МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО «САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
«ИНСТИТУТ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК И ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»
КАФЕДРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИАТНИЯ ПО ПРОФИЛЮ ПОДГОТОВКИ «ТЕХНОЛОГИЯ»
Методика преподавания уроков технологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Выполнила: студентка 4 курса ОЗО
Направление подготовки: ПО
Профиль подготовки: Технология,
Савельева
Александра Юрьевна
Научный руководитель:
Старшей преподаватель кафедры БЖ
Фролова Оксана Сергеевна
Работа допущена к защите:
___________________________
(дата)
___________________________
(подпись)
Южно-Сахалинск - 2017
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты преподавания уроков технологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида
1.1 Особенности проведения уроков технологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида
1.2 Принципы обучения детей с умственной отсталостью
Глава 2. Методические аспекты преподавания уроков технологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида
2.1 Особенности деятельности педагога, по созданию развивающей предметно-пространственной среды на уроках технологии
2.2 Основные методы преподавания уроков технологии
2.3. Разработка план-конспекта урока технологии на тему «Полотняное переплетение. Сведения о нитках»
Заключение
Библиографический список
Приложение А
Главная задача, которая ложится на хрупкие плечи педагогов специальной (коррекционной) школы VIII вида является социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация своих учеников с интеллектуальными нарушениями, и последующая их интеграция в общество. Основная цель уроков технологии заключается в подготовке школьников к самостоятельной жизни и работе на предприятиях разных форм собственности, в современных социальных и экономических условиях. Профессионально-трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе направлено на подготовку выпускников к самостоятельной работе по той специальности, которой они овладели в школе.
Приобщая учеников к разным видам труда на уроках технологии учителя, тем самым, с положительной стороны влияют на формирование развитие личности детей с умственной отсталостью. Это объясняется тем, что труд помогает развиваться физическим силам и укреплять здоровье, расширять политический и общественный кругозор и развивать креативное мышление и формировать чувство единства с рабочим коллективом.
Также, посредством труда умственно отсталые дети развивают некоторые стороны когнитивной деятельности, корректируют недостатки в своем психическом и физическом развитии, например, мелкой моторики рук. Кроме того, эстетическое воспитание и развитие нравственных качеств также делается возможным посредством уроков технологии.
Объектом является организация и методика проведений уроков по технологии.
Предметом работы выступает методика преподавания уроков технологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Целью работы является изучение на основе анализа научных источников, методики преподавания уроков технологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Задачи:
1. Изучить особенности уроков технологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
2. Особенности обучения детей с умственной отсталостью.
3. Проанализировать основные методы преподавания уроков технологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Методы исследования:
1. Методы теоретического исследования:
- теоретический анализ и синтез,
- сравнение,
- обобщение.
Практическая значимость: состоит в том, что материалы данного исследования можно использовать в лекциях и семинарах по педагогике.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения. Библиографический список содержит перечень работ авторов из 15 наименований, размещенных в алфавитном порядке.
Урок в школе VIII вида требует особых навыков и подхода со стороны учителя. Прежде всего, учитель должен помнить, что урок для особенных детей и обычные педагогические технологии могут оказаться бездейственными. Подготовка урока в школе VIII вида – ответственный и кропотливый труд, требующий самоотдачи педагога.
Урок в школе VIII вида – это урок с использованием специальных коррекционных воспитательных и образовательных методов с целью обучения детей с проблемами умственного развития.
Организовывать учебную деятельность на уроке приходится из-за невозможности умственно отсталыми детьми постоянно мобилизовывать свои усилия на решение познавательных задач. Поэтому учителю приходится на уроке использовать приемы расчленения познавательности на мелкие доли, а всю учебную деятельность - на мелкие порции. Это находит свое отражение в структуре урока. Урок состоит из звеньев. Каждое звено содержит передачу и прием информации, проверку ее усвоения и коррекцию. В роли средств информации выступает слово, наглядность, практические действия. Звенья урока также разделяются на словесные, наглядные и практические. Сочетание и временное расположение этих звеньев составляют структуру урока. Из-за чередования различных звеньев уроки различаются по типам [4].
В зависимости от задач в одних уроках этого типа главное место занимает усвоение нового, в других - воспроизведение изученного, в-третьих - повторение и систематизация усвоенного. Урок-экскурсия - это выход к месту объекта познания. Обучение на этом уроке осуществляется в виде наблюдения, беседы, действия.
Любой урок, даже самый простой по своей структуре, представляет собой довольно сложную деятельность учителя и ученика. Каждое звено урока предъявляет свои специфические требования. Деятельность умственно отсталых учащихся на уроке очень изменчива, мотивация и работоспособность их не всегда соответствует конкретным условиям обучения и в связи с этим возрастает роль соответствия способов организации урока умственно отсталого ученика.
Важное коррекционное значение этого процесса состоит в выявлении и учете нереализованных познавательных возможностей учащихся. Из-за неравномерной деятельности учащихся на уроке огромное значение для учителя имеет знание фаз работоспособности ученика. У умственно отсталого ученика слишком растянута фаза пониженной работоспособности, а фаза повышенной сильно сокращена. Фаза вторичного снижения работоспособности наступает преждевременно [10].
Требования урока в специальной (коррекционной) школе VIII вида подразделяются на общедидактические и специальные.
К общедидактическим относятся следующие требования:
1. Педагог должен владеть учебным предметом, методами обучения.
2. Урок должен быть воспитывающим и развивающим.
3. На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа.
4. Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.
5. На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.
6. На уроке должны осуществляться межпредметные связи.
7. Урок должен быть оснащен:
- техническими средствами обучения;
- дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы, алгоритмами рассуждений, перфокарты, перфоконверты и т.п.);
- весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока.
8. На уроке должны осуществляться инновационные процессы.
9. Необходимо введение в обучение компьютеров.
10. На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим:
- проведение физминуток (начальная школа – 2 физминутки, старшая школа – 1 физминутка);
- соответствие мебели возрасту детей;
- соответствие дидактического материала по размеру и цвету;
- соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;
- соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:
- оказывать всестороннюю педагогическую поддержку умственно отсталому ребенку;
- способствовать социальной адаптации аномально развивающегося ребенка.
К специальным относятся следующие требования:
1. Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов.
