Методика работы с одаренными детьми.
«Гений падает с неба» - это цитата Дидро. Но в ней есть продолжение: «… и на один случай, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он проходит мимо».
Поэтому необходимо помочь гению или просто одаренному ребенку попасть в эти ворота, найти их и успешно адаптироваться в этом дворце.
Одаренный ребенок – это и гордость учителя, и его же проблема, т.к. он требует особого подхода и особого к себе отношения.
Это творческая, часто высокоинтеллектуальная, неординарная личность.
Какими же способностями обладает творческая личность?
Рассмотри некоторые сферы деятельности и определим качества и направленность развития личности одаренного ребенка.
1. Интеллектуальная сфера:
- высокий уровень концентрации, быстрота переключения внимания;
- критическое мышление;
- нестандартный подход при решении спорных вопросов.
2. Психофизические качества:
- особые свойства нервной системы;
- эмоциональность.
3. Социальный интеллект:
- коммуникативность, способность к ведению диалога, взаимодействие в коллективе;
- лидерские качества.
4. Направленность личности:
- высока степень потребности в достижении цели;
- потребность в расширении мировозрения, ориентация на поиск новых идей, склонность к анализу.
5. Творческая направленность:
- потребность в творческой активности;
- ориентация на беспрерывный творческий поиск;
- склонность к прогнозированию.
Той или иной степенью творчества обладают многие люди, более того, ее можно выявить среди способных детей, которые не относятся к категории одаренных. Благодаря усилиям педагога ее можно стимулировать, развивать.
При этом можно использовать такие методы активизации творческой деятельности, которые соотносятся с определенными сторонами творческой личности как:
- проблемное обучение;
- «мозговой штурм»;
- дискуссия;
- работа в творческих группах;
- конференция;
- круглый стол;
- ролевая игра;
- групповые исследования и другие.
При этом появляется, как правило, наивысший уровень активности – творческая активность.
Вот небольшой пример активизации мыслительно деятельности и творческого начала. В 7-м классе при изучении Антарктиды учащимся предлагается прослушать и проанализировать небольшое стихотворение:
Антарктида! Сказка изо льда!
В небе догоревшая звезда.
Солнечные блики на снегу,
Лица, опаленные в пургу.
Белые просторы сотни миль.
Минус пятьдесят – это тепло!
Лето, что как облако, прошло.
Давящей пустыни холода,
И оазис посредине льда.
И пингвинов черно-белый строй.
Эта сказка, что всегда со мной!
Учащиеся во время анализа отличают, что Антарктида:
- получает значительное количество солнечной радиации, но у нее очень высокое альбедо;
- мороз (-89,2°C) обжигает лица;
- это белые ледяные просторы опасные и непроходимые;
- там сильные стоковые ветры, которые возникли в результате разницы в давлении;
- лето холодное, и температуры в основном отрицательные;
- это ледяная пустыня;
- как в любой пустыне там есть оазисы, но они особые;
- и пингвины – эндемики этих мест.
А также можно предложить подготовить им сообщение «Тайны Антарктиды».
Один из сложнейших вопросов, на которые ищут ответ учителя, это вопрос: «Как подготовить ученика к участию в олимпиаде?».
Основными условиями являются:
1) отбор учащихся, обладающих определенными способностями: по предмету; хорошо усваивающие любой материал, умеющие ответить на вопрос, находя правильное решение; читающий, работающий с различными географическими источниками, в том числе и со СМИ;
2) необходимо проводить занятия во внеурочное время: спецкурс, факультатив, индивидуальные занятия с учащимися;
3) использование на уроках творческих заданий. Например:
- Раскройте сущность концепции географического поссибилизма. С позиции этой концепции объясните особенности социально-экномического развития некоторых стран: Япония, ОАЭ, Польша.
- Страна долгое время была в изоляции. Что бы интегрировать ее в мировое общество пригласили 10 экспертов: эксперт по оценке ЭГП, эксперт в сфере природно-ресурсного потенциала, эксперт в сфере промышленности, в сфере сельского хозяйства, транспорта, образования, эксперт в сфере мировой экономики. Что может предложить каждый эксперт для усиленной интеграции страны в мировую экономику?
Основными же принципами подготовки к олимпиаде являются:
1) самостоятельность, т.к. самостоятельно полученные знания – самые прочные;
2) активность знаний:
- разбор заданий олимпиад прошлых лет (вопросы иногда повторяются в том или оном виде);
- разбор вопросов различных конкурсов;
3) принцип опережающего уровня сложности:
- разбор сложных вопросов (при подготовке ко II этапу олимпиад, разобрать вопросы III уровня);
- решение географических задач повышенного уровня сложности;
4) анализ результатов прошедших олимпиад:
- выявление успехов и недостатков;
- обращение внимания на допущенные ошибки;
5) выработка тактики выполнения заданий на олимпиаде:
- прочитать внимательно вопросы и задания;
- начинать надо с вопроса, на который можешь ответить сразу;
- распределить время на выполнение заданий;
- отвечать лаконично и четко;
- задания на контурной карте выполнять последним;
6) отказ от подготовки к олимпиаде за 1-2 дня до проведения;
7) выбор для каждого ученика такого объема знаний, который он мог бы осилить;
8) принцип ненасилия над психикой:
- не оказывать «давления» на учащегося;
- даже, если результаты будут на 100% поддерживать и благодарить его;
- не раздражаться, не проявлять отрицательных эмоций;
9) если в параллели нет учащихся, которые способны достойно выступить на олимпиаде, не следует их там искать. Рационально подготовить одного ученика, а не целую команду, которая не даст результатов.
Урок географии – это «поле» для развития творческих способностей личности. В этом сложном процессе необходима творческая активность самого учителя.
Поэтому он должен обладать энциклопедическим объемом знаний, а так же умением донести эти знания до каждого одаренного ребенка, учитывая его специфику: темперамент, определенные черты характера, уровень усвоения знаний, работоспособность и другие качества.
Помочь личности выявить и реализовать заложенные природой способности с наибольшей пользой для себя, общества является сейчас самой актуальной задачей современной школы
Анищенко Надежда Ивановна,
учитель географии
ГУ ЛНР «ЛОУСОШ №18»
учитель высшей категории,
учитель-методист.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.