Методика работы над сочинением-рассуждением на ОГЭ 9 кл.
При работе над сочинением-рассуждением по окончании 9 класса, как известно, обучающийся имеет право выбрать один из трех видов сочинения: 9.1, 9.2 или 9.3. Вне зависимости от того, какой из вариантов выберет ученик, необходимо, чтобы он владел навыками работы с текстом. Только при этом условии можно достичь понимания идеи произведения, авторской позиции по поднятым в нем проблемам.
Если обучающийся выбирает вариант сочинения 9.1, он должен изложить рассуждения о языковых явлениях: об абзацном членении текста или синтаксических единицах в нем, о тропах (сравнении, олицетворении, метафоре и др.) или лексических средствах выразительности (синонимах, диалектных словах, профессионализмах и др.). В связи с этим вариант 9.1 принято обозначать как сочинение «на лингвистическую тему». В качестве отправной точки для оформления собственного тезиса предлагается высказывание учёного или писателя, в котором говорится о той или иной лингвистической единице.
Девятиклассники должны ответить на вопрос, какую роль обозначенное языковое явление играет в создании художественного текста. Обязательно нужно указывать на то, что именно данное языковое явление помогает передать автору или позволяет понять читателю, то есть на его функцию – для чего оно служит. Для подтверждения выдвинутого тезиса обучающийся должен в предложенном для анализа тексте найти два примера и сопроводить каждый из них грамотным комментарием.
Выбор учеником варианта 9.2 подразумевает написание работы, в которой объясняется смысл высказывания из текста. Для этого необходимо ответить, к примеру, на такие вопросы: в чем особенность описанного случая, что испытывает персонаж и по какой причине. Как именно сформулировать вопрос, обучающийся решает самостоятельно, учитывая содержание текста, особенности отражённой в нём истории. Допускается перефразирование предложенного отрывка при помощи синонимичных оборотов. Далее нужно найти в тексте два примера: необходимо указать на предложения, которые дают возможность понять, о чем обучающийся написал при ответе на вопрос, как он понимает обозначенный в задании фрагмент текста. Каждый из найденных аргументов должен быть обоснован.
В сочинении 9.3 нужно на основе предложенного текста дать определение какого-то понятия (например, «ответственности», «милосердия», «нравственного выбора» и др.). Комментарий должен дополнять сформулированный тезис, включать в себя примеры, дающие характеристику того явления, на которое указано в задании.
Как и при работе над вариантами 9.1 и 9.2, необходимо привести два примера-аргумента. Один из них берется из исходного текста, а другой – из жизненного или читательского опыта. Нужно вспомнить, в каком произведении решается та же проблема, и кратко описать ситуацию. Если нет литературного примера, можно вспомнить или смоделировать жизненную ситуацию, которая послужила бы иллюстрацией к сформулированному учащимся определению.
Сочинение любого вида должно иметь композицию текста-рассуждения: тезис, аргумент, иллюстрирующие примеры и вывод.
Свобода, по Альберу Камю, – для человека не благо, а бремя, так как требует от личности осознанного выбора. В рамках государственной итоговой аттестации по русскому языку при написании сочинения обучающийся тоже сталкивается с проблемой выбора. Он должен принять самостоятельное решение, по какой из трех предложенных тем написать работу. Практика показывает, что зачастую ученики лишаются возможности выбирать в силу того, что учителя предлагают один из трех вариантов и отрабатывают именно его. Эта тактика позволяет проще и легче добиться желаемого результата, но она недопустима, так как каждый из вариантов ориентирован на личность с определенными особенностями.
К примеру, ребята, обладающие аналитическим мышлением и склонностью к научной деятельности, часто выбирают сочинение 9.1. Те ученики, кто обладает творческими способностями, нередко пишут сочинение 9.3. Следует обратить внимание и на тот факт, что на выбор обучающимися варианта оказывает влияние набор трех сформулированных тем. Работа над всеми тремя видами сочинения способствует более разностороннему языковому развитию учащихся и позволяет избежать стрессов на экзамене, если вдруг «навязанный» вариант работы будет иметь не очень понятную для обучающегося формулировку темы.
