МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОМИНИРУЮЩЕЙ ОРИЕНТАЦИИ ПЕРЦЕПТИВНОЙ СФЕРЫ
Оценка 4.9

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОМИНИРУЮЩЕЙ ОРИЕНТАЦИИ ПЕРЦЕПТИВНОЙ СФЕРЫ

Оценка 4.9
doc
24.01.2020
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОМИНИРУЮЩЕЙ ОРИЕНТАЦИИ ПЕРЦЕПТИВНОЙ СФЕРЫ
МЕТОДИКА.doc

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОМИНИРУЮЩЕЙ ОРИЕНТАЦИИ

ПЕРЦЕПТИВНОЙ СФЕРЫ

 

          Важной составляющей личности человека является ее перцептивная сфера. Эта сфера ориентирована на получение информации из окружающего мира и ее первичную обработку. Доминирующие ориентации перцептивной сферы определяются характером функциональной асимметрии мозга человека, ведущими каналами получения информации и основными формами ее репзентации. Описание таких каналов, репзентаций и методик их диагностики хорошо разработано в рамках подхода, получившего название НЛП.

        НЛП – это специфический подход к использованию знаний, полученных из различных областей (в том числе нейрологии, психологии, лингвистики) и  интегрированных в специальные методы, предназначенные для создания средств, способствующих личностному развитию. "Нейро" означает, что поведение является результатом нервных процессов, а "лингвистическое" – то, что нервные процессы представлены и управляемые с помощью языковых средств и коммуникационных систем.

        Что касается "программирования", оно указывает на осуществление четкой организации различных компонентов в приемы, предназначенные для достижения эффективных результатов.

        Что касается неврологии, то для НЛП в первую очередь значима функциональная асимметрия человеческого мозга. Такая асимметрия приводит к тому, что различные полушария нашего мозга, занимаются преимущественно реализацией различных функций. Например, левое полушарие обрабатывает в основном логическую информацию, а правое образную.

        С точки зрения НЛП – подхода у человека существует несколько репзентативных систем (репсистем). Репсистема – это совокупность элементов, позволяющих представлять (репрезентировать) в психике необходимую информацию. С позиции указанного подхода люди различаются в первую очередь своими репсистемами. По характеру доминирующей модальности представления информации репсистемы делятся на:

        1) визуальную;

        2) аудиальную;

        3) кинестетическую (ощущение);

        4) полимодальную (преобладают обобщенные представления, мыслительные процессы).

        Репсистему можно рассматривать и как состояние психики, v проявляется в вербальном и невербальном поведениях человека. Все это легко считывается по признакам, свойственным основным способам восприятия сообщаемой информации.

 

 

 

Признаки поведения, характерные для доминирующих способов восприятия

 

Признаки, характерные для основных способов восприятия информации

СПОСОБЫ  ВОСПРИЯТИЯ

Визуальный

аудиальный

кинестетический

ЖЕСТЫ

 

 

 

1) Выше плеч

2) На уровне груди

3) Ниже груди

*

 

*

 

 

*

ДЫХАНИЕ

 

 

 

1) Верхнее (ключичное)

2) Среднее (межреберное)

3) Нижнее (диафрагмальное)

*

 

*

 

 

*

ГОЛОС (ТОН, ТЕМП)

 

 

 

1) Высокий

2) Средний

3) Низкий

*

 

*

 

 

*

ПОЛОЖЕНИЕ ГЛАЗ

 

 

 

1) Позиция 1, 2, 3, 5

2) Позиция 4, 6, 9

3) Позиция 7, 8

*

 

*

 

 

*

КЛЮЧЕВЫЕ  СЛОВА

 

 

 

1) Смотреть, представлять

2) Слушать, говорить

3) Чувствовать, ощущать

*

 

*

 

 

*

ФОРМА  ГУБ

 

 

 

1) Тонкие, узкие

2) Различная

3) Пухлые, мягкие

*

 

*

 

 

*

ПОЗА

 

 

 

1) Прямая, расправленная

2) Голова наклонена в бок

3) Искривленная, согнутая

*

 

*

 

 

*

"ТИП" ТЕЛА и ДВИЖЕНИЯ

 

 

 

1) Тощий или тучный, движения

     скованы, судорожны

2) Неустойчивое, движения то

    зажатые, то свободные

3) Пухлый, округленный, движения

    свободные, плавные

 

*

 

 

 

*

 

 

 

 

 

*

КАТЕГОРИЯ  САТИР

 

 

 

1) "Порицатель"

2) "Путаник"

3) "Умиротворитель"

*

 

 

*

 

 

*

 

 

 

 

 

Направление взгляда при различных состояниях

репрезентативной системы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                               *                          *                       *

                         1                                 2                             3

                          

 

 

 


                          *                         *                       *   

                                  4                                 5                              6

 

 

 

 


                               *                         *                       *

                                  7                                8                              9

 

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


        Углубление взаимопонимания повышает эффективность общения и принятия решений. Для повышения взаимопонимания могут быть использованы приемы, разработанные в рамках НЛП-подхода. Реализация этих приемов в процессуальном плане должна образовать 3 этапа: 1) присоединение, 2) закрепление и 3) ведение.

        На начальном этапе – присоединении – преимущественно используются особенности дыхания и позы. Достижение сохранности своего дыхания с дыханием партнера, а также идентичности поз способствует мягкому вхождению в контакт. Идентичность поз является отправным пунктом в присоединении, ибо, если поза говорит о закрытости, то только после ее копирования можно спустя некоторое время перейти к позе, свидетельствующей об открытости к общению. Цель этапа – синхронность состояний репсистем вас и вашего партнера по общению.

        На этапе закрепления применяются соответствующая мимика (адекватная асимметрии партнера),  жесты, голос, и ключевые слова, и ключевые слова, v развивают контакт в направлении "подключения" к коммуникационному контексту партнера, обеспечивая тем самым устойчивое общение с ним.

        Этап ведения представляет собой постепенное переключение партнера с его собственной программы на предлагаемую. В этом случае основное внимание уделяется зонам выбора и принятия решения, т.е. ведущим зонам обмен визуальной, аудиальной и кинестетической информацией.

        Таким образом реализуется синхронное сопровождение процесса принятия решения и переключения партнера на выполнение желательной для вас программы. Процесс общения на этом этапе развивается в интересующем вас направлении, наблюдается углубление взаимопонимания.

 

 

 

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОМИНИРУЮЩЕЙ ОРИЕНТАЦИИ ПЕРЦЕПТИВНОЙ СФЕРЫ

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОМИНИРУЮЩЕЙ ОРИЕНТАЦИИ ПЕРЦЕПТИВНОЙ СФЕРЫ

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОМИНИРУЮЩЕЙ ОРИЕНТАЦИИ ПЕРЦЕПТИВНОЙ СФЕРЫ

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОМИНИРУЮЩЕЙ ОРИЕНТАЦИИ ПЕРЦЕПТИВНОЙ СФЕРЫ

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОМИНИРУЮЩЕЙ ОРИЕНТАЦИИ ПЕРЦЕПТИВНОЙ СФЕРЫ

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОМИНИРУЮЩЕЙ ОРИЕНТАЦИИ ПЕРЦЕПТИВНОЙ СФЕРЫ

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОМИНИРУЮЩЕЙ ОРИЕНТАЦИИ ПЕРЦЕПТИВНОЙ СФЕРЫ

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОМИНИРУЮЩЕЙ ОРИЕНТАЦИИ ПЕРЦЕПТИВНОЙ СФЕРЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2020