Методическое сообщение на тему: "Особенности концертмейстерской деятельности"

  • Семинары
  • docx
  • 09.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическое сообщение на тему "Особенности концертмейстерской деятельности помогает молодым специалистам определиться в основных задачах деятельности концертмейстера, правильно организовать работу с одаренными детьми. Читать данное сообщение можно всем преподавателям школы искусств, непосредственно занимающихся подготовкой детей к концертному выступлению, так же и учащимся.Методическое сообщение на тему "Особенности концертмейстерской деятельности"
Иконка файла материала Метод сообәение конөертмейстер.docx
Министерство культуры Республики Татарстан Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  дополнительного образования детей «Муслюмовская детская школа искусств» Методическое сообщение на тему: «Особенности концертмейстерской деятельности» преподавателя фортепианного отделения Латыповой А.М.Введение Роль   концертмейстера   в   обучении   детей   игре   на   музыкальных инструментах   в   детской   школе   искусств   уникальна.   Деятельность   этого музыканта   и   педагога   учитывает   возрастные   особенности   детского исполнения   и   поэтому   связана   с   дополнительными   сложностями   и   особой ответственностью. Вместе с преподавателем он приобщает ребенка к миру прекрасного,   помогает   ему   выработать   навыки   игры   в   ансамбле,   развить музыкальность и общую культуру. Базовые характеристики деятельности концертмейстера   Концертмейстерское исполнительство является совершенно особенным видом   практической   деятельности   музыканта.   Ошибочно   считать,   что   оно играет   лишь   подсобную,   служебную   роль   гармонической   и   ритмической поддержки   партнера.   Напротив,   концертмейстер   в   процессе   исполнения становится   полноправным   членом   целостного   и   сплоченного   музыкального единства.                   Специфика мастерства концертмейстера в том, что оно требует от пианиста   высочайшего   уровня   владения   инструментом,   разностороннего музыкально­исполнительского   дарования,  понимания   особенностей   игры   на инструментах в тех классах, где он работает, а также подлинного артистизма.  Анализируя   разнообразие   и   сходство   особенностей   работы   на   различных отделениях, можно выделить несколько базовых характеристик деятельности искусств.  концертмейстера детской     школы                1. Умение и готовность «быть на втором плане». Отсутствие этого качества приводит к тому, что аккомпанемент заглушает солиста, нарушает ансамбль   и   нарушает   звуковой   баланс.2. Предельно точное следование тексту, соблюдение динамики и агогики.   3.   Умение   изменить   и   облегчить   аккомпанемент,   написанный           композитором   без   учета   технических   неудобств   пианиста   и   особенностей фортепианного   исполнения.   В   частности,   в   процессе   разучивания произведения  с хором или солистами можно применить  метод вычленения сольной   партии   или   хоровой   партитуры,   сводя   фортепианную   партию   к основным гармоническим и ритмическим функциям. Этот метод предполагает наличие   у   концертмейстера   хорошо   развитого   гармонического   слуха   и комплексного   музыкального   мышления.   Исполняя   же   эти   произведения   в концертном зале, концертмейстеры должны создать полноценную звучность аккомпанемента, а в переложениях стремиться по возможности к оркестровой рояля.  масштабности           4. Совершенно необходимо концертмейстеру является развитое умение читать   с   листа   и   транспонировать.   При   экзамене   или   на   концерте   чтение партии   с   листа   и   транспонирование   почти   не   встречаются,   но   в   рабочем необходимы.  процессе совершенно навыки эти                  5. Деятельность концертмейстера часто приближает его по функциям к дирижеру. Следовательно, ему требуются такие черты, как дирижерская воля, ритмическая и темповая устойчивость, умение объединять ансамбль и всю форму исполняемого произведения в целом.  Как добиться успеха на сцене?        Концертное выступление на сцене – очень ответственный момент не  только для начинающего исполнителя, но и для артиста, имеющего за плечами немалый жизненный и исполнительский опыт. Как может концертмейстер  помочь справиться с волнением, неуверенностью в своих силах, переживанием за успешность выступления?         Успешность публичного выступления ученика зависит не только от  качества его работы над произведениями, но и от его психологическойподготовки к общению со слушателями. Ведь как часто приходится педагогу  испытывать чувство мучительной неудовлетворенности и разочарования,  когда достаточно хорошо подготовленный к концертному произведению  ученик со срывами, забыв о художественном образе, музыкальности, отчаянно пытается побороть свой страх, нервозность, исполняет произведения на сцене, забыв задуманное и наработанное за долгое время подготовки.  Концертмейстер может помочь справиться со сценическим (эстрадным)  волнением.         1. Корень зла лежит в особенностях взаимоотношений между учеником,  родителями, преподавателем, концертмейстером.  Нередко родители предъявляют повышенные требования к ребенку.  Преподаватель не всегда дает достаточную установку на успех, часто  выражает сомнения в доученности исполняемой программы, подбирает  завышенный по сложности в техническом и художественном плане репертуар.  Важна надежность концертмейстера, уверенность в нем ученика, слаженность  и выраженность ансамбля с ним. Таким образом, улучшение качества  исполнения на концертном или конкурсном выступлении возможно лишь в  едином комплексе: ученик – родитель –преподаватель ­ концертмейстер. 