Аннотация: Автор кратко и в доступной форме знакомит читателей со школой мужского классического танца, разработанной Н.И. Тарасовым. В статье раскрыты основные принципы школы Тарасова, оказывавшие огромное воздействие на развитие техники мужского танца.
Ключевые слова: классический танец, школа мужского танца, «школа Тарасова», методика преподавания классического танца, русская балетная школа.
Актуальность исследования теоретических трудов по классическому танцу определяется необходимостью знать методы и приемы обучения классическому танцу детей с учетом их психофизических и анатомо–физиологических особенностей, чтобы в дальнейшем выбрать наиболее подходящую эффективную методику обучения классическому танцу.
Методы и приемы преподавания классического танца складывались на протяжении столетий, но они всегда соответствовали индивидуальным склонностям самого педагога. Поэтому педагогу необходимо анализировать педагогический опыт, предлагаемый разными хореографами, учитывая, что такой опыт практически неотделим от личности самого хореографа и представляет собой своеобразную индивидуальность педагога. Нельзя копировать буквально любой педагогический опыт, необходимо всегда оставаться собой, быть самому яркой педагогической индивидуальностью.
В школе классического танца сконденсирован огромный многовековой опыт исполнителей и педагогов: как эмпирический, наглядно передающийся и по сей день из поколения в поколение, так и изложенный в учебниках. Но в хореографии специальных методов преподавания нет. А это означает, что начинающему педагогу необходимо адаптировать имеющиеся в педагогике методы обучения с целью выявления наиболее эффективных. Методика преподавания хореографических дисциплин реализует основную цель ¾ через хореографическое обучение воспитать гармонически развитую личность, а основополагающим в таком обучении выступает воспитание и обучение средствами танца. Методы обучения опираются на законы психологии и педагогики. При единой основе методики преподавания необходимо постоянно искать пути ее проецирования на конкретного ученика или группу учащихся.
Ценным вкладом в теорию и практику хореографического искусства стала книга Николая Ивановича Тарасова (1902–1975) «Классический танец. Школа мужского исполнительства».
В своем учебнике Н.И. Тарасов последовательно и подробно рассказывает о сложном процессе воспитания танцовщика, разъясняет весь педагогический процесс, от простого к сложному, от частного к общему, целому. Его труд не сводится лишь к обучению танцевальной технике (чему, разумеется, отводится значительное место). Автор разъясняет своим читателям — будущим педагогам классического танца — необходимость развивать в своих будущих учениках внутреннюю технику, артистизм, позволяющий затем в сценических условиях исполнять танец музыкально, реалистично, в стиле и характере определенной эпохи и народа, из среды которого вышли герои того или иного балета.
Знаменитая «школа Тарасова» вобрала в себя огромный практический материал, который Н.И. Тарасов, мыслящий артист и педагог, выстраивал в стройную методическую систему. Среди учеников Н.И. Тарасова выдающиеся солисты балета: Александр Лапаури, Марис Лиепа, Михаил Лавровский, Ярослав Сех, Лев Голованов, Юрий Кондратов, видные педагоги и хореографы Леонид Жданов, Владимир Василёв, Пётр Пестов, Александр Прокофьев, Герман Прибылов, Эрик Володин, Евгений Валуки.
В книге «Классический танец. Школа мужского исполнительства» Н.И. Тарасова говорится о важности выбора метода обучения, его наиболее эффективное воздействие на память учащегося. В хореографии метод ¾ это совокупность приемов и способов организации (построения) познавательной деятельности. Выбор методов обучения не может быть произвольным. Выбирая тот или иной метод обучения, преподавателю необходимо каждый раз учитывать многие зависимости. Прежде всего, определяется главная цель и конкретные задачи, которые будут решаться на уроке. Цель и задачи «задают» группу методов, пригодных для достижения намеченных задач. Далее следует целенаправленный выбор оптимальных путей, позволяющих наилучшим образом осуществить познавательный процесс.
Книга Н.И. Тарасова «Классический танец» трактует школу классического танца как метод, как систему воспитания и обучения будущего танцовщика профессионального балетного театра. Цель его методики ¾ сценическое исполнение движений классического танца как органичного языка действующих в балете персонажей. По воспоминаниям Е.П. Валукина, «уже с первого элемента экзерсиса у станка не было простого движения плие, а было участие всего исполнительского аппарата танцовщика в предложенном педагогом задании» [1, c. 74].
Н.И. Тарасов понимал, что мужской танец ¾ это выносливость, сила ног, апломб, чувство позы и музыкальность пластического образа. Урок представлял собой стройную систему, имеющую некое художественное содержание для формирования всех перечисленных качеств танцовщика [2, c. 19].
