Методическое сообщение "Внедрение инклюзивного образования в учреждениях СПО"
Оценка 4.8

Методическое сообщение "Внедрение инклюзивного образования в учреждениях СПО"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
английский язык
Взрослым
19.04.2019
Методическое сообщение "Внедрение инклюзивного образования в учреждениях СПО"
В данном сообщении автор сообщает о проблеме обучения подростков с ограниченными возможностями здоровья в музыкальном колледже. В частности, автор рассматривает проблемы, с которыми сталкиваются подростки, страдающие заиканием и студентами - инвалидами по зрению. Автор показывает, как подойти к обучению таких студентов в группе.
Внедрение инклюзивного образования в СПО.docx
Реалии нашего времени таковы, что преподавателям ССПО   все чаще, к   сожалению,   приходится   сталкиваться   со   студентами   –   инвалидами   или студентами   с   ограниченными   возможностями   здоровья.   Но   к   счастью, музыкальный колледж способен удовлетворить потребности таких студентов в получении образования и применении своих знаний на практике в будущем. Преподаватели  колледжа всегда идут навстречу таким студентам и меняют методы и формы работы на аудиторных занятиях так, чтобы и студенты с ограниченными возможностями здоровья могли чувствовать себя на занятиях комфортно,   усваивать   материал   и   отвечать   требованиям   к   результатам   На   занятиях   по   иностранному   языку освоения   учебной   дисциплины.   преподаватель   старается   найти   подход   в   обучении   всех   студентов   с ограниченными возможностями здоровья. Одна из наиболее распространенных групп  таких студентов – это студенты, страдающие заиканием. Заикание ­ это нарушение, при котором страдает, прежде всего, речь ­ темп, ритм, голос, фонематические   слух   и   восприятие,   интонация,   произношение   и   др.   С момента начала заболевания правильное развитие речи останавливается, и она начинает   развиваться   дефектно,   что,   естественно,   сказывается   на психическом здоровье ребенка. Как правило, дети, страдающие этим недугом, по понятным  причинам плохо успевают в школе. Во всяком случае, не любят и избегают школьных предметов, где необходимо выступать перед классом, рассказывать вслух, читать наизусть. Такой ребенок может быть прекрасным физиком или математиком, но будет всячески избегать устных предметов, а уж иностранный язык, как правило, один из самых нелюбимых предметов у детей   с   дефектами   речи.   Эмоциональное   состояние   ребенка,   страдающего заиканием,   зачастую   не   дает   ему   возможности   полностью   раскрыться   в обстановке своего класса, в школьной среде. Музыка же – одна из сфер, где заикающийся   ребенок   может   полностью   реализовать   свои   способности, причем неважно, будет ли он занят инструментальным исполнительством или пением. Именно   поэтому в музыкальных школах, музыкальных колледжах нередко   обучаются   дети,   страдающие     этим   недугом.   Очень   часто   они избирают музыку своей профессией, справедливо полагая, что, в случае, если они   не   избавятся   от   своего   заболевания,   музыка   –   это     одна   из   сфер деятельности,   где   дефект   их   речи   будет   менее   всего   заметен.   Но   если   в музыкальной   школе   такой   ребенок   находил   своего   рода   «отдушину»,   где никто не заставлял его говорить  или прочитывать тексты перед аудиторией,   вновь   сталкивается   с то,   попадая   в   музыкальный   колледж,   он   необходимостью изучения предметов гуманитарного цикла, одним из которых является иностранный язык.  Надо заметить, что у всех без исключения заикающихся происходит путаница   в  фонемах   даже   родного   языка,  замена   одних   звуков   на   другие, вставка   дополнительных   звуков,   специфическое   произношение   гласных   и согласных, использование эмболов ­ сорных слов и пр. Невротики смешивают звуки собственного языка, тогда как   изучение   чужого, фонетика которого резко отличается от нашей, вообще наносит тяжелый эмоциональный удар по психике таких студентов,   в результате чего происходит   перенапряжение, фрустрации   и   переутомление.   Однако,   требования   к   умениям   и   навыкам освоения   учебной   дисциплины,   к   сожалению,     не   делают   различия   между   и   имеющими   ряд   заболеваний   студентами,   в   том   числе, здоровыми   страдающими заиканием.   