Методическое сообщение на тему: "Особенности концертмейстерской деятельности"
Оценка 4.8

Методическое сообщение на тему: "Особенности концертмейстерской деятельности"

Оценка 4.8
Семинары
docx
искусство +1
Взрослым
09.11.2018
Методическое сообщение на тему: "Особенности концертмейстерской деятельности"
Методическое сообщение на тему "Особенности концертмейстерской деятельности помогает молодым специалистам определиться в основных задачах деятельности концертмейстера, правильно организовать работу с одаренными детьми. Читать данное сообщение можно всем преподавателям школы искусств, непосредственно занимающихся подготовкой детей к концертному выступлению, так же и учащимся.Методическое сообщение на тему "Особенности концертмейстерской деятельности"
Метод сообәение конөертмейстер.docx
Министерство культуры Республики Татарстан Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  дополнительного образования детей «Муслюмовская детская школа искусств» Методическое сообщение на тему: «Особенности концертмейстерской деятельности» преподавателя фортепианного отделения Латыповой А.М. Введение Роль   концертмейстера   в   обучении   детей   игре   на   музыкальных инструментах   в   детской   школе   искусств   уникальна.   Деятельность   этого музыканта   и   педагога   учитывает   возрастные   особенности   детского исполнения   и   поэтому   связана   с   дополнительными   сложностями   и   особой ответственностью. Вместе с преподавателем он приобщает ребенка к миру прекрасного,   помогает   ему   выработать   навыки   игры   в   ансамбле,   развить музыкальность и общую культуру. Базовые характеристики деятельности концертмейстера   Концертмейстерское исполнительство является совершенно особенным видом   практической   деятельности   музыканта.   Ошибочно   считать,   что   оно играет   лишь   подсобную,   служебную   роль   гармонической   и   ритмической поддержки   партнера.   Напротив,   концертмейстер   в   процессе   исполнения становится   полноправным   членом   целостного   и   сплоченного   музыкального единства.                   Специфика мастерства концертмейстера в том, что оно требует от пианиста   высочайшего   уровня   владения   инструментом,   разностороннего музыкально­исполнительского   дарования,  понимания   особенностей   игры   на инструментах в тех классах, где он работает, а также подлинного артистизма.  Анализируя   разнообразие   и   сходство   особенностей   работы   на   различных отделениях, можно выделить несколько базовых характеристик деятельности искусств.  концертмейстера детской     школы                1. Умение и готовность «быть на втором плане». Отсутствие этого качества приводит к тому, что аккомпанемент заглушает солиста, нарушает ансамбль   и   нарушает   звуковой   баланс. 2. Предельно точное следование тексту, соблюдение динамики и агогики.   3.   Умение   изменить   и   облегчить   аккомпанемент,   написанный           композитором   без   учета   технических   неудобств   пианиста   и   особенностей фортепианного   исполнения.   В   частности,   в   процессе   разучивания произведения  с хором или солистами можно применить  метод вычленения сольной   партии   или   хоровой   партитуры,   сводя   фортепианную   партию   к основным гармоническим и ритмическим функциям. Этот метод предполагает наличие   у   концертмейстера   хорошо   развитого   гармонического   слуха   и комплексного   музыкального   мышления.   Исполняя   же   эти   произведения   в концертном зале, концертмейстеры должны создать полноценную звучность аккомпанемента, а в переложениях стремиться по возможности к оркестровой рояля.  масштабности           4. Совершенно необходимо концертмейстеру является развитое умение читать   с   листа   и   транспонировать.   При   экзамене   или   на   концерте   чтение партии   с   листа   и   транспонирование   почти   не   встречаются,   но   в   рабочем необходимы.  процессе совершенно навыки эти                  5. Деятельность концертмейстера часто приближает его по функциям к дирижеру. Следовательно, ему требуются такие черты, как дирижерская воля, ритмическая и темповая устойчивость, умение объединять ансамбль и всю форму исполняемого произведения в целом.  Как добиться успеха на сцене?        