Россия ¾ единственная страна в Европе, где не только сохранились традиции мужского исполнительского искусства, но и развивалась техника мужского классического танца. Коренные изменения в лексике мужского классического танца произошли в результате активизации танцевальных образов в драматургии спектаклей. Интерес к современности приводил к обогащению и обновлению самой танцевальной лексики, постановочных принципов, жанровой природы балетного спектакля. Утвердился новый исполнительский стиль с чётко выявившимся героическим началом, соответствующим характеру времени. В результате появился ряд талантливых танцовщиков, утвердивших на сцене новые подходы в мужском исполнительстве: А.Н. Ермолаев, а впоследствии его ученики В.В. Васильев, М.Л. Лавровский, В.П. Тихонов, Ю.К. Владимиров, Б.Б.Акимов, А.Б. Годунов и др.
На протяжении многих лет развития школы классического танца менялось значение и соотношение, техническая оснащённость мужского и женского танца в балетном спектакле. Если в XVIII в. наблюдалось равенство прав танцовщика и балерины, то в эпоху романтизма мужской танец надолго утратил своё значение. Ситуация стала меняться в начале XX века и к середине ХХ века утвердился новый исполнительский стиль с четким героическим началом и на балетной сцене и в методике преподавания.
Метод объяснения трактуется Н.И. Тарасовым так. Слуховая память воспитывается при помощи слова и музыки. Обращаться к ученикам, необходимо очень нацелено, кратко и точно. Расплывчатые, многословные замечания малоэффективны. Речь учителя должна быть всегда образной, живой и точно передавать его мысли. Н.И. Тарасов говорит о том, что «слово часто бывает сильнее всякого показа, если оно логично и обращено к искусству танца, к его сути и содержанию, к музыке, к ее образности, эмоциональности и интонациям, к сердцу ученика и его творческому воображению». Объяснение в хореографии применяется в целях ознакомления учеников с тем, как и для чего, они должны выполнять то или иное движение; в какой последовательности выполняется экзерсис; в чем цель такой последовательности и т.д.
При музыкальном оформлении педагогу не следует считать вслух на уроке, так как это притупляет музыкальное восприятие ученика. Объяснив ученику, в каком размере и темпе делается данное упражнение, необходимо дать ему возможность вслушиваться в музыку. Считать вслух допустимо только вначале обучения нового упражнения. Музыкальное оформление должно прививать учащимся эстетические навыки, осознанное отношение к музыкальному произведению ¾ умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. Весь урок должен быть построен на музыкальном материале. Для слитности исполнения с музыкой, необходимо обратить внимание учеников на подготовительное движение, объяснив, что такое «затакт», помня при этом, что любой «затакт» определяет темп всего упражнения. Необходимо помнить, что одна из задач экзерсиса ¾ это сила мышц и выносливости.
Некоторые педагоги останавливают урок, подробно объясняют ошибки, поправляют учеников. На это уходит много времени, паузы нарушают правильный темп ведения экзерсиса, сводят на нет, эффективность исполненных до этого упражнений. Объяснить и повторить движение, поправить ошибки можно и нужно по ходу исполнения. А также в паузе после окончания экзерсиса у станка. Останавливать учащихся во время выполнения учебных заданий надо возможно реже и только при появлении грубых ошибок, вызванных распущенностью внимания. Во время выполнения учебного задания замечания надо делать своевременно, поддерживая, не рассеивая внимание класса, при этом неуклонно требовать, чтобы ученики выполняли очередное движение активно и детально готовились к следующему, связывая каждое из них в единое целое. Это научит будущих танцовщиков предвидеть все свои действия, учитывая рисунок, характер и музыкальность исполнения учебного задания. Экзерсис на середине зала имеет такое же значение и развитие, как и экзерсис у палки. Работая перед зеркалом, не следует сосредотачивать внимание на какой-либо отдельной части тела, ¾ необходимо охватывать взглядом всю фигуру, следуя за правильностью формы и положения ног. Но кроме зрительного восприятия должно быть и ощущение всего тела, его собранности и подтянутости.
Метод показа, по мнению Н.И. Тарасова, обусловлен следующим. Зрительная память воспитывается и укрепляется при помощи наглядности. К приёмам, поясняющим правила выполнения изучаемых движений, следует отнести именно показ, который можно подразделить на два подхода: первый — показ нового изучаемого движения; второй — показ комбинированных заданий. Выбор метода зависит не только от поставленных целей обучения, но и от возрастных и индивидуальных особенностей учеников. В младших классах все новые движения нужно показывать подробно, замедленно, как бы по частям, по нескольку раз, до полного их усвоения учащимися и, разумеется, подтверждать соответствующими устными пояснениями. Показ комбинированных заданий в младших классах также необходим, но проводится он уже в обычном темпе, без предварительных повторений, и запоминаться должен с одного раза. Это очень трудное, но обязательное правило развивает зрительную, вернее, хореографическую память ученика.
