Методическое сообщение на тему: "Особенности концертмейстерской деятельности"
Оценка 4.8
Семинары
docx
искусство +1
Взрослым
09.11.2018
Методическое сообщение на тему "Особенности концертмейстерской деятельности помогает молодым специалистам определиться в основных задачах деятельности концертмейстера, правильно организовать работу с одаренными детьми. Читать данное сообщение можно всем преподавателям школы искусств, непосредственно занимающихся подготовкой детей к концертному выступлению, так же и учащимся.Методическое сообщение на тему "Особенности концертмейстерской деятельности"
Метод сообәение конөертмейстер.docx
Министерство культуры Республики Татарстан
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Муслюмовская детская школа искусств»
Методическое сообщение на тему:
«Особенности концертмейстерской
деятельности»
преподавателя фортепианного отделения Латыповой А.М. Введение
Роль концертмейстера в обучении детей игре на музыкальных
инструментах в детской школе искусств уникальна. Деятельность этого
музыканта и педагога учитывает возрастные особенности детского
исполнения и поэтому связана с дополнительными сложностями и особой
ответственностью. Вместе с преподавателем он приобщает ребенка к миру
прекрасного, помогает ему выработать навыки игры в ансамбле, развить
музыкальность и общую культуру.
Базовые характеристики деятельности концертмейстера
Концертмейстерское исполнительство является совершенно особенным
видом практической деятельности музыканта. Ошибочно считать, что оно
играет лишь подсобную, служебную роль гармонической и ритмической
поддержки партнера. Напротив, концертмейстер в процессе исполнения
становится полноправным членом целостного и сплоченного музыкального
единства.
Специфика мастерства концертмейстера в том, что оно требует от
пианиста высочайшего уровня владения инструментом, разностороннего
музыкальноисполнительского дарования, понимания особенностей игры на
инструментах в тех классах, где он работает, а также подлинного артистизма.
Анализируя разнообразие и сходство особенностей работы на различных
отделениях, можно выделить несколько базовых характеристик деятельности
искусств.
концертмейстера
детской
школы
1. Умение и готовность «быть на втором плане». Отсутствие этого
качества приводит к тому, что аккомпанемент заглушает солиста, нарушает
ансамбль
и
нарушает
звуковой
баланс. 2. Предельно точное следование тексту, соблюдение динамики и агогики.
3. Умение изменить и облегчить аккомпанемент, написанный
композитором без учета технических неудобств пианиста и особенностей
фортепианного исполнения. В частности, в процессе разучивания
произведения с хором или солистами можно применить метод вычленения
сольной партии или хоровой партитуры, сводя фортепианную партию к
основным гармоническим и ритмическим функциям. Этот метод предполагает
наличие у концертмейстера хорошо развитого гармонического слуха и
комплексного музыкального мышления. Исполняя же эти произведения в
концертном зале, концертмейстеры должны создать полноценную звучность
аккомпанемента, а в переложениях стремиться по возможности к оркестровой
рояля.
масштабности
4. Совершенно необходимо концертмейстеру является развитое умение
читать с листа и транспонировать. При экзамене или на концерте чтение
партии с листа и транспонирование почти не встречаются, но в рабочем
необходимы.
процессе
совершенно
навыки
эти
5. Деятельность концертмейстера часто приближает его по функциям к
дирижеру. Следовательно, ему требуются такие черты, как дирижерская воля,
ритмическая и темповая устойчивость, умение объединять ансамбль и всю
форму исполняемого произведения в целом.
Как добиться успеха на сцене?
Концертное выступление на сцене – очень ответственный момент не
только для начинающего исполнителя, но и для артиста, имеющего за плечами
немалый жизненный и исполнительский опыт. Как может концертмейстер
помочь справиться с волнением, неуверенностью в своих силах, переживанием
за успешность выступления?
Успешность публичного выступления ученика зависит не только от
качества его работы над произведениями, но и от его психологической подготовки к общению со слушателями. Ведь как часто приходится педагогу
испытывать чувство мучительной неудовлетворенности и разочарования,
когда достаточно хорошо подготовленный к концертному произведению
ученик со срывами, забыв о художественном образе, музыкальности, отчаянно
пытается побороть свой страх, нервозность, исполняет произведения на сцене,
забыв задуманное и наработанное за долгое время подготовки.
Концертмейстер может помочь справиться со сценическим (эстрадным)
волнением.
1. Корень зла лежит в особенностях взаимоотношений между учеником,
родителями, преподавателем, концертмейстером.
Нередко родители предъявляют повышенные требования к ребенку.
Преподаватель не всегда дает достаточную установку на успех, часто
выражает сомнения в доученности исполняемой программы, подбирает
завышенный по сложности в техническом и художественном плане репертуар.
Важна надежность концертмейстера, уверенность в нем ученика, слаженность
и выраженность ансамбля с ним. Таким образом, улучшение качества
исполнения на концертном или конкурсном выступлении возможно лишь в
едином комплексе: ученик – родитель –преподаватель концертмейстер.
2. Одной из распространенных причин волнения является страх перед
неудачей. Ребенок беззащитен на сцене, и даже невинное на первый взгляд
замечание о возможном провале может повлиять на успех. Однако ученик в
нашем случае выходит на сцену не один, а играет в ансамбле с более 12
опытным и взрослым музыкантом. А этот факт должен только придавать
ученику уверенности в том, что в любой непредвиденной ситуации
концертмейстер всегда выручит, поддержит. Опытный концертмейстер может
снять неконтролируемое волнение и нервное напряжение солиста, как перед
выступлением, так и во время самого выступления. 3.