Важным аспектом государственной аттестации по русскому языку следует считать не только подготовку обучающихся к экзаменационному сочинению, но и объективную проверку работы экспертами предметной комиссии. Особое внимание этому вопросу уделяет И.П. Цыбулько, руководитель предметного направления «Русский язык» в Федеральном институте педагогических измерений. В статье, посвященной итоговому контролю достижений обучающихся, И.П. Цыбулько отмечает, что анализ ученических работ должен уходить из области чистой рациональности, что необходимо обращать внимание на то, насколько у учеников развито языковое мышление, в процессе которого идёт построение «практической философии» личности обучающегося. Значит, важно отмечать не только «речевую состоятельность» ученика, но и то, как в его речи отражается сформированность представлений о мире, его ценностные ориентиры[1].
В таком же ключе рассматривает проблему современного лингвистического образования В.И. Слободчиков, который убежден, что знание «специально строится, конструируется как целостное (живое) знание о целостных феноменах человеческой реальности»[2]. Отсюда следует, что и проверять работы обучающихся следует как целостный текст, при создании которого ученик демонстрирует не только степень усвоенности разделов языкознания, но и себя как языковую личность. Чтобы наглядно представить особенности работы с текстом на уроке русского языка при обучении сочинению, приведем адаптированный фрагмент из книги Виктории Токаревой «Ничего особенного» и дадим методический комментарий для работы с этим текстом на уроке русского языка в 9 классе. В тексте выделены средства изобразительности, на которые нужно обратить внимание в совместной работе с обучающимися.
(1) По дому плавали запахи и крики. (2) Надежда накрывала стол и ругалась с Оксаной, которая находилась в ванной и отвечала через стену. (3) Слов не было слышно, но Корольков улавливал смысл конфликта. (4) Конфликт состоял в том, что Надежда хотела сидеть за столом вместе с молодёжью, а Оксана именно этого не хотела и приводила в пример других матерей, которые не только не сидят за столом, но даже уходят из дома. (5) Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и она не намерена сидеть на кухне, как прислуга. (6) Корольков лежал у себя в комнате на диване. (7) Болело сердце, вернее, он его чувствовал, как будто в грудь положили тяжёлый булыжник. (8) Он лежал и думал о том, что вот уйдёт и они будут ругаться с утра до вечера, потому что Оксана не умеет разговаривать с матерью, а Надежда – с дочерью. (9) Она воспитывает её, унижая. (10) И они зажигаются друг о друга, как спичка о коробок. (11) Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретруха».
– (12) Пап, ну скажи ей, – громко пожаловалась Оксана. – (13) Чего она мне нервы мотает?
– (14) Как ты разговариваешь с матерью? – одёрнул Корольков.
– (15) Ну, пап. (16) Ну, чего она сядет с нами? (17) Я всё время буду в напряжёнке. (18) Она вечно что-нибудь ляпнет, что всем неудобно…
– (19) Что значит «ляпнет»?
– (20) Ну, не ляпнет. (21) Поднимет тост за мир во всем мире. (22) Или начнёт обращать на меня внимание… (23) Или начнёт всем накладывать на тарелки, как будто голод…
– (24) Ты не голодала, а мы голодали.
– (25) Так это когда было. (26) Сорок лет назад голодала, до сих пор наесться не может. (27) Хлеб заплесневеет, а она его не выбрасывает.
– (28) Довольно-таки противно тебя слушать, – объявил Корольков. – (29) Ты говоришь, как законченная эгоистка.
– (30) Ну, извини… (31) Но ведь мой день рождения. (32) Мне же шестнадцать лет. (33) Почему в этот день нельзя сделать так, как я хочу?
(34) Корольков посмотрел с тоской на её чистенькое новенькое личико с новенькими ярко-белыми зубами и подумал, что её перелюбили в детстве и теперь придётся жать то, что посеяли. (35) Он понимал, что нужен был дочери не тогда, когда носил её на руках и посещал в пионерском лагере. (36) А именно теперь, в шестнадцать лет, когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни, – именно теперь нужен родной отец. (37) И не амбулаторно, как говорят врачи, – пришёл, ушёл. (38) А стационарно. (39) Каждый день. (40) Под неусыпным наблюдением. (41) Чтобы не пропустить возможных осложнений. (42) А осложнения, как он понимал, грядут[3].