Исключения могут быть, но двух и тем более трехкратный предварительный показ лишает ученика самостоятельности и активности в запоминании комбинированного задания. Творческая индивидуальность учащегося начинает обретать свою самостоятельность с первых шагов обучения. Ее рост идет вместе с развитием техники движения, в неразрывном единстве с ней. Системность занятий приобщает детей к художественной природе танца. Их сознание осваивает первые каноны движения, проникается законами ритма, динамики, пластики, жеста, музыкальности. Отсюда естественное стремление ученика ввести в исполнительскую технику (пусть даже самую элементарную) своё чувство пластики движения, позы и музыки, что является уже процессом творческим, а не механическим. Если это так, значит, соблюдение строжайших правил техники движения должно стать для ученика началом воспитания его творческой индивидуальности, ее свободного проявления в учебном процессе. Простой учебный поворот или наклон головы, устремленность взгляда, фиксация или перевод рук, прямое или слегка наклонное положение корпуса и т.д. должны выполняться учащимися с предельной точностью и легкостью по технике движения, но различно по чувству скульптурности и музыкальности. Иначе развитие индивидуальности станет второстепенным элементом в учебной работе, а затем и в сценической жизни. Ведущей станет «чужая» манера движения, отработанная на основе точного формального, а не творческого, метода обучения.
Метод упражнения признается н.и. Тарасовым крайне важным в обучении классическому танцу. Это, по сути, не один метод, а целый комплекс методов ¾ методы направленного прочувствования двигательного действия (или метод упражнения).
Очень важно в хореографии, чтобы у учеников кроме зрительного и слухового восприятия должно быть и ощущение движения. Направляющая помощь преподавателя при выполнении движения, например ощущение работы мышц при выполнении какого либо движения; выполнение упражнений в замедленном темпе; фиксация положений тела и его частей в отдельные моменты двигательного действия. Моторная память ученика отрабатывается, развивается и крепнет на основе точной исполнительской техники. Моторная память закрепляется трудно, путем многократно повторяемых упражнений на протяжении всего курса обучения. Без хорошо развитой моторной памяти у танцовщика не может быть хорошей устойчивости, гибкости, легкости, мягкости, простоты и свободы движения. Очень важно также совмещение с объяснением работы мышц (группы мышц) для осознанной работы учеников.
Следует отметить, что показ как эффективный метод обучения оправдывает себя в том случае, если использовать его в сочетании с указаниями и замечаниями; а также с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учеников. Он не должен заменять собой все те указания и замечания, которые педагог может сделать значительно короче, содержательнее и образнее в устной форме. Специальных методов обучения классическому танцу нет. Педагогические методы обучения, адаптированные к хореографическим дисциплинам представляют собой творческое и новаторское явление. Методы преобразуются в зависимости от предъявляемых к ним требований. Эффективность процесса обучения зависит от того, насколько правильно выбран метод обучения.
Выводы
Книга Н.И. Тарасова «Классический танец. Школа мужского исполнительства» трактует школу классического танца как метод, как систему воспитания и обучения будущего танцовщика профессионального балетного театра. Цель его методики ¾ сценическое исполнение движений классического танца как органичного языка действующих в балете персонажей.
В книге говорится о важности выбора метода обучения, его наиболее эффективное воздействие на память учащегося. Метод объяснения, метод показа и метод упражнения ¾ эффективные методы обучения классическому танцу. И хотя специальных методов обучения классическому танцу нет, но педагогические методы обучения, адаптированные к хореографическим дисциплинам представляют собой творческое и новаторское явление, они преобразуются в зависимости от предъявляемых к ним требований, а сама эффективность процесса обучения зависит от того, насколько правильно выбран метод обучения (или сочетание методов).
По своему стилю и содержанию учебник Н.И. Тарасова является методическим, практическим руководством по обучению и самообучению классическому танцу.
Литература
1. Альберт, Г.Г. Александр Пушкин. Школа классического танца / Г.Г. Альберт. ¾ М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1996. ¾ 255 с.
2. Базарова, Н.П. Классический танец. Методика 4-го и 5-го года обучения / Н.П. Базарова. ¾ Л.: Искусство, 1984. ¾ 199 с.
3. Тарасов, Н.И. Классический танец. Школа мужского исполнительства: Учебник для вузов / Н.И. Тарасов. ― 3-е изд. — СПб.: Лань, 2005, — 496 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.