Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка .
Моторная алалия – системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсорных операций
Моторная алалия -- нарушение продуцирования самостоятельного высказывания при сохранном понимании обращенной речи
Сенсорная алалия -- нарушение понимания речи вледствие нарушения работы речеслухового анализатора, что возникает при поражении височной доли доминантного полушария
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического
поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем
периоде развития ребенка
Причины:
воспалительные поражения головного мозга
травматические поражения головного мозга
кровоизлияния в мозг в результате тяжелых или стремительных родов
обменные нарушения в период внутриутробного и раннего развития
последствия тяжелого рахита и заболеваний дыхательной системы
Происходит:
запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях горы головного
мозга (стадия нейробластов) – в обоих полушариях головного мозга – билатеральное
поражение.
Может быть:
врожденное недоразвитие
ранопреобретенное недоразвитие ( в доречевом периоде)
Классификация алалий
А Л А Л И Я
Моторная (экспрессивная)
Сенсорная (импрессивная)
Афферентная
Эфферентная
Моторная алалия
Моторная алалия – системное недоразвитие экспрессивной речи центрального
органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций
порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и
сенсорных операций
запаздывани
е
созревания
нервных
клеток в
речевых
областях
коры
головного
мо
Моторная алалия нарушение продуцирования самостоятельного высказывания
при сохранном понимании обращенной речи
недоразвитие фонематического слуха
аграмматизмы в речи
нарушения структуры слова и фразы
резко обеднен словарный запас
нет связной речи
несформирована мотивация общения
понимание речи сохранно
Симптомы речевые:
фонетические нарушения (звукопроизношение)
Симптомы неречевые:
общая моторная неловкость и недоразвитие мелкой моторики
нарушения координации движений
недоразвитие психических функций (внимание, память, мышление)
патологические качества личности (низкая работоспособность, негативизм)
вторичная задержка умственного развития (конкретность мышления, бедность
логических операций, снижение способности к символизации, обобщению,
абстрактности)
нарушение орального и динамического праксиса
несформированность игровых навыков
импульсивность, хаотичность деятельности
нестойкость интересов
Различают три уровня недоразвития речи:
1
2
3
уровень: отсутствие общеупотребительной речи
уровень: зачатки общеупотребительной речи
уровень: речь с элементами недоразвития во всей речевой системе.
Образцы речи:
1 уровень:
2 уровень:
3 уровень:
аморфные словакорни («тя бах» чашка упала, «Дека мо» девочка
моет) могут быть понятны только в соответствующей ситуации при
подкреплении жестами и мимикой
ребенок пользуется только ситуативной речью
простая фразовая речь («Сек.Ипята.Сябака бесит гоки» Снег. Ребята.
Собака бежит с горки)
речь включает развернутые аграмматичные высказывания («У бабути
каева и гути и маненьки сяньаты» у бабушки корова и гуси и маленькие
поросята)
Методика логопедического воздействия при алалии
3
уровень:Коррекционная работа при моторной алалии – это поэтапное
формирование речи.
В коррекционной работе выделяют 5 этапов.
1 этап однословное предложение ( с неговорящими детьми)
Цель:
вызвать подражательную речевую деятельность в форме звуковых проявлений
расширять объем понимания речи
занятия проводятся индивидуально, в игровой форме
избегают использования слов «скажи», «повтори», т.к. у детей на эти слова м.б.
негативная реакция («угадай, ответь»), преобладают невербальные задания
дети должны слышать правильную речь, без скандирования по слогам, необходимо
многократное повторение одного и того же словесного материала
Понимание речи:
1.
платье)
запоминание названий игрушек, частей тела, одежды (покажи нос, мишку,
2.
3.
4.
5.
понимание словосочетаний, подкрепленных наглядным действием
оречевление бытовых ситуаций (умывание, одевание и др. «Идем умываться.
Давай откроем кран. Нет, в другую сторону. Открыл? Бери мыло. Взял? Намыливай
руки. Три пальчики. Хорошо. Смывай мыло водой. Теперь будем мыть лицо»)
понимание вопросов КТО? ЧТО? КУДА? КОМУ? ОТКУДА? – вопросы
задаются в контексте: «Откуда достал книги?», а не «Откуда?»