Концертное выступление на сцене – очень ответственный момент не  только для начинающего исполнителя, но и для артиста, имеющего за плечами немалый жизненный и исполнительский опыт. Как может концертмейстер  помочь справиться с волнением, неуверенностью в своих силах, переживанием за успешность выступления?         Успешность публичного выступления ученика зависит не только от  качества его работы над произведениями, но и от его психологической подготовки к общению со слушателями. Ведь как часто приходится педагогу  испытывать чувство мучительной неудовлетворенности и разочарования,  когда достаточно хорошо подготовленный к концертному произведению  ученик со срывами, забыв о художественном образе, музыкальности, отчаянно пытается побороть свой страх, нервозность, исполняет произведения на сцене, забыв задуманное и наработанное за долгое время подготовки.  Концертмейстер может помочь справиться со сценическим (эстрадным)  волнением.         1. Корень зла лежит в особенностях взаимоотношений между учеником,  родителями, преподавателем, концертмейстером.  Нередко родители предъявляют повышенные требования к ребенку.  Преподаватель не всегда дает достаточную установку на успех, часто  выражает сомнения в доученности исполняемой программы, подбирает  завышенный по сложности в техническом и художественном плане репертуар.  Важна надежность концертмейстера, уверенность в нем ученика, слаженность  и выраженность ансамбля с ним. Таким образом, улучшение качества  исполнения на концертном или конкурсном выступлении возможно лишь в  едином комплексе: ученик – родитель –преподаватель ­ концертмейстер. 2.  Одной из распространенных причин волнения является страх перед неудачей. Ребенок беззащитен на сцене, и даже невинное на первый взгляд замечание о возможном провале может повлиять на успех. Однако ученик в нашем случае выходит на сцену не один, а играет в ансамбле с более 12  опытным   и   взрослым   музыкантом.   А   этот   факт   должен   только   придавать ученику   уверенности   в   том,   что   в   любой   непредвиденной   ситуации концертмейстер всегда выручит, поддержит. Опытный концертмейстер может снять неконтролируемое волнение и нервное напряжение солиста, как перед выступлением, так и во время самого выступления. 3.  Преподавателю   и   концертмейстеру   необходимо,   прежде   всего, помочь   раскрыть   в   ученике   увлеченность   творческими,   художественными   задачами, непреодолимое   стремление   к   воплощению  исполнительского   замысла композитора, что является основным побудителем творческого вдохновения и средством преодоления эстрадного волнения.  4.  Накануне   концерта   лучше   погулять,   отдохнуть,   чуть   раньше   лечь спать. Много заниматься в этот день не стоит. Играть нужно в сдержанном темпе, в средней звучности, «не выкладываться», беречь силы и эмоции для выступления.   Можно   почитать   с   листа,   поиграть   что­то   из   «старого», разыграться на гаммах, этюдах. И не нужно играть произведение целиком, лучше,   по   совету   Святослава   Рихтера,   оставить   целостное   исполнение   до выступления.   Полезно   просмотреть   исполняемое   произведение   по   нотам. Таким   образом   приобретается   целостность   и   единство   осознания   формы произведений.               5.  Общение с учениками и коллегами в музыкальной атмосфере на конкурсах – это всегда сопереживание. Отражение эмоций своих учеников, совместное волнение, установка на исполнение общих задач – важное условие установления   нужных   контактов.   Особенно   это   продуктивно   в   ситуациях успеха,   ведь   известно,   что   люди,   а   тем   более   дети,   склонны   неосознанно испытывать чувство признательности к тем, кто хотя бы раз присутствовал при их успехе, сопереживал им в минуты триумфа. Как считают психологи, успех нужно закреплять.  Тест на определение готовности  преподавателя  к работе с одаренными детьми. Насколько   вы   разбираетесь   в   проблеме   воспитания   одаренности? Действительно   ли   вы   можете   судить   об   одаренности   ребёнка,   понимать причины недостаточного развития способностей у здорового ребёнка? Все это может показать тест, который вам предлагается выполнить. Дайте на каждый вопрос один из трёх ответов – «да», «нет», «не знаю». Можете обозначить их: «да» ­ (+), «нет» ­ (­), «не знаю» ­ (о). Приступайте!  