Методика логопедического воздействия при алалии
Оценка 5 (более 1000 оценок)

Методика логопедического воздействия при алалии

Оценка 5 (более 1000 оценок)
Особые потребности
doc
дефектология
1 кл—4 кл
10.03.2017
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка . Моторная алалия – системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсорных операций Моторная алалия -- нарушение продуцирования самостоятельного высказывания при сохранном понимании обращенной речи Сенсорная алалия -- нарушение понимания речи вледствие нарушения работы речеслухового анализатора, что возникает при поражении височной доли доминантного полушария

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Коррекция алалии.doc
Алалия  –  отсутствие   или   недоразвитие   речи   вследствие   органического поражения   речевых зон коры головного мозга во внутриутробном   или раннем периоде развития ребенка  Причины:      воспалительные поражения головного мозга   травматические  поражения головного мозга кровоизлияния в мозг в результате  тяжелых или  стремительных родов обменные нарушения в период внутриутробного и раннего развития последствия тяжелого рахита и заболеваний дыхательной системы Происходит:  запаздывание созревания нервных клеток  в определенных областях горы головного  мозга (стадия нейробластов) – в обоих полушариях головного мозга – билатеральное  поражение. Может быть:       врожденное недоразвитие  ранопреобретенное недоразвитие ( в доречевом периоде) Классификация алалий                        А Л А Л И Я Моторная (экспрессивная) Сенсорная (импрессивная)  Афферентная Эфферентная Моторная алалия Моторная алалия – системное недоразвитие  экспрессивной речи центрального  органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций  порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и  сенсорных операций запаздывани е  созревания   нервных  клеток в  речевых  областях  коры  головного  мо ­ ­ Моторная алалия ­­  нарушение продуцирования самостоятельного высказывания  при сохранном понимании обращенной речи недоразвитие фонематического слуха аграмматизмы в речи нарушения структуры слова и фразы резко обеднен словарный запас нет связной речи несформирована мотивация общения понимание речи сохранно Симптомы   речевые:  фонетические нарушения  (звукопроизношение)        Симптомы неречевые:      общая моторная неловкость и недоразвитие мелкой моторики нарушения координации движений недоразвитие психических функций (внимание, память, мышление) патологические качества личности  (низкая работоспособность, негативизм) вторичная задержка умственного развития (конкретность мышления, бедность   логических операций, снижение способности к символизации, обобщению,  абстрактности) нарушение орального и динамического праксиса несформированность игровых навыков импульсивность, хаотичность деятельности нестойкость интересов     Различают три уровня недоразвития речи: 1 2 3 уровень:    отсутствие общеупотребительной речи уровень:    зачатки общеупотребительной речи уровень:    речь с элементами недоразвития во всей речевой системе. Образцы речи: 1 уровень:      2 уровень: 3 уровень:    аморфные слова­корни («тя бах» ­ чашка упала, «Дека мо» ­­ девочка  моет)  могут быть понятны только в  соответствующей ситуации при  подкреплении жестами и мимикой ребенок пользуется только ситуативной речью простая  фразовая речь («Сек.