Методика работы с одарёнными детьми
Оценка 4.6

Методика работы с одарёнными детьми

Оценка 4.6
docx
11.02.2020
Методика работы с одарёнными детьми
Методика работы с одаренными детьми.docx

Методика работы с одаренными детьми.

«Гений падает с неба» - это цитата Дидро. Но в ней есть продолжение: «… и на один случай, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он проходит мимо».

Поэтому необходимо помочь гению или просто одаренному ребенку попасть в эти ворота, найти их и успешно адаптироваться в этом дворце.

Одаренный ребенок – это и гордость учителя, и его же проблема, т.к. он требует особого подхода и особого к себе отношения.

Это творческая, часто высокоинтеллектуальная, неординарная личность.

Какими же способностями обладает творческая личность?

Рассмотри некоторые сферы деятельности и определим  качества и направленность развития личности одаренного ребенка.

1.     Интеллектуальная сфера:

- высокий уровень концентрации, быстрота переключения внимания;

- критическое мышление;

- нестандартный подход при решении спорных вопросов.

       2.   Психофизические качества:

             - особые свойства нервной системы;

             - эмоциональность.

       3.   Социальный интеллект:

- коммуникативность, способность к ведению диалога, взаимодействие в коллективе;

             - лидерские качества.

        4.  Направленность личности:

             - высока степень потребности в достижении цели;

             - потребность в расширении мировозрения, ориентация на поиск новых идей, склонность к анализу.

        5. Творческая направленность:

             - потребность в творческой активности;

             - ориентация на беспрерывный творческий поиск;

             - склонность к прогнозированию.

Той или иной степенью творчества обладают многие люди, более того, ее можно выявить среди способных детей, которые не относятся к категории одаренных. Благодаря усилиям педагога ее можно стимулировать, развивать.

При этом можно использовать такие методы активизации творческой деятельности, которые соотносятся с определенными сторонами творческой личности как:

- проблемное обучение;

- «мозговой штурм»;

- дискуссия;

- работа в творческих группах;

- конференция;

- круглый стол;

- ролевая игра;

- групповые исследования и другие.

При этом появляется, как правило, наивысший уровень активности – творческая активность.

 Вот небольшой пример активизации мыслительно деятельности и творческого начала. В 7-м классе при изучении Антарктиды учащимся предлагается прослушать и проанализировать небольшое стихотворение:

Антарктида! Сказка изо льда!

В небе догоревшая звезда.

Солнечные блики на снегу,

Лица, опаленные в пургу.

Белые просторы сотни миль.

Минус пятьдесят – это тепло!

Лето, что как облако, прошло.

Давящей пустыни холода,

И оазис посредине льда.

И пингвинов черно-белый строй.

Эта сказка, что всегда со мной!

Учащиеся во время анализа  отличают, что Антарктида:

- получает значительное количество солнечной радиации, но у нее очень высокое альбедо;

- мороз (-89,2°C) обжигает лица;

- это белые ледяные просторы опасные и непроходимые;

- там сильные стоковые ветры, которые возникли в результате разницы в давлении;

- лето холодное, и температуры в основном отрицательные;

- это ледяная пустыня;

- как в любой пустыне там есть оазисы, но они особые;

- и пингвины – эндемики этих мест.

А также можно предложить подготовить им сообщение «Тайны Антарктиды».

Один из сложнейших вопросов, на которые ищут ответ учителя, это вопрос: «Как подготовить ученика к участию в олимпиаде?».

Основными условиями являются:

1) отбор учащихся, обладающих определенными способностями: по предмету; хорошо усваивающие любой материал, умеющие ответить на вопрос, находя правильное решение; читающий, работающий с различными географическими источниками, в том числе и со СМИ;

2) необходимо проводить занятия во внеурочное время: спецкурс, факультатив, индивидуальные занятия с учащимися;

3) использование на уроках творческих заданий. Например:

- Раскройте сущность концепции географического поссибилизма. С позиции этой концепции объясните особенности социально-экномического развития некоторых стран: Япония, ОАЭ, Польша.

- Страна долгое время была в изоляции. Что бы интегрировать ее в мировое общество пригласили 10 экспертов: эксперт по оценке ЭГП, эксперт в сфере природно-ресурсного потенциала, эксперт в сфере промышленности, в сфере сельского хозяйства, транспорта, образования, эксперт в сфере мировой экономики. Что может предложить каждый эксперт для усиленной интеграции страны в мировую экономику?

Основными же принципами подготовки к олимпиаде являются:

1) самостоятельность, т.к. самостоятельно полученные знания – самые прочные;

2) активность знаний:

- разбор заданий олимпиад прошлых лет (вопросы иногда повторяются в том или оном виде);

- разбор вопросов различных конкурсов;

3) принцип опережающего уровня сложности:

- разбор сложных вопросов (при  подготовке ко II этапу олимпиад, разобрать вопросы III уровня);

- решение географических задач повышенного уровня сложности;

4) анализ результатов прошедших олимпиад:

- выявление успехов и недостатков;

-  обращение внимания на допущенные ошибки;

5) выработка тактики выполнения заданий на олимпиаде:

- прочитать внимательно вопросы и задания;

- начинать надо с вопроса, на который можешь ответить сразу;

- распределить время на выполнение заданий;

- отвечать лаконично и четко;

- задания на контурной карте выполнять последним;

6) отказ от подготовки к олимпиаде за 1-2 дня до проведения;

7) выбор для каждого ученика такого объема знаний, который он мог бы осилить;

8) принцип ненасилия над психикой:

- не оказывать «давления» на учащегося;

- даже, если результаты будут на 100% поддерживать и благодарить его;

- не раздражаться, не проявлять отрицательных эмоций;

9) если в параллели нет учащихся, которые способны достойно выступить на олимпиаде, не следует их там искать. Рационально подготовить одного ученика, а не целую команду, которая  не даст результатов.

Урок географии – это «поле» для развития творческих способностей личности. В этом сложном процессе необходима творческая активность самого учителя.

Поэтому он должен обладать энциклопедическим объемом знаний, а так же умением донести эти знания до каждого одаренного ребенка, учитывая его специфику: темперамент, определенные черты характера, уровень усвоения знаний, работоспособность и другие качества.

Помочь личности выявить и реализовать заложенные природой способности с наибольшей пользой для себя, общества является сейчас самой актуальной задачей современной школы

Анищенко Надежда Ивановна,

учитель географии

ГУ ЛНР «ЛОУСОШ №18»

учитель высшей категории,

учитель-методист.


 

Методика работы с одаренными детьми

Методика работы с одаренными детьми

Той или иной степенью творчества обладают многие люди, более того, ее можно выявить среди способных детей, которые не относятся к категории одаренных

Той или иной степенью творчества обладают многие люди, более того, ее можно выявить среди способных детей, которые не относятся к категории одаренных

И оазис посредине льда. И пингвинов черно-белый строй

И оазис посредине льда. И пингвинов черно-белый строй

Страна долгое время была в изоляции

Страна долгое время была в изоляции

Рационально подготовить одного ученика, а не целую команду, которая не даст результатов

Рационально подготовить одного ученика, а не целую команду, которая не даст результатов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2020