2. Упрощение структуры знаний, умений и навыков в соответствии с психофизическими возможностями ученика.
3. Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока.
4. Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка.
5. Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика.
6. Опора на более развитые способности ребенка.
7. Осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребенка, предусматривающего проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и исправление действий учащихся членением целостной деятельности на отдельные части, операции и др.
Оптимальные условия для организации деятельности учащихся на уроке заключается в следующем:
- рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала;
- выбор цели и средств ее достижения;
- регулирование действий учеников;
- побуждение учащихся к деятельности на уроке;
- развитие интереса к уроку;
- чередование труда и отдыха [6].
Также уроки технологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида подразделяются на несколько типов.
Тип урока - это совокупность существенных признаков, свойственных определенной группе уроков, имеющих в своей основе четко фиксируемую временную характеристику, как средств информации, так и чередовании их по времени, а также различающихся по своей целевой направленности. В практике специальных школ 8-го вида различают пропедевтический урок, урок формирования новых знаний, уроки совершенствования знаний, коррекции, систематизации и обобщения, контрольные, практические, комбинированные уроки, а также учебная экскурсия.
1. Пропедевтический урок используется для подготовки к усвоению новых знаний, для улучшения уровня познавательных возможностей детей, привития навыков к учебной деятельности (в первом классе), для коррекции мышления, восприятия и речи умственно отсталого ученика.
2. Уроки изучения нового материала самые длительные из всех. Овладение материалом может, осуществляется месяцами. По причине инертности психических процессов умственно отсталых детей применяются и уроки по совершенствованию знаний.
3. Урок закрепления знаний.
4. Урок обобщения и систематизации знаний. В целях предупреждения забывания проводятся уроки обобщения и систематизации знаний.
5. Урок проверки и оценки знаний применяется для уяснения уровня усвоения знаний и эффективности применяемых методов обучения.
6. Коррекционный урок. Коррекционные уроки применяются для практической реализации коррекции речи, понятий, координации, действий, письма и т.д.
7. Комбинированный урок совмещает в себе виды работ и задач нескольких типов уроков.
8. Нетрадиционные уроки.
Уроки технологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеют следующую структуру:
1. Организационно-подготовительный этап обеспечивает быстрое включение детей в урок и предпосылки к продуктивной работе.
2. Основной этап. На данном этапе решаются главные задачи урока.
3. Заключительный этап состоит в организационном завершении урока.
Подготовительную часть урока рекомендуется по времени соотносить с фазой врабатываемости и повышения продуктивности познания (до десятой минуты урока).
Основной этап должен осуществляться до двадцать пятой минуты и заключительный - с тридцатой минуты урока. В периоды спада работоспособности (двадцать пятая минута), желательно проводить физкультурные минутки. При самостоятельной работе учащихся наиболее продуктивными являются первые пятнадцать-двадцать минут. Наличие того или иного этапа урока зависит от его типа [5].
Согласно Л.М. Шипицыной: «Умственная отсталость — сборная группа стойких непрогрессирующих патологических состояний с различной этиологией и патогенезом, но объединяемых по сходству основной, главной клинической картины наследственного, врожденного или приобретенного в первые годы жизни слабоумия, выражающегося в общем психическом недоразвитии с преобладанием интеллектуального дефекта и в затруднении социальной адаптации» [14, с.44].
Не стоит путать умственную отсталость с деменцией. В отличие от умственной отсталости деменции предшествует период нормального интеллектуального развития, после которого человек постепенно теряет полученные знания и навыки; умственная активность идет на спад; ухудшается внимание и память [11].
По степени выраженности интеллектуальных нарушений умственная отсталость подразделяется на легкую, умеренную, тяжелую и глубокую. По форме – на астеническую, стеническую, атоническую и дисфорическую.
Современные исследования доказывают, что даже детей с тяжелой степенью умственной отсталости можно чему-нибудь научить, если использовать специальные методы, приемы и средства обучения. При обучении умственно отсталых детей необходимо использовать постепенное обучение, глубокую дифференциацию и индивидуальный подход. В ходе педагогического процесса обязательно на всех этапах необходимо взаимодействовать с родителями.
На сегодняшний день в специальной педагогике большой популярностью пользуются интеграционные идеи, которые распространяются и на обучение умственно отсталых детей.
Детей с легкой и умеренной степенью умственной отсталости лучше всего определять в специальные группы, классы при массовых дошкольных и школьных учебных заведениях. Так дети в первую половину дня могут прозаниматься с педагогом, а на переменах и во оставшуюся половину дня поиграть вместе со всеми, участвовать в разных формах дополнительного образования и праздниках [1].
Большее распространение получили такие формы организации обучения умственно отсталых детей и подростков, как специальные детские сады для детей с нарушенным интеллектом и специальные (коррекционные) школы VIII вида.
Чем раньше начнется коррекционная работа с умственно отсталым ребенком, тем эффективнее удастся скорригировать нарушение и не дать развиться вторичным отклонениям [3].
Г.В. Попов делит умственно отсталых детей на четыре группы в зависимости от их возможностей к обучению:
Первую группу составляют ученики, которые наиболее способны овладеть программным материалом в ходе фронтального обучения. Такие дети отличаются самостоятельностью и отсутствием серьезных затруднений в ходе обучения.
Во вторую группу входят ученики, которые также успешно справляются с учебными заданиями, но имеют ряд трудностей. Они не самостоятельно сформулировать простейшие выводы и обобщения без помощи педагога. Таким детям необходима, постоянная активизирующая и организующая помощь учителя.
Ученики третьей группы испытывают трудности при усвоении программного материала. Они нуждаются в различных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Однако при всем при этом дети не теряют приобретенных знаний и навыков, способны их применить при выполнении аналогичного задания, но каждое немного измененное задание воспринимается ими в качестве нового.
Последнюю группу составляют ученики, которые отличаются низким уровнем способности к обучению. Таким детям необходимо выполнять большое количество упражнений, водить для них дополнительные приемы обучения, осуществлять постоянный контроль и подсказывать во ходе выполнения заданий [9].
При обучении умственно отсталых детей нужно согласовываться с закономерностями их обучения, руководствуясь следующими дидактическими принципами:
1) воспитывающая направленность обучения;
2) научность и доступность обучения;
3) систематичность и последовательность;
4) связь обучения с жизнью;
5) коррекция в обучении;
6) наглядность;
7) сознательность и активность учеников в усвоении учебного материала;
8) дифференцированный и индивидуальный подход;
9) прочность знаний, умений и навыков [8].
