Возрастной диапазон, в котором может применяться, – от 5 до 10 лет.
Может быть использован для оценки одаренности учащихся педагогами и родителями.
Инструкция. Перед вами 80 вопросов, систематизированных по 10 относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
(++) – если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
(+) – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) – оцениваемое и противоположное свойство личности выражены не четко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
(–) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
Методика «Карта одаренности» (по А.И. Савенкову)
Возрастной диапазон, в котором может применяться, – от 5 до 10 лет.
Может быть использован для оценки одаренности учащихся педагогами и
родителями.
Инструкция. Перед вами 80 вопросов, систематизированных по 10 относительно
самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и
дайте оценку ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
(++) – если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено,
проявляется часто;
(+) – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) – оцениваемое и противоположное свойство личности выражены не четко, в
проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
(–) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное
оцениваемому.
Оценки ставить на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в
первую клетку листа ответов, оценку по второму – во вторую, и так далее. Всего у вас на
это должно уйти 10–15 минут.
Лист вопросов
1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными
понятиями.
2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает
много разных предметов, людей, ситуаций.
5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
7. Легко входит в роль какоголибо персонажа: человека, животного и других.
8. Интересуется механизмами и машинами.
9. Инициативен в общении со сверстниками.
10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме
движений.
11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к систематизации
предметов и явлений.
12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не
тратит много времени на то, что нужно запомнить.
14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину,
слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную)
вещь.
15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая
разрешением какоголибо конфликта.
17. Интересуется актерской игрой.
18. Может чинить незначительно испорченные приборы, использовать старые детали
для создания новых поделок, игрушек, приборов.
19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например,
использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не
знают.
24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней,
марок, открыток и т. д.
25. Хорошо поет.
26. Рассказывая о чемто, умеет четко придерживаться выбранного сюжета, не теряет
основную мысль.
27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные
поломки и вопросы на «поиск».
29. Легко общается с детьми и взрослыми.
30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и
следствием.
32. Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.
33. Опережает своих сверстников в учебе и развитии на год или два, то есть реально
должен бы учиться в старшем классе, чем учиться сейчас.
34. Любит использовать какойлибо новый материал для изготовления игрушек,
коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все
несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо
понимает недосказанное.
40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
41. Любит решать сложные задачи, требующие умственных усилий.
42. Способен поразному подойти к одной и той же проблеме.
43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение
(украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
45. Любит музыкальные записи. Стремиться пойти на концерт или туда, где можно
слушать музыку.
46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают
эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов,
машин, механизмов.
49. Часто руководит играми и занятиями других детей.
50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.53. Читает книги, статьи, научнопопулярные издания с опережением своих
сверстников на год или два.
54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и
настроение.
55. Хорошо играет на какомнибудь инструменте.
56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания
событий (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время, не упускает
основной линии событий, о которых рассказывает.
57. Стремиться вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чемто с
увлечением рассказывает.
58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные
для его возраста.
60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже
испытанные варианты.
63. Умеет делать выводы и обобщения.
64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином,
бумагой и клеем.
65. В пении и музыке стремиться выразить свои чувства и настроение.
66. Склонен фантазировать, старается добавить чтото новое и необычное, когда
рассказывает о чемто уже знакомом и известном всем.
67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные
переживания.
68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных
«проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и
занятиям.
70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей,
баскетбол, футбол, и т.д.).
71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и
функциях предметов.
72. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй,
конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и
решений.
73. В свободное время любит читать научнопопулярные издания (детские
энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем читает
художественные книги (сказки, детективы и др.).
74. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается
воспроизвести то, что ему понравилось в своем собственном рисунке или созданной
игрушке, скульптуре.
75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер,
чувства, настроения.
77. Любит игрыдраматизации.
78. Быстро и легко осваивает компьютер.79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
80. Физически выносливее сверстников.