Преподавателю и концертмейстеру необходимо, прежде всего,
помочь раскрыть в ученике увлеченность творческими, художественными
задачами,
непреодолимое стремление к воплощению исполнительского замысла
композитора, что является основным побудителем творческого вдохновения и
средством преодоления эстрадного волнения.
4. Накануне концерта лучше погулять, отдохнуть, чуть раньше лечь
спать. Много заниматься в этот день не стоит. Играть нужно в сдержанном
темпе, в средней звучности, «не выкладываться», беречь силы и эмоции для
выступления. Можно почитать с листа, поиграть чтото из «старого»,
разыграться на гаммах, этюдах. И не нужно играть произведение целиком,
лучше, по совету Святослава Рихтера, оставить целостное исполнение до
выступления. Полезно просмотреть исполняемое произведение по нотам.
Таким образом приобретается целостность и единство осознания формы
произведений.
5. Общение с учениками и коллегами в музыкальной атмосфере на
конкурсах – это всегда сопереживание. Отражение эмоций своих учеников,
совместное волнение, установка на исполнение общих задач – важное условие
установления нужных контактов. Особенно это продуктивно в ситуациях
успеха, ведь известно, что люди, а тем более дети, склонны неосознанно
испытывать чувство признательности к тем, кто хотя бы раз присутствовал
при их успехе, сопереживал им в минуты триумфа. Как считают психологи,
успех нужно закреплять.
Тест на определение готовности преподавателя к работе с одаренными
детьми. Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности?
Действительно ли вы можете судить об одаренности ребёнка, понимать
причины недостаточного развития способностей у здорового ребёнка? Все это
может показать тест, который вам предлагается выполнить. Дайте на каждый
вопрос один из трёх ответов – «да», «нет», «не знаю». Можете обозначить их:
«да» (+), «нет» (), «не знаю» (о). Приступайте!
1. Нельзя слишком рано учить ребёнка читать, даже если он сам к этому
стремится.
2. Память – это самое главное для развития способностей.
3. Пока ребёнок мал, никаких жестких требований к нему нельзя
предъявлять.
4. Нельзя одаренного ребёнка учить точно так же, как обычного.
5. Одаренные дети иногда с трудом усваивают знания и навыки,
несоответствующие их способностям.
6. Ребёнку с ранних лет необходимо предоставлять выбор везде, где это
только можно: в еде, прогулках и даже в выборе друзей.
7. Чувство долга нельзя воспитывать слишком рано, нельзя предъявлять
маленькому ребёнку строгие требования – от этого страдает его личность.
8. Математику до 1213 лет должны достаточно полно изучать все дети
вне различий в способностях.
9. Одаренный ребенок часто имеет трудности в общении.
10. Нужно, чтобы с первых дней обучения в школе ребёнок был
ориентирован только на отличные отметки.
11. Нельзя постоянно проявлять любовь к ребёнку, пусть даже
маленькому – можно избаловать.
12. Детей до 1112 лет нельзя обучать в профилированных классах –
математических, гуманитарных и т.д. 13. Нельзя наказывать ребёнка за сломанную игрушку – он не виноват.
14. Ребёнка нельзя заставлять читать, особенно художественную литературу.
15. Ребёнка с малых лет необходимо приучать к обязанностям по дому.
Ответы на тест: ВЕРНО – (+), НЕВЕРНО – (–).
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
–
–
–
+
+
+
–
+
+
–
–
+
+
+
+
А теперь подсчитайте количество правильных ответов. Следует
предупредить: ответов на некоторые вопросы нельзя найти в тексте и
правильный ответ на них свидетельствует о вашей педагогической или
родительской интуиции (либо о просвещённости в этой области). Итак,
если у вас более половины ответов неправильных, то вам необходимо
заняться своим самообразованием, (либо сочинить свою педагогическую
теорию). Работать с одаренными детьми вам пока рано. Если неправильных
ответов всего 57 – очень неплохо, в целом вы чувствуете, что называется,
истину, остается только реализовать её на практике. Если неправильных
ответов всего 12 – это просто замечательно, вы настоящий талант, у вас
педагогическая интуиция, вам необходимо срочно найти себе дело,
соответствующее вашим недюжинным способностями.
Заключение Творческая
объединяет
исполнительскую, педагогическую, организационную составляющие, причем
концертмейстера
деятельность
музыка выступает в качестве реального самостоятельного художественного
процесса. В процессе работы над музыкальным произведением и его
концертного или экзаменационного исполнения солист и концертмейстер
представляют собой целостное, неделимое музыкально единство.
Методическое сообщение на тему: "Особенности концертмейстерской деятельности"
Методическое сообщение на тему: "Особенности концертмейстерской деятельности"
Методическое сообщение на тему: "Особенности концертмейстерской деятельности"
Методическое сообщение на тему: "Особенности концертмейстерской деятельности"
Методическое сообщение на тему: "Особенности концертмейстерской деятельности"
Методическое сообщение на тему: "Особенности концертмейстерской деятельности"
Методическое сообщение на тему: "Особенности концертмейстерской деятельности"
Методическое сообщение на тему: "Особенности концертмейстерской деятельности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.