В целях осуществления учебного плана педагоги пользуются государственными программами для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Данные программы имеют ряд своих специфических особенностей:
1. Учебный материал отбирается с учетом доступности и практической значимости для совершенствования речевой практики учащихся. Умственно отсталые дети усваивают простейший языковой материал в самых минимальных количествах. Поэтому из научной грамматики отбираются самые простейшие сведения, которые необходимы для усвоения основ грамотного письма и правильной связной речи.
2. Программа средних классов строится на основе концентрического принципа размещения материала, при этом похожие темы усваиваются в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений.
3. Выделятся пропедевтические периоды. В программе выделяются на каждом этапе обучения подготовительные этапы, на которых у учеников коррегируются недостатки прошлого опыта и дети готовятся к изучению следующих разделов программы.
4. Темп усвоения учебного материала замедлен в сравнении с массовой школой. В программе школы VIII вида предусматривается увеличенное количество занятий по каждой теме.
5. Программный материал, прежде всего, ориентирован на коррекцию и практическую значимость. На уроке русского языка - это проявляется в сфере развития речи детей. Поэтому важнейшей целью уроков русского языка является речевое развитие как способ общения, как средство исправления познавательной деятельности учеников за счет чего облегчается их дальнейшая адаптация после окончания школы [12].
Особое внимание в специальной педагогике уделяется обучению детей с тяжелой степенью умственной отсталости. Коррекционно-педагогическая деятельность в специальных образовательных заведениях и в домашних условиях, ориентирована на эффективное приспособление лиц с тяжелым интеллектуальным нарушением к жизни в окружающей действительности, в социуме. Такие люди с интересом осваивают простые виды труда, которые становятся для них потребностью и способом самореализации. В целях создания необходимых условий получения лицами с тяжелым интеллектуальным дефектом доступной для них профессиональной или ремесленной подготовки на сегодняшний день требуется взаимодействие различных ведомств и специалистов разного профиля (педагогов, научных работников, социальных педагогов, работников сферы управления образованием и соцзащиты) [13].
Таким образом можно сделать вывод, что любой урок, в том числе, урок технологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида является таким уроком, на котором используются специальные, коррекционные, воспитательные и образовательные методов направленные на обучение детей с умственной отсталостью.
Требования к проведению уроков технологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида, как правило, подразделяются на общедидактические и специальные.
Урок должен способствовать решению следующих задач:
1) оказание всесторонней педагогической поддержки школьнику с умственной отсталостью;
2) адаптировать ребенка с интеллектуальной недостаточностью к последующей общественной жизни и работе.
Умственно отсталые дети в зависимости от способности к обучению делятся на четыре группы: 1) ученики, которые наиболее способны овладеть программным материалом в ходе фронтального обучения; 2) ученики, которые также успешно справляются с учебными заданиями, но имеют ряд трудностей; 3) ученики, испытывающие трудности при усвоении программного материала; 4) ученики, которые отличаются низким уровнем способности к обучению.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей с умственной отсталостью в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учѐта особенностей и коррекции недостатков их развития. Проще говоря: Иными словами, «развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы)».
Предметно-пространственная среда должна быть направлена на обеспечение и гарантирование:
1) охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей;
2) максимальную реализацию образовательного потенциала пространства специальных (коррекционных) учреждений VIII вида;
3) построение вариативного развивающего образования;
4) создание условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования;
5) открытость специального школьного образования и вовлечение родителей;
6) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми;
7) создание равных условий.
Развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами с целью успешного преподавания уроков технологии в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида. Для выполнения этой цели предметно-пространственная среда должна быть:
1) содержательно-насыщенной;
2) трансформируемой;
3) полифункциональной;
4) доступной;
5) безопасной.
Н.А. Логинова определяет предметно-пространственную среду, ориентированную на развитие умения присчитывать и отсчитывать группами у детей с умственной отсталостью как среду обитания. Самое главное, что эта среда является сферой непосредственного общения, в процесс которого активно включены родители, школа, студенческие и производственные коллективы, социальные организации и собственная семья. Такие общности рассматриваются как частные среды, которые сменяют друг друга в процессе социализации или сосуществующие на некоторых возрастных этапах человека.
Н.А. Логинова также добавляет, что не стоит упускать из внимания ее вещественный характер. Среда развития является и средой коммуникации, она должна удовлетворять не только потребность личности в коммуникации, но и остальные, как материальные, так и духовные потребности. Вещественное окружение выполняет, кроме практических, эстетическую и нравственную функции [7].
Под методом обучения понимается совокупность способов педагогической деятельности, которые ориентированы на овладение учениками некой системы знаний, умений и навыков. На уроках технологии применяются универсальные методы, использующиеся в процессе преподавания всех школьных дисциплин и специфические, свойственные лишь урокам технологии [15].
Как правила, в зависимости от способа передачи учебного материала методы обучения разделяются на 3 группы:
1. Вербальные методы – это методы вербальной передачи и слухового восприятия учебного материала.
2. Образные методы – это методы образной передачи и зрительного восприятия учебного материала.
3. Практические методы – это методы передачи учебного материала, как при помощи практических, трудовых действий, так и через прикосновение и движение.
К группе вербальных методов примыкают следующие методы:
1. Объяснение - это краткое доказательное и последовательное изложение учебного материала. Для большей убедительности объяснение часто сочетается с показом трудовых действий учителем, с демонстрацией различных наглядных пособий, с пробными действиями учащихся.
2. Рассказ - это повествовательное изложение учебного материала. Рассказ может сочетаться с другими словесными методами: объяснением и беседой, а также с наглядными и практическими методами.
3. Беседа - это совместное обсуждение учебного материала учителем и учащимися. В зависимости от цели и содержания беседа может быть вступительная, обобщающая, объяснительная или эвристическая.
К наглядным методам примыкают следующие методы:
1. Учебная демонстрация - это использование учителем различных средств наглядности в процессе обучения. На уроках трудового обучения могут демонстрироваться натуральные образцы объектов труда, их изображения, предметно-операционные, графические и словесные планы изготовления изделий, модели, приборы, диапозитивы, учебные фильмы.
