Методические рекомендации предназначены для педагогов, заинтересованных в организации работы с одаренными детьми.
Цель – создание условий успешности для оптимального развития детей.
Задачи
v Выявление одаренных детей с использованием различных диагностик.
v Развитие творческих способностей на уроках, с использованием новых технологий, опираясь на индивидуальные особенности детей. Применение средств обучения, способствующих развитию самостоятельного мышления, инициативности и научноисследовательских навыков.
v Развитие способностей во внеурочной деятельности.
v Развитие качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
Главной задачей, становится необходимость развивать не столько одаренность, отдельные диагностированные способности, сколько в целом личность одаренного ребенка. Следовательно, процесс обучения не может состоять лишь из интеллектуального развития, но должен затрагивать всю личность ребенка в целом. Задачи, содержание и конкретные методы обучения, должны быть ориентированы на основные характеристики учащихся с
интеллектуальной одаренностью (ярко выраженная потребность в любознательность, высокий уровень развития мышления и др.).
Основные направления работы с одаренными детьми
v Выявление одаренных детей
v Внедрение в учебный процесс современных интерактивных технологий
v Создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных
v учеников школы при выстраивании индивидуальной траектории развития
v обучающихся
v Развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности,
v позволяющей демонстрировать школьникам свои достижения на
v олимпиадах различных уровней, конкурсах, соревнованиях
v Включение старшеклассников в научно-исследовательскую деятельность с
v дальнейшим выходом на конференции различных уровней
Каждому человеку от рождения дается какой-то особый дар, а счастье и несчастье в жизни сводится к тому, сумел ли человек обнаружить в себе этот дар богов и реализовать его.
Исабель Альенде, "Ева Луна"
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
И прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Выявление одаренных детей не одноразовое мероприятие, а длительный процесс. Оно должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Лучшие практики в работе с одаренными детьми
В практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» я использую понятие «признаки» одаренности ребенка или «особенности» одаренного ребенка:
v любознательны, настойчивы в поиске ответов, отличаются хорошей памятью;
v
v хорошо развитая речь и большой словарный запас;
v стремление к лидерству, повышение требование к себе и окружающим, стремление к совершенству во всѐм;
v способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.
Этапы, формы и методы работы с одаренными детьми:
1.Аналитический. Выявление одаренных детей
2.Развитие творческих способностей на уроке
3.Развитие способностей во внеурочной деятельности
Я, как педагог считаю, что очень важно понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Мы должны понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых.
Работа с одарѐнными детьми прежде всего включает формирование интереса к учебному предмету. Задача учителя – добиться того, чтобы этот интерес был постоянным и устойчивым. Но, как известно, обучение математики– длительный процесс и интерес учащихся к учебному предмету постепенно падает. Использование интересных, эффективных приѐмов, активных форм работы позволяет добиться успехов в поддержании и повышении интереса к изучению предмета.
Методы и формы работы с одарѐнными детьми в своей практике я разделяю на урочные и внеурочные
формой работы с одаренными детьми являются
олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных детей,
развитию образовательных потребностей личности,
подготовки
учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях,
научной и практической деятельности. Работу по подготовке к олимпиадам провожу
в течение всего учебного года. Каждый год учащиеся участвуют в областных,
Всероссийских предметных олимпиадах, «СИРИУС» и др.
Хочется поделиться темами удачных проектных работ, которые выполнили мои обучающиеся:
v Применение признаков равенства треугольников в измерениях на местности,
v Числа Фибоначчи,
v
v Почему «черная дыра» черная?
v Вклад математиков в Великую
Победу
v Так ли просты эти простые числа?
v Числа не управляют миром, но показывают как управляется мир
И.В. Гѐте
Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения. На протяжении своей педагогической деятельности я уделяю внимание развитию и воспитанию одаренных детей.
«Примеряя» портрет одарѐнного ребѐнка к своим ученикам, вижу - все дети, способные в той или иной области. Шалва Амонашвили говорил: «В каждом ребѐнке – солнце, только дайте ему светить...». Учебный процесс стремлюсь выстраивать таким образом, чтобы на уроке создавалась максимальная комфортность, хороший рабочий микроклимат. Дети загружаются решением «изящных» задач различными способами, нестандартными задачами в ходе изучения основных тем. В уголке «Юный математик» помещаю олимпиадные задачи для самостоятельного решения. На специальном уроке мы заслушиваем решения этих задач, выбирая оптимальные способы. Для подбора задач использую различные сайты.
v Петя выписывает ряд чисел: если текущее число равно x, то следующее равно 1 1 − x . Первое число в ряду равно 2. Чему равно пятисотое число?
Ответ. −1.
Решение варианта 1. Выпишем несколько первых членов получаемой последовательности: 2, −1, 1/2, 2, . . .
v Выберите числа, которые являются контрпримерами к данному утверждению: «Если натуральное число делится на 27, то и сумма его цифр делится на 27».
а) 54; б) 999; в) 2799; г) 36. Ответ. только 54.
v Целые неотрицательные числа a, b, c, d таковы, что ab + bc + cd + da = 707. Какое наименьшее значение может иметь сумма a + b + c + d?
Решение варианта Данное равенство можно переписать в виде (a + c)(b + d) = 7 · 101, где числа 7 и 101 — простые. Поэтому или одно из выражений в скобках равно 1, а другое — 707, или же одно из выражений в скобках равно 7, а другое — 101. В первом случае a + b + c + d равно 708, во втором — 108, и 108 — меньшее из этих двух чисел.
Комментарий. Из решения вытекает, что данное в условии равенство на самом деле возможно.
Можно взять любые целые неотрицательные числа с условиями a + c = 7, b + d = 101. Например, a = 1,
uВ заключение необходимо напомнить,
что работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не
прекращающийся процесс. Он требует от нас личностного роста, хороших,
постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а
также тесного сотрудничества с другими педагогами, учителями,
преподавателями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он
требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения
отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной
стороной.
Список использованной литературы:
1. Пойа Д. Как решать задачу. - М.: Учпедгиз, 1961
2. Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосиб гос ун-т. - 2008. -
Т. 9, вып. 1.
3. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики: кн. для учителя/-2изд. М:Просвещение, 2005 4. О.Б. Епишева Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Кн. для учителя/М.: Просвещение ,2003 Список литературы по диагностике одаренности:
1. Аверина И.С., Щебланова Е.И. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование» [Текст] И. С. Аверина, Е. И. Щебланова. – М.,1996.
2. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта [Текст] // Психология мышления.
3. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма [Текст]: Пособие
для школьных психологов. – М., 1995.
4. Психология одаренности детей и подростков [Текст] / Под ред. Н.С.
Лейтеса. — М.: Издательский центр «Академия», 1996.
Интернет-ресурсы: https://sochisirius.ru/
https://xn--h1aamv.xn--p1ai/
https://arzamas.academy/materials/1507
http://mmmf.msu.ru/archive/20102011/z5/3.html https://olymp.hse.ru/mmo/tasks-math
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.