Методика работы и написание сочинений в младших классах, как средство обучения

  • Работа в классе
  • docx
  • 17.10.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сочинение – это первый опыт ребенка описать окружающий мир, свои представления о нём, выразить свое отношение к каким-то проблемам. Сочинение помогает ребёнку научиться выражать свои мысли, суждения, упорядочивать их в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, помимо этого данный опыт обогащает язык и учит грамотности. Устные рассказы выделяются в особый раздел, так как они проводятся в основном в связи с чтением, что и определяет методику их написания.
Иконка файла материала Статья Методика написания сочинений.docx
Методика работы и написание сочинений в младших классах, как средство обучения Громыко Екатерина Петровна – учитель начальных классов  ГБОУ СОШ № 164 Красногвардейского района Санкт­Петербурга Обучение   сочинению   –   это   актуальный   вопрос   современности.   Посредством сочинений,   учителю   легче   окунуться   во   внутренний   мир   ребенка,   познать   его.   Вопрос обучения   сочинению   затрагивает   философскую   тему   воспитания   маленького   человека, будущего члена общества, личности. Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно   из   ее   направлений   –   написание   сочинений   разных   видов.   Согласно   программе   по развитию речи в начальной школе даются сочинения типа рассказа, затем в них вводятся элементы описания и элементы рассуждения.   Сочинение   –   это   первые   попытки   ребенка   выразить   окружающий   его   мир   во внутреннем   своем   отображении,   высказывать   свое   отношение   к   каким­то   проблемам. Сочинение   заставляет   ученика   упорядочить   свои   мысли   в   соответствии   с   требованиями времени, учит красиво высказываться, помимо этого обогащает язык и учит грамотности. Устные рассказы выделяются в особый раздел, так как они проводятся в основном в связи с чтением, что и определяет их методику. Все сочинения в начальных классах как устные, так и письменные составляются по плану.   От   готовых   планов   в   первый   год   обучения   дети   подводятся   к   коллективному составлению плана сочинения, а затем и к самостоятельной работе над ними. Что является важной целью в обучении выражения своих мыслей в разных видах сочинений. К   различным   видам   сочинений   даются   вопросы   для   подготовительной   беседы. Основная   задача   этих   вопросов   –   привести   в   систему   впечатления   и   наблюдения   детей, помочь им осознать свой жизненный опыт, определить отношение к тем фактам, которые составляют   сюжет   рассказа.   Если   сочинения   проводятся   по   сюжетным   картинкам   или экранным пособиям, то даются вопросы для выяснения их содержания. К   каждому   устному   рассказу   и   письменному   сочинению   даются   слова,   к   ним предлагаются синонимы, учащиеся их  используют по­своему усмотрению. Учитель помогает детям отобрать и привести в   систему материал, осмыслить его в свете   сочинения,   систематизировать.   Ведущая   роль   отводится   подготовительной   беседе. Вместо беседы иногда допускается свободное устное рассказывание по теме с последующим обсуждением. Всякому сочинению предшествует коллективное составление плана. Если осуществлять постоянный контроль за развитием мышления школьников путем проведения   систематической   диагностики,   то   развивающий   эффект   обучения   написанию сочинений значительно выше, мышление учащихся будет развиваться интенсивнее. За год обучения в первом классе учащиеся приобретают первоначальный опыт связного изложения   собственных   мыслей,   т.е.   опыт   работы   над   сочинением.   Первые   сочинения невелики по объему, основным источником для них является личный жизненный опыт. Это рассказы о событиях, развертывающихся во времени: первый снег, поведение птиц весной, моя   любимая   игрушка   и   т.п.   Эти   сочинения   сюжетны,   а   потому   считаются   наиболее доступными для учащихся. Для   проведения   сочинений   в   первом   классе   не   требуются   специальные   уроки. Сочинения   являются   составной   частью   уроков   русского   языка.   Тематика   сочинений подсказывается,   а   иногда   и   определяется   содержанием   читаемых   произведений.   В   ходе работы   над   сочинением   закрепляются   те   орфографичсские   навыки   и   умения,   которыеполучают учащиеся на уроках грамматики. Все сочинения выполняются под руководством учителя. Работа носит обучающий характер. В   процессе   подготовки   и   проведения   сочинений   необходимо   выработать   у первоклассников:  1.   Умение   коллективно   составлять   и   под   руководством   учителя   писать   небольшие рассказы о своих играх, забавах, работе. 2.  Умение излагать свои мысли по готовому плану, составленному в форме вопросов; 3.  Умение строить простое предложение: правильно располагать в нем слова, видеть границы предложения; 4. Умение находить для выражения своих мыслей наиболее точные и выразительные слова. Чтобы дети овладели этими умениями, необходима система упражнений, основанная на   принципе   постепенного   наращивания   трудностей.   