понимание инструкций («Поставь игрушки так: кубик, кукла, машина»;
«Куклу посади на стул, машину положи на стол»)
Нельзя повторять за ребенком аморфные словакорни, допустимо лишь
использование общепринятых упрощенных форм: КУКЛА – ЛЯЛЯ, а не
КУКА
Развитие самостоятельной речи:
1. создается ситуация, вызывающая потребность в речи (красивая кукла у логопеда:
«Дай») – активизация речевого подражания
2. называние близких людей («мама, папа»)
3. выражение просьб: (на, иди, дай, там, здесь, еще)
4. выражение состояния междометьями (ай, ой, тшш! – через игровую ситуацию)
5.
6. подзывы животных (кискис, цыпцып), управление животными (Ноо!, Тпру! Брысь!)
7. введение звукоподражаний в стихи: ГУСИ, ГУСИ – ГАГАГА и т.д.
8. подражание музыкальным игрушкам: дудочка – дудуду, балалайка – ляляля,
звукоподражание животным (собака – авав, корова – муу)
барабан – бумбумбум
9. подражание транспортным шумам: машина – биби, самолет – ууу, поезд – тууу
10. введение звукоподражаний в стихи: Посмотрите в небеса – самолет там, как оса: У
УУ
11. при игре в лото использование слов ДАЙ, НА, ВОТ, БЕРИ
12. формирование фраз ДАЙ ПИТЬ ХОЧУ ПИТЬ
ДАЙ ЕЩЕ ХОЧУ ГУЛЯТЬ
МАМА, НА ИДЕМ ГУЛЯТЬ
МАМА ИДЕМ ИДЕМ ДОМОЙ и т.д.2 этап первые формы слов
(у детей появилась возможность соединить в одной фразе 24 аморфных слова без
грамматических связей)
Понимание речи:
1. различение количества предметов (много –малоодин)
2. различение величины предметов (большой маленький)
3. различение вкуса (сладкий – соленый)
4. пространственное расположение (здесь – там, тут – вот)
5. различение ед. и множ. Число: ДОМ – ДОМА
6. различение отрицательной частицы НЕ: ИДИ – НЕ ИДИ (без предмета), ВОЗЬМИ –
НЕ БЕРИ, СПРЯЧЬ МЯЧ – НЕ ПРЯЧЬ МЯЧ (с предметом)
7. различение, к кому обращена команда: ВОВА, СЯДЬ – ДЕТИ САДИТЕСЬ, СЯДЬ –
САДИТЕСЬ (форма повелительного наклонения глагола в единственном и
множественном числе)
Развитие самостоятельной речи:
1.
звукопроизношение – уточнение артикуляции гласных (кроме Ы), согласных
М,П,Б,Т,Д; остальные звуки – приближенное произношение
2. называние знакомых предметов
3. наращивание слогов к концу слова: МУ … РУ … ПО , ЛАП + КА
Способность детей воспроизводить слова различной слоговой структуры связана с
возможностью объединять слова в предложения: как только появляется раза из 2
аморфных корней, возникает возможность воспроизводить по подражанию слово из двух
слогов.
4. двусловное предложение со словами «ЭТО, ВОТ, ЗДЕСЬ, ТАМ, ТУТ + существ.»:
ВОТ ЗАЙКА ТАМ ПАЛКА ТУТ КОТ ЭТО МАШИНА
5. употребление повелительного наклонения глагола: команды куклам – ИДИ, СИДИ,
БЕГИ, ЛОВИ, СТИРАЙ
6. употребление фразы «обращение+ повелительный глагол»: КАТЯ, ИДИ! СИДИ,
МИША
7. употребление фразы «обращение + повелительный глагол+ Вин. Падеж
существ.»: КАТЯ, ДАЙ МЯЧ (= И.п.), ВОВА, НАДЕНЬ ШУБУ ( не совпадает с
И.п.)
8. употребление фразы «глагол в неопред. Форме + ХОЧУ, НЕ ХОЧУ, НАДО, НЕ
НАДО, МОЖНО, НЕЛЬЗЯ»: ХОЧУ СПАТЬ, НЕ НАДО ПИСАТЬ, МОЖНО
КУШАТЬ, ИДИ
Упражнение: «Кто что будет делать?». Куклы в различных костюмах (фартук,
пижама … Кто должен идти спать? Кукла Катя, иди спать
Ребенок должен усвоить: место ударения в заученных словах, воспроизводить
ритмикоинтонационную структуру 2сложных слов.