Ипята.Сябака бесит гоки» ­ Снег. Ребята.  Собака бежит с горки)  речь включает развернутые аграмматичные высказывания («У бабути  каева и гути и маненьки сяньаты» ­ у бабушки корова и гуси и маленькие  поросята)              Методика  логопедического воздействия при  алалии 3 уровень: Коррекционная работа при моторной алалии – это поэтапное  формирование речи.       В коррекционной работе выделяют 5 этапов. 1 этап   ­­ однословное предложение ( с неговорящими детьми) Цель:     вызвать подражательную речевую деятельность в форме звуковых проявлений расширять объем понимания речи  занятия проводятся индивидуально, в игровой форме  избегают использования слов «скажи», «повтори», т.к. у детей на эти слова м.б.  негативная реакция («угадай, ответь»), преобладают невербальные задания  дети должны слышать правильную речь, без скандирования по слогам, необходимо  многократное  повторение одного и того же словесного материала Понимание речи: 1. платье) запоминание названий  игрушек, частей тела, одежды (покажи нос, мишку,  2. 3. 4. 5. понимание словосочетаний, подкрепленных наглядным действием оречевление бытовых ситуаций (умывание, одевание и др.  «Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, в другую сторону. Открыл? Бери мыло. Взял? Намыливай  руки. Три пальчики. Хорошо. Смывай мыло водой. Теперь будем мыть лицо») понимание вопросов КТО? ЧТО? КУДА? КОМУ? ОТКУДА? – вопросы  задаются в контексте: «Откуда достал книги?», а не «Откуда?»  понимание инструкций («Поставь игрушки так: кубик, кукла, машина»;   «Куклу посади на стул,  машину положи на стол»)  Нельзя повторять за ребенком аморфные слова­корни, допустимо лишь  использование общепринятых упрощенных форм: КУКЛА – ЛЯЛЯ, а не  КУКА       Развитие самостоятельной речи: 1. создается ситуация, вызывающая потребность в речи (красивая кукла у логопеда:  «Дай») – активизация речевого подражания 2. называние близких людей  («мама, папа») 3. выражение просьб: (на, иди, дай, там, здесь, еще) 4. выражение состояния междометьями (ай, ой, тшш! – через игровую ситуацию) 5. 6. подзывы животных (кис­кис, цып­цып), управление животными (Ноо!, Тпру! Брысь!) 7. введение звукоподражаний в стихи:   ГУСИ, ГУСИ – ГА­ГА­ГА и т.д. 8. подражание музыкальным игрушкам: дудочка – ду­ду­ду, балалайка – ля­ля­ля,   звукоподражание животным (собака – ав­ав, корова – муу) барабан – бум­бум­бум 9. подражание транспортным шумам: машина – би­би, самолет – у­у­у, поезд – ту­у­у 10. введение звукоподражаний в стихи: Посмотрите в небеса – самолет там, как оса: У­ У­У 11. при  игре в лото  использование  слов    ДАЙ, НА, ВОТ, БЕРИ 12. формирование фраз   ДАЙ  ПИТЬ        ХОЧУ  ПИТЬ                                                  ДАЙ  ЕЩЕ          ХОЧУ  ГУЛЯТЬ                                                  МАМА, НА         ИДЕМ  ГУЛЯТЬ                                                  МАМА  ИДЕМ   ИДЕМ  ДОМОЙ   и т.