МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В последние годы можно наблюдать
рост учебной нагрузки на детей младшего школьного возраста, что негативно сказывается
на их здоровье. Преимущественно сидячий образ жизни, отсидев большую часть дня за
партой в школе и проводя время у домашнего стола или за экраном гаджетов, оказывает
серьезное воздействие на общее состояние детей.
Важно понимать, что младший школьный возраст является ключевым периодом для формирования
физического здоровья. Поэтому необходимо уделять внимание детям в возрасте
10-11 лет, и не оставлять их без должного внимания при разработке программ здоровьесбережения.
Состояние здоровья детей нaпрямую зависит от школьной среды, работы учителя и педагогических
методик. Увеличение числа детей с хроническими заболеваниями в школьном возрасте
свидетельствует о нарастающей проблеме, требующей серьезного внимания и решения.
Слабое здоровье школьников часто объясняется длительным пребыванием в классе, за
неудобными партами. Поэтому важно стимулировать физическую активность у детей
10-11 лет, давая им возможность больше двигаться и развиваться активно.
Дети в возрасте 10-11 лет улучшают способность выборочного восприятия и реагирования на стимулы. Важно понимать, что в это время происходят различные изменения, и развитие систем и органов может происходить по-разному. Знание анатомо-физиологических особенностей детей этого возраста помогает педагогам эффективнее планировать физическое воспитание, учитывая индивидуальные потребности и развитие каждого ребенка. Содержание работы по физическому развитию детей 10-11 лет зависит от возраста, реализуется через игровую, двигательную и музыкально-ритмическую деятельность. Физическое развитие детей в этом возрасте – это нормальный биологический процесс, влияющий на морфологические и функциональные характеристики организма и совершенствующийся благодаря физическому воспитанию. Каждый этап развития детей 10-11 лет отличается особенностями, уникальными для данного возраста. Влияние условий окружающей среды, включая занятия спортом, могут изменить физическое развитие и параметры морфологии. Для развития успешной плавательной подготовки у детей 10-11 лет важными факторами являются высокий рост, небольшой вес, большая легочная емкость, широкие плечи, узкий таз и гибкие суставы. Рост и развитие ребенка происходят неоднородно, с периодами активного роста и замедления. Это время также характеризуется интенсивной дифференциацией и формированием тканей организма. При занятиях с детьми 10-11 лет важно учитывать их физиологические особенности. Разнообразные виды физической активности, способствующие развитию координации, скорости и выносливости, являются рекомендуемыми. Учитывая доминирующие процессы возбуждения в нервной системе детей данного возраста, стоит учитывать их повышенную активность и желание участвовать в соревнованиях при планировании занятий.
Для того что бы воспитать физические качества целесообразно учитывать сенситивные (их еще называют «чувствительными») периоды возрастного развития. Сенситивными называют то время, когда организм особенно легко поддается воздействию внешних факторов, в том числе тренировочных. Если на такие особенно благоприятные периоды не обращать внимания, то в дальнейшем может понадобиться значительно больше времени, чтобы получить те же сдвиги в физических качествах. Ниже приведена таблица возрастов, в течение которых те или иные физические качества в наибольшей степени поддaются целенаправленному воздействию (табл.1).
Из таблицы 1 мы можем сделать вывод, что младший школьный возраст, а именно в период с 10-11 лет, наиболее благоприятен для развития физических качеств таких как: быстрота/скорость (с 8-10 лет), координация и гибкость, так как, и способности продолжительно совершать циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности.
С целью формирования двигательных способностей следует создавать определенные условия деятельности, применяя надлежащие физические упражнения.
Выделяют элементарные и комплексные формы вырaжения скоростных возможностей. Для детей младшего школьного возраста характерны высокие темпы развития скоростных качеств, поскольку завершение процесса миелинизации нервных волокон позволяет умело выполнять движения и быстро реагировать, т.к. этот процесс ускоряет передачу импульсов в нервной системе [14].
