Методика работы с глиной
Оценка 5

Методика работы с глиной

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
изобразительное искусство +2
Взрослым
03.10.2018
Методика работы с глиной
Лепка из глины – одно из самых любимых занятий детей. Лепка развивает мелкую моторику пальцев рук, дает почувствовать объем и форму, учит ориентироваться в пространстве. Лепка вырабатывает усидчивость, умение поэтапно вести работу, планировать свою деятельность. Лепка из глины — это занятие, которое не требует больших знаний, вложений, да и особых условий. С глиной каждый легко может стать мастером. Она дает возможность получать как тактильные, так и кинестетические ощущения.Методическое руководство для учителей начальных классов, ИЗО, технологии, преподавателей ДШИ
Методика работы с глиной.docx
"Методика работы с глиной " (Методическое руководство для учителей начальных классов, ИЗО, технологии, преподавателей ДШИ) Составитель: Преподаватель МБОУ ДОД « Муслюмовская ДШИ» Ибрагимов Ильшат Вагизович С. Муслюмово 2018 г. Введение  Лепка из глины – одно из самых любимых занятий детей. Сколько можно  сделать интересного из послушного материала! Ребенок чувствует себя  настоящим волшебником, способным создать свой собственный мир. Лепка  развивает мелкую моторику пальцев рук, дает почувствовать объем и форму,  учит ориентироваться в пространстве. Занятие лепка активирует мышление. Педагоги давно знают, активная лепка развивает речь, а логопеды прописывают это занятие как лекарство своим маленьким пациентам. Лепка  вырабатывает усидчивость, умение поэтапно вести работу, планировать свою  деятельность. В процессе творчества дети часто общаются, разговаривают  друг с другом, делятся ощущениями. Такой способ совместной деятельности  способствует развитию речевых навыков, умению вербально выражать свои  чувства.  В арт ­ терапии глина ценится как естественный, пластичный трехмерный  материал. Ценным оказывается также то, что ее использование предполагает  работу непосредственно руками, без подручных инструментов, требует  определенных физических усилий и затрат времени. Глина считается  идеальным материалом для передачи эмоций и переживаний человека, а сам  процесс – исцеляющим. Для работы с глиной не требуются особенные условия и подготовка, а занятия глинотерапией можно проводить как индивидуально,  так и в коллективе. Способность глины вызывать при работе с ней  определенные сенсорные ощущения часто служит для людей мостиком между  ощущениями и чувствами. Дети, которые рассержены, при работе с глиной  могут различными способами дать выход своему раздражению. Те лица,  которые испытывают чувство неуверенности и страха могут обрести  ощущения спокойствия и владения собой благодаря работе с глиной. Этот вид творчества – самый наглядный из всех видов искусства и позволяет психологу наблюдать за состоянием ребенка. Эта работа – хороший способ  стимулировать словесное выражение чувств у детей, которым не достает  таких способностей.  Лепка из глины — это занятие, которое не требует больших знаний,  вложений, да и особых условий. Даже возраст не преграда. С глиной каждый  легко может стать мастером. Она дает возможность получать как тактильные, так и кинестетические ощущения. Свойства глины По своим качествам глина – удивительный материал, который  одновременно обладает целым рядом преимуществ. С ней легко работать и  она принимает любую форму.  Самыми важными свойствами глины являются:  способность соединяться с водой, образуя тонкие взвеси и вязкое  тесто;  способность набухать в воде;  способность в сыром виде принимать и сохранять форму после  высыхания, т. е. пластичность материала;  клейкость;  связывающая способность;  способность не пропускать влагу после насыщения определенным  количеством воды. Итак, сухая глина может поглощать достаточно большое количество воды и затем удерживать ее между своими частицами. Когда она намокнет до  определенной степени, то перестает пропускать воду и становится  водонепроницаемой. В то же время она превращается в массу, которую можно размять, перемешать. Из нее можно вылепить что­либо, что сохранит свою  форму после высыхания. Глину можно смешивать с