После чтения текста по ролям переходим к его обсуждению. Предлагаем вопросы на осмысление текста:
– В чём состоит конфликт Надежды и Оксаны?
– Кто из них прав?
– Почему переживает Корольков?
Просим ребят в подтверждение своих мыслей приводить фрагменты текста. Подводим их к выводу, что виноваты в сложившейся ситуации все члены семьи.
Обращаем внимание ребят на языковые средства: лексические, синтаксические, речевые, – использованные автором при создании произведения.
Примерные вопросы, которые можно рассмотреть на уроке по тексту В. Токаревой.
1. Какой троп представлен в предложении 1? Какой эффект создается благодаря его использованию? (Метафора. Несовершенный вид глагола указывает на бесконечность крика, а крик – это знак бессилия и озлобленности.)
2. В предложении 5 используется глагол «потратить». Как он звучит в данном контексте? (Потратить жизнь на воспитание – это страшно.) Какой глагол должен звучать, если говорить о правильных отношениях в семье? (Посвятить.)
3. Обратите внимание на второй абзац, предложения 6–10. Какой троп здесь ярко проявляется? С какой целью он использован? (Сравнение. В предложении 7 оно помогает автору передать душевное и физическое состояние героя, а в предложении 10 – указать на взрывоопасный характер отношений матери и дочери.)
4. Рассмотрим диалог. Обратим внимание на речевую характеристику героев. Как говорит дочь? Какие грамматические конструкции она использует? (В речи Оксаны наблюдаем просторечные слова и выражения: «ляпнет», «напряжёнка», «ретруха», «нервы мотает», слово-паразит «ну». В предложении 18 – грамматическая ошибка. Все это указывает на то, что дочь – капризная, избалованная, невоспитанная девушка. По-другому выражает себя Корольков, отец Оксаны. Авторский текст, передающий мысли героя, включает метафору «фундамент жизни», перефразированную пословицу «жать то, что посеяли». Это указывает на то, что Корольков – образованный, интеллигентный человек, обеспокоенный семейными проблемами.)
5. Почему Надежда не выбрасывает хлеб, даже если он заплесневел (предложение 27)? (К этому главному продукту сегодня отношение чаще всего нейтральное, как к любому другому, а для переживших войну, особенно блокаду, – это святой продукт, и относиться к нему следует соответственно. Можно на слайде продемонстрировать 125 граммов блокадного хлеба, в котором практически не было муки.)
6. «Новенькое личико», «новенькие зубки». Какова функция данных эпитетов? (Эпитеты указывают на некую искусственность Оксаны, схожесть с куклой, не имеющей души.)
В ходе дальнейшего лингвистического анализа текста В. Токаревой обсуждаем предложение 34, которое содержит перефразированную пословицу «Что посеешь, то пожнешь». Обращаем внимание девятиклассников на то, как можно не просто использовать крылатые слова, пословицы и поговорки, а творчески их переосмысливать. Комментария заслуживают контекстные антонимы «амбулаторно», «стационарно», позволяющие отразить профессиональные особенности речи Королькова и подчеркнуть важность роли родителей для детей в подростковом возрасте. С этой же целью использована и парцелляция (предложения 35–42).
По окончании работы над текстом предлагаем обучающимся познакомиться с рекомендациями по написанию сочинения-рассуждения, выбрать один из вариантов и написать работу:
9.1. Как Вы понимаете слова Сократа «Заговори, чтоб я тебя увидел»?
9.2. Как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Болело сердце, вернее, он его чувствовал, как будто в грудь положили тяжёлый булыжник»?
9.3. Как Вы понимаете выражение «Погода в доме»?
Скачано с www.znanio.ru
[1] Цыбулько И.П. Итоговый контроль достижений учащихся основной школы по русскому языку: антропологический подход // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 2. С. 261
[2] Слободчиков В.И. Антропология образования – как предчувствие смысла // Наука и школа. 2015. № 6. С. 141
[3] Токарева В.С. Ничего особенного. М. : Азбука, 2016,с. 292-293
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.