При планировании хода выполнения той или иной работы работы часто прибегают к использованию предметно-операционных, графических и словесных планов изготовления изделий.
Также вышеописанные планы могут быть представлены в двух вариантах:
1) подробный план, который отражает все операции и содержит информацию о выполнении новых или сложных приемов;
2) сокращенный план, который отражает лишь главные операции.
2. Опыты - это определенные манипуляции с предметами с целью выделения свойств, которые невозможно обнаружить путем внешнего осмотра. На уроках трудового обучения в ходе опытов учащиеся узнают о некоторых свойствах различных материалов (пластилина, глины, бумаги, ниток, проволоки, древесины).
3. Наблюдения — это целенаправленное, более или менее длительное восприятие предметов, явлений или процессов, которое дает возможность заметить их отличительные черты или происходящие в них изменения. На уроках труда учащиеся наблюдают за действиями учителя при показе им трудовых приемов, за явлениями окружающего мира во время экскурсий.
К группе практических методов примыкают следующие методы:
1. Упражнение - это многократное сознательное и целенаправленное повторение изучаемых трудовых приемов и операций, в результате которого учащиеся постепенно овладевают трудовыми навыками. Упражнения даются ученикам в виде определенных заданий. Различают упражнения установочные, тренировочные, а также учебно-производственные и рабочие.
2. Лабораторные работы — это особый вид упражнений, которые выполняются учащимися с целью самостоятельного приобретения знаний. Организация лабораторных работ требует наличия необходимых материалов и оборудования [2].
На уроках технологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида нужно научить учеников выполнять конкретные трудовые операции, а также обучить детей мыслительным трудовым действиям. К мыслительным трудовым действиям относятся следующие операции:
1. Ориентировка в задании, которое необходимо для успешного осуществления трудовой деятельности. Для этого школьнику необходимо понять задание и представить себе конечный результат своей работы, конструкцию будущего изделия, его форму, размеры, материалы, из которых оно будет выполнено, и определить способ крепления.
2. Предварительное планирование хода работы над изделием, включающее в себя установление последовательности трудовых операций, определение приемов работы и инструментов, которые необходимы для их выполнения.
3. Самоконтроль необходим школьникам для определения уровня соответствия изготовляемого объекта сформулированной цели перед началом занятия. Он может быть текущим и заключительным.
В целях формирования умений и навыков на уроках технологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида нужно применять следующие методы и приемы:
1) предварительное устное планирование усвоенной учебной информации для того, чтобы облегчить планирование новой работы или усвоение новых знаний;
2) дополнительное повторение новой познавательной информации;
3) учет темпа восприятия новой познавательной информации;
4) разделение практических работ в зависимости от уровня сложности планирования;
5) разделенное сокращение или увеличение помощи в ориентировочной и планирующей деятельности посредством объяснения и наглядного демонстрирования;
6) наводящие вопросы, ориентированные на стимулирование усвоения завершающего образа занятий и плана работы;
7) при планировании сложного задания дифференцирование его по более простым элементам;
8) дополнительное повторение первой операции, перед тем как начнется занятие;
9) применение на рабочем месте наглядных пособий, которые могут облегчить ориентировку и планирование;
10) формирование навыков выделения основных затруднений в предстоящей работе;
11) активизация сравнения, установление сходства, различия и аналогий [2].
Таким образом, под систематическим руководством учителя, которые ориентирует и направляет деятельность учеников, у них начинают формироваться обобщенные навыки контроля и корректировки собственных действий, которые имеют плановое и поэтапное осуществление, умения правильного переноса своего прошлого опыта и своих знаний в новые условия и, тем самым, действовать более точно и согласованно.
Успешность преподавания уроков технологии во многом зависит от мотивов, которыми руководствуются школьники, а это значит, что работу по формированию умений и навыков следует должны сочетаться с педагогической деятельностью по развитию личности конкретного ученика [15].
Таким образом можно сделать вывод, что главным условием успешного преподавания уроков технологии является создание насыщенной предметно-пространственной среды специальных (коррекционных) учреждений VIII вида.
На уроках технологии применяются универсальные методы, использующиеся в процессе преподавания всех школьных дисциплин и специфические, свойственные лишь урокам технологии.
В зависимости от способа передачи учебного материала методы обучения разделяются на 3 группы: 1) вербальные методы; 2) образные методы; 3) практические методы. К группе вербальных методов примыкают следующие методы: 1) объяснение; 2) рассказ; 3) беседа. К наглядным методам примыкают следующие методы: 1) учебная демонстрация; 2) наблюдения; 3) опыты. К группе практических методов примыкают следующие методы: 1) упражнение; 2) лабораторные работы.
На уроках технологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида нужно научить учеников выполнять конкретные трудовые операции, а также обучить детей мыслительным трудовым действиям, к которым относятся следующие операции: 1) ориентировка в задании; 2) предварительное планирование; 3) самоконтроль.
Вводная часть
1. Класс 5.
Тема урока: «Полотняное переплетение. Сведения о нитках»
2. Тип урока – комбинированный.
3. Наглядно-демонстрационный материал: коллекция промышленных образцов тканей, мультимедийная презентация.
4. Материально-технической обеспечение: мультимедийное оборудование, образцы тканей полотняного переплетения, лупы, и ниток (4-й планшет «Нитки и изделия из них»), карточки 4, рабочие коробки.
4. Методы ведения урока: беседа, рассказ-объяснение, самостоятельные наблюдения учащихся, показ наглядностей, самостоятельная практическая работа учащихся.
5. Межпредметные связи: история, информационные технологии, ИЗО, математика.
Конспект урока
Тема: ПОЛОТНЯНОЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ. СВЕДЕНИЯ О НИТКАХ
Цель: Понимание и определение понятия «полотняное переплетение» нитей в ткани, а также «виды швейных ниток», «основная нить», «уточная нить».
Образовательные задачи:
- формировать представление о полотняном переплетении и нитей в ткани;
- формировать представление о свойствах тканей, выработанных полотняным переплетением;
- формировать умение отличать полотняное переплетение на образце;
- совершенствовать ориентировочные и планирующие действия учащихся в процессе подготовки и выполнения практической работы.