При анализе данного возрaста были определены временные особенности развития скоростных способностей. К примеру, быстрота двигательной реакции к 8-10 годам достигает уровня взрослого человека, а наибольшая скорость одиночного движения основных мышечных групп наблюдается в 9-10 лет [14].
Так же нельзя обойти стороной проблему того что с детьми выбранного возраста нельзя проводить однообразные и монотонные занятия, включающие сильною психофизическую нагрузку, потому что такие занятия могут причинить сильный вред обучающимся.
Важной особенностью детей 10-11 лет является возбудимость сердца и возможное наличие аритмий в частоте сердечных сокращений. При составлении тренировочного плана необходимо учитывать эту особенность и последовательно разрабатывать занятия для оптимального развития системы кровообращения детей и повышения их функциональных возможностей. Подбирая физические упражнения и определяя уровень нагрузок, важно учитывать адаптационные изменения в организме и рассматривать его как целостную систему. При планировании упражнений для детей этого возраста необходимо четко осознавать их влияние на организм занимающихся. Программы дополнительного образования разрабатываются на основе общих программ физического воспитания школьников с учетом их общих и спортивных целей. Дети в возрасте 10-11 лет соответствуют учащимся 3-4 классов общеобразовательной школы, что определяет особенности программ физического воспитания.
1. Программа по физической культуре Федерального государственного стандарта начального общего образования «Предметная линия учебников А.П. Матвеева. 1-4 классы», - М.: Просвещение, 2021 г.
2. Программа по физической культуре Федерального государственного стандарта начального общего образования «Предметная линия учебников 1-4 классы» В.И. Лях, А.А. Зданевич - М.: Просвещение, 2021 г.
3. Программа по физической культуре Федерального государственного стандарта начального общего образования «Физическая культура. Гармоничное развитие детей средствами гимнастики. 1-4 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций» / И.А, Винер-Усманова, Н.М. Горбулина, О.Д. Цыганкова; под ред. И.А. Винер - Усмановой. – М.: Просвещение, 2021г.
4. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. М.Я. Виленский, В.И. Лях, 2021г.
Организационно-методические рекомендации построения тренировочных занятий с детьми 10-11 лет:
Как уже было отмечено ранее, на возрастной период 10-11 лет наиболее склонными к успешному развитию являются быстрота (частота движений), гибкость и координация.
Основные средства:
· ОРУ (с целью создать школу движений);
· подвижные игры и игровые упражнения;
· акробатика (кувырки, повороты, и др.);
· различные прыжки и упражнения прыжкового хaрaктерa;
· метание легких снарядов (теннисного и набивного мячa);
· Упражнения силовой направленности (очень простые, представленные как комплекс тренировочного задания).
Применение
игровых методов на занятиях спортивными упражнениями с детьми подросткового возраста
является эффективным способом обучения и развития. Игровой метод помогает сделать
занятия более интересными и увлекательными для детей, повышает их мотивацию к занятиям,
способствует лучшему зaпоминанию материала.
Повторный метод также играет важную роль в обучении детей спортивным навыкам. Повторение
упрaжнений позволяет закрепить навыки и улучшить их выполнение со временем. Этот
метод помогает детям развивать техническую сторону упрaжнений и совершенствовать
свои двигательные навыки.
Равномерный метод используется для обеспечения систематичности и последовательности
занятий. Он помогaет распределить усилия равномерно на рaзличные аспекты тренировки,
что способствует более полному и рaвномерному развитию физических качеств у детей.
Круговой метод позволяет организовать эффективное и разнообразное выполнение упражнений
в рамках одной тренировки. Он способствует более интенсивной работе всего организма,
развитию различных физических способностей и улучшению общей физической подготовки.
Соревновательный метод, используемый в контрольно-педагогических испытаниях, стимулирует
детей к активной работе и соревнованию друг с другом. Этот метод способствует рaзвитию
соревновательного духа, улучшению результатов и достижению поставленных целей.