другими материалами, например с песком, при  этом она сохранит свою пластичность в меньшей или большей степени (все  зависит от содержания в ней пластичных веществ). Так, при смешивании с  песком пластичность глины уменьшается. Эта способность называется  связывающей. Надо отметить, что сами глины обладают разной степенью  пластичности и связанности. Пластичные могут удержать больше воды, чем  менее пластичные, но при этом им требуется намного больше времени для  насыщения водой. Все глины по степени пластичности можно разделить на несколько групп –  от непластичных до высокопластичных. Малопластичные и непластичные глины называют тощими, а глины с  высокой пластичностью называют жирными, так как в замоченном состоянии  они кажутся жирными на ощупь. Другим важным свойством данного материала считается его отношение к  обжигу и высокой температуре. По возможности принудительной сушки без  образования трещин глины делят на следующие категории :  высокочувствительные, чувствительные и малочувствительные.  По спекаемости пор в обожженном и отформованном образце глины  классифицируются на три группы ­ от не спекающихся до сильно  спекающихся. Если в эту горную породу добавить воду, а затем удалить ее, не нагревая,  то эти действия никак не повлияют на химические свойства материала. Если  же намоченную и отформованную глину подвергнуть высокотемпературному  нагреванию, то ее в химическом составе произойдут глубокие изменения. При  средней температуре материал не потеряет своей пористости и способности  впитывать влагу, но при этом он не сможет изменять свою форму при  соприкосновении с водой, т. е. он отвердевает. Такое состояние называют  черепком. Твердость черепка возрастает с повышением температуры. При  очень высокой температуре глина плавится и принимает стеклообразный вид,  при этом она теряет свою пористость, становясь такой твердой, что при ударе о металлический предмет искрит. Температура, при которой порода становится твердой, для разных сортов  различна и зависит от примесей, которые в ней содержатся. Глина бывает разнообразной по окраске ­ белой, голубоватой, серой,  зеленоватой, красной, всевозможных оттенков желтого, коричневой, темно­ синей, черной.  Все глины можно отнести к одному из четырех видов:  к огнеупорным (непластичную и белую пластичную);  к плавким (сукновальную и гончарную);   к известковым (кирпичную и мергель);  к охристым (охру, болюс). Для керамического производства сукновальная глина не подходит, так как она распадается в воде в тонкий порошок, пластичной массы не  получается, зато она хорошо впитывает жиры, поэтому ее применяют при  валянии сукна. Собственно, отсюда ее название. Кроме того, ее подмешивают  к гончарной глине, если та излишне пластична. Для керамики более всего подходит гончарная, или горшечная, глина,  которая очень пластична и в смеси с водой образует тягучую массу. Цвет ее  бывает разным, обычно очень интенсивным, при обжиге она сохраняет свою  окраску, почти всегда содержит железо и известь. Обыкновенная гончарная глина встречается буквально всюду, кроме того, в одной и той же местности можно обнаружить несколько ее разновидностей. В  сухом виде она представляет собой твердую, плотную и шероховатую массу,  которая в смеси с водой становится липкой, пластичной, с характерным  запахом.  В этом виде глины всегда содержится кварцевый песок, массовая доля  которого может составлять от 5 до 15 %. Наилучший вариант для лепки ­ это  та глина, в которой содержится 5 % кварцевого песка. Если в глине  содержится более 15 % песка, то изделия из нее будут непрочными, их края быстро начнут осыпаться, поэтому к данному материалу надо добавить  жирную глину. При производстве цветочных горшков часто к тощей глине для прочности  добавляют растительные материалы, например древесные опилки, торфяной  порошок, мякину, мелкорубленую солому, порошок древесного угля, так как  смешивать тощую глину с жирной экономически невыгодно. При работе с глиной очень важно знать, насколько она пригодна для лепки.  