Коррекционные задачи:
- корригировать произвольное внимание, усидчивость, наблюдательность через включение в урок заданий практического характера;
- корригировать мыслительную деятельность учащихся, через работу с различными источниками информации;
- учить анализировать, сравнивать, делать вывод, через включение в урок упражнений и заданий на сравнение, обобщение;
- способствовать развитию умения ориентироваться в задании, давать словесный отчет о выполненных действиях;
- способствовать овладению способами контроля и взаимоконтроля;
- способствовать умению выделять из текста главное, основное;
- способствовать увеличению объема активного словаря учащихся.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к учёбе;
- воспитывать положительную мотивацию к выполнению практических работ;
- способствовать развитию эмоционально-волевой сферы учащихся;
- способствовать развитию самостоятельности, взаимопомощи;
- воспитывать умение работать в парах, команде.
Профориентационные задачи: развивать представление о потребности в трудовой деятельности.
Оборудование и материалы: число, тема, слова с отсутствующими буквами, выведенная на экран с помощью проектора и ноутбука. компьютер, проектор, экран, электронное приложение, образцы тканей полотняного переплетения, лупы, коллекция промышленных образцов тканей и ниток (4-й планшет «Нитки и изделия из них»), карточки 4, рабочие коробки.
Тип урока: комбинированный
План урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Мотивация.
4. Поисково-исследовательский этап.
5. Практический этап.
6. Закрепление темы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке
2. Проверка готовности учащихся к уроку и состояние рабочих мест.
3. Сообщение темы и целей урока.
II. Актуализация знаний.
Учитель: Внимательно прочитайте карточку 4 и впишите номера так, чтобы соблюдалась последовательность операций производства пряжи. Давайте вместе определим, какая операция должна быть первой.
Карточка 4
«Определи последовательность операций
производства пряжи»
№…….. Очистка волокон от сора.
№…….. Разрыхление волокон.
№…….. Получение ровницы.
№…….. Получение пряжи.
№…….. Вытягивание волокон в ровную ленту (ровницу).
Выполнение работы учащимися. Проверка работы.
Слайд «Правильная последовательность операций
производства пряжи»
III Мотивация (встреча с проблемой)
Учитель: Сейчас давайте с вами побеседуем и обратимся к жизненному опыту, я предлагаю вам ответить на вопросы: какие изменения претерпевают швейные изделия в процессе эксплуатации; из чего изготавливают швейные изделия? Переплетение нитей основы и утка в ткани называется ткацким переплетением. Нити в ткани переплетаются в определенном порядке, образуя ткацкий рисунок. Всего существует 4 вида ткацких переплетений: полотняное, саржевое, атласное, сатиновое. Самое простое ткацкое переплетение – полотняное.
Запишите в рабочих тетрадях тему урока: «Полотняное переплетение. Сведения о нитках».
Подводит учащихся к постановке цели и формулирует её урока:
Научиться определять положение основной и уточной нити в ткани.
Учитель: Вы хорошо потрудились, а сейчас давайте проведем физкультминутку с упражнениями офтальмотренажерами.
Ученики выполняют упражнения вместе с учителем.
Учитель: А, прежде чем мы с вами перейдем поисково-исследовательскому этапу давайте с вами вспомним технику безопасности на уроке технологии.
Ответы учеников.
Молодцы ребята, а сейчас мы с вами разомнем наши пальчики.
Учитель показывает пальчиковую гимнастику: упражнения: «Стульчик», «Елочка», «Замок» и др.
IV. Поисково-исследовательский этап
Учитель: Перед вами образцы ткани полотняного переплетения. В полотняном переплетении нити основы и утка переплетены через одну нить, то есть нить утка проходит то над нитью основы, то под ней. Ткани полотняного переплетения имеют одинаковый ткацкий рисунок с лицевой и с изнаночной стороны, напоминающий по виду шахматную доску (таблица). От переплетения нитей в ткани зависят свойства этих тканей: осыпаемость нитей на срезах ткани, растяжимость ткани, способность ткани образовывать мягкие складки – драпируемость, мягкость, скольжение. Ткани полотняного переплетения имеют большую прочность, стойкость к износу, малую осыпаемость нитей на срезах, малую растяжимость, среднюю мягкость и драпируемость. Полотняное переплетение имеют большинство хлопчатобумажных тканей, некоторые льняные и шелковые ткани.
Внимательно рассмотрите образцы тканей с помощью лупы и определите ткани полотняного переплетения.
Учитель: Отгадай загадку: «Одна подружка влезла другой в ушко» (иголка с ниткой). Конечно же, речь идет об иголке с ниткой. В швейном деле не обойтись без ниток. Нитки нужны для сметывания деталей изделия, для их соединения в целое изделие, для отделки. В зависимости от назначения различают швейные нитки и нитки для вышивания.
Учитель: Швейные нитки применяют при пошиве различных изделий, они бывают черные, белые и цветные. При изготовлении швейных изделий чаще всего используют хлопчатобумажные нитки, которые вырабатываются из высококачественных волокон хлопка. Кроме того, применяются искусственные и натуральные шелковые нитки, а также нитки с различным содержанием синтетических волокон, которые называются смесовыми. Эти нитки прочные, красивые, не теряют окраски при стирке и в процессе носки изделия. В процессе работы нитки должны свободно ложиться на ткань, не путаться, не создавать узелки и скрутины, не раскручиваться.
Швейные нитки выпускают в виде бобин (катушек), на которых указан номер: 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80. Чем больше номер, тем тоньше нитки: самые толстые – № 10, самые тонкие – № 80. Номер ниток должен соответствовать виду ткани. Вам для работы понадобятся нитки № 40, 50, 60. Достаньте из своих рабочих коробок катушки ниток и определите их номер.
Кроме швейных, выпускаются нитки вязальные, вышивальные и нитки, которые используются для ремонта одежды – штопки.
Вязальные нитки имеют большую толщину, они объемные и не прочные на разрыв.
Для отделки изделий вышивкой используются специальные нитки различных цветов, которые называются ирис и мулине. Ирис выпускается в клубках, а мулине – в мотках. Ирис – хлопчатобумажные нитки, выработанные из толстой пряжи в 2 сложения, прочные, блестящие и красивые. Мулине – хлопчатобумажные нитки высокого качества в 12 сложений, повышенной прочности, имеющие блеск.
Ученики рассматривают образцы тканей с помощью лупы и определяют ткани полотняного переплетения. дают определения новым понятиям темы, называют свойства нитей, оценивают технологические свойства материалов, определяют номер ниток.