1. Нельзя слишком рано учить ребёнка читать, даже если он сам к этому стремится.  2. Память – это самое главное для развития способностей.  3.   Пока   ребёнок   мал,   никаких   жестких   требований   к   нему   нельзя предъявлять.  4. Нельзя одаренного ребёнка учить точно так же, как обычного.  5.   Одаренные   дети   иногда   с   трудом   усваивают   знания   и   навыки, несоответствующие их способностям.  6. Ребёнку с ранних лет необходимо предоставлять выбор везде, где это только можно: в еде, прогулках и даже в выборе друзей.  7. Чувство долга нельзя воспитывать слишком рано, нельзя предъявлять маленькому ребёнку строгие требования – от этого страдает его личность.  8. Математику до 12­13 лет должны достаточно полно изучать все дети вне различий в способностях.  9. Одаренный ребенок часто имеет трудности в общении.  10.   Нужно,   чтобы   с   первых   дней   обучения   в   школе   ребёнок   был ориентирован только на отличные отметки.  11.   Нельзя   постоянно   проявлять   любовь   к   ребёнку,   пусть   даже маленькому – можно избаловать.  12. Детей до 11­12 лет нельзя обучать в профилированных классах – математических, гуманитарных и т.д. 13. Нельзя наказывать ребёнка за сломанную игрушку – он не виноват. 14. Ребёнка нельзя заставлять читать, особенно художественную литературу. 15. Ребёнка с малых лет необходимо приучать к обязанностям по дому.  Ответы на тест: ВЕРНО – (+), НЕВЕРНО – (–).  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. – – – + + + – + + – – + + + +   А   теперь   подсчитайте   количество   правильных   ответов.   Следует предупредить:   ответов   на   некоторые   вопросы   нельзя   найти   в   тексте   и правильный   ответ   на   них   свидетельствует   о   вашей   педагогической   или родительской  интуиции  (либо  о просвещённости  в этой  области). Итак, если   у   вас   более   половины   ответов   неправильных,   то   вам   необходимо заняться своим самообразованием, (либо сочинить свою педагогическую теорию). Работать с одаренными детьми вам пока рано. Если неправильных ответов всего 5­7 – очень неплохо, в целом вы чувствуете, что называется, истину, остается только реализовать её на практике. Если неправильных ответов всего 1­2 – это просто замечательно, вы настоящий талант, у вас педагогическая   интуиция,   ­   вам   необходимо   срочно   найти   себе   дело, соответствующее вашим недюжинным способностями. Заключение Творческая объединяет исполнительскую,  педагогическую,  организационную   составляющие,  причем концертмейстера     деятельность   музыка выступает в качестве реального самостоятельного художественного процесса.   В   процессе   работы   над   музыкальным   произведением   и   его концертного   или   экзаменационного   исполнения   солист   и   концертмейстер представляют собой целостное, неделимое музыкально единство.

Методическое сообщение на тему: "Особенности концертмейстерской деятельности"

Методическое сообщение на тему: "Особенности концертмейстерской деятельности"

Методическое сообщение на тему: "Особенности концертмейстерской деятельности"

Методическое сообщение на тему: "Особенности концертмейстерской деятельности"

Методическое сообщение на тему: "Особенности концертмейстерской деятельности"

Методическое сообщение на тему: "Особенности концертмейстерской деятельности"

Методическое сообщение на тему: "Особенности концертмейстерской деятельности"

Методическое сообщение на тему: "Особенности концертмейстерской деятельности"

Методическое сообщение на тему: "Особенности концертмейстерской деятельности"

Методическое сообщение на тему: "Особенности концертмейстерской деятельности"

Методическое сообщение на тему: "Особенности концертмейстерской деятельности"

Методическое сообщение на тему: "Особенности концертмейстерской деятельности"

Методическое сообщение на тему: "Особенности концертмейстерской деятельности"

Методическое сообщение на тему: "Особенности концертмейстерской деятельности"

Методическое сообщение на тему: "Особенности концертмейстерской деятельности"

Методическое сообщение на тему: "Особенности концертмейстерской деятельности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2018