Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся
Оценка 4.8

Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
русская литература +2
Взрослым
28.09.2017
Методика   организации  научно-исследовательской   деятельности учащихся
Исследовательская деятельность.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение          средняя общеобразовательная школа №65 города Тюмени                                                      ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ     РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.                                                                                        Из опыта работы                                                                       учителя  русского языка и литературы                                                                       высшей  квалификационной категории                                                                         Тулешовой Татьяны Владимировны « Если ученик в школе не научился сам                                                                     ничего творить, то и в жизни он всегда                                                                    будет только подражать, копировать,                                                                    так как мало таких, которые бы,                                                                    научившись копировать, умели сделать                                                                     самостоятельное приложение этих                                                                    сведений »                                                                                                    Л.Н. Толстой                                                                                                                                           В каждом человеке заложено стремление раскрыть себя и проникнуть в  самые сокровенные тайны бытия с самого раннего возраста. Именно в школе  необходимо помочь тем, кто интересуется различными областями науки,  помочь претворить в жизнь их планы и мечты, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Общеизвестно, что ребенок, который приходит в школу,  является исследователем по своей природе (мы называем их «почемучками»).  Любопытство, перерастающее в любознательность, составляет как бы  первооснову будущей исследовательской деятельности.       На   данном   этапе   состояние   образования   в   России   все   острее обозначается проблемой применения знаний. Учащиеся, заканчивающие наши школы, насыщены различными знаниями, но при этом совершенно не умеют применять   на   практике.   Отсюда   все   большее   значение   приобретает   предусматривающее   участие   школьников   в   научно­ направление, исследовательской   деятельности.   Именно   это   направление   и   формирует   у учащихся умение и навыки практического применения теоретических знаний. Как ничто другое развивает мышление, логику, учит постановке целей, задач и поиску   способов   их   достижения,   с   освоением   различных   методов.   Все   это приобретается на основе собственного опыта, что приводит к более глубокому осмыслению.                                                                                                                         2                                                    Учебно­исследовательская и научно­исследовательская деятельность.       Применительно к школьникам исследовательскую деятельность следует  разделять на учебно­исследовательскую и научно­исследовательскую.                 Учебно­исследовательская деятельность  подразумевает ознакомление учащихся   с   различными   методами   выполнения   исследовательских   работ, способами   сбора,   обработки   и   анализа   полученного   материала,   а   также направлена на выработку умения обобщать данные и формулировать результат. Учебное   исследование   предполагает   такую   познавательную   деятельность,   в которой школьники используют приемы, соответствующие методам изучаемой науки,   не   ограничиваются   усвоением   новых   знаний,   а   вносят   в   творческий процесс свое оригинальное решение, находят новые вопросы в уже известном, используют   широкий   круг   источников,   применяют   более   совершенные,   по сравнению с программными, методы познавательной деятельности. При таких условиях   исследовательская   деятельность   школьников   приближается   к научной,   однако   сохраняет   отличительные   признаки:   тематика   определена требованиями школьной программы и предполагает получение субъективной научной   новизны­   достоверного   результата,   обладающего   новизной   только данного исследователя.             Под   термином   «научно­исследовательская   работа»   понимается творческая работа, выполненная под руководством учителя. Она включает в себя   составление   обоснованного   плана   действий,   которые   формируются   и уточняются   на   протяжении   всего   периода   выполнения   работы.   Результаты фиксируются в виде описания, изготовления технологических карт, графиков. Итоги   работы   учащихся   должны   быть   реалистичными,   т.   е   теоретическая проблема   должна   завершаться   ее   конкретным   решением,   а   практическая­ее результатом.   