Учитель: Рассмотрите, пожалуйста, коллекцию промышленных образцов тканей и ниток (4-й планшет «Нитки и изделия из них»), ответьте на вопросы по данной теме:
1. Найдите нитки для вышивания, сравните их со швейными нитками. Чем они отличаются?
2. Какие текстильные изделия производят из ниток? (Работа учащихся с коллекцией.)
V. Практический этап
Учитель: Я предлагаю вам выполнить задание: «Изготовить макет полотняного переплетения». Подготовьте свое рабочее место для выполнения практической работы. Внимательно ознакомьтесь с инструкционной картой 4. Выполняйте практическую работу строго по инструкционной карте. Если у вас возникнут затруднения в вашей работе, то поднимите руку и я к вам подойду и помогу.
Инструкционная карта 4
«Изготовление макета полотняного переплетения»
Оборудование: альбом, цветная бумага, клей, рабочие коробки.
Ход работы
1. Подготовьте лист альбома для работы.
2. Начертите на листе цветной бумаги квадрат 10 10 см, вырежете его.
3. Начертите на листе бумаги другого цвета квадрат 10 10 см, вырежете его.
4. Определите у квадратов лицевую и изнаночную сторону.
5. На изнаночной стороне квадратов проведите параллельные линии на расстоянии 1 см друг от друга.
6. Разрежьте один квадрат на полоски по расчерченным линиям. Это будут нити утка.
7. Отступите от края неразрезанного квадрата 1 см и проведите линию по всей длине.
8. Разрежьте квадрат на полоски до намеченной линии. Это будут нити основы.
9. Выполните переплетение полосок не до конца разрезанного квадрата (основы) разрезанными полосками (утком) через одну.
10. Закрепите концы полосок клеем.
11. Прикрепите макет полотняного переплетения в альбом.
12. Укажите направление нитей основы и нитей утка.
13. Рядом с макетом прикрепите образец ткани полотняного переплетения.
Ученики выполняют работу по алгоритму, совместно с текущим инструктажем учителя.
Учитель осуществляет проверку правильности и качества выполненной учащимися работы. Выставка лучших работ.
VI. Рефлексивно-оценочный этап
Учитель: А, сейчас давайте оценим работу в паре (сосед). Вопросы к учащимся:
1. Какой вид переплетения нитей в ткани мы изучали сегодня?
2. Какие свойства тканей зависят от переплетения нитей?
3. Как определить толщину ниток?
4. Как зависит толщина ниток от номера?
5. Какие номера ниток нужны для работы в школьной мастерской?
6. Как называются нитки для вышивания?
Ученики оценивают работу одноклассников, определяют ошибки, объясняют их, отвечают на вопросы, оценивают степень достижения цели.
Учитель: Не известно, когда появился первый ткацкий станок. Уже в древних племенах использовали врытые в землю столбы с натянутыми между ними нитями – нитями основы, которые переплетали уточной нитью, намотанной на палочку. Высшим из ремесленных искусств считали ткачество в Древней Греции, им занимались даже знатные дамы. Сегодня вы самостоятельно изготовили макет полотняного переплетения, чтобы понять принцип получения ткани.
Предлагает оценить факт достижения цели урока. Оценка работы учащихся на уроке.
Учитель: Вы все хорошо потрудились, ответили правильно на мои вопросы и закрепили тему урока, а сейчас давайте приведем в порядок свои рабочие места.
Учитель объясняет домашнее задание.
На основе теоретического анализа литературных источников по заявленной проблеме была сформулирована цель и решены поставленные задачи.
Целью исследования стало изучение на основе анализа научных источников, методики преподавания уроков технологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Изучить особенности уроков технологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
2. Особенности обучения детей с умственной отсталостью.
3. Проанализировать основные методы преподавания уроков технологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
В первой главе были проанализированы теоретические аспекты методики преподавания уроков технологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида и сформулированы следующие выводы:
1. Любой урок, в том числе, урок технологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида является таким уроком, на котором используются специальные, коррекционные, воспитательные и образовательные методов направленные на обучение детей с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением).
2. Требования к проведению уроков технологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида, как правило, подразделяются на общедидактические и специальные.
3. Урок должен способствовать решению следующих задач: 1) оказание всесторонней педагогической поддержки школьнику с умственной отсталостью; 2) адаптировать ребенка с интеллектуальными нарушениями к последующей общественной жизни и работе.
Во второй главе были проанализированы основные методы преподавания уроков технологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида и сформулированы следующие выводы:
Главным условием успешного преподавания уроков технологии является создание насыщенной предметно-пространственной среды специальных (коррекционных) учреждений VIII вида.
1. На уроках технологии применяются универсальные методы, использующиеся в процессе преподавания всех школьных дисциплин и специфические, свойственные лишь урокам технологии.
2. В зависимости от способа передачи учебного материала методы обучения разделяются на 3 группы: 1) вербальные методы; 2) образные методы; 3) практические методы. К группе вербальных методов примыкают следующие методы: 1) объяснение; 2) рассказ; 3) беседа. К наглядным методам примыкают следующие методы: 1) учебная демонстрация; 2) наблюдения; 3) опыты. К группе практических методов примыкают следующие методы: 1) упражнение; 2) лабораторные работы.
3. На уроках технологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида нужно научить учеников выполнять конкретные трудовые операции, а также обучить детей мыслительным трудовым действиям, к которым относятся следующие операции: 1) ориентировка в задании; 2) предварительное планирование; 3) самоконтроль.
Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены.
1. Детская патопсихология. Хрестоматия. // Сост. Белопольская Н.Л. – М.: Когито-Центр, 2010. – 352 с.
2. Жидкина Т.С. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 192 с.
3. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. – Спб.: Речь, 2007. – 392 с.
4. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и методика. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 352 с.
5. Мартышева Е.Н. Дидактические основы различных типов уроков в специальной (коррекционной) школе VIII вида. [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/doklad_po_korrekcionnoy_pedagogike_na_temu-184376.htm
6. Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики. Учебн. пособие для студ. сред. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006 г.
7. Ошкина А.А., Цыганкова И.Г. Содержание предметно-пространственной среды группы детского сада для формирования эмоциональной саморегуляции у старших дошкольников. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. № 4 (23), 2015. С.146-149.
8. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. – М.: Academia, 2004. – 160с.
9. Попов Г.В. Проблемы обучения детей с умственной отсталостью. // Вестник Томского государственного педагогического университета. - № 3, 2008. – С. 64-66.
10. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 классы: В 2 сб./Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001.
11. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития. / Ред. Шипицына Л.М. – М.: Academia, 2014. – 224 с.
12. Психология лиц с умственной отсталостью. / Сост. Калмыкова Е.А. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. – 121 с.
13. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. — М.: Просвещение, 1986. — 192 с.
14. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – Спб.: Речь, 2005. – 480 с.
15. Специальная педагогика. Хрестоматия // ред. Назарова Н. М., Пенин Г. Н. – М.: Академия, 2008. – 400 с.
Технологическая карта к уроку
Предмет: профессионально-трудовое обучение «Швейное дело»
Класс: 5
Учебник (УМК): Картушина, Г. Б. Швейное дело: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. – М. : Просвещение, 2008. «Швейное дело», презентация к уроку. Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида «Швейное дело» для 5 и 6 классов (Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой
Тема урока: Полотняное переплетение. Сведения о нитках
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: мультимедийное оборудование, электронное приложение, образцы тканей полотняного переплетения, лупы, коллекция промышленных образцов тканей и ниток (4-й планшет «Нитки и изделия из них»), карточки 4, рабочие коробки.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
• предметные УУД:
-имеют понятие «текстильного волокна», процесса прядения и ткачества;
-умеют определять свойства материалов визуально, на ощупь;
• познавательными УУД:
- умеют выделять доступную информацию для решения проблемы, поэтапно, под руководством учителя.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий |
Учебные действия |
Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные |
Понимание и определение понятия «полотняное переплетение» нитей в ткани, а также «виды швейных ниток», «основная нить», «уточная нить». Создание условий: • для формирования навыков определения тканей полотняного переплетения; • формирования умения правильно подбирать швейные нитки для работы; • Распознания положения основной и уточной нити в ткани • Понимания влияния ориентации нитей в ткани на эксплуатационные свойства швейных изделий. |
1 уровень — узнавание |
Регулятивные |
Планирование собственной деятельности. |
1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя |
Познавательные |
Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка действий по алгоритму. |
2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля |
Коммуникативные |
• Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе с целью организации групповой деятельности и облегчения усвоения нового материала. • Обогащение словарного запаса; коррекция речи, развитие культуры общения. |
1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя |
Личностные |
Умение провести самоанализ на основании выработанных критериев, организовать взаимооценку и взаимопомощь в паре. |
2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм |
Структурные этапы занятия |
Задачи этапа |
Методы, приемы обучения |
Формы учебного взаимодей-ствия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД и предметные действия |
||||
|
Орг.момент |
Организовать Самоопределение детей к деятельности на уроке |
|
|
Проверка готовности учащихся к уроку и состояние рабочих мест. |
Воспринимают на слух перечень необходимых принадлежностей, контролируют готовность к уроку. |
Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке |
|||
Актуализация знаний 7 мин. |
Систематизи-ровать имеющиеся у учащихся знания.
|
|
|
Внимательно прочитайте карточку 4 и впишите номера так, чтобы соблюдалась последовательность операций производства пряжи. Давайте вместе определим, какая операция должна быть первой. Карточка 4 «Определи
последовательность операций №…….. Очистка волокон от сора. №…….. Разрыхление волокон. №…….. Получение ровницы. №…….. Получение пряжи. №…….. Вытягивание волокон в ровную ленту (ровницу). Выполнение работы учащимися. Проверка работы. Слайд «Правильная последовательность
операций № 1. Разрыхление волокон. № 2. Очистка волокон от сора. № 3. Вытягивание волокон в ровную ленту (ровницу). № 4. Получение ровницы. № 5. Получение пряжи.
|
Выполняют задание по карточке, отвечают на вопросы, корректируют ответы одноклассников. Вопросы к учащимся: 1. Где и из чего вырабатывают ткань? 2. От чего зависят свойства ткани? 3. Как определить лицевую сторону у гладкокрашеных тканей? 4. Что такое кромка? 5. Назовите направления нитей в ткани. 6. Как называются нити в ткани? Ответы учащихся |
Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои действия, взаимодействовать в группе. Познавательные: Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание
|
||||
Мотивационно-целевой этап |
Мотивация (встреча с проблемой) 4 мин. |
Вызвать эмо-циональный настрой и познаватель-ный интерес к теме;
|
Беседа |
фронталь-ная
|
Обращаясь к жизненному опыту учащихся, предлагает ответить на вопросы: какие изменения претерпевают швейные изделия в процессе эксплуатации; из чего изготавливают швейные изделия? Переплетение нитей основы и утка в ткани называется ткацким переплетением. Нити в ткани переплетаются в определенном порядке, образуя ткацкий рисунок. Всего существует 4 вида ткацких переплетений: полотняное, саржевое, атласное, сатиновое. Самое простое ткацкое переплетение – полотняное. Запишите в рабочих тетрадях тему урока: «Полотняное переплетение. Сведения о нитках» Подводит учащихся к постановке цели и формулирует её урока: Научиться определять положение основной и уточной нити в ткани. |
Отвечают на вопросы учителя, обсуждают. |
Регулятивные УУД: планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата. Коммуникативные УУД владение речью, умение выражать мнение. |
|||
Физкультминутка для глаз |
|
|
|
Упраж-я с офтальмотренажерами
|
|
Выполняют упражнения вместе с учителем |
||||
Техника безопасности |
|
Беседа |
|
Повторение с наводящими вопросами учителя техники безопасности |
|
Ответы детей |
||||
Пальчиковая гимнастика |
|
|
|
Упражнения: «Стульчик», «Елочка», «Замок» и др. |
|
|
||||
Поисково-исследователь-ский этап |
Организовать осмысленное восприятие новой информации |
Рассказ
|
Фронталь-ная, |