д. 2 этап   ­­  первые  формы слов  (у детей появилась возможность соединить в одной фразе 2­4 аморфных слова без  грамматических связей) Понимание речи: 1. различение количества предметов (много –мало­­один) 2. различение величины предметов (большой ­­маленький) 3. различение вкуса  (сладкий – соленый) 4. пространственное расположение (здесь – там, тут – вот) 5. различение  ед. и множ. Число:  ДОМ – ДОМА 6. различение  отрицательной частицы НЕ: ИДИ – НЕ ИДИ (без предмета), ВОЗЬМИ –  НЕ БЕРИ, СПРЯЧЬ МЯЧ – НЕ  ПРЯЧЬ МЯЧ (с предметом) 7. различение, к кому обращена команда: ВОВА, СЯДЬ – ДЕТИ  САДИТЕСЬ, СЯДЬ –  САДИТЕСЬ (форма повелительного наклонения глагола в единственном и  множественном числе) Развитие самостоятельной речи: 1. звукопроизношение – уточнение артикуляции гласных (кроме Ы), согласных  М,П,Б,Т,Д; остальные звуки – приближенное произношение 2. называние знакомых предметов 3. наращивание слогов к концу слова:  МУ ­­ … РУ ­­ …   ПО ­­ , ЛАП­­    + КА        Способность детей воспроизводить слова различной слоговой структуры связана с        возможностью объединять слова в предложения: как только появляется раза из 2  аморфных корней,  возникает возможность воспроизводить по подражанию слово из двух  слогов. 4. двусловное предложение  со словами «ЭТО, ВОТ, ЗДЕСЬ, ТАМ, ТУТ + существ.»:  ВОТ ЗАЙКА        ТАМ  ПАЛКА        ТУТ  КОТ       ЭТО  МАШИНА 5. употребление повелительного наклонения глагола: команды куклам – ИДИ, СИДИ,   БЕГИ, ЛОВИ, СТИРАЙ  6. употребление фразы «обращение+ повелительный глагол»: КАТЯ, ИДИ! СИДИ,  МИША 7. употребление фразы «обращение + повелительный глагол+  Вин. Падеж  существ.»: КАТЯ, ДАЙ МЯЧ (= И.п.), ВОВА, НАДЕНЬ  ШУБУ ( не совпадает с  И.п.) 8. употребление фразы «глагол  в неопред. Форме + ХОЧУ, НЕ ХОЧУ, НАДО, НЕ  НАДО, МОЖНО, НЕЛЬЗЯ»: ХОЧУ  СПАТЬ, НЕ  НАДО  ПИСАТЬ, МОЖНО   КУШАТЬ, ИДИ Упражнение: «Кто что будет делать?». Куклы в различных костюмах (фартук,  пижама … Кто должен идти спать? Кукла Катя, иди спать Ребенок должен усвоить: место ударения  в заученных словах, воспроизводить  ритмико­интонационную структуру 2­сложных слов. 3 этап   ­­ двусоставное предложение (Для детей, у которых объем предложения составляет 2­3 слова) Понимание речи: 1. Различение слов, близких по звучанию: МИЛА – МЫЛО, ОСЕЛ – КОЗЕЛ 2. Различение слов, имеющих сходство в  предметной ситуации: НЕСЕТ—ВЕЗЕТ,  РИСУЕТ – ПИШЕТ,  ШЬЕТ – ВЯЖЕТ,  МОЕТ – УМЫВАЕТСЯ ­­ СТИРАЕТ 3. различение слов с противоположным значением: НАДЕТЬ – СНЯТЬ, ВСТАТЬ –  СЕСТЬ,  4. различение приставок в  страдательных причастиях: ОТКРЫТО ­ ЗАКРЫТО,  РАССТЕГНУТО ­ ЗАСТЕГНУТО 5. понимание и различение возвратных глаголов:   КУПАЕТ – КУПАЕТСЯ,  КАТАЕТ – КАТАЕТСЯ 6. различение множественного и единственного числа глаголов  СПЯТ – СПИТ,  ЛЕТЯТ – ЛЕТИТ 7. различение рода глаголов прошедщего времени: ЖЕНЯ  УПАЛ – ЖЕНЯ   УПАЛА 8. различение объекта и субъекта действия: ВОВА, ЛОВИ НИНУ. Кто убегает?  9. понимание взаимоотношений действующих лиц: ЗАЯЦ  УБЕГАЕТ ОТ ВОЛКА. – ВОЛК  УБЕГАЕТ  ОТ ЗАЙЦА. Где ошибка? 