Методика изучения уровня внимания у школьников (Гальперин П.Я., Кабылицкая С.Л.)
2. Проба на внимание
(П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая)
Цель: выявление
уровня сформированности внимания и самоконтроля.
Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивное действие
контроля.
Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.
Описание задания: школьнику предлагается прочитать текст, проверить
его и исправить в нем ошибки (в том числе и смысловые) карандашом или ручкой.
Фиксируется время работы учащегося с текстом, особенности его поведения (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и т. п.).
Для того чтобы найти и исправить ошибки в этом тексте, не требуется знания правил, но необходимы внимание и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.
Т е к с т 1
Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.
Т е к с т 2
На Крайним Юге не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросли много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился.
Грчи вют гнёзда на деревьях. На повогодней ёлке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на поляне. Охотник вечером с охоты. В тегради Раи хорошие отметки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня.
Критерии оценивания: подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловые ошибки и т. п.
Уровни сформированности внимания:
1.
0—2 пропущенные ошибки — высший уровень внимания.
2. 3—4 — средний уровень внимания.
3. Более 5 пропущенных ошибок — низкий уровень внимания.
2.
Задание «Дорога к дому»
(Модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»)
Цель: выявление уровня
сформированности действия по передаче информации и отображению предметного
содержания и условий деятельности.
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативно-речевые
действия.
Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности
учащихся в парах и анализ результата.
Описание задания: двух детей усаживают друг напротив друга за стол,
перегороженный экраном (ширмой). Одному дают карточку с линией, изображающей
путь к дому (рис. 6, а), другому — карточку с ориентирами-точками (рис. 6, б).
Первый ребенок говорит, как надо идти к дому. Второй старается провести линию —
дорогу к дому — по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но
нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания
дети меняются ролями, намечая новый путь к дому (рис. 6, в).
Критерии оценивания:
* продуктивность
совместной деятельности оценивается по степени сходства нарисованных дорожек с
образцами;
* способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он
знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и
полно указать ориентиры траектории дороги;
* умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от
партнера по деятельности;
* способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;
* эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с
удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу
необходимости), негативное.
Уровни оценивания:
1. Низкий
уровень - узоры не построены или непохожи на образцы; указания не
содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по
существу или формулируются непонятно для партнера.
2. Средний уровень - имеется хотя бы частичное сходство
узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и
ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию
лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание.
3. Высокий уровень - узоры соответствуют образцам; в
процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются
необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности
указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в
конце по собственной инициативе сравнивают результат (нарисованную дорогу) с
образцом.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.