3 этап двусоставное предложение
(Для детей, у которых объем предложения составляет 23 слова)
Понимание речи:
1. Различение слов, близких по звучанию: МИЛА – МЫЛО, ОСЕЛ – КОЗЕЛ
2. Различение слов, имеющих сходство в предметной ситуации: НЕСЕТ—ВЕЗЕТ,
РИСУЕТ – ПИШЕТ, ШЬЕТ – ВЯЖЕТ, МОЕТ – УМЫВАЕТСЯ СТИРАЕТ3. различение слов с противоположным значением: НАДЕТЬ – СНЯТЬ, ВСТАТЬ –
СЕСТЬ,
4. различение приставок в страдательных причастиях: ОТКРЫТО ЗАКРЫТО,
РАССТЕГНУТО ЗАСТЕГНУТО
5. понимание и различение возвратных глаголов: КУПАЕТ – КУПАЕТСЯ,
КАТАЕТ – КАТАЕТСЯ
6. различение множественного и единственного числа глаголов СПЯТ – СПИТ,
ЛЕТЯТ – ЛЕТИТ
7. различение рода глаголов прошедщего времени: ЖЕНЯ УПАЛ – ЖЕНЯ
УПАЛА
8. различение объекта и субъекта действия: ВОВА, ЛОВИ НИНУ. Кто убегает?
9. понимание взаимоотношений действующих лиц: ЗАЯЦ УБЕГАЕТ ОТ ВОЛКА. –
ВОЛК УБЕГАЕТ ОТ ЗАЙЦА. Где ошибка?
10. Пространственные отношения предметов: предлоги НА, В, ПОД, ОКОЛО, ИЗ,
ЗА и их различение: ВНА, ПОДИЗ, ИЗОТ, ОКОЛОЗА
11. Обобщение предметов по их назначению: ЧТО НАДО, ЧТОБЫ РИСОВАТЬ?
12. Различение ед. и мн. числа сущ. Предл. падежа: КАТАЮТСЯ НА
ВЕЛОСИПЕДЕ – КАТАЮТСЯ НА ВЕЛОСИПЕДАХ, СИДЯТ НА СТУЛЕ –
СИДЯТ НА СТУЛЬЯХ
13. Понимание прилагательных, противоположных по значению: УЗКИЙ
ШИРОКИЙ, ДЛИННЫЙ – КОРОТКИЙ, НИЗКИЙ – ВЫСОКИЙ
14. различение пространственных наречий: ВНИЗУ, ВВЕРХУ, ДАЛЕКО, БЛИЗКО,
ВПЕРЕД, НАЗАД
Самостоятельная речь:
1. составление предложения «существ. + глагол + прямое дополнение»:
ДЕВОЧКА ПЬЕТ СОК, МАМА ВАРИТ СУП
2. составление предложения «существ. + глагол + дополнение, не совпад. в Вин
пад. с Им.» : МАМА ЧИТАЕТ КНИГУ
3. ответ на вопрос «Что делает?» (подбор названий действий к названию предмета)
МАМА ЧИТАЕТ, СЛУШАЕТ, ГОВОРИТ …
4. подбор названий предметов к названиям действий: ИДЕТ … МАМА, ПАПА,
ДЕВОЧКА, ТЕТЯ, БРАТ … СИДИТ… КОШКА, ПТИЧКА …
5. употребление возвратной формы глаголов: МОЕТСЯ, ПРИЧЕСЫВАЕТСЯ,
6.
УЛЫБАЕТСЯ
заучивание двустиший и четверостиший с договариванием слов: ДОЖДИК,
ДОЖДИК, КАПКАПКАП, МОКРЫЕ ДОРОЖКИ. НАМ НЕЛЬЗЯ ИДТИ
ГУЛЯТЬ …
7. формирование слоговой структуры слова: отхлопывание слогов в словах а) из
двух одинаковых слогов: ПАПА, МАМА; б) из трех открытых слогов:
МАШИНА
8. формирование звукопроизношения – развитие слухового восприятия: выделение
слов из потока: ШАПКА, КОТ, НОС, ЗУБ, КОТ, РОТ, КОТ …; различение
близких по звучанию слов: УДОЧКА—УТОЧКА, расширение объема слуховой
памяти (23 ступенчатые инструкции, 34 картинки)
4 этап предложения из нескольких словЦель:
1. научить строить предложения из 35 слов
2. научить простейшему словоизменению существительных и глаголов
3. формировать навыки связной речи
Понимание речи:
1. понимание падежных окончаний существительных
2. понимание прилагательных и наречий
Самостоятельная речь:
закрепление конструкций предыдущего этапа
1.
