методика "Карта одаренности"

  • Повышение квалификации
  • doc
  • 20.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Возрастной диапазон, в котором может применяться, – от 5 до 10 лет. Может быть использован для оценки одаренности учащихся педагогами и родителями. Инструкция. Перед вами 80 вопросов, систематизированных по 10 относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой: (++) – если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто; (+) – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно; (0) – оцениваемое и противоположное свойство личности выражены не четко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга; (–) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
Иконка файла материала Методика «Карта одаренности» (по А.И. Савенкову).doc
Методика «Карта одаренности» (по А.И. Савенкову) Возрастной диапазон, в котором может применяться, – от 5 до 10 лет. Может   быть   использован   для   оценки   одаренности   учащихся  педагогами   и родителями.  Инструкция.  Перед   вами  80  вопросов,   систематизированных   по  10  относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:  (++)   –   если   оцениваемое   свойство   личности   развито   хорошо,   четко   выражено, проявляется часто;  (+) – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;  (0)   –   оцениваемое   и   противоположное   свойство   личности   выражены   не   четко,   в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;  (–) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.  Оценки   ставить   на   листе   ответов.   Оценку   по   первому   утверждению   помещаем   в первую клетку листа ответов, оценку по второму – во вторую, и так далее. Всего у вас на это должно уйти 10–15 минут. Лист вопросов  1.   Склонен   к   логическим   рассуждениям,   способен   оперировать   абстрактными понятиями. 2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.  3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».  4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.  5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.  6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.  7. Легко входит в роль какого­либо персонажа: человека, животного и других.  8. Интересуется механизмами и машинами.  9. Инициативен в общении со сверстниками.  10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.  11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к систематизации предметов и явлений.  12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею. 13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить. 14.   Становится   вдумчивым   и   очень   серьезным,   когда   видит   хорошую   картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.  15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.  16.   Может   легко   построить   рассказ,   начиная   от   завязки   сюжета   и   кончая разрешением какого­либо конфликта.  17. Интересуется актерской игрой.  18. Может чинить незначительно испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.  19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.  20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.  22.   Изобретателен   в   выборе   и   использовании   различных   предметов   (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).  23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают. 24.   Способен   составлять   оригинальные   композиции   из   цветов,   рисунков,   камней, марок, открыток и т. д.  25. Хорошо поет.  26. Рассказывая о чем­то, умеет четко придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.  27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.  28.   Любит   разбираться   в   причинах   неисправности   механизмов,   любит   загадочные поломки и вопросы на «поиск».  29. Легко общается с детьми и взрослыми.  30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников. 31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.  32. Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.  33. Опережает своих сверстников в учебе и развитии на год или два, то есть реально должен бы учиться в старшем классе, чем учиться сейчас.  34.   Любит   использовать   какой­либо   новый   материал   для   изготовления   игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке. 35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.  36.   Придерживается   только   необходимых   деталей   в   рассказах   о   событиях,   все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.  37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.  38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.  39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.  40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.  41. Любит решать сложные задачи, требующие умственных усилий.  42. Способен по­разному подойти к одной и той же проблеме.  43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.  44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.  45. Любит музыкальные записи. Стремиться пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.  46.   Выбирает   в   своих   рассказах   такие   слова,   которые   хорошо   передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.  47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.  48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.  49. Часто руководит играми и занятиями других детей.  50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.  51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.  52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.53.   Читает   книги,   статьи,   научно­популярные   издания   с   опережением   своих сверстников на год или два.  54.   Обращается   к   рисунку   или   лепке   для   того,   чтобы   выразить   свои   чувства   и настроение.  55. Хорошо играет на каком­нибудь инструменте.  56.   Умеет   передавать   в   рассказах   такие   детали,   которые   важны   для   понимания событий (что   обычно   не  умеют  делать  его   сверстники),  и  в  то  же   время,  не   упускает основной линии событий, о которых рассказывает.  57. Стремиться вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем­то с увлечением рассказывает.  58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.  59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.  60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.  61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.  62.   Любит   пробовать   новые   способы   решения   жизненных   задач,   не   любит   уже испытанные варианты.  63. Умеет делать выводы и обобщения.  64.   Любит   создавать   объемные   изображения,   работать   с   глиной,   пластилином, бумагой и клеем.  65. В пении и музыке стремиться выразить свои чувства и настроение.  66.  Склонен   фантазировать,  старается   добавить   что­то   новое   и   необычное,  когда рассказывает о чем­то уже знакомом и известном всем.  67.   С   большой   легкостью   драматизирует,   передает   чувства   и   эмоциональные переживания.  68.   Проводит   много   времени   над   конструированием   и   воплощением   собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).  69.   Другие   дети   предпочитают   выбирать   его   в   качестве   партнера   по   играм   и занятиям.  70.   Предпочитает   проводить   свободное   время   в   подвижных   играх   (хоккей, баскетбол, футбол, и т.д.).  71.   Имеет   широкий   круг   интересов,   задает   много   вопросов   о   происхождении   и функциях предметов.  72.   Продуктивен,   чем   бы   ни   занимался   (рисование,   сочинение   историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.  73.   В   свободное   время   любит   читать   научно­популярные   издания   (детские энциклопедии   и   справочники),   делает   это   с   большим   интересом,   чем   читает художественные книги (сказки, детективы и др.).  74. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести   то,   что   ему   понравилось   в   своем   собственном   рисунке   или   созданной игрушке, скульптуре.  75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.  76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.  77. Любит игры­драматизации.  78. Быстро и легко осваивает компьютер.79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.  80. Физически выносливее сверстников.