В связи с этим педагог и только педагог может спланировать   и   организовать   работу   в   группе   таким   образом,   чтобы страдающий   заиканием     студент,   подросток   15­19   лет,   не   испытывал   ни эмоционального   потрясения   от   занятий,   ни   перенапряжения,   ни   чувства скованности   и   неловкости   перед   однокурсниками,   а,   наоборот,   смог реализовать  свой  потенциал  и,  возможно,  даже  раскрыл   свои  способности, которые были задавлены недугом.  Что   может   сделать   педагог,   преподаватель   иностранного   языка, имеющий в группе студента, страдающего речевым дефектом? Необходимо применение   такого   подхода   к   изучению   иностранного   языка,   при   котором обучающийся   сможет   легко     осваивать   учебную   программу,   при   этом   не испытывая всех выше перечисленных трудностей.  В первую очередь, на начальном этапе обучения, т.е. на первом курсе, когда еще   ни преподаватель, не студенты не знают друг друга достаточно хорошо, и, когда страдающий заиканием студент переживает   мучительные   в   новом   коллективе,   преподавателю   необходимо моменты   адаптации   категорически исключить из работы с таким студентом говорение как аспект изучения   иностранного   языка.   Не   акцентируя   это   на   групповом     занятии, студенту, страдающего   заиканием,   просто не   предлагается включаться в устную   часть   урока.   При   составлении   монологических   высказываний   ему предлагается записать свои тезисы в тетради, и   преподавателю достаточно просто   проверить   написанное.   В   группах,   где   имеются   студенты   с нарушениями речи, возможно полностью отказаться от диалогической речи, так   как   привлечение   их   к   составлению   диалогических   высказываний невозможно,   а   невключение   заикающихся   студентов   в   данный   вид   работы может   быть   оскорбительным   для   них.     На   последующих   курсах,   когда   у преподавателя уже установится  контакт со студентами, и когда страдающий заиканием   студент   тоже   достаточно   адаптируется   в   студенческом коллективе, возможно включение такого студента и в устную часть урока, но это зависит от многих причин – и от тяжести его заболевания, и от его психо­ эмоционального состояния, и от нравственного уровня коллектива.  Второй   аспект   изучения   иностранного   языка,   который   вполне применим для обучения студентов с нарушениями речи – это аудирование. При   наличии   лингафонного   кабинета   и   оборудования   для   индивидуальной   возможно   дать   заикающемуся   студенту работы   с   аудиотекстами   индивидуальное задание по аудированию в то   время как остальная группа занята, например,  составлением монологов.  Современные   компьютерные   технологии   также   могут   прийти   на помощь педагогу в ситуации, когда в группе имеется студент с дефектами речи. Для того, чтобы поддержать интерес к предмету «Иностранный язык», заикающемуся   студенту   возможно   предложить     создание   презентаций   на изучаемые темы. Так, например, ему предлагается создать   презентацию о великих  композиторах,  или  о  музыкальных  течениях.  Так  как  ему  самому будет   достаточно   сложно   защитить   свою   презентацию,   возможно   создание озвученных презентаций, что потребует б льших усилий со стороны студента, оо но   зато   результат     даст   ему   возможность   испытать   удовлетворение   от заслуженно заработанной оценки.  Медиками  доказано и неоднократно испытано на практике, что пение дает возможность заикающимся людям не только отвлечься от своего недуга, но, зачастую,  и полностью избавиться от него. Одним  из подходов к работе с заикающимися студентами на уроках иностранного языка в колледже может быть разучивание и исполнение хором песен на изучаемом   языке. Данный метод может решить и еще одну важную проблему – эмоционально сблизить студенческую  группу, вызвать чувство единения.  Однако применение такого подхода также требует тщательного анализа, и возможно только если психо­ эмоциональное   состояние   страдающего   заиканием   студента   и   тяжесть   его заболевания позволяют это сделать.  Не   менее   важной   остается   проблема   обучения   студентов, страдающими последствиями ДЦП с нарушениями речи. Все, сказанное выше, применимо и к этой категории студентов, однако, необходимо помнить, что студенты   ­   инвалиды   страдают   повышенной   утомляемостью,   нуждаются   в более частом переключении   с одной учебной деятельности на другую, могут иметь   много   сопутствующих   заболеваний,   поэтому   ограничиться   общими рекомендациями   нельзя.   Необходимо   помнить,   что   в   любой   ситуации необходим   индивидуальный   подход   к   каждому   студенту,   а   тем   более   к студенту ­ инвалиду.  