10. Пространственные отношения предметов: предлоги НА, В, ПОД, ОКОЛО, ИЗ,  ЗА и их различение: В­НА, ПОД­ИЗ, ИЗ­ОТ, ОКОЛО­ЗА 11. Обобщение предметов по их назначению: ЧТО НАДО, ЧТОБЫ РИСОВАТЬ? 12. Различение ед. и мн. числа  сущ. Предл. падежа: КАТАЮТСЯ НА  ВЕЛОСИПЕДЕ – КАТАЮТСЯ  НА  ВЕЛОСИПЕДАХ,  СИДЯТ НА СТУЛЕ –  СИДЯТ НА СТУЛЬЯХ 13. Понимание прилагательных, противоположных по значению: УЗКИЙ ­­  ШИРОКИЙ, ДЛИННЫЙ – КОРОТКИЙ, НИЗКИЙ – ВЫСОКИЙ 14. различение пространственных наречий: ВНИЗУ, ВВЕРХУ, ДАЛЕКО, БЛИЗКО,  ВПЕРЕД, НАЗАД Самостоятельная речь: 1. составление предложения «существ. + глагол + прямое дополнение»:   ДЕВОЧКА  ПЬЕТ  СОК,  МАМА  ВАРИТ  СУП 2. составление предложения  «существ. + глагол + дополнение, не совпад. в Вин  пад.  с  Им.» :  МАМА  ЧИТАЕТ  КНИГУ 3. ответ на вопрос «Что делает?» (подбор названий действий к названию предмета)  МАМА  ЧИТАЕТ, СЛУШАЕТ, ГОВОРИТ … 4. подбор названий предметов к названиям действий: ИДЕТ  … МАМА, ПАПА,  ДЕВОЧКА, ТЕТЯ, БРАТ …     СИДИТ… КОШКА, ПТИЧКА … 5. употребление возвратной формы глаголов: МОЕТСЯ, ПРИЧЕСЫВАЕТСЯ,  6. УЛЫБАЕТСЯ заучивание двустиший и четверостиший с договариванием слов:  ДОЖДИК,  ДОЖДИК, КАП­КАП­КАП, МОКРЫЕ  ДОРОЖКИ. НАМ НЕЛЬЗЯ  ИДТИ   ГУЛЯТЬ … 7. формирование слоговой структуры слова: отхлопывание слогов в словах  а) из  двух одинаковых слогов: ПАПА, МАМА; б) из трех открытых  слогов:  МАШИНА 8. формирование звукопроизношения – развитие слухового восприятия: выделение  слов из потока: ШАПКА, КОТ, НОС, ЗУБ, КОТ, РОТ, КОТ …; различение  близких по звучанию слов: УДОЧКА—УТОЧКА, расширение объема слуховой  памяти (2­3 ступенчатые инструкции, 3­4 картинки) 4 этап   ­­ предложения из нескольких слов Цель:    1. научить строить предложения из 3­5 слов 2. научить простейшему словоизменению существительных и глаголов 3. формировать навыки связной речи Понимание речи: 1. понимание падежных окончаний существительных 2. понимание прилагательных и наречий    Самостоятельная речь: закрепление конструкций предыдущего этапа 1. 2. составление предложения «существ. +   глагол. +  2 сущ в Вин и Дат  падежах»: КАТЯ ЧИТАЕТ  КНИГУ ОЛЕ;  МАМА ДАЕТ  КОНФЕТУ  ДОЧКЕ 3. составление предложения «существ. + глагол + 2 сущест в Вин и Тв падежах): МАМА  РЕЖЕТ  ХЛЕБ  НОЖОМ;  ПАПА  РУБИТ  ДРОВА  ТОПОРОМ 4. составление предложения по конструкции  «сущ + глагол + наречие» ТАНЯ   ПОЕТ  ГРОМКО 5. составление конструкции с предлогом У: У КОРОВЫ  РОГА;  У  ДЕВОЧКИ  КНИГА 6. составление конструкции с предлогом В:  ПОСТАВЬ  ИГРУШКИ  В  ШКАФ,  ИГРУШКИ  СТОЯТ  В  ШКАФУ      Игра «Что в кармане?» 7. составление конструкции с предлогом НА: ЦВЕТОК  СТОИТ  НА СТОЛЕ ;  МИША  КАТАЕТСЯ  НА  САНКАХ 8. составление конструкции с предлогом С:  ВОВА  ГУЛЯЕТ  С  СОБАКОЙ 9. составление конструкции  с предлогом К:  СОБАКА  ПОБЕЖАЛА  К  ВОВЕ 10. составление конструкций с предлогом ПОД: ПОД СТОЛ – ПОД СТОЛОМ 11. составление предложения  «сущ + глагол + инфинитив +1­2 существит в  косвенных падежах»  ВОВА  ХОЧЕТ  ИГРАТЬ В  МЯЧ  С  ТАНЕЙ 12. образование множественного числа существительных: СТУЛ – СТУЛЬЯ,  ЛИСТ  – ЛИСТЬЯ 13. образование уменьшительной формы существительных: ОГУРЕЦ – ОГУРЧИК  14. образование отрицательной формы глагола: ПОЙДУ ГУЛЯТЬ – НЕ  ПОЙДУ  ГУЛЯТЬ    («непослушные дети») 15. сопоставление глагольных форм: ЛЕЖИ – ЛЕЖИТ – ЛЕЖУ, МОЙ –МОЕТ­ МОЮ 16. образование инфинитива МАЛЬЧИК  КОПАЕТ  ПЕСОК И МЫ  БУДЕМ   КОПАТЬ 17. слоговая структура слова: проговаривание стечений – МНА, МНО, МНЕ … 18. постановка звуков 19. заучивание стихов (двустиший и четверостиший) 20. заучивание рассказов:   ПЕТУШОК  ПОЕТ. КУРИЦУ  С  ЦЫПЛЯТАМИ   ЗОВЕТ. ПЕТУШОК  ЗЕРНЫШКИ  НАШЕЛ. САМ  НЕ СЪЕЛ, ЦЫПЛЯТАМ   ОТДАЛ.    