Методическое сообщение "Внедрение инклюзивного образования в учреждениях СПО"
Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
английский язык
Взрослым
19.04.2019
В данном сообщении автор сообщает о проблеме обучения подростков с ограниченными возможностями здоровья в музыкальном колледже. В частности, автор рассматривает проблемы, с которыми сталкиваются подростки, страдающие заиканием и студентами - инвалидами по зрению. Автор показывает, как подойти к обучению таких студентов в группе.
Внедрение инклюзивного образования в СПО.docx
Реалии нашего времени таковы, что преподавателям ССПО все чаще,
к сожалению, приходится сталкиваться со студентами – инвалидами или
студентами с ограниченными возможностями здоровья. Но к счастью,
музыкальный колледж способен удовлетворить потребности таких студентов
в получении образования и применении своих знаний на практике в будущем.
Преподаватели колледжа всегда идут навстречу таким студентам и меняют
методы и формы работы на аудиторных занятиях так, чтобы и студенты с
ограниченными возможностями здоровья могли чувствовать себя на занятиях
комфортно, усваивать материал и отвечать требованиям к результатам
На занятиях по иностранному языку
освоения учебной дисциплины.
преподаватель старается найти подход в обучении всех студентов с
ограниченными возможностями здоровья. Одна из наиболее распространенных
групп таких студентов – это студенты, страдающие заиканием. Заикание это
нарушение, при котором страдает, прежде всего, речь темп, ритм, голос,
фонематические слух и восприятие, интонация, произношение и др. С
момента начала заболевания правильное развитие речи останавливается, и она
начинает развиваться дефектно, что, естественно, сказывается на
психическом здоровье ребенка. Как правило, дети, страдающие этим недугом,
по понятным причинам плохо успевают в школе. Во всяком случае, не любят
и избегают школьных предметов, где необходимо выступать перед классом,
рассказывать вслух, читать наизусть. Такой ребенок может быть прекрасным
физиком или математиком, но будет всячески избегать устных предметов, а
уж иностранный язык, как правило, один из самых нелюбимых предметов у
детей с дефектами речи. Эмоциональное состояние ребенка, страдающего
заиканием, зачастую не дает ему возможности полностью раскрыться в
обстановке своего класса, в школьной среде. Музыка же – одна из сфер, где
заикающийся ребенок может полностью реализовать свои способности,
причем неважно, будет ли он занят инструментальным исполнительством или
пением. Именно поэтому в музыкальных школах, музыкальных колледжах нередко обучаются дети, страдающие этим недугом. Очень часто они
избирают музыку своей профессией, справедливо полагая, что, в случае, если
они не избавятся от своего заболевания, музыка – это одна из сфер
деятельности, где дефект их речи будет менее всего заметен. Но если в
музыкальной школе такой ребенок находил своего рода «отдушину», где
никто не заставлял его говорить или прочитывать тексты перед аудиторией,
вновь сталкивается с
то, попадая в музыкальный колледж, он
необходимостью изучения предметов гуманитарного цикла, одним из которых
является иностранный язык.
Надо заметить, что у всех без исключения заикающихся происходит
путаница в фонемах даже родного языка, замена одних звуков на другие,
вставка дополнительных звуков, специфическое произношение гласных и
согласных, использование эмболов сорных слов и пр. Невротики смешивают
звуки собственного языка, тогда как изучение чужого, фонетика которого
резко отличается от нашей, вообще наносит тяжелый эмоциональный удар по
психике таких студентов, в результате чего происходит перенапряжение,
фрустрации и переутомление. Однако, требования к умениям и навыкам
освоения учебной дисциплины, к сожалению, не делают различия между
и имеющими ряд заболеваний студентами, в том числе,
здоровыми
страдающими заиканием. В связи с этим педагог и только педагог может
спланировать и организовать работу в группе таким образом, чтобы
страдающий заиканием студент, подросток 1519 лет, не испытывал ни
эмоционального потрясения от занятий, ни перенапряжения, ни чувства
скованности и неловкости перед однокурсниками, а, наоборот, смог
реализовать свой потенциал и, возможно, даже раскрыл свои способности,
которые были задавлены недугом.
Что может сделать педагог, преподаватель иностранного языка,
имеющий в группе студента, страдающего речевым дефектом? Необходимо
применение такого подхода к изучению иностранного языка, при котором обучающийся сможет легко осваивать учебную программу, при этом не
испытывая всех выше перечисленных трудностей.
В первую очередь, на начальном этапе обучения, т.е. на первом курсе,
когда еще ни преподаватель, не студенты не знают друг друга достаточно
хорошо, и, когда страдающий заиканием студент переживает мучительные
в новом коллективе, преподавателю необходимо
моменты адаптации
категорически исключить из работы с таким студентом говорение как аспект
изучения иностранного языка. Не акцентируя это на групповом занятии,
студенту, страдающего заиканием, просто не предлагается включаться в
устную часть урока. При составлении монологических высказываний ему
предлагается записать свои тезисы в тетради, и преподавателю достаточно
просто проверить написанное. В группах, где имеются студенты с
нарушениями речи, возможно полностью отказаться от диалогической речи,
так как привлечение их к составлению диалогических высказываний
невозможно, а невключение заикающихся студентов в данный вид работы
может быть оскорбительным для них. На последующих курсах, когда у
преподавателя уже установится контакт со студентами, и когда страдающий
заиканием студент тоже достаточно адаптируется в студенческом
коллективе, возможно включение такого студента и в устную часть урока, но
это зависит от многих причин – и от тяжести его заболевания, и от его психо
эмоционального состояния, и от нравственного уровня коллектива.
Второй аспект изучения иностранного языка, который вполне
применим для обучения студентов с нарушениями речи – это аудирование.