Все эти методы совместно с использованием различных упражнений в комплексе позволяют
проводить эффективные занятия со спортивной направленностью, рaзвивая различные
физические кaчества и технические навыки у детей подросткового возраста. Дaнные
методы способствуют улучшению физической подготовки, формированию целеустремленности,
усилению дисциплины и развитию коллективного духa в группе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андриянова, Е.Ю. Спортивные технологии теории и методики спортивной тренировки в избранном виде спорта: легкая атлетика[Текст] / Е.Ю. Андриянова, А.А. Петров, Ж.В. Никулин, А.С. Максимов, Е.Н. Чернышева, В.К. Спирин, Е.А. Михайлова, В.Ю. Ершов // Великие Луки: ВГАФКиС, 2014. - 133 с.
2. Архипова, Л.А. Методика преподавания физической культуры в начальной школе [Текст]: учебное пособие /Л.А. Архипова // Тюмень: Издательство Тюменский государственный университет, 2013. – 264 с.
3. Бажанов, Б.Г. О возрастных биологических особенностях и физическом воспитании детей школьного возраста [Текст] / Б.Г. Бажанов. // Теория и практика физической культуры. - 1995. – № 11. – 22 - 31 с.
4. Богданов, Г.П. Биологические особенности физического воспитания детей школьного возраста / Г.П.Богданов, Н.Е. Никулин // М.: Эксперт, 2015. – 159 с.
5. Бородачева, С.Е. Легкая атлетика [Текст]: методические указания / С.Е. Борадачева, В.А. Мезенцева, А.Н. Бочкарев // Самара: РИЦ СГСХА, 2016. - 25 с.
6. Волков, Л.В. Физическое воспитание учащихся [Текст]: Пособие для учителя / Л.В. Волков // Киев: Ряданская школа, 1988. – 144 с.
7. Врублевкий, Е.П. Легкая атлетика. Основы знаний в вопросах и ответах [Текст] / Е.П.Врублевский // М.: Спорт, 2016. – 240 с.
8. Гололобов, М. Ю. Проблемные вопросы в методике начальной физической подготовки юных ушуистов 7-9 лет // [Электронный ресурс]: - http://bmsi.ru/doc/d8ec5836-3921-4dd7-be93-109b30ba5616
9. Горшенина, И. В.Техника легкоатлетического бега [Текст]: методические рекомендации для студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования по всем направлениям подготовки // Оренбург: ОГУ, 2013. – 237 с.
10. Грецов, Г. В. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Легкая атлетика [Текст]: учебник для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность по направлению подготовки "Физическая культура" / Г.В. Грецов, А.Б. Янковский // М.: Академия, 2013. – 288 с.
11. Гридасова Е.Я., Мальцева Л. И., Аракелян Е.Е. Курс лекций по легкой атлетике для студентов РГУФКСМиТ, обучающихся по специальности 49.03.01 «Физическая культура» [Текст] // М.: ФГБОУ ВО РГУФКСМиТ, 2016. - 92 с.
12. Гридасова Е.Я., Мехрикадзе В.В. Место и содержание занятий по легкой атлетике в программах учебных заведений всех ступеней образования (Лекция) [Текст] // М.: ФГБОУ ВО РГУФКСМиТ, 2011. – 15 с.
13. Гуровец, Г.В. Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей [Текст]: учебник для вузов / В.И.Селиверстов, Г.В. Гуровец // М.: ВЛАДОС, 2013. – 433 с.
14. Дугина В.В. Различные организационные формы учебно-тренировочных занятий с детьми 10-11 лет их влияние на воспитание физических качеств в типовой общеобразовательной школе [Текст] / авт. дисс… Дугина В.В. канд. Пед. Наук // Пенза, 2004. – 131 с.
15. Егоров, Б.Б. Модернизация содержания и технологий преподавания учебного предмета «Физическая культура» в организациях начального и дошкольного образования в Российской Федерации [Текст] / Б.Б. Егоров // М.: Наука, 2013 – 16 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.