Другая   группа   студентов­инвалидов,   обучающихся   в   музыкальном колледже – это слабовидящие студенты. Они тратят огромные   усилия на освоение специальных предметов, на исполнительскую практику. Работа на занятиях по иностранному языку для таких студентов – это тоже огромное усилие, напряжение для глаз. Одним из подходов в обучении таких студентов может быть сокращение таких аспектов как чтение и письмо и выдвижение на первый план такого вида деятельности как говорение. Аудирование – это еще один    вид  деятельности,  доступный   для  таких  студентов.  Аудирование  не ограничивает     их   возможностей,   не   усиливает     напряжения   для   глаз, способствует релаксации и развитию слуха, что немаловажно для студентов­ музыкантов.     Еще   один   вид   деятельности,   который   можно   предложить слабовидящим   студентам   на   уроках   иностранного   языка   –   письмо.   Но организовать   эту   работу   необходимо   на   компьютере,   который   дает возможность   установить   любого   размера   шрифт   и,   таким   образом,   также снять напряжение с глаз.  При работе со студентами­инвалидами и студентами с ограниченными возможностями   здоровья   особенно   необходимо   учитывать   необходимость применения на уроках здоровьесберегающих технологий. Даже простые, не   большого   количества   времени   и   усилий   упражнения требующие   способствуют   релаксации   студентов,   обострению   внимания   и   улучшению работы   мозга.   Ниже   предлагается   комплекс   упражнений,   которые способствуют повышению продуктивности учебной деятельности студентов на уроке,  и в то же время выполнение которых не занимает  более 5­7 минут. Безусловно,   современные   технологии   в   учебном   процессе   способны решить   проблему   инклюзивного   образования.   Индивидуальная   работа   со студентами всегда дает положительный результат, способствует повышению   специальным интереса   к   предмету.   Оснащение   учебных   классов   оборудованием,   лингафонными   кабинетами,   интерактивными   досками   даст учителю больше возможности  работать индивидуально с каждым студентом   различия   между   здоровыми   студентами   и и,   безусловно,   нивелирует   студентами с ограниченными возможностями здоровья. Приложение Простейшие   упражнения   для   глаз   на   уроке   ­     профилактика нарушения зрения,   благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.  1 комплекс: 1)вертикальные движения глаз вверх ­вниз; 2)горизонтальное вправо­влево; 3)вращение   глазами   по   часовой   стрелке   и   против;       4)   закрыть   глаза   и   представить   по   очереди   цвета   радуги   как   можно отчетливее;   5)   на   доске   до   начала   урока   начертить   какую­либо   кривую   (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении. Более тысячи биологически активных точек известно в настоящее время на ухе, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы   уши   “горели”.   Упражнение   можно   выполнять   в   такой последовательности: 2  комплекс: 1)потягивание за мочки сверху вниз; 2)потягивание ушной раковины вверх;     3) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.  3 комплекс (сидя за партой) ­ профилактика сколиоза и болезней сосудов: 1)Вдох   через   нос,   выдох   через   рот.   (Повторить   6–8   раз.) 2)Вращение стопами обеих ног (8–10раз). 3)Наклоны влево–вправо(6–8раз). 4)Движения плечами вверх–вниз–вперед–назад. 5)   Руки   вперед,   быстрые   сжимания   и   разжимания   пальцев.   Руки   в стороны – то же. Руки вниз – то же.

Методическое сообщение "Внедрение инклюзивного образования в учреждениях СПО"

Методическое сообщение "Внедрение инклюзивного образования в учреждениях СПО"

Методическое сообщение "Внедрение инклюзивного образования в учреждениях СПО"

Методическое сообщение "Внедрение инклюзивного образования в учреждениях СПО"

Методическое сообщение "Внедрение инклюзивного образования в учреждениях СПО"

Методическое сообщение "Внедрение инклюзивного образования в учреждениях СПО"

Методическое сообщение "Внедрение инклюзивного образования в учреждениях СПО"

Методическое сообщение "Внедрение инклюзивного образования в учреждениях СПО"

Методическое сообщение "Внедрение инклюзивного образования в учреждениях СПО"

Методическое сообщение "Внедрение инклюзивного образования в учреждениях СПО"

Методическое сообщение "Внедрение инклюзивного образования в учреждениях СПО"

Методическое сообщение "Внедрение инклюзивного образования в учреждениях СПО"

Методическое сообщение "Внедрение инклюзивного образования в учреждениях СПО"

Методическое сообщение "Внедрение инклюзивного образования в учреждениях СПО"
Скачать файл