2.  Одной из распространенных причин волнения является страх перед неудачей. Ребенок беззащитен на сцене, и даже невинное на первый взгляд замечание о возможном провале может повлиять на успех. Однако ученик в нашем случае выходит на сцену не один, а играет в ансамбле с более 12  опытным   и   взрослым   музыкантом.   А   этот   факт   должен   только   придавать ученику   уверенности   в   том,   что   в   любой   непредвиденной   ситуации концертмейстер всегда выручит, поддержит. Опытный концертмейстер может снять неконтролируемое волнение и нервное напряжение солиста, как перед выступлением, так и во время самого выступления.3.  Преподавателю   и   концертмейстеру   необходимо,   прежде   всего, помочь   раскрыть   в   ученике   увлеченность   творческими,   художественными   задачами, непреодолимое   стремление   к   воплощению  исполнительского   замысла композитора, что является основным побудителем творческого вдохновения и средством преодоления эстрадного волнения.  4.  Накануне   концерта   лучше   погулять,   отдохнуть,   чуть   раньше   лечь спать. Много заниматься в этот день не стоит. Играть нужно в сдержанном темпе, в средней звучности, «не выкладываться», беречь силы и эмоции для выступления.   Можно   почитать   с   листа,   поиграть   что­то   из   «старого», разыграться на гаммах, этюдах. И не нужно играть произведение целиком, лучше,   по   совету   Святослава   Рихтера,   оставить   целостное   исполнение   до выступления.   Полезно   просмотреть   исполняемое   произведение   по   нотам. Таким   образом   приобретается   целостность   и   единство   осознания   формы произведений.               5.  Общение с учениками и коллегами в музыкальной атмосфере на конкурсах – это всегда сопереживание. Отражение эмоций своих учеников, совместное волнение, установка на исполнение общих задач – важное условие установления   нужных   контактов.   Особенно   это   продуктивно   в   ситуациях успеха,   ведь   известно,   что   люди,   а   тем   более   дети,   склонны   неосознанно испытывать чувство признательности к тем, кто хотя бы раз присутствовал при их успехе, сопереживал им в минуты триумфа. Как считают психологи, успех нужно закреплять.  Тест на определение готовности  преподавателя  к работе с одаренными детьми.Насколько   вы   разбираетесь   в   проблеме   воспитания   одаренности? Действительно   ли   вы   можете   судить   об   одаренности   ребёнка,   понимать причины недостаточного развития способностей у здорового ребёнка? Все это может показать тест, который вам предлагается выполнить. Дайте на каждый вопрос один из трёх ответов – «да», «нет», «не знаю». Можете обозначить их: «да» ­ (+), «нет» ­ (­), «не знаю» ­ (о). Приступайте!  1. Нельзя слишком рано учить ребёнка читать, даже если он сам к этому стремится.  2. Память – это самое главное для развития способностей.  3.   Пока   ребёнок   мал,   никаких   жестких   требований   к   нему   нельзя предъявлять.  4. Нельзя одаренного ребёнка учить точно так же, как обычного.  5.   Одаренные   дети   иногда   с   трудом   усваивают   знания   и   навыки, несоответствующие их способностям.  6. Ребёнку с ранних лет необходимо предоставлять выбор везде, где это только можно: в еде, прогулках и даже в выборе друзей.  7. Чувство долга нельзя воспитывать слишком рано, нельзя предъявлять маленькому ребёнку строгие требования – от этого страдает его личность.  8. Математику до 12­13 лет должны достаточно полно изучать все дети вне различий в способностях.  9. Одаренный ребенок часто имеет трудности в общении.  10.   Нужно,   чтобы   с   первых   дней   обучения   в   школе   ребёнок   был ориентирован только на отличные отметки.  11.   Нельзя   постоянно   проявлять   любовь   к   ребёнку,   пусть   даже маленькому – можно избаловать.  12. Детей до 11­12 лет нельзя обучать в профилированных классах – математических, гуманитарных и т.д.13. Нельзя наказывать ребёнка за сломанную игрушку – он не виноват. 14. Ребёнка нельзя заставлять читать, особенно художественную литературу. 15. Ребёнка с малых лет необходимо приучать к обязанностям по дому.  Ответы на тест: ВЕРНО – (+), НЕВЕРНО – (–).  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. – – – + + + – + + – – + + + +   А   теперь   подсчитайте   количество   правильных   ответов.   Следует предупредить:   ответов   на   некоторые   вопросы   нельзя   найти   в   тексте   и правильный   ответ   на   них   свидетельствует   о   вашей   педагогической   или родительской  интуиции  (либо  о просвещённости  в этой  области). Итак, если   у   вас   более   половины   ответов   неправильных,   то   вам   необходимо заняться своим самообразованием, (либо сочинить свою педагогическую теорию). Работать с одаренными детьми вам пока рано. Если неправильных ответов всего 5­7 – очень неплохо, в целом вы чувствуете, что называется, истину, остается только реализовать её на практике. Если неправильных ответов всего 1­2 – это просто замечательно, вы настоящий талант, у вас педагогическая   интуиция,   ­   вам   необходимо   срочно   найти   себе   дело, соответствующее вашим недюжинным способностями. ЗаключениеТворческая объединяет исполнительскую,  педагогическую,  организационную   составляющие,  причем концертмейстера     деятельность   музыка выступает в качестве реального самостоятельного художественного процесса.   В   процессе   работы   над   музыкальным   произведением   и   его концертного   или   экзаменационного   исполнения   солист   и   концертмейстер представляют собой целостное, неделимое музыкально единство.