Совокупность   всех   этих   материалов   и   готового   решения   и составляет научную работу учащихся.                                                          3  Ценность научно­исследовательской работы в том, что школьники получают возможность   посмотреть   на   различные   проблемы   с   позиции   ученых, ощущающих   весь   спектр   требований   к   научному   исследованию   еще   до поступления   в   вуз.   Овладение   навыками   исследовательской   деятельности предполагает наличие у старшеклассников системы базовых знаний (в первую очередь,   понятийного   аппарата   исследования,   сущности   исследовательского процесса) и непосредственного участия в исследовательской работе. Первое условие   можно   реализовать   через   систему   теоретических   и   практических занятий, самостоятельной работы учащихся по заданию учителя, практических занятий   в  научной библиотеке,  с  помощью  реферирования и аннотирования литературы.   Второе   условие   обеспечивается   реализацией   базовых   знаний   в процессе разработки собственной исследовательской работы.   Задачи научно­исследовательской работы.          Основными задачами научно­исследовательской работы являются: - формирование у школьника интереса к научному творчеству, обучение  методике и способам самостоятельного решения научно­  исследовательских задач; - развитие творческого мышления и самостоятельности, углубление и  закрепление полученных при обучении теоретических и практических знаний; - выявление наиболее одаренных и талантливых школьников, использование их  творческого и интеллектуального потенциала для решения актуальных задач.        Учебно­исследовательская работа учащихся организуется по двум направлениям: - урочная учебно­исследовательская деятельность учащихся: проблемные  уроки (9­11 кл.); семинары (10­11кл.); урочные проекты                                                            4 -  (внутришкольные) (5­11 кл.); практические и лабораторные занятия (9­ 11кл.);  - международные проекты (5­11кл.); - внеурочная учебно­исследовательская деятельность учащихся, которая  является логическим продолжением урочной деятельности: реферативная  работа (9­11кл); проектная работа по интересам (5­11кл.); учебно­ исследовательские работы (10­11кл.); научные работы (10­11кл.);  интеллектуальные марафоны (5­11 кл); олимпиады (5­11кл.); конференции (10­ 11кл).                                   Основные  этапы организации  исследовательской работы.         Знакомство с основами исследовательской деятельности: - понятийным аппаратом ( направление и актуальность, тема и проблема,  предмет и объект, гипотеза, цель, задачи: новизна и значимость,  теоретическая основа и база исследования); - методами исследования ( теоретические методы: анализ и синтез, сравнение  обобщение, классификация, моделирование, аналогия, абстрагирование и т.д;  эмпирические методы; наблюдение, эксперимент, беседа); ­ требованиями, предъявляемыми к оформлению работы.        Выбор и определение темы исследования. Работа над научно­ исследовательской работой начинается с выбора темы ­ это  очень сложная часть работы, т.к от правильно выбранной темы зависит вся  работа. Тема (отражает характерные черты проблемы исследования): - должна обязательно содержать проблему, что дает возможность для дискуссии  на страницах работы, для высказывания собственной позиции, проведения  исследования;                                                             5 - не должна быть обширной (зачастую берутся такие темы , с которыми взрослый совладать не в силах, а ребенок ­ тем более); - должна иметь материал для исследования (бывает­ тема интересна, но нет  достаточного материала для исследования). В формировании многих качеств, необходимых успешному современному  человеку, могут большую роль сыграть школьные дисциплины­ русский язык и  литература. На уроках русского языка и литературы школьники учатся  рассуждать, доказывать, делать соответствующие выводы. Исследовательскую работу по русскому языку и литературе можно начинать  с пятых классов. В 5 классе учащиеся приобретают знания, умения и навыки,  необходимые для выполнения исследовательской работы. Детей следует  обучать основам самостоятельной деятельности, развивать нестандартное  мышление. Учащихся 5­7 классов необходимо учить делать сообщения о  происхождении того или иного лингвистического и литературного термина, о  жизни и деятельности ученых, писателей, об истории лингвистических  открытий, о практическом применении знаний, полученных при изучении темы. Учитель должен помогать ребятам в выборе темы для исследования. В средних классах можно предложить темы: «Выдающиеся лингвисты», «Молодильные  яблоки» из тридевятого царства. Значение яблок в мифологии и сказках »,  «Энциклопедия одного слова», «Происхождение имен и фамилий моих  одноклассников».  Учащимся 8­9 классов можно предложить исследовательские задания творческого характера. При этом усложняются формы исследовательской  работы, увеличивается ее объем. Учащимся будут интересны следующие темы  для исследования: «Молодежный сленг как показатель развития общества»,  «Крестьянская пища в произведениях С.А.Есенина».                                                        