При наличии лингафонного кабинета и оборудования для индивидуальной
возможно дать заикающемуся студенту
работы с аудиотекстами
индивидуальное задание по аудированию в то время как остальная группа
занята, например, составлением монологов.
Современные компьютерные технологии также могут прийти на
помощь педагогу в ситуации, когда в группе имеется студент с дефектами речи. Для того, чтобы поддержать интерес к предмету «Иностранный язык»,
заикающемуся студенту возможно предложить создание презентаций на
изучаемые темы. Так, например, ему предлагается создать презентацию о
великих композиторах, или о музыкальных течениях. Так как ему самому
будет достаточно сложно защитить свою презентацию, возможно создание
озвученных презентаций, что потребует б льших усилий со стороны студента,
оо
но зато результат даст ему возможность испытать удовлетворение от
заслуженно заработанной оценки.
Медиками доказано и неоднократно испытано на практике, что пение
дает возможность заикающимся людям не только отвлечься от своего недуга,
но, зачастую, и полностью избавиться от него. Одним из подходов к работе с
заикающимися студентами на уроках иностранного языка в колледже может
быть разучивание и исполнение хором песен на изучаемом языке. Данный
метод может решить и еще одну важную проблему – эмоционально сблизить
студенческую группу, вызвать чувство единения. Однако применение такого
подхода также требует тщательного анализа, и возможно только если психо
эмоциональное состояние страдающего заиканием студента и тяжесть его
заболевания позволяют это сделать.
Не менее важной остается проблема обучения студентов,
страдающими последствиями ДЦП с нарушениями речи. Все, сказанное выше,
применимо и к этой категории студентов, однако, необходимо помнить, что
студенты инвалиды страдают повышенной утомляемостью, нуждаются в
более частом переключении с одной учебной деятельности на другую, могут
иметь много сопутствующих заболеваний, поэтому ограничиться общими
рекомендациями нельзя. Необходимо помнить, что в любой ситуации
необходим индивидуальный подход к каждому студенту, а тем более к
студенту инвалиду.
Другая группа студентовинвалидов, обучающихся в музыкальном
колледже – это слабовидящие студенты. Они тратят огромные усилия на освоение специальных предметов, на исполнительскую практику. Работа на
занятиях по иностранному языку для таких студентов – это тоже огромное
усилие, напряжение для глаз. Одним из подходов в обучении таких студентов
может быть сокращение таких аспектов как чтение и письмо и выдвижение на
первый план такого вида деятельности как говорение. Аудирование – это еще
один вид деятельности, доступный для таких студентов. Аудирование не
ограничивает их возможностей, не усиливает напряжения для глаз,
способствует релаксации и развитию слуха, что немаловажно для студентов
музыкантов. Еще один вид деятельности, который можно предложить
слабовидящим студентам на уроках иностранного языка – письмо. Но
организовать эту работу необходимо на компьютере, который дает
возможность установить любого размера шрифт и, таким образом, также
снять напряжение с глаз.
При работе со студентамиинвалидами и студентами с ограниченными
возможностями здоровья особенно необходимо учитывать необходимость
применения на уроках здоровьесберегающих технологий. Даже простые, не
большого количества времени и усилий упражнения
требующие
способствуют релаксации студентов, обострению внимания и улучшению
работы мозга. Ниже предлагается комплекс упражнений, которые
способствуют повышению продуктивности учебной деятельности студентов
на уроке, и в то же время выполнение которых не занимает более 57 минут.
Безусловно, современные технологии в учебном процессе способны
решить проблему инклюзивного образования. Индивидуальная работа со
студентами всегда дает положительный результат, способствует повышению
специальным
интереса к предмету. Оснащение учебных классов
оборудованием, лингафонными кабинетами, интерактивными досками даст
учителю больше возможности работать индивидуально с каждым студентом
различия между здоровыми студентами и
и, безусловно, нивелирует
студентами с ограниченными возможностями здоровья. Приложение
Простейшие упражнения для глаз на уроке профилактика
нарушения зрения, благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном
внутричерепном давлении.
1 комплекс:
1)вертикальные движения глаз вверх вниз;
2)горизонтальное
вправовлево;
3)вращение
глазами по часовой стрелке и против;
4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно
отчетливее;
5) на доске до начала урока начертить какуюлибо кривую (спираль,
окружность, ломаную); предлагается глазами «нарисовать» эти фигуры
несколько раз в одном, а затем в другом направлении.
Более тысячи биологически активных точек известно в настоящее
время на ухе, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать
на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины,
чтобы уши “горели”. Упражнение можно выполнять в такой
последовательности:
2 комплекс:
1)потягивание
за
мочки
сверху
вниз;
2)потягивание
ушной
раковины вверх;
3) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.
3 комплекс (сидя за партой) профилактика сколиоза и болезней
сосудов:
1)Вдох через нос,
выдох через рот.
(Повторить 6–8 раз.)
2)Вращение
стопами
обеих ног
(8–10раз).
3)Наклоны влево–вправо(6–8раз).
4)Движения плечами вверх–вниз–вперед–назад. 5) Руки вперед, быстрые сжимания и разжимания пальцев. Руки в
стороны – то же. Руки вниз – то же.
Методическое сообщение "Внедрение инклюзивного образования в учреждениях СПО"
Методическое сообщение "Внедрение инклюзивного образования в учреждениях СПО"
Методическое сообщение "Внедрение инклюзивного образования в учреждениях СПО"
Методическое сообщение "Внедрение инклюзивного образования в учреждениях СПО"
Методическое сообщение "Внедрение инклюзивного образования в учреждениях СПО"
Методическое сообщение "Внедрение инклюзивного образования в учреждениях СПО"
Методическое сообщение "Внедрение инклюзивного образования в учреждениях СПО"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.