Или     ВОТ  НАША  КУХНЯ. НА  ПЛИТЕ ЧАЙНИК – ВСЕЙ   ПОСУДЫ  НАЧАЛЬНИК. В  НЕМ  ВОДА  КИПИТ.  БУДЕМ  ЧАЙ  ПИТЬ 5 этап   ­­ расширение объема предложения, сложное предложение Цель:  1. научить детей строить сложные предложения 2. продолжить работу над словоизменением 3. научить согласовывать местоимения и прилагательные с существительными      (для детей, владеющих фразовой речью с проявлениями аграмматизма) Самостоятельная речь: 1. образование словосочетаний  «наречие МНОГО + прилаг + сущ в Род пад»:   МНОГО  РАЗНОЦВЕТНЫХ  ШАРОВ 2. согласование местоимений с существит:  МОЙ  МЯЧ – МОЯ  КУКЛА – МОЕ   ВЕДРО 3. согласование прилагательных с существительными:  ГОЛУБАЯ  РЕКА – ГОЛУБОЕ ОЗЕРО – ГОЛУБОЙ  РУЧЕЙ 4. различение приставок в глаголах: УЕХАЛ – ДОЕХАЛ – ЗАЕХАЛ – ПЕРЕЕХАЛ –  ПОЕХАЛ – ОТЪЕХАЛ 5. составление конструкции с союзом А:  СНЕГ БЕЛЫЙ, А УГОЛЬ ЧЕРНЫЙ 6. составление предложений с однородными подлежащими БЕЛКА, ЗАЯЦ,  МЕДВЕДЬ, ЛОСЬ ЖИВУТ  В ЛЕСУ 7. составление предложений с однородными сказуемыми: ДЕТИ В  ШКОЛЕ   ЧИТАЮТ, ПИШУТ, СЧИТАЮТ, РИСУЮТ 8. составление предложений с однородными определениями: МОРКОВЬ  ВЫРОСЛА   БОЛЬШАЯ, ВКУСНАЯ, ОРАНЖЕВАЯ, СОЧНАЯ, СЛАДКАЯ 9. составление предложений с однородными дополнениями :  МАША НАРИСОВАЛА  ЛОШАДКУ, КОШКУ, КОЗУ, ПИРАМИДКУ 10. составление предложений с однородными обстоятельствами   СНЕГ  ЛЕЖИТ  НА   КРЫШАХ, НА  ЗЕМЛЕ, НА ДЕРЕВЬЯХ, НА ЗАБОРЕ 11. согласование местоимений с предлогом У:  У МЕНЯ, У НЕГО, У  НИХ 12. составление предложений с союзом А:  САША РИСУЕТ, А МАША ЧИТАЕТ  КНИГУ 13. составление предложений со словами СНАЧАЛА, ПОТОМ:   СНАЧАЛА  НАДО  НАДЕТЬ  ПАЛЬТО, А ПОТОМ  ВАРЕЖКИ 14. составление предложений с союзом ИЛИ: САША  ХОЧЕТ  РИСОВАТЬ  ИЛИ   ЛЕПИТЬ 15. составление предложений с союзом ПОТОМУ  ЧТО:  ВОВА  ЗАБОЛЕЛ,  ПОТОМУ  ЧТО  ПРОМОЧИЛ  НОГИ 16. составление предложений с союзом ЧТОБЫ:  Я  ВЗЯЛ  МЯЧ, ЧТОБЫ  ИГРАТЬ  В ФУТБОЛ     игра  «Что сказали по телефону» 17. образование притяжательных местоимений: ЗАЯЧИЙ  ХВОСТ,  БАБУШКИНЫ  18. образование относительных прилагательных:  ДЕРЕВО – ДЕРЕВЯННЫЙ 19.  образование прилагательных от наречий: БЫСТРО – БЫСТРЫЙ 20.  образование степеней сравнения прилагательных: ХОЛОДНЫЙ – ХОЛОДНЕЕ 21. образование однокоренных слов:  ЧАЙ – ЧАЙНИК – ЧАЕВНИЧАТЬ – ЧАЙНЫЙ –  ОЧКИ ЧАЕПИТИЕ 22. образование существительных от существительных: СОЛЬ – СОЛОНКА, ПЕРЕЦ –  ПЕРЕЧНИЦА 23. подбор многозначных слов: ЛИСИЧКИ, КОСА, КЛЮЧ 24. подбор антонимов – существительных, глаголов, прилагательных: ДЕНЬ – НОЧЬ,  ДНЕВНОЙ – НОЧНОЙ, ВСТАВАТЬ – САДИТЬСЯ 25. различение слов с оттенками значений  ­­ ИДЕТ – МАРШИРУЕТ 26. различение близких по значению