2. составление предложения «существ. + глагол. + 2 сущ в Вин и Дат
падежах»: КАТЯ ЧИТАЕТ КНИГУ ОЛЕ; МАМА ДАЕТ КОНФЕТУ ДОЧКЕ
3. составление предложения «существ. + глагол + 2 сущест в Вин и Тв падежах):
МАМА РЕЖЕТ ХЛЕБ НОЖОМ; ПАПА РУБИТ ДРОВА ТОПОРОМ
4. составление предложения по конструкции «сущ + глагол + наречие» ТАНЯ
ПОЕТ ГРОМКО
5. составление конструкции с предлогом У: У КОРОВЫ РОГА; У ДЕВОЧКИ
КНИГА
6. составление конструкции с предлогом В: ПОСТАВЬ ИГРУШКИ В ШКАФ,
ИГРУШКИ СТОЯТ В ШКАФУ Игра «Что в кармане?»
7. составление конструкции с предлогом НА: ЦВЕТОК СТОИТ НА СТОЛЕ ;
МИША КАТАЕТСЯ НА САНКАХ
8. составление конструкции с предлогом С: ВОВА ГУЛЯЕТ С СОБАКОЙ
9. составление конструкции с предлогом К: СОБАКА ПОБЕЖАЛА К ВОВЕ
10. составление конструкций с предлогом ПОД: ПОД СТОЛ – ПОД СТОЛОМ
11. составление предложения «сущ + глагол + инфинитив +12 существит в
косвенных падежах» ВОВА ХОЧЕТ ИГРАТЬ В МЯЧ С ТАНЕЙ
12. образование множественного числа существительных: СТУЛ – СТУЛЬЯ, ЛИСТ
– ЛИСТЬЯ
13. образование уменьшительной формы существительных: ОГУРЕЦ – ОГУРЧИК
14. образование отрицательной формы глагола: ПОЙДУ ГУЛЯТЬ – НЕ ПОЙДУ
ГУЛЯТЬ («непослушные дети»)
15. сопоставление глагольных форм: ЛЕЖИ – ЛЕЖИТ – ЛЕЖУ, МОЙ –МОЕТ
МОЮ
16. образование инфинитива МАЛЬЧИК КОПАЕТ ПЕСОК И МЫ БУДЕМ
КОПАТЬ
17. слоговая структура слова: проговаривание стечений – МНА, МНО, МНЕ …
18. постановка звуков
19. заучивание стихов (двустиший и четверостиший)
20. заучивание рассказов: ПЕТУШОК ПОЕТ. КУРИЦУ С ЦЫПЛЯТАМИ
ЗОВЕТ. ПЕТУШОК ЗЕРНЫШКИ НАШЕЛ. САМ НЕ СЪЕЛ, ЦЫПЛЯТАМ
ОТДАЛ. Или ВОТ НАША КУХНЯ. НА ПЛИТЕ ЧАЙНИК – ВСЕЙ
ПОСУДЫ НАЧАЛЬНИК. В НЕМ ВОДА КИПИТ. БУДЕМ ЧАЙ ПИТЬ
5 этап расширение объема предложения, сложное предложение
Цель:
1. научить детей строить сложные предложения2. продолжить работу над словоизменением
3. научить согласовывать местоимения и прилагательные с существительными
(для детей, владеющих фразовой речью с проявлениями аграмматизма)
Самостоятельная речь:
1. образование словосочетаний «наречие МНОГО + прилаг + сущ в Род пад»:
МНОГО РАЗНОЦВЕТНЫХ ШАРОВ
2. согласование местоимений с существит: МОЙ МЯЧ – МОЯ КУКЛА – МОЕ
ВЕДРО
3. согласование прилагательных с существительными: ГОЛУБАЯ РЕКА – ГОЛУБОЕ
ОЗЕРО – ГОЛУБОЙ РУЧЕЙ
4. различение приставок в глаголах: УЕХАЛ – ДОЕХАЛ – ЗАЕХАЛ – ПЕРЕЕХАЛ –
ПОЕХАЛ – ОТЪЕХАЛ
5. составление конструкции с союзом А: СНЕГ БЕЛЫЙ, А УГОЛЬ ЧЕРНЫЙ
6. составление предложений с однородными подлежащими БЕЛКА, ЗАЯЦ,
МЕДВЕДЬ, ЛОСЬ ЖИВУТ В ЛЕСУ
7. составление предложений с однородными сказуемыми: ДЕТИ В ШКОЛЕ
ЧИТАЮТ, ПИШУТ, СЧИТАЮТ, РИСУЮТ
8. составление предложений с однородными определениями: МОРКОВЬ ВЫРОСЛА
БОЛЬШАЯ, ВКУСНАЯ, ОРАНЖЕВАЯ, СОЧНАЯ, СЛАДКАЯ
9. составление предложений с однородными дополнениями : МАША НАРИСОВАЛА
ЛОШАДКУ, КОШКУ, КОЗУ, ПИРАМИДКУ
10. составление предложений с однородными обстоятельствами СНЕГ ЛЕЖИТ НА
КРЫШАХ, НА ЗЕМЛЕ, НА ДЕРЕВЬЯХ, НА ЗАБОРЕ
11. согласование местоимений с предлогом У: У МЕНЯ, У НЕГО, У НИХ
12. составление предложений с союзом А: САША РИСУЕТ, А МАША ЧИТАЕТ
КНИГУ
13. составление предложений со словами СНАЧАЛА, ПОТОМ: СНАЧАЛА НАДО
НАДЕТЬ ПАЛЬТО, А ПОТОМ ВАРЕЖКИ
14. составление предложений с союзом ИЛИ: САША ХОЧЕТ РИСОВАТЬ ИЛИ
ЛЕПИТЬ
15. составление предложений с союзом ПОТОМУ ЧТО: ВОВА ЗАБОЛЕЛ,
ПОТОМУ ЧТО ПРОМОЧИЛ НОГИ
16. составление предложений с союзом ЧТОБЫ: Я ВЗЯЛ МЯЧ, ЧТОБЫ ИГРАТЬ В
ФУТБОЛ игра «Что сказали по телефону»
17. образование притяжательных местоимений: ЗАЯЧИЙ ХВОСТ, БАБУШКИНЫ
18. образование относительных прилагательных: ДЕРЕВО – ДЕРЕВЯННЫЙ
19. образование прилагательных от наречий: БЫСТРО – БЫСТРЫЙ
20. образование степеней сравнения прилагательных: ХОЛОДНЫЙ – ХОЛОДНЕЕ
21. образование однокоренных слов: ЧАЙ – ЧАЙНИК – ЧАЕВНИЧАТЬ – ЧАЙНЫЙ –
ОЧКИ
ЧАЕПИТИЕ
22. образование существительных от существительных: СОЛЬ – СОЛОНКА, ПЕРЕЦ –
ПЕРЕЧНИЦА
23. подбор многозначных слов: ЛИСИЧКИ, КОСА, КЛЮЧ
24. подбор антонимов – существительных, глаголов, прилагательных: ДЕНЬ – НОЧЬ,
ДНЕВНОЙ – НОЧНОЙ, ВСТАВАТЬ – САДИТЬСЯ
25. различение слов с оттенками значений ИДЕТ – МАРШИРУЕТ26. различение близких по значению слов: РВЕТ ЛОМАЕТ
27. замены глагольных форм в пересказе: 1 лицо ед и мн число на 3 лицо
28. образование глаголов будущего времени: ПИСАТЬ – БУДУ ПИСАТЬ – НАПИШУ
29. образование степеней сравнения от наречий: БЫСТРО – БЫСТРЕЕ, ВКУСНО –
ВКУСНЕЕ
Сенсорная алалия
Сенсорная алалия нарушение понимания речи вледствие нарушения работы
речеслухового анализатора, что возникает при поражении височной доли
доминантного полушария
Проявления:
ребенок слышит, но не понимает обращенную речь, физический слух при этом
сохраненен
при обследовании слуха с помощью аппаратуры обнаруживается слуховая
неустойчивость ( одинаковые сигналы то воспринимаются, то нет) – делают 810
аудиограмм для постановки окончательного диагноза
не формируется связь между словом и предметом (действием) – замыкательная
акупатия
гиперакузия повышенная чувствительность к звукам, безразличным для
окружающих (шуршание листьев, спичек в коробке, бумаги, скрип, капание
воды) Здоровые люди реагируют на них в период утомленности и крайнего
раздражения. У алаликов – беспокойство, плач, крутят головой, показывают на
уши – сверхраздражители
Психофизические и речевые особенности при сенсорной алалии – от полного
непонимания речи до понимания отдельных обиходных слов и предложений:
большую роль в понимании речи играет ситуация (понимают не отдельные слова, а
фразу в ситуации при определенном порядке слов в предложении
ухудшение понимания при изменении темпа речи говорящего
улучшение понимания при многократном медленном повторении
трудности во включении, переключении и распределении слухового внимания (не
сразу реагируют на речь, замедленность слухового восприятия)
улучшение понимания после проговаривания (подкрепление собственными
кинезиями)
улучшение понимания, если алалик смотрит на говорящего
улучшение понимания при общении с матерью
Речь при сенсорной алалии:
изза непонимания речи окружающих невозможность или грубое искажение
собственной речи
двигательное беспокойство, трудности поведения
дети мало пользуются жестами и мимикой
реагируют на интонацию, не понимания смысла
игру сопровождают модулированным лепетом
логорея – бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов
эхолалия повторение обращенной речи при появлении первых слов:
ошибки в ударении
замены
искажения структуры не фиксированного характера (каждый раз дру
гая ошибка
высказывания ребенка не точны по содержанию и ошибочны по форме
В целом речь ребенка при сенсорной алалии может быть охарактеризована
как повышенная речевая активность на фоне пониженного внимания к речи
окружающих и отсутствия контроля за собственной речью.