Самый лучший способ это узнать ­ сделать механический и химический  анализы, что в домашних условиях невозможно, так как для этого нужна  специальная лаборатория. Тем не менее, определить степень пластичности и  огнеупорности материала можно с помощью более простых и доступных  методов. Для этого можно сделать из глиняного теста, замешанного на воде, брусок  и оставить его высыхать в естественных условиях. Затем высохший кусок  глины надо положить в воду и посмотреть, как быстро он насытится водой и  как сильно при этом деформируется. Тощие глины очень быстро рассыплются в порошок, тогда как жирной глине потребуется много времени для  насыщения влагой, а деформации практически не наблюдается. При работе с глиной надо помнить о том, что пластичные глины бывают  жирными, а непластичные ­ тощими. Жирность материала определяют даже на ощупь. Пластичные глины обычно обладают высокой степенью огнеупорности.  Пробным обжигом небольшого куска глины можно определить степень  огнеупорности. Легкоплавкая глина имеет стекловидный излом, более  сильная по огнеупорности глина в изломе будет землистой. Огнеупорная  глина после обжига растирается в порошок. Повысить пластичность глины другими примесями, кроме самой глины,  невозможно, а вот понизить ее совсем несложно. Это бывает совершенно  необходимо, если масса слишком жирная, прилипает к инструментам и форме и трудно отстает от них, кроме того, при высыхании изделие из такой глины  становится намного меньше, что сильно затрудняет сушку, так как на поделке появляются трещины, она сильно деформируется. Для понижения жирности в  глину можно добавить песок, обожженную и размолотую глину. При этом надо помнить, что эти материалы будут также влиять и на пористость  материала.  Приготовление глины для лепки.  Основные этапы работы с глиной Глину для лепки можно купить в художественных салонах, где она  продается в готовом виде в брикетах разного объема. Держать ее надо в  запечатанном виде, чтобы сохранить влагу. Однако магазинная глина ­  дорогое удовольствие, хватит ее только на небольшие поделки. В  хозяйственных магазинах можно приобрести сухую голубую глину, которая  расфасована в пакеты по 3 и 5 кг. Глина от разных поставщиков бывает разного качества. Если в ней есть  примеси в виде камешков или крупного песка, то ее надо просеять. Кроме  того, глиняное тесто из нее необходимо замешивать за 1­2 недели до начала  работы, чтобы оно вылежалось. Можно поискать глину в местах ее залегания. Обычно она располагается в  карьерах, низменных местах или на крутых склонах холмов, по берегам  небольших водоемов, на обочинах дрог. Ее состав и цвет могут быть разными.  Состав глины проверяют с помощью воды и кислоты. О проверке водой речь  шла выше, что же касается кислоты, то при соприкосновении с глиной она не  должна вскипать. На пластичность глину можно проверить, скатав из нее жгутик и свернув  его в колечко. Если на нем не появится крупных трещин, то значит, материал  обладает хорошей пластичностью. Другие качества можно проверить только  после обжига. Приготовление глиняного теста Перед работой природную глину надо тщательно подготовить. Для начала  разбить на очень маленькие кусочки, высушить и залить горячей водой. Когда  она набухнет, ее следует выложить на стол, застеленный тканью, и  периодически переминать и переворачивать. Когда лишняя вода уйдет,  материал будет готов к работе. Если в глине содержатся примеси, то перед смешиванием с водой ее надо  очистить. Для этого ее продавливают через мелкую сетку, когда она будет в пластичном состоянии, или в сухом виде очищают руками, отщипывая  маленькие кусочки и перетирая их. Кроме того, можно поместить глину в  металлическую емкость, залить водой, хорошо размешать до консистенции  жидкой сметаны и дать отстояться в течение 2 ч. За это время тяжелые  примеси осядут на дно посуды. Затем глину следует осторожно слить, не  разбалтывая, и подсушить, чтобы лишняя вода испарилась, а оставшийся на  дне емкости осадок выбросить. Самостоятельно готовить глиняное тесто  довольно сложно, поэтому обязательно надо знать о свойствах глины. Материал можно долго хранить в ведре, бочке или любой другой емкости,  заполнив ее на две трети, залив сверху водой, накрыв мокрой тряпкой, а затем крышкой. Тесто перед лепкой следует хорошо промять, предварительно