Самоанализ урока русского языка в 5 классе по теме: «Глагол как часть речи»(повторение)
Характеристика реальных учебных возможностей учащихся класса.
В 5 Г классе 12 мальчиков и 16 девочки. Большинство детей имеют высокий уровень развития, есть дети с низким уровнем развития. Уровень мотивации у них хороший, поэтому в ходе обучения и воспитания больше внимания на уроках уделяю поддержанию интереса к предмету, развитию умений и навыков при обретении и закреплении знаний.
Изучение данной темы предусмотрено программой по русскому языку. Данный урок является уроком повторения и систематизации знаний учащихся по теме «Глагол как часть речи».
Какие цели ставились?
Образовательная: -повторение знаний учащихся о глаголе; повторение правописания глаголов; формирование умения создавать текст на заданную тему, с использованием глаголов.
Развивающая: активизация мыслительной деятельности уч-ся, развитие логического мышления, творческих способностей, коммуникативной компетентности; совершенствование умений и навыков в использовании разной речевой деятельности( слушание, говорение, письмо), стимулирование учебно-познавательной деятельности; создание ситуации «успеха».
Воспитательная: воспитание самостоятельности, чувства ответственности и коллективизма, казахстанского патриотизма.
Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач?
Внимательно наблюдая за учащимися, видишь, что у одних неустойчивое внимание, им трудно сосредоточиться на учебном материале, другие стремятся к механическому запоминанию правил: у одних более развита зрительная память, у других- слуховая. Изучив индивидуальные особенности учащихся, строю планирование урока, исходя из реальных возможностей уч-ся. Сегодня на уроке главная задача- помочь учащимся поверить в свои силы, возможности, почувствовать продвижение вперед.
На уроке были применены различные методы обучения: словесный (беседа, ответы на вопросы), наглядный, частично-поисковый (карточки с разноуровневыми заданиями), интерактивные(дидактическая игра, логическая задача, рефлексивный лист), практический (раздаточный материал, творческие задания, самостоятельная работа), методы стимулирования.
На уроке были применены различные формы учебной деятельности: работа по структурным картам, монолог, диалог, коллективная, групповая и парная работа, частичный анализ текста, самостоятельная работа с разноуровневыми заданиями. Творческая работа (с одаренными детьми ).
Принципы , соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие наглядности, доступности.
Урок состоит из этапов, логически связанных между собой.
Мотивационный этап.
Подготовка уч-ся к активному и сознательному повторению материала, на котором сообщалась тема урока, цель урока (цель определяется уч-ся).
Содержательный этап.
На этом этапе учащиеся повторяли закрепляли материал, применяли полученные знания и умения.
На этапе «Интеллектуальный капитал» уч-ся делали частичный анализ текста, закрепили знания о б определении инфинитива, определения числа, лица и времени глагола.
Форма: коллективно-групповая, метод- словесный.
На этапе «Катапульта вопросов»- проверка теоретических сведений. Форма: коллективная, метод- словесный, прием-беседа- диалог.
С целью выработки у уч-ся орфографической зоркости, навыков грамотного письма, самостоятельной работы проведена логико- поисковая работа. На уроке использовалась технология Ж. Караева (разноуровневые задания). Осуществлялся личностный подходк каждому ученику. Задания распределялись по следующим уровням:
1уровень-ученический
2 уровень-алгоритмический
3 уровень-творческий
Контроль: взаимопроверка, контроль осуществляет лидер, учитель.
На всех этапах урока осуществлялся взаимоконтроль, самоконтроль, контроль учителем. Дети сами поставили оценки за достигнутые результаты во время урока. Использовала на уроке групповую форму обучения, индивидуальную и коллективную.
На этапе «Учимся рассуждать» ребята учились рассуждать, используя не механическое заучивание правил и применение их на практике а «Алгоритм рассуждения».Развивались творческие способности уч-ся. Это редактирование словосочетаний, написание сочинений –эссе.
На этапе « Рефлексия» проведено самооценивание деятельности учащимися, лидером группы. Дано комментирование Д\З, задание носит дифференцированный характер.
На уроке были применены элементы технологии критического мышления через чтение и письмо, дифференцированного обучения, разработанная Ж. Караевым.
Все этапы урока рационально распределены по времени. Воспитательный компонент учебного материала был на всех этапах .
Эффективность урока достигнута за счет высокой заинтересованности и активной деятельности уч-ся, благоприятной психологической атмосферы и создания ситуации успеха.
Урок проведен с учетом возрастных особенностей уч-ся, учитывался здоровьесберегающий аспект: дозирована учебная нагрузка, проведены игра, тренинг.
Считаю, что удалось выдержать стиль общения с уч-ся, организовать их работу на уроке.
Цели урока были достигнуты.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.