Методика, позволяющая выявить доминирующий мотив учения
Оценка 4.6 (более 1000 оценок)

Методика, позволяющая выявить доминирующий мотив учения

Оценка 4.6 (более 1000 оценок)
pdf
13.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Методика, позволяющая выявить доминирующий мотив учения.pdf

Методика, позволяющая выявить доминирующий мотив учения.

На уроке ученикам предлагается самостоятельно выполнить по выбору задания, различающиеся по:

      сложности и характеру деятельности (творческая или репродуктивная);

      практической или теоретической направленности познавательной деятельности; характеру выполнения задания (индивидуальное или групповое).

Одновременно каждый ученик получает листок, в котором обозначены позиции, отражающие причину выбора учеником того или иного задания:

ü  Желание себя испытать.

ü  Лучше узнать свои возможности в данном предмете.

ü  Интерес к предмету.

ü  Желание как можно больше узнать из данной области науки.

ü  Полезно, пригодится в будущей работе.

ü  Этот предмет и знания по нему необходимы для дальнейшего образования.

ü  Уверенность в успехе по данному предмету.

ü  Легко учиться.

ü  Желание преодолеть трудности.

ü  Интересно общаться с товарищами на уроках по этому предмету.

ü  Желание иметь авторитет среди товарищей, так как этот предмет престижен в учебном коллективе.

ü  Нравится учитель.

ü  Желание быть знающим и образованным человеком, интересным для друзей.

ü  Желание быть готовым к самостоятельной жизни.

ü  Желание быть духовно богатым, культурным и полезным для общества.

ü  Чтобы не ругали родители, учителя, это неприятно.

 Результаты обследования заносятся в таблицу на учащихся всего класса, выделяется доминирующий мотив, по оценке самого ученика. Все названные мотивы распределяются по основным направлениям, что позволяет судить о значимости для ученика выбираемых заданий. (Самоопределение, познавательные, узко практические, саморазвитие, общение с учителем, общение со сверстниками, самоуважение, избежание неприятностей).

            Анализ мотивов, выбранных учениками, позволяет разделить учеников на три группы:

1.      Ученики, воспринимающие учёбу с позиции настоящей необходимости.

2.      Данная группа учеников отражает мнение, что побудительная сила настоящего и будущего одинакова.

3.      Эта группа учащихся подчиняет свои учебные интересы только целям будущего, воспринимая учебу в школе как «временную» жизнь, имеющую для них ограниченную и вынужденную ценность.

Одной из целей образовательного процесса является создание условий для развития познавательных способностей в процессе формирования личностных, предметных и метапредметных компетенций учащихся. Следующая методика предназначена для изучения индивидуальных учебных способностей и  психолого-педагогических возможностей обучающихся. Важным звеном в такой работе является составление индивидуальной характеристики ребенка. Она предполагает систему показателей общего развития школьника и воспитанности. Система складывается из 6 групп показателей, изучаемых на основе целостного подхода к личности каждого учащегося.

1.  Уровни общей обучаемости

1.                  Низкий уровень (отметки «1» и «2»). Характеризуется беспомощностью в решении любых познавательных задач, в том числе типовых, уже неоднократно решавшихся в классе. Однако, в отличие от умственно отсталых детей, учащиеся с низким уровнем познавательной самостоятельности существенно более восприимчивы к помощи извне.

2.                  Средний уровень (отметка «3»). В большинстве случаев характеризуется быстрым и прочным усвоением разъяснительной операции, решением без помощи извне типовых задач, но затруднениями в новых, нетиповых ситуациях.

3.                  Высокий уровень (отметки «4» и «5»). Обычно характеризуется решением без помощи извне люб

познавательных задач, доступных знаниям ученика, в том числе нетипичных. Ученик справляется с такими задачами правило сообразно, без дискуссионно-логического их обоснования.

4.                  Очень высокий уровень (отметка «5»).  Творческий подход к решению   проблемы.   Ученик   легко   составляет   любые   задачи самостоятельно и быстро решает их.

2.  Уровни организованности в учении

1.                  Низкий уровень (отметка «1» и «2»). Неорганизован, неаккуратен, «разбросан». Не соблюдает режима дня, не умеет планировать свое время, выполняет их обычно в последний день работы, «штурмом».

2.                  Низкий уровень (отметка «3»). Не всегда организован и аккуратен, бывают «срывы». Умеет планировать задания, однако зачастую поверхностно. Планирование не является для ученика руководством к самостоятельной деятельности и часто не выполняется. Иногда просит учителя и товарищей усилить контроль над ним со стороны (на все не хватает времени).

3.                  Высокий уровень (отметки «4» и «5»). Организован, аккуратен, «собран». Систематически умело планирует задания, строго выполняет планы работы.

4.                  Очень высокий уровень (отметка «5»). Строго выполняет планы работы, но не бездумно, а творчески уточняя их, внося необходимые коррективы.

3.  Уровни интереса к предмету

1.                  Нулевой уровень (отметки «1» и «2»). Отрицательное или безразличное отношение к предмету, пробуждение положительных эмоций при занимательности, при первых успехах в учении. Такие учащиеся учатся по принуждению.

2.                  Потенциальный интерес к предмету (отметка «3»). Характеризуется обычно положительным отношением к учению, любознательностью, желанием и отдельными попытками преодолеть трудности в учебной деятельности. У таких учеников зачастую недостает прилежания, иногда возникает конфликт между сравнительно глубоким познавательным интересом и «скучной необходимостью учить урок».