слов:  РВЕТ  ­­ ЛОМАЕТ 27. замены глагольных форм в пересказе:  1 лицо ед и мн число на  3 лицо 28. образование глаголов будущего времени: ПИСАТЬ – БУДУ ПИСАТЬ – НАПИШУ 29. образование степеней сравнения от наречий: БЫСТРО – БЫСТРЕЕ, ВКУСНО –  ВКУСНЕЕ Сенсорная алалия Сенсорная алалия ­­   нарушение понимания речи вледствие нарушения работы речеслухового   анализатора,   что   возникает   при   поражении   височной   доли доминантного полушария       Проявления: ребенок слышит, но не понимает обращенную речь, физический слух при этом  сохраненен при обследовании слуха с помощью аппаратуры обнаруживается слуховая  неустойчивость ( одинаковые сигналы то воспринимаются, то нет) – делают 8­10  аудиограмм для постановки окончательного диагноза не формируется связь между словом и предметом (действием) – замыкательная акупатия гиперакузия  ­ повышенная чувствительность к звукам, безразличным для  окружающих (шуршание листьев, спичек в коробке, бумаги, скрип, капание  воды) Здоровые люди реагируют на них в период утомленности и крайнего  раздражения. У алаликов – беспокойство, плач, крутят головой, показывают на  уши – сверхраздражители Психофизические и речевые особенности при сенсорной алалии – от полного  непонимания речи до понимания отдельных обиходных слов и предложений:  большую роль в понимании речи играет ситуация (понимают не отдельные слова, а  фразу в ситуации  при определенном порядке слов в предложении  ухудшение понимания при изменении темпа речи говорящего  улучшение понимания при многократном  медленном повторении  трудности  во включении, переключении и распределении слухового внимания (не  сразу реагируют на речь, замедленность слухового восприятия)  улучшение понимания после проговаривания (подкрепление собственными   кинезиями)  улучшение понимания,  если алалик смотрит на говорящего  улучшение понимания при общении с матерью Речь при сенсорной алалии:  из­за непонимания речи окружающих невозможность или грубое искажение   собственной речи  двигательное беспокойство, трудности поведения  дети мало пользуются  жестами и мимикой   реагируют на интонацию, не понимания смысла  игру сопровождают модулированным лепетом  логорея – бессвязное  воспроизведение всех  известных ребенку слов  эхолалия ­­  повторение обращенной речи  при появлении первых слов: ошибки в ударении замены     искажения структуры            не фиксированного характера (каждый раз дру                                                        гая ошибка     высказывания ребенка не точны по содержанию и ошибочны по форме              В целом речь ребенка при сенсорной алалии может быть охарактеризована  как повышенная речевая активность  на фоне пониженного внимания к речи   окружающих и отсутствия контроля за собственной речью.                   Методика  логопедического воздействия при  сенсорной                     алалии  Основные направления коррекции:  сознательный анализ состава речи  развитие фонематического восприятия  понимание речевых структур Основной принцип коррекционной работы:  последовательное и систематическое воздействие на все стороны речевой деятельности ребенка + специфическое лечение, стимулирующее  созревание клеток коры головного мозга 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Строгая организация звукового и речевого режима (т.