6 В 10­11 классах ребята стремятся к более углубленному изучению русского  языка и литературы. Темы для выбора могут быть следующие: « Язык средств  массовой информации», «Функция глаголов с семантикой « путь» в  стихотворении С. А. Есенина «Мой путь».                       Работа с литературными источниками. На этом этапе учащиеся составляют список литературы по исследуемому  вопросу; изучают теорию и историю проблемы по литературным источникам;  осмысляют собранный материал. Очень интересный материал для исследования можно найти в книгах. В ходе исследовательской работы учащимся приходится иметь дело с различными видами информационных ресурсов Интернета,  прежде всего, электронными публикациями. Ребят необходимо учить свободно ориентироваться в огромном количестве информационного материала.                                         Исследование.   Здесь учащиеся выделяют задачи исследования, выдвигают гипотезы и  проверяют их, проводя теоретические или экспериментальные исследования,  обрабатывают полученные результаты. Роль педагога различна на разных этапах организации исследовательской  деятельности. 1 этап. Диагностика. Выявление детей, предрасположенных к  исследовательской работе. Роль учителя является доминирующей. Взаимодействие учителя и учащихся тесное. 2  этап. Определение темы, целей, постановка задач. На этом этапе учитель  уже выступает в роли консультанта. Роль учителя не является доминирующей.                                                    7 3  этап. Выполнение работы. Учитель является консультантом. Ученику  предоставляется максимальная самостоятельность. 4  этап. Защита (анализ деятельности). На этом этапе учитель и ученик  (ученики)­ равноправные партнеры. Организация учебно­исследовательской работы с учащимися предъявляет и  особые требования к педагогу: - положительное отношение к ребенку; - проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного  достоинства в каждом; - признание права личности быть непохожей на других; - предоставление права на свободу выбора; - оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков; - учет индивидуально­ психологических особенностей детей.            Формы представления исследовательской работы. Исследовательские работы представляются авторами в разной форме, в  зависимости от целей и содержания: - научная статья (описание хода работы); - план исследования, тезисы, доклад (текст для устного выступления); - стендовый доклад (оформление наглядного материала, текста и иллюстраций); ­реферат проблемного характера; - компьютерная презентация; - видео­ и аудиоматериалы. Как правило, к моменту завершения учебно­исследовательской работы,  учащиеся свободно владеют современными информационными технологиями,  поэтому результаты работы представляют в виде презентаций.                                                            8 Это придает работам практический смысл, так как все подготовленные  учащимися материалы используются в дальнейшей работе школьного научного  общества учащихся, классными руководителями при проведении тематических классных часов и для включения в исследовательскую деятельность младших  школьников. Подготовка слайдов для сопровождения докладов и выступлений  является обязательной для каждого учащегося. Совершенно очевидно, что школа не в состоянии обеспечить ученика  знаниями на всю жизнь, но она может и должна вооружить его методами  познания, сформировать познавательную самостоятельность. Привлечение  учащихся к выполнению творческих учебно­ исследовательских работ имеет  глубокий воспитательный характер. Оно способствует развитию  целеустремленности, трудолюбия и силы воли, формированию стремления к  познанию, самостоятельности мышления, научного мировоззрения.  Самовыражению личности в учебно­познавательном процессе способствует  создание ситуаций творческой активности. 9

Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Методика   организации  научно-исследовательской   деятельности учащихся

Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Методика   организации  научно-исследовательской   деятельности учащихся

Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Методика   организации  научно-исследовательской   деятельности учащихся

Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Методика   организации  научно-исследовательской   деятельности учащихся

Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Методика   организации  научно-исследовательской   деятельности учащихся

Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Методика   организации  научно-исследовательской   деятельности учащихся

Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Методика   организации  научно-исследовательской   деятельности учащихся

Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Методика   организации  научно-исследовательской   деятельности учащихся

Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Методика   организации  научно-исследовательской   деятельности учащихся

Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Методика   организации  научно-исследовательской   деятельности учащихся

Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Методика   организации  научно-исследовательской   деятельности учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.09.2017