"Методика чтения басен" - ответ на вопрос
Оценка 4.7

"Методика чтения басен" - ответ на вопрос

Оценка 4.7
Контроль знаний +2
docx
русская литература
Взрослым
25.04.2018
"Методика чтения басен" - ответ на вопрос
"Методика чтения басен" - ответ на вопрос. Содержание материала включает краткий, ясный, вполне исчерпывающий ответ по данному вопросу, поможет интересно, эффективно сдать экзамен. Может быть использовано студентами, преподавателями высших и средне-специальных учебных заведений и другими. Творческих успехов в работе и удачи на экзамене!"Методика чтения басен" - ответ на вопрос
Методика чтения басен.docx
Методика чтения басен Басня—одна из форм эпического жанра( по Л.И. Тимофееву), или вид эпической поэзии (по Г.Л. Абрамовичу) появилась задолго до нашей эры (Эзоп, Федр). В России наибольшего совершенства басня достигла в творчестве И. А. Крылова. Внимание к басне в школе обусловлено рядом ее достоинств. а) Басня заключает в себе большие возможности для нравственного воспитания учащихся. Каждая басня — метко нарисованная сценка из жизни, на примере которой писатель учит мудрости народной, просто и живо рассказывая о разных пороках людей. Положительная направленность того или иного осуждения всегда  присутствует в басне  и при  правильно организованной классной работе хорошо осознается школьниками (что осуждает басня? Чему учит?). б) Лаконизм, картинность и выразительность описаний, меткость и народность языка чрезвычайно много дают для развития мышления и речи учащихся. Размер басни обычно не превышает 20—30 строк, но по содержанию это — пьеса со своей завязкой, кульминационным пунктом и развязкой. Для учащихся басня — замечательный образец предельно краткого по форме и емкого по содержанию описания какого­либо случая. Образные выражения из басни, ставшие со временем пословицами, привлекают в равной степени как глубиной заключенной в них мысли, так и яркостью ее выражения в словах. Не случайно, что из басен образные выражения широко применяются в речевой практике людей к различным случаям жизни. Методика   работы   в   школе   над   басней   обусловлена   ее   спецификой   как   вида   художественного   произведения.   В   литературоведении   басня определяется как аллегорический рассказ нравоучительного характера. Таким образом, выделяются такие существенные признаки басни, как наличие   морали   (нравоучения)   и   аллегории   (иносказания).   В   баснях   часто   действующими   лицами   являются   животные,   но   этот  признак   не выступает в качестве обязательного (персонажами басни могут быть и люди). Также не обязательным для басни является стихотворная форма (например, басни Л. Н. Толстого написаны в прозе). Один из центральных вопросов анализа басни в I—III классах связан с раскрытием морали и аллегории. Когда работать над моралью басни: до специального анализа ее конкретного содержания или после? В методике (Е. А. Адамович, Н. П. Кононыкин, Н. А. Щербакова, Н. А. Щепетова, В. И. Яковлева и др.) традиционным стал подход, согласно которому работа над текстом басни начинается с раскрытия ее конкретного содержания. Затем следует выяснение иносказательного смысла (кто подразумевается под действующими лицами басни) и, наконец, рассматривается мораль. Н. П. Кононыкин и Н. А. Щербакова рекомендуют не читать мораль басни, пока не понято учащимися содержание конкретной части басни, пока дети не уяснили особенностей действующих лиц, не сделали переноса «характерных черт животных, изображенных в баснях, в реальную людскую среду»1. Аналогичный подход к работе над басней высказан в 70­е годы в пособиях для учителей К. Т. Голенкиной, В. Г. Горецким, М. И. Омороковой и другими методистами. Иной путь работы над басней описан Л. В. Занковым. По мнению Л. В. Занкова, более целесообразно сразу же после чтения басни без какой­либо предварительной   беседы   предлагать   учащимся   вопрос:   «Какова   основная   мысль   басни?»   Не   прибегая   к   анализу   текста   басни,   учащиеся высказываются относительно ее главной мысли, после чего им ставится второй вопрос: «Какова мораль басни?» «Уже после того,— пишет Л. В. Занков,— как уяснена мораль, дети сами читают басню. Затем происходит краткий разбор речевых оборотов. И   то   и   другое   становится   осмысленным   именно   после   того,   как   школьниками   понята   мораль   басни.   Теперь   они   действительно   могут самостоятельно   разобраться   в   отдельных   частях   басни.   Наполняются   истинным   значением   неповторимые   выразительные   средства   языка Крылова...». Если за основу принять только что указанную последовательность работы, то урок, на котором учащиеся читают басню, будет иметь следующую структуру: I. Подготовительная работа 1) Рассказ учителя об авторе басни. 2) Викторина по материалу прочитанных басен. 3) Беседа о повадках животных — действующих лицах басни, которую предстоит читать. II. Чтение басни учителем (или прослушивание записи фонохрестоматии, или просмотр фильма). Беседа эмоционально­оценочного плана. III. Анализ конкретного содержания басни. 1) Уточнение структуры и композиции басни. (Чтение, составление плана и т. п.) 2) Выяснение мотивов поведения действующих лиц, их характерных черт. (Выборочное чтение, словесное и графическое рисование, ответ на вопросы.) 3) Установление главной мысли конкретного содержания басни. IV. Раскрытие аллегории. V. Анализ той части басни, в которой заключена мораль. VI. Аналогия из жизни. Успех работы над басней, как убеждает школьный опыт, определяется рядом условий. Во­первых, важно в процессе анализа басни помочь ученику живо  представить  развитие  действия,  ярко  воспринять  образы.  Поэтому  целесообразно предлагать  учащимся словесное  рисование, чтение в лицах на заключительном этапе работы и т. п. Необходимо развивать у учащихся внимание к каждой детали обстановки, в которой действуют персонажи, к каждому штриху их облика.

"Методика чтения басен" - ответ на вопрос

"Методика чтения басен" - ответ на вопрос
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2018