к беспорядочная  слуховая нагрузка  задерживает развитие речи)  определяют часы и дни отдыха  ограничивают излишнее общение  исключают воздействие звуковых аппаратов: телефон, радио,  телевизор  щадящий звуковой режим  + ситуация зрительного и слухового  голода («темная комната») – для повышения восприимчивости к  звукам привлечение внимания ребенка  (попасть в поле его зрения, повернуть к  себе, взять за руку) стук карандаша) пробуждение интереса к звукам окружающего мира и речевым звукам различение шумов, звуков неречевого характера (звон ложки в стакане,  развитие направленного внимания и работоспособности – вкладыши,  разрезные картинки, палочки, мозаика – сортировка, классификация по цвету,  форме, величине и т.д.) развитие зрительной и двигательной подражаемости : «ладушки»,  «сорока» развитие потребности общения, мотивации общения различение звучащих игрушек  и инструментов (Ребенок наблюдает за  действием логопеда, делает действие сам, закрывает глаза (по жесту), различает  источник звука) Секрет:  в работе избегают хлопков в ладоши, топанья по полу, стука по  столу, т.к. в этих случаях воспринимается не звучание, а вибрация 9. введение в шумовой ряд сильного речевого звука (а,р,у), который связывается с  предметом или явлением 10. нормализация работоспособности, поведения, деятельности (копирование  действий, подчинение неречевым инструкциям) 11. выработка условных связей между словом и предметом или его изображением:  УУУ­ паровоз, РРР­ собака, МУУУ­ корова 12. различение слогов: АУ­­УА­­АМ;  МА—ПА­­НА—ТА 13. различение слов (с помощью двигательного, зрительного и тактильного  подкрепления) – ребенок показывает картинку и выполняет движение 14. различение характера звука, источника звучания, его локализации 15. предметно­практические действия – не только повторение слова, а умение  выполнить  действие с предметом по словесной инструкции: ВЫПЕЙ  МОЛОКО ИЗ  БУТЫЛКИ, ПОДУЙ  НА  МОЛОКО, НАЛЕЙ МОЛОКО 16. понимание стандартных фраз (слова произносятся в определенном порядке с  неизменной интонацией и носят обиходно­бытовой характер –  при общении с одним человеком  при общении с разными людьми  при определенной ситуации  с опорой на мимику, жест развитие фонематического слуха формирование собственной речи (не повторять и не заучивать фразы, а  ставить ребенка в ситуацию мыслительных задач) формирование понимания логических, грамматических и тематических  групп слов: посуда, мебель 17. 18. 19.  мытье рук, мыло, полотенце, вода, мыть, вытирать  летит – летят 20. конкретизация понятий (цвет – красный, синий …, вкус – соленый, сладкий…) 21. раннее обучение грамоте              Возможность полной ликвидации сенсорной алалии исследователями ставится под  сомнение. Прогноз неопределенный. Результат зависит от  состояния слуховой чувствительности  времени и характера проводимого лечения  коррекционно­воспитательного воздействия  возраста и интеллекта ребенка
скачать по прямой ссылке
Похожие публикации: