Кто какой
любит уход»
Закрепить
представления о
Перфокарты, рабочая
полоска бумаги,
способах ухода за
растениями;
простой карандаш,
линейка.
воспитывать
бережное
отношение к
растения
2 неделя
апреля
«Без билета по
всему свету»
Закрепить знания
о способах
Модель поля,
состоящую из двух
распространения
семян и плодов;
кругов, внутренний
круг, в виде ромашки,
установить
22
на котором зашифрован способ
распространения
семян и плодов.
зависимость
способа
распространения
от строения
плодов и семян;
развивать интерес
к жизни растений;
воспитывать
бережное
отношение к
природным
материалам.
Перфокарты с
изображением
поведение человека в
заповеднике, рабочая
полоска бумаги,
простой карандаш
3 неделя
апреля
«В заповеднике»
Систематизироват
ь знания о том, как
люди пытаются
решать проблемы
загрязнения
заповедников,
охрану
растительного
мира и животного
мира;
воспитывать
бережное
отношение к
23 природе
заповедных мест
4 неделя
апреля
«Выбери
правильно дорогу»
Установить
взаимосвязь между
Панно с изображением
тропинок с
определёнными
объектами живой
природы (муравей,
паук в паутине, и т.д.).
человеком и
объектами
природы;
воспитывать
ответственное
отношение к
природе.
24 «КАРТОТЕКА ИГР
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
СОДЕРЖАНИЯ»
«РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР».
«ВЕРШКИ КОРЕШКИ»
Цель игры:
Упражнять в составлении целого растения из частей.
Материал к игре:
Набор разрезных карточек с изображением овощей, разделенных на две части:
вершки корешки.
Правило игры:
Выполнять задание по сигналу воспитателя.
Пользоваться общим набором карточек,
Побеждает тот, кто быстрее и правильно выполнит задание.
Игровое действие:
25 Ребенок выполняет определенное задание воспитателя (дополняя вершки
корешками, корешки вершками).
Варианты игры:
1. Определяют съедобную часть растения.
2. Отобрать" овощи для блюда, задуманного ребенком индивидуально или
воспитателем.
3. Угадай, что за блюдо придумает ребенок или воспитатель.
4. Выстроить ряд роста (по прорастанию и созреванию растений на грядке).
5. По данной загадке отгадать овощное растение.
6. Составить загадку про данное растение.
«БЕЗ БИЛЕТА ПО ВСЕМУ СВЕТУ».
Цель игры:
Закрепить знания о способах распространения семян и плодов.
Установит зависимость способа распространения от строения плодов и
семян.
Развивать интерес к жизни растений.
Воспитывать бережное отношение к природным материалам.
Материал к игре:
Модель поля, состоящую из двух кругов, внутренний круг, в виде ромашки, на
котором зашифрован способ распространения семян и плодов.
Правило игры:
Задание воспитателя выполняется индивидуально, самостоятельно.
26 Побеждает тот, кто быстрее и правильно выполнит задание.
Игровые действия:
Вращением кругов ребенок достигает соответствия картинок типа плодов и
способа распространения.
Варианты игры:
1. Придумывание модели разных способов распространения семян и плодов.
2. Найди лишнее растение.
3. Найди 2 растения с одинаковым способом распространения семян.
4. Придумай загадку о названном растении.
«С КАКОЙ ВЕТКИ ДЕТКИ?» I вариант.
Цель игры:
Подобрать плоды и листья, принадлежащие одному растению.
Воспитывать познавательный интерес к растениям.
Материал к игре:
Конверты с изображением растения с двумя кармашками, набор картинок с
изображением семян, плодов и листьев.
Правило игры:
Пользоваться общим набором карточек.
Побеждает тот, кто быстрее и правильно выполнит задание.
Задание выполняется индивидуально, самостоятельно.
Игровое действие:
27 Ребенок подбирает к своему растению листья, плоды, семена.
Вариант игры:
1. Находят и соотносят плоды с растениями.
2. Находят и соотносят листья с растениями.
3. Найти растение по загадкам о плодах.
4. Где лист дубовый, кленовый, березовый.... ?
5. Выстроить из листьев экологический ряд от маленького до большого.
«С КАКОЙ ВЕТКИ ДЕТКИ?» II вариант.
Цель игры:
Упражнять в подборе плодов и листьев, принадлежащих одному растению.
Материал к игре:
Перфокарты, рабочая полоска бумаги, простой карандаш, линейка.
Правило игры:
Побеждает тот, кто быстрее и правильно выполнит задание.
Задание выполняется индивидуально, самостоятельно.
Игровое действие:
В прорезь перфокарты вставляется рабочая полоска бумаги, на которой
ребенок выполняет задание воспитателя, соединяет линией растения с его
плодами и листьями.
Варианты игры:
1. Найти лишний плод и листочек.
28 2. Найти два одинаковых плода по форме.
3. Классификация по разным основаниям.
«КТО БОЛЬШЕ УВИДИТ?»
Цель игры:
Классификация растений по разным экологически значимым основаниям.
Материал к игре:
Игровое поле в виде круга с изображением различных растений, набор
геометрических фигур.
Правило игры:
Выполнять задание по сигналу воспитателя.
Пользоваться общим набором карточек.
Побеждает тот, кто быстрее и правильно выполнит задание.
Игровое действие:
Ребенок отмечает фишкой определенное растение по заданию воспитателя.
Варианты игры:
1. Отметить дерево, кустик, травянистое растение.
2.Классификация по месту произрастания (луговые, лесные, на воде,
комнатные, садовые, огородные).
3. Найти дикорастущие, культурное, съедобное, лечебное и т.д.
4. Найти растение, занесенное в «Красную книгу».
«ВЛАГОЛЮБИВЫЕ И ЗАСУХОУСТОЙЧИВЫЕ РАСТЕНИЯ»
29 Цель игры:
Устанавливать связь между особенностями внешнего вида комнатных
растений и их потребностью воды.
Развивать желание заботиться о комнатных растениях.
Игровой материал:
Перфокарты, рабочая полоска бумаги, карандаши:
Правило игры:
Задание выполняется индивидуально, самостоятельно.
Игровые действия:
В прорезь перфокарты вставляется полоска бумаги, на которой ребенок
выполняет задание, соединяет растение с моделью влаголюбивое или
засухоустойчивое растение (солнце, тучка).
Варианты игры:
1. Найди лишнее растение.
2. Исправь ошибку (воспитатель сам соединяет и допускает ошибку).
3.Придумать сами значок модели засухоустойчивого и влаголюбивого
растения.
4. Найти растения по описательной загадке.
«НАЙДИ ПАРУ»
Цель игры:
Классифицировать деревья по группам (хвойные, лиственные).
Узнавать деревья по силуэтам, в разное время года (зимой, летом).
30 Материал к игре:
Перфокарты, простой карандаш, рабочая, полоска бумаги.
Правило игры:
Результат объявляется после проверки.
Побеждает тот, кто быстрее и правильно выполнит задание.
Задание выполняется индивидуально, самостоятельно.
Игровые действия:
В прорезь перфокарты вставляется полоска бумаги, на которой
ребенок выполняет задание, соединяет линией дерево с его силуэтом.
Варианты игры:
1. Найди лишнее дерево (дается лишнее дерево без силуэта).
2. Найти дерево по описанию.
3. Найти хвойные деревья (силуэты зимой и летом).
4. найти лиственные деревья (силуэты зимой и летом).
«ТРАВКА, КУСТИК, ДЕРЕВЦО»
Цель игры:
Систематизировать знания об основных группах растений (травянистые, мхи,
деревья, кусты, папоротники).
Игровой материал:
Набор картинок с изображением разных групп растений, модели этих
растений.
31 Правило игры:
Пользоваться общим набором карточек.
Побеждает тот, кто быстрее и правильно выполнит задание.
Игровое действие:
Ребенок подбирает к модели растения карточку с изображением растения.
Варианты игры:
1. Найти культурное растение,
2. Найти дикорастущие растение.
3. Провести классификацию: деревья, кустарники, мхи и т.д.
4.Выстроить экологический ряд: от самого низкого до самого высокого
растения.
5. Найти растение по описанию, по загадке.
6. Подобрать модель к растению, и растение к модели.
«ПОЧТАЛЬОН ПРИНЕС ПОСЫЛКУ»
Цель игры:
Закрепить представления детей о среде обитания комнатных растений в
природе, о приспособлении комнатных растений к условиям среды.
Воспитывать желание правильно ухаживать за растениями, учитывая их
экологические потребности.
Материал к игре:
32 Набор фотографий комнатных растений (или натуральные растения в
горшочках). Иллюстрации мест обитания комнатных растений в природе
(пустыня, тропический лес, субтропики).
Правило игры:
Пользоваться общим набором карточек.
Побеждает тот, кто быстрее и правильно выполнит задание.
Игровое действие:
Ребенок соотносит фотографию комнатного растения к среде обитания этого
растения в природе.
Варианты игры:
1. Найти по фотографии такое же растение в уголке природы.
2. Найти пару по строению.
3. Найти по названию.
4. Найти растение по загадке.
«УГАДАЙ НА ВКУС»
Цель игры:
Систематизировать представления об овощах и фруктах при
помощи вкусовых анализаторов.
Воспитывать в детях желание выращивать урожай на огороде.
Материал к игре:
33 Набор овощей и фруктов, набор карточек с изображением овощей и фруктов.
Правило игры:
Выполнять действия по сигналу воспитателя.
Выигрывает тот, кто правильно выполнит задание воспитателя.
Игровое действие:
Угадывание на вкус овощи и фрукты, подобрать карточку с изображением
овоща или фрукта.
Варианты игры:
1. Назвать, что съел
2. Назвать, словом вкусовые ощущения.
3. Подбери картинку к своему фрукту или овощу.
4. Классификация по месту произрастания этих растений (сад, огород), овощ
это или фрукт.
5. Подобрать овощи к салату.
6. Подобрать фрукты для компота.
7. Найти овощи, фрукты по загадке.
«ЧТО ПОЯВИТСЯ ИЗ ЦВЕТКА?»
Цель игры:
Систематизировать знания о росте и развитии растений.
Упражнять детей в подборе пар: цветок плод.
Учить предвидеть последствия, строить прогноз.
34 Воспитывать интерес к растительному миру.
Материал к игре:
I вариант: перфокарты, рабочая полоска бумаги, простой карандаш.
II вариант: Набор карточек отображением цветков, плодов.
Правило игры:
I вариант: Задание выполняется индивидуально, самостоятельно. Выигрывает
тот, кто быстрее выполнит задание. Результат объявляется после проверки.
II вариант: Пользоваться общим набором карточек. Выполнять задание по
сигналу воспитателя. Выбирается ведущий.
Игровое действие:
I вариант: В прорезь перфокарты вставляется полоска бумаги, на которой
ребенок выполняет свое действие: соединяет плод с цветком.
II вариант: Ребенок подбирает себе пару (плод цветок, цветок плод).
Варианты игры:
1.Классифицировать
растения по месту произрастания в природе
(экосистемы лес, сад, огород, поле, луг) ' '
2.Найти одинаковые по цвету цветки.
3.Найти похожие семена.
4.Использовать натуральные плоды.
5.Выстроить из натуральных плодов экологический ряд: от самого маленького
плода до самого большого и от самого большого до самого маленького.
«ЛИСТЬЯ, КОРНИ, СТЕБЕЛЬКИ».
35 Цель игры:
Систематизировать знания о строении растений.
Выделять основные части растений и соотносить их строение с
экологическими особенностями сочетания.
Развивать интерес к растениям.
Материал к игре:
Карточки с изображением растений с разнообразными листьями, стеблями,
корнями, плодами, цветами, семенами, с прорезями напротив каждого
изображения рабочая полоска бумаги, простой карандаш.
Правило игры:
Задание выполняется индивидуально, самостоятельно.
Выигрывает тот, кто правильно выполнит задание.
Результат объявляется после проверки.
Игровое действие:
В прорезь перфокарты вставляется полоска бумаги, на которой
ребенок выполняет задание воспитателя.
Варианты игры:
1.Найти стволы, плоды, листочки, цветы, корни у растений.
2. Найти одинаковые растения по строению. Объяснить приспособительные
особенности.
«КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ?»
Цель игры:
36
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Методическое пособие "В природу с игрой"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.