1. Перед вами образцы ткани полотняного переплетения. В полотняном переплетении нити основы и утка переплетены через одну нить, то есть нить утка проходит то над нитью основы, то под ней. Ткани полотняного переплетения имеют одинаковый ткацкий рисунок с лицевой и с изнаночной стороны, напоминающий по виду шахматную доску (таблица). От переплетения нитей в ткани зависят свойства этих тканей: осыпаемость нитей на срезах ткани, растяжимость ткани, способность ткани образовывать мягкие складки – драпируемость, мягкость, скольжение. Ткани полотняного переплетения имеют большую прочность, стойкость к износу, малую осыпаемость нитей на срезах, малую растяжимость, среднюю мягкость и драпируемость. Полотняное переплетение имеют большинство хлопчатобумажных тканей, некоторые льняные и шелковые ткани. Внимательно рассмотрите образцы тканей с помощью лупы и определите ткани полотняного переплетения. Отгадай загадку: «Одна подружка влезла другой в ушко» (иголка с ниткой). Конечно же, речь идет об иголке с ниткой. В швейном деле не обойтись без ниток. Нитки нужны для сметывания деталей изделия, для их соединения в целое изделие, для отделки. В зависимости от назначения различают швейные нитки и нитки для вышивания. Швейные нитки применяют при пошиве различных изделий, они бывают черные, белые и цветные. При изготовлении швейных изделий чаще всего используют хлопчатобумажные нитки, которые вырабатываются из высококачественных волокон хлопка. Кроме того, применяются искусственные и натуральные шелковые нитки, а также нитки с различным содержанием синтетических волокон, которые называются смесовыми. Эти нитки прочные, красивые, не теряют окраски при стирке и в процессе носки изделия. В процессе работы нитки должны свободно ложиться на ткань, не путаться, не создавать узелки и скрутины, не раскручиваться. Швейные нитки выпускают в виде бобин (катушек), на которых указан номер: 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80. Чем больше номер, тем тоньше нитки: самые толстые – № 10, самые тонкие – № 80. Номер ниток должен соответствовать виду ткани. Вам для работы понадобятся нитки № 40, 50, 60. Достаньте из своих рабочих коробок катушки ниток и определите их номер. Кроме швейных, выпускаются нитки вязальные, вышивальные и нитки, которые используются для ремонта одежды – штопки. Вязальные нитки имеют большую толщину, они объемные и не прочные на разрыв. Для отделки изделий вышивкой используются специальные нитки различных цветов, которые называются ирис и мулине. Ирис выпускается в клубках, а мулине – в мотках. Ирис – хлопчатобумажные нитки, выработанные из толстой пряжи в 2 сложения, прочные, блестящие и красивые. Мулине – хлопчатобумажные нитки высокого качества в 12 сложений, повышенной прочности, имеющие блеск. |
1. рассматривают образцы тканей с помощью лупы и определяют ткани полотняного переплетения.
определяют номер ниток.
Рассмотрите, пожалуйста, коллекцию промышленных образцов тканей и ниток (4-й планшет «Нитки и изделия из них»). Вопросы и задания учащимся: 1. Найдите нитки для вышивания, сравните их со швейными нитками. Чем они отличаются? 2. Какие текстильные изделия производят из ниток? (Работа учащихся с коллекцией.) |
Познавательные УУД: извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов и увиденных схем и рисунков; структурировать знания; Коммуникативные УУД: Отвечать на вопрос, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные УУД: давать определения новым понятиям темы; называть свойства нитей, оценивать технологические свойства материалов. |
||||
Практический этап |
Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний |
Практи-ческая работа |
Индиви-дуальная, фронталь-ная |
Предлагает выполнить задание: «Изготовить макет полотняного переплетения». Подготовьте свое рабочее место для выполнения практической работы. Внимательно ознакомьтесь с инструкционной картой 4. Выполняйте практическую работу строго по инструкционной карте. Инструкционная карта 4 Оборудование: альбом, цветная бумага, клей, рабочие коробки. Ход работы 1. Подготовьте лист альбома для работы. 2. Начертите на листе цветной бумаги квадрат 10 10 см, вырежите его. 3. Начертите на листе бумаги другого цвета квадрат 10 10 см, вырежите его. 4. Определите у квадратов лицевую и изнаночную сторону. 5. На изнаночной стороне квадратов проведите параллельные линии на расстоянии 1 см друг от друга. 6. Разрежьте один квадрат на полоски по расчерченным линиям. Это будут нити утка. 7. Отступите от края неразрезанного квадрата 1 см и проведите линию по всей длине. 8. Разрежьте квадрат на полоски до намеченной линии. Это будут нити основы. 9. Выполните переплетение полосок не до конца разрезанного квадрата (основы) разрезанными полосками (утком) через одну. 10. Закрепите концы полосок клеем. 11. Прикрепите макет полотняного переплетения в альбом. 12. Укажите направление нитей основы и нитей утка. 13. Рядом с макетом прикрепите образец ткани полотняного переплетения. |
Выполняют работу по алгоритму, совместно с текущим инструктажем учителя. Проверка правильности и качества выполненной учащимися работы. Выставка лучших работ.
|
Предметные УУД: Определять технологи-ческие и механические свойства текстильных материалов. Познавательные УУД: умение сформулировать алгоритм действия;.анализировать и сравнивать объекты, подводить под понятие |
||||
Рефлексивно-оценочный этап |
Осмысление процесса и результата деятельности |
Беседа. |
В парах, фронталь-ная |
Предлагает оценить работу в паре (сосед). Вопросы к учащимся: 1. Какой вид переплетения нитей в ткани мы изучали сегодня? 2. Какие свойства тканей зависят от переплетения нитей? 3. Как определить толщину ниток? 4. Как зависит толщина ниток от номера? 5. Какие номера ниток нужны для работы в школьной мастерской? 6. Как называются нитки для вышивания? Не известно, когда появился первый ткацкий станок. Уже в древних племенах использовали врытые в землю столбы с натянутыми между ними нитями – нитями основы, которые переплетали уточной нитью, намотанной на палочку. Высшим из ремесленных искусств считали ткачество в Древней Греции, им занимались даже знатные дамы. Сегодня вы самостоятельно изготовили макет полотняного переплетения, чтобы понять принцип получения ткани. Предлагает оценить факт достижения цели урока. Оценка работы учащихся на уроке. |
1. Оценивают работу одноклассников, определяют ошибки, объясняют их. 2. Отвечают на вопросы. 3. Оценивают степень достижения цели. |
Познавательные УУД выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления Личностные УУД: умение провести самооценку и организовать взаимооценку Коммуникативные УУД: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.