ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОМИНИРУЮЩЕЙ ОРИЕНТАЦИИ
ПЕРЦЕПТИВНОЙ СФЕРЫ
Важной составляющей личности человека является ее перцептивная сфера. Эта сфера ориентирована на получение информации из окружающего мира и ее первичную обработку. Доминирующие ориентации перцептивной сферы определяются характером функциональной асимметрии мозга человека, ведущими каналами получения информации и основными формами ее репзентации. Описание таких каналов, репзентаций и методик их диагностики хорошо разработано в рамках подхода, получившего название НЛП.
НЛП – это специфический подход к использованию знаний, полученных из различных областей (в том числе нейрологии, психологии, лингвистики) и интегрированных в специальные методы, предназначенные для создания средств, способствующих личностному развитию. "Нейро" означает, что поведение является результатом нервных процессов, а "лингвистическое" – то, что нервные процессы представлены и управляемые с помощью языковых средств и коммуникационных систем.
Что касается "программирования", оно указывает на осуществление четкой организации различных компонентов в приемы, предназначенные для достижения эффективных результатов.
Что касается неврологии, то для НЛП в первую очередь значима функциональная асимметрия человеческого мозга. Такая асимметрия приводит к тому, что различные полушария нашего мозга, занимаются преимущественно реализацией различных функций. Например, левое полушарие обрабатывает в основном логическую информацию, а правое образную.
С точки зрения НЛП – подхода у человека существует несколько репзентативных систем (репсистем). Репсистема – это совокупность элементов, позволяющих представлять (репрезентировать) в психике необходимую информацию. С позиции указанного подхода люди различаются в первую очередь своими репсистемами. По характеру доминирующей модальности представления информации репсистемы делятся на:
1) визуальную;
2) аудиальную;
3) кинестетическую (ощущение);
4) полимодальную (преобладают обобщенные представления, мыслительные процессы).
Репсистему можно рассматривать и как состояние психики, v проявляется в вербальном и невербальном поведениях человека. Все это легко считывается по признакам, свойственным основным способам восприятия сообщаемой информации.
Признаки, характерные для основных способов восприятия информации |
СПОСОБЫ ВОСПРИЯТИЯ |
||
Визуальный |
аудиальный |
кинестетический |
|
ЖЕСТЫ |
|
|
|
1) Выше плеч 2) На уровне груди 3) Ниже груди |
* |
* |
* |
ДЫХАНИЕ |
|
|
|
1) Верхнее (ключичное) 2) Среднее (межреберное) 3) Нижнее (диафрагмальное) |
* |
* |
* |
ГОЛОС (ТОН, ТЕМП) |
|
|
|
1) Высокий 2) Средний 3) Низкий |
* |
* |
* |
ПОЛОЖЕНИЕ ГЛАЗ |
|
|
|
1) Позиция 1, 2, 3, 5 2) Позиция 4, 6, 9 3) Позиция 7, 8 |
* |
* |
* |
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА |
|
|
|
1) Смотреть, представлять 2) Слушать, говорить 3) Чувствовать, ощущать |
* |
* |
* |
ФОРМА ГУБ |
|
|
|
1) Тонкие, узкие 2) Различная 3) Пухлые, мягкие |
* |
* |
* |
ПОЗА |
|
|
|
1) Прямая, расправленная 2) Голова наклонена в бок 3) Искривленная, согнутая |
* |
* |
* |
"ТИП" ТЕЛА и ДВИЖЕНИЯ |
|
|
|
1) Тощий или тучный, движения скованы, судорожны 2) Неустойчивое, движения то зажатые, то свободные 3) Пухлый, округленный, движения свободные, плавные |
* |
* |
* |
КАТЕГОРИЯ САТИР |
|
|
|
1) "Порицатель" 2) "Путаник" 3) "Умиротворитель" |
*
|
* |
* |
Направление взгляда при различных состояниях
репрезентативной системы
* * *
1 2 3
* * *
4 5 6
* * *
7 8 9
Углубление взаимопонимания повышает эффективность общения и принятия решений. Для повышения взаимопонимания могут быть использованы приемы, разработанные в рамках НЛП-подхода. Реализация этих приемов в процессуальном плане должна образовать 3 этапа: 1) присоединение, 2) закрепление и 3) ведение.
На начальном этапе – присоединении – преимущественно используются особенности дыхания и позы. Достижение сохранности своего дыхания с дыханием партнера, а также идентичности поз способствует мягкому вхождению в контакт. Идентичность поз является отправным пунктом в присоединении, ибо, если поза говорит о закрытости, то только после ее копирования можно спустя некоторое время перейти к позе, свидетельствующей об открытости к общению. Цель этапа – синхронность состояний репсистем вас и вашего партнера по общению.
На этапе закрепления применяются соответствующая мимика (адекватная асимметрии партнера), жесты, голос, и ключевые слова, и ключевые слова, v развивают контакт в направлении "подключения" к коммуникационному контексту партнера, обеспечивая тем самым устойчивое общение с ним.
Этап ведения представляет собой постепенное переключение партнера с его собственной программы на предлагаемую. В этом случае основное внимание уделяется зонам выбора и принятия решения, т.е. ведущим зонам обмен визуальной, аудиальной и кинестетической информацией.
Таким образом реализуется синхронное сопровождение процесса принятия решения и переключения партнера на выполнение желательной для вас программы. Процесс общения на этом этапе развивается в интересующем вас направлении, наблюдается углубление взаимопонимания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.