С. Б. Газахова
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
НА УРОКЕ
Актуальность темы исследования определяется тем, что история именно в школьном возрасте лучше усваивается через «человеческую» ее сторону, через судьбы конкретных людей. Показ того, как жили отдельные личности, как влияли на ход событий всей истории, запоминается и усваивается учащимися с большим желанием, чем оперирование событиями, процессами вне воздействия на них ярких личностей.
Методы исследования: анализ педагогической и методической литературы по проблеме изучения личностей на уроках истории; наблюдение; анкетирование учителей и учащихся; беседы.
Изучение личности является одним из приоритетных направлений деятельности учащихся. Важно оптимально организовать и методически разнообразить варианты этой работы. Варианты могут быть следующими: изучение исторических «персоналий» по алгоритму (запоминание фамилии, имени личности; ознакомление с периодами деятельности личности; изучение оценок личности её современниками и современными историками); сравнительный анализ характеристик деятельности личностей; оценка личностей по отдельным, но ярким штрихам к их портретам, будь, то примеры из службы, повседневной жизни и т. д.[1].
Как правило, изучение персоналий в школе строится на подготовке небольших сообщений учащимися, инсценировок, где действующими лицами являются исторические персоналии. Учителя часто используют и сообщения, и презентации, и портреты, отрывки из художественной литературы (стихи, проза), видеофильмы.
Нас интересовал вопрос «Как вы работаете с исторической личностью на уроках?». С этой целью была разработана анкета, в которой приняло участие 54 ученика 6-8 классов 67 школы. Выяснено, что, несмотря на требования ФГОС, Историко-культурного стандарта, изучению персоналий на уроках уделяется мало времени. Указывалось на ряд сложностей встающих перед учителем истории: отсутствие интереса у учеников, трудности с отбором материала, но главное – это нехватка времени на уроках.
Ответы учащихся на вопрос «Нравится ли вам узнавать об интересных фактах жизни известных деятелей прошлого?» показали: 98% -нравится; 2 % - не нравится. Учащимся нравится узнавать о детстве, воспитании известных личностей, об их личной жизни, их привычках, характере. Меньше их интересует политическая и общественная жизнь, так как об этом достаточно информации в учебнике. В результате анкетирования, мы определили и ранжировали самых популярных личностей для учеников: Петр I, Екатерина II, Иван IV Грозный, А.С.Пушкин, М. В. Ломоносов, Александр Невский, Анна Иоанновна, Елена Глинская, С.Ф. Апраксин, П.С. Нахимов, И.В. Сталин, Петр II, Наполеон Бонапарт, Леонардо да Винчи, Ю.А. Гагарин, Б.Н. Ельцин, Л.А. Чарская, И.Я. Билибин.
Анализ результатов анкетирования, опроса учителей и учащихся показал, что интерес к изучению жизни и деятельности исторических персоналий есть и немалый. Но поддерживать его трудно вследствие отсутствия времени и большого фактического материала урока. Таким образом, необходима разработка специальной методики преподавания материала, касающегося изучения исторических личностей.
Библиографический список
1. Изотов И.В. Мультимедийные средства обучения и их возможности в подготовке учащихся общеобразовательных школ. // Интеграция образования. 2008. -№3. С-112.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.