Методика логопедического воздействия при сенсорной
алалии
Основные направления коррекции:
сознательный анализ состава речи
развитие фонематического восприятия
понимание речевых структур
Основной принцип коррекционной работы:
последовательное и систематическое воздействие на все стороны речевой
деятельности ребенка + специфическое лечение, стимулирующее
созревание клеток коры головного мозга
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Строгая организация звукового и речевого режима (т.к беспорядочная
слуховая нагрузка задерживает развитие речи)
определяют часы и дни отдыха
ограничивают излишнее общение
исключают воздействие звуковых аппаратов: телефон, радио,
телевизор
щадящий звуковой режим + ситуация зрительного и слухового
голода («темная комната») – для повышения восприимчивости к
звукам
привлечение внимания ребенка (попасть в поле его зрения, повернуть к
себе, взять за руку)
стук карандаша)
пробуждение интереса к звукам окружающего мира и речевым звукам
различение шумов, звуков неречевого характера (звон ложки в стакане,
развитие направленного внимания и работоспособности – вкладыши,
разрезные картинки, палочки, мозаика – сортировка, классификация по цвету,
форме, величине и т.д.)
развитие зрительной и двигательной подражаемости : «ладушки»,
«сорока»
развитие потребности общения, мотивации общения
различение звучащих игрушек и инструментов (Ребенок наблюдает за
действием логопеда, делает действие сам, закрывает глаза (по жесту), различает
источник звука)Секрет: в работе избегают хлопков в ладоши, топанья по полу, стука по
столу, т.к. в этих случаях воспринимается не звучание, а вибрация
9. введение в шумовой ряд сильного речевого звука (а,р,у), который связывается с
предметом или явлением
10. нормализация работоспособности, поведения, деятельности (копирование
действий, подчинение неречевым инструкциям)
11. выработка условных связей между словом и предметом или его изображением:
УУУ паровоз, РРР собака, МУУУ корова
12. различение слогов: АУУААМ; МА—ПАНА—ТА
13. различение слов (с помощью двигательного, зрительного и тактильного
подкрепления) – ребенок показывает картинку и выполняет движение
14. различение характера звука, источника звучания, его локализации
15. предметнопрактические действия – не только повторение слова, а умение
выполнить действие с предметом по словесной инструкции: ВЫПЕЙ МОЛОКО
ИЗ БУТЫЛКИ, ПОДУЙ НА МОЛОКО, НАЛЕЙ МОЛОКО
16. понимание стандартных фраз (слова произносятся в определенном порядке с
неизменной интонацией и носят обиходнобытовой характер –
при общении с одним человеком
при общении с разными людьми
при определенной ситуации
с опорой на мимику, жест
развитие фонематического слуха
формирование собственной речи (не повторять и не заучивать фразы, а
ставить ребенка в ситуацию мыслительных задач)
формирование понимания логических, грамматических и тематических
групп слов: посуда, мебель
17.
18.
19.
мытье рук, мыло, полотенце, вода, мыть, вытирать
летит – летят
20. конкретизация понятий (цвет – красный, синий …, вкус – соленый, сладкий…)
21. раннее обучение грамоте
Возможность полной ликвидации сенсорной алалии исследователями ставится под
сомнение. Прогноз неопределенный. Результат зависит от
состояния слуховой чувствительности
времени и характера проводимого лечения
коррекционновоспитательного воздействия
возраста и интеллекта ребенка