подложив  деревянную доску, застелив его прочной тканью или клеенкой. На этом этапе  может понадобиться скрипичная или гитарная струна, длина которой должна  быть немного больше ширины плеч. К ее концам надо прикрепить ручки,  сделанные из деревянных брусочков. Этим инструментом разрезают глину. Месить глину надо руками, затем ее следует хорошо промять, даже если  она была приобретена в магазине в готовом виде. Непосредственно перед  лепкой глину отбивают, чтобы удалить из нее все пузырьки воздуха. Готовую глину проминают небольшими кусочками, которые затем  скатывают в шар, расплющивают его в лепешку, тщательно разминая пальцами и удаляя, если есть, все комочки. После этого пласт глины сворачивают в  рулон. Все эти действия повторяют 5 раз.  Далее глину необходимо отбить, постукивая по ней ладонями и  перебрасывая из одной руки в другую. Делать это нужно в течение 5 ­ 10 мин. Качество глины по мере выдержки улучшается. Глиняное тесто со  временем может приобретать неприятный запах, но это не означает, что  материал испортился. Напротив, чем хуже запах, тем выше его качество. Голубую сухую глину заливают водой так, чтобы она полностью покрывала  материал. Приступать к замесу можно только после того, как глина впитает  всю влагу. Глиняное тесто надо вымесить до состояния пельменного ­ это  самый трудоемкий процесс. Тесто должно быть крутым, пластичным и не  липнуть к рукам. После замеса тесто необходимо отбить. Относительно того, как это сделать с небольшим количеством теста, было рассказано выше, для обработки  большого куска глины поступают иначе. Сначала кусок теста уплотняют  колотушкой или скалкой, далее струной нарезают глину тонкими пластами, в  которых видны пузырьки воздуха. Пласты теста ударяют ладонью, выбивая  воздух. Можно также срезать куски теста под углом к столу и с силой кидать  один на другой, чтобы верхний ком теста врезался в нижний. Броски  повторяют не менее 25 раз, каждый раз поворачивай нижний пласт на 90°. Если тесто получилось слишком жидким, надо дать ему подсохнуть, что  займет определенное время, или добавить немного сухой глины. Можно воспользоваться и другим способом. Для этого кусок теста  уплотняют колотушкой, нарезают струной тонкие пластинки, складывают их в кучу и снова уплотняют с помощью колотушки, после чего повторяют. Готовое тесто хранят, завернув во влажную ткань и упаковав в  полиэтиленовый пакет, в прохладном месте. Готовая для лепки глина должна  быть пластичной, мягкой, чистой, отбитой. Сушка изделия После лепки поделку надо высушить и обжечь, чтобы придать изделию  прочность. Во время сушки большая часть воды испаряется, поэтому данный  процесс должен протекать равномерно и постепенно, иначе поделка  деформируется или расколется. Поделку надо уставить на деревянную подставку, также можно подстелить  под нее газету для впитывания влаги. Нельзя оставлять изделие на сквозняке  и под прямыми солнечными лучами, так как при резких перепадах  температуры на нем могут появиться трещины.  Во время сушки маленького изделия его можно проколоть в незаметных  местах иголкой, чтобы пузырьки воздуха вышли, иначе при обжиге могут  возникнуть разрывы. Время сушки зависит от размера изделия. При комнатной температуре  поделка сушится в течение 1­2 недель. В первые 2 ­ 3 дня ее сушат в  полиэтиленовом пакете, время от времени открывая его. Когда глина станет  плотнее и приобретет более светлый оттенок, изделие вынимают из пакета. Высушенное изделие становится легче, светлее и тверже. Однако при такой  сушке поделка не будет такой же твердой, как при обжиге. При разных температурах глина теряет влагу, находящуюся в различных  состояниях. Например, при температуре 11°С из нее уходит только  гигроскопическая влага. Если температуру повысить до 25 °С, то испарится  конституционная влага, которая находится между частицами глины. Свыше  этой температуры глина теряет кристаллизационную влагу, и ее частицы уже  не могут присоединить к себе воду. Перед обжигом изделие можно еще раз просушить в печи и зачистить  мелкозернистой наждачной бумагой, а образовавшуюся глиняную пыль  удалить щеткой или кистью. Обжиг изделия При обжиге испаряется