3.                  Действенный интерес (отметки «4» и «5»). Характеризуется осознанной устойчивой познавательной направленностью ученика, основанной    на глубокой         потребности самостоятельно добывать знания, овладевать, навыками, умениями. Вместе с тем нередко встречаются весьма прилежные ученики, у которых нет глубокого интереса к знаниям, так как невысок уровень обучаемости. Таких учеников можно отнести к данной группе, ведь мотивы их учения действенны, а не потенциальны, и при оказании помощи интерес этих ребят, как правило, становится глубже, устойчивее.

4.  Уровень развития внимания ученика

1.                  Первый уровень (отметка «1»). Совершенно невнимателен. Все время отвлекается на уроке. Обычно это возбудимый, «расторможенный» ребенок, нуждающийся в укреплении нервной системы.

2.                  Второй уровень (отметка «2»). Обычно невнимателен, но при побуждении со стороны учителя, родителя некоторое время работает направленно и сосредоточенно. Отвлекаемость на уроках бывает очень высокой- до 80 процентов времени.

3.                  Уровень третий. (отметка «3»). Направленность и сосредоточенность деятельности носит в основном непроизвольный характер (при занимательности, ожидании чего-то нового необычного, увлекающего). Пытается прилагать усилия для преодоления отвлекающих стимулов. Это удается не всегда. Нередко проявляется рассеянность. Отвлекаемость на уроке достигает 30 и более процентов времени.

4.                  Четвертый уровень (отметка «4»). Отличается от третьего уровня развитым произвольным вниманием: волевым усилием преодолевает все то, что мешает направленно и сосредоточенно работать. Так же, как у представителей третьего уровня, при занимательности, новизне материала хорошо функционирует непроизвольное внимание. Отвлекаемость невысокая, до 10 процентов времени урока. Отличается главным образом повышенным утомлением.

5.                  Пятый уровень (отметка «5»). Внимание целенаправленно и сосредоточенно и не требует вместе с тем постоянных волевых усилий. Отвлекаемость практически отсутствует. Такие ученики нередко умеют распределять внимание при выполнении двух и более действий.

5.  Уровни развития памяти школьника

1.                  Первый уровень (отметка «1»). Запоминает материал чрезвычайно медленно и с большими искажениями (обессмысливание фраз и текстов). Это связано с недопониманием изучаемого материала. Заученные факты и определения хранятся в памяти недолго.

2.                  Второй уровень («отметка «2»). Обычно не укладывается в сроки, отведенные на заучивание материала.   Фактический материал запоминает без осмысления и ненадолго. Характерно запоздалое воспроизведение с искажением материала. Готовность к припоминанию не развита: даже по заданию учителя ученик не может вовремя привести заученный факт или правило.

3.                  Третий уровень (отметка «3»). Для правильного, полного и прочного запоминания требуется значительное число повторений (10-15). Рациональные способы запоминания не сформированы, однако заученный материал обычно остается долго в памяти. Воспроизведение заученного материала производится без грубого искажения мыслей. По заданию учителя успешно узнает пройденный материал, произвольное же воспроизведение не развито. В самостоятельной деятельности не умеет использовать то, что даже хорошо запомнил.

4.                  Четвертый уровень (отметка «4»). Запоминает сравнительно быстро (3-7 повторений) и правильно. Сохраняет заученное прочно (медленно забывает). Сформированы рациональные способы запоминания. Хорошо воспроизводит то, что учитель требует вспомнить. В творческой же работе, когда нужно самостоятельно припомнить фактический материал для дополнений, поправок, доказательств, память нередко «отказывает».

5.                  Пятый уровень (отметка «5»). Запоминает быстро (число повторений до 3) и точно. Сохраняет заученный материал надолго. Легко и уместно (по заданию и самостоятельно) припоминает фактический материал, необходимый в разнообразной творческой деятельности.

6.  Уровни развития мышления школьника

1.                  Первый уровень (отметка «1»). Ум поверхностный, не в состоянии выделять существенные признаки понятий. Не справляется с элементарной классификацией предметов, изображенных на картинках, даже с помощью учителя. Мыслительная деятельность носит неосознанный характер. На подсказку со стороны учителя реагирует, как правило, неверно. Характерна интеллектуальная пассивность: чтение без внимания, решение задачи путем слепых «проб», зазубривание правил.

2.                  Второй уровень (отметка «2»). Ум неглубок: при анализе и обобщении смешивает основные и второстепенные признаки. Элементарная классификация наглядных предметов доступна лишь с помощью со стороны. Несколько более высокая восприимчивость к подсказке учителя. Мышление характеризуется   инертностью: новую   задачу   ученик   решает обычно прежним (неуместным) способом. Проявляется интеллектуальная пассивность, которая устраняется легче, чем у представителей первого уровня.

3.                  Третий уровень (отметка «3»). Умеет выделять некоторые существенные признаки. В состоянии без помощи извне классифицировать предметы, изображенные на картинках, однако ученик не способен видеть в системе доступные отвлеченные понятия. Характерно умение описывать, но неумение объяснить взаимные связи и отношения понятий. Наряду с интуитивно-практическим мышлением наблюдается некоторая доля словесно-логического мышления. Это позволяет добиться сравнительно высокой восприимчивости к помощи извне при отсутствии способности самостоятельно решать проблему. Гибкость мышления развита недостаточно: при варьировании познавательных задач испытывает трудности, успешно преодолеваемые с помощью со стороны.

4.                  Четвертый уровень (отметка «4»). Умеет выделять существенные признаки понятий, устанавливать логические связи на основе этих признаков. Вместе с тем иногда допускает «элементный анализ» и генерализацию случайных признаков. Сравнительно высокая осознанность мыслительной деятельности позволяет не только хорошо реагировать на помощь учителя, но и самостоятельно разбираться в логических задачах.

 

скачать по прямой ссылке