Поэтому   письменным   сочинениям   в первом   классе   предшествуют   различные   обучающие   устные   упражнения:   составление упражнений,   объеденных   темой,   восстановление   деформированного   текста   по   серии сюжетных картинок, устные ответы на вопросы,  объеденные темой, составление предложений по сюжетным картинкам, устные рассказы по прочитанному.  Выполняя   эти   упражнения,   учащиеся   под   руководством   учителя   учатся   излагать мысли   в определенном порядке, последовательно. Подготовительная работа к сочинениям начинается в букварный период и проводится на протяжении всего учебного года. Наиболее элементарными в системе обучающих упражнений являются устные ответы на вопросы, объеденные темой. Эта работа творческая, поскольку от учащихся требуется излагать собственные мысли на заданную тему. Порядок высказывания определяет учитель вопросами. Учащиеся же должны   понять вопросы и правильно составить на них ответы в соответствии с темой высказывания. В качестве дидактического материала для этого вида упражнений можно взять демонстрационные картины по развитию речи и учебные диафильмы и диапозитивы.       В альбом демонстрационных картин по развитию речи в первом классе включены картины   предметные,   сюжетные   и   пейзажные.   Каждая   из   картин   содержит   материал,   по которому можно составить ответы на вопросы, объеденные темой.  Сочинения по картинам делятся на три основных вида: повествовательные  сочинения по серии картин или по картинному плану; повествовательные сочинения по одной картине, где картина дает толчок воображению, отражая лишь один момент сюжета; описание картины. Сочинения по одной картине значительно труднее предыдущего вида. Здесь ученик, используя   свои   знания,   свой   жизненный   опыт,   должен   создать   в   воображении   сюжет,   на метить действующих лиц, представить себе обстановку, на фоне которой протекает событие, до   и   после   того   момента,   который   запечатлен   на   картине.   При   этом   учащийся   должен контролировать себя, чтобы его вымысел не противоречил действительности.  Первые сочинения по одной картине должны быть устными и предваряться беседой. Описание картины – самая трудная форма сочинения. Обычно оно проводится в   старших классах, но допустимо и в 3 классе (элементы описания картины возможны в I – II классах). В начальных классах дети описывают картину по вопросам, выявляя, во­первых, тему картины (что на ней изображено); во­вторых, ее композицию, передний план, задний план, расположение   предметов;   в­третьих,   действующих   лиц,   действие,   если   оно   есть;   наконец, идейный смысл, « настроение» картины. Уже   в   первом   классе   практикуется   устное   описание   картины:   «расскажи,   что   ты видишь   на   картине».   От   класса   к   классу   требования   к   описанию   картины   усложняются, вводятся элементы анализа, развивается наблюдательность детей. По   развитию   устной   речи   первоклассникам   можно   предложить   диафильмы   и диапозитивы.   Эти   экранные   пособия   удобны   тем,   что   учитель   сам   регламентирует   время просмотра каждого кадра.Одним   из   видов   обучающих   упражнений   по   развитию   речи   является   составление предложений, объеденных темой, и запись их под руководством учителя. Такая работа по составлению устных рассказов помогает учащимся осознать, что содержание рассказа надо передавать   последовательно,   логично,   правильно   строить   предложения,   выбирать   точные слова, т.е. подготавливает к письменным сочинениям Работа над письменным сочинением начинается с конца первого полугодия. Сочинения первоклассников – это коллективно составленные рассказы об играх, забавах, и, работая над ними, учащиеся учатся осмысливать свою деятельность. При подборе тематики сочинений следует исходить из  интересов учащихся. При подготовке к первым детским сочинениям учителю следует продумать не только содержание и приемы, но и последовательность работы. Вот примерный порядок работы над сочинением: 1. Устное   рассказывание   по   теме   сочинения.   Учитель   дает   возможность   учащимся высказать свои  личные впечатления по теме. 2. Чтение плана, записанного учителем на доске до урока, или коллективная работа над планом. 3. Составление ответов на каждый вопрос плана, коллективное обсуждение, запись на доске   слов,   необходимых   для   составления   сочинения,   предупреждение   орфографических ошибок. 4. Связный рассказ по плану. 5. 6. Проверка записанного. Запись сочинения с доски или под руководством учителя. Предложение,   записанное   на   доске;   определить,   сколько   в   нем   слов;   найти   слова, трудные для написания, произнести их по слогам, найти слова на изучаемое правило. В ходе выполнения   сочинения   учитель   оказывает   индивидуальную   помощь   слабым   учащимся.   Он просматривает написанное, обращает внимание детей на слова, в которых допущены ошибки, приучает   обращаться   с   вопросами   при   затруднении.   При   такой   подготовке   большинство учащихся выполнят сочинения без ошибок. После   проверки   работ   учитель   отводит   несколько   минут   очередного   урока   на   их анализ. Вначале дается общая оценка выполнения работы классом в целом, затем читаются одна – две лучшие работы, после чего разбираются типичные ошибки в написании слов, в построении   предложений   и   всего   текста.   Предложения   в   исправленном   виде   читают несколько   учащихся.   А   учащимся,   допустившим   ошибки,   даются   затем   индивидуальные задания. Сочинения во 2­ом классе ­ это  небольшие сюжетные рассказы, в которые  со второго полугодия   можно   вводить   элемент   описания.   Проводятся   они   как   в   устной,   так   и   в письменной форме на протяжении всего учебного года. Устному   рассказу,   как   и   сочинению,   нужно   обучать.   Устные   рассказы   вначале составляются   коллективно   и   служат   образцом   для   индивидуальных   рассказов,   которые рекомендуется   проводить   лишь   во   втором   полугодии.   Сочинения   также   составляются коллективно   по   плану,   данному   учителем   или   коллективно   составленному.   Готовый   план учитель записывает на доске до урока. Если же план составляется коллективно, то запись идет по мере составления. Тематика устных рассказов определяется программой по чтению, но в основе их лежат личные впечатления и наблюдения. Работа может проводиться по такому плану: 1. Сообщение темы и цели работы. 2. Чтение вслух плана  рассказа, данного учителем, или коллективное составление плана. 3. Коллективное составление плана рассказа по плану. 4. Обдумывание рассказа в целом каждым учеником. 5. Связные рассказы по плану. При использовании сюжетных картинок работа проводится по такому плану: 1. Постановка перед классом цели работы.2. Рассматривание картинок и уяснение сюжета. 3. Озаглавливание картинок.  4. Устные рассказы по плану.  Работа   над   сочинением   во   2­ом   классе,   как   уже   указывалось,   предусматривает обогащение словаря учащихся. Словарная работа в связи с сочинениями может проводиться в такой системе: 1. Введение   в   устные   рассказы   и   в   сочинения   детей   новых   слов,   только   что объясненных на уроках чтения (половодье, хлынула, убранство и др.) 2. Подбор синонимов или выбор из синонимического ряда слов, наиболее подходящих для выражения данного содержания (птицы поют, распевают, заливаются и др.) 3. Включение в рассказы и тексты сочинений фразеологических оборотов наряду со свободным сочетанием слов с тем же значением (Река вышла из берегов – разлилась; спит как убитый – крепко). 4. Усвоение сочетаемости слов. Учащимся необходимо как можно чаще давать слова в их связи с другими словами. При составлении сочинения учитель предлагает словосочетания, но следует выбрать те, которые более других подходят по смыслу. Слова могут иметь очень широкую сочетаемость, но учитель в списки включает самые необходимые, например: травка зеленеет, растет иглами, показалась, пробивается и др. В 3­ем классе учащиеся работают над сочинениями типа рассказа, но к этим работам предъявляются  более высокие  требования. Свои  усилия учитель  направляет на то, чтобы научить учащихся: 1. писать небольшие рассказы с элементами описания и рассуждения об экскурсиях, работе, наблюдениях. 2. Написать рассказы о случаях из своей жизни. 3. Писать рассказы по одной картине и по отдельным эпизодам кинофильма. 4. Самостоятельно   составлять   план   сочинения   в   форме   вопросительных, повествовательных и восклицательных предложений. 5. Правильно строить простые предложения различных типов. 6. Умению отбирать слова и употреблять их в речи.  Как   устные   рассказы,   так   и   письменные   сочинения   проводятся   в   определенной системе.   В   начале   обучения   восстанавливаются   навыки   работы   над   сочинением, приобретенные учащимися ранее. Работа начинается с коллективного составления рассказов на темы летних впечатлений. Где это возможно, в сюжеты включаются элементы описания. В 3­ем классе в сюжетные рассказы и сочинения также вводятся описания единичных предметов и несложных действий: описание рисунка в сочинении « Что я люблю рисовать», описание ягод или грибов в сочинении «Поход в лес». Методика работы над сочинениями с элементами описания та же, что и во 2­ом классе. Сочинения с элементами рассуждения – новый вид работы. Рассуждение – наиболее сложный способ изложения мыслей, т.к. основывается на понимании причинно следственных связей   в   явлениях   и   событиях,   на   умении   делать   выводы   из   наблюдений,   доказывать выдвинутые   положения.   Такими   умениями   дети   еще   не   владеют,   их   нужно   вырабатывать постепенно. При подготовке сочинений работа над рассуждениями продолжается:   учитель мотивирует   введение   в   сочинение   на   ту   или   иную   тему   элемента   рассуждения,   помогает учащимся дать оценку тому, о чем говорится в сочинении и разрешает учащимся вносить его в готовом виде в текст сочинения. В заключение можно сказать, что сочинение в начальной школе является важнейшим методом   воспитания   ребенка.   Потому   что   при   изложении   своих   мыслей   он   приучается концентрировать   свои   мысли   на   объекте   изучения,   анализировать,   затем   правильно формулирует свои идеи, приходит к какому­нибудь выводу. Нужно   сказать,   что   осуществляя   постоянный   контроль   над   развитием   мышления школьника путем систематической диагностики и изучения его сочинения, можно вовремявносить   поправки   в   его   мировоззрение,   стилистику,   орфографию.   Только   в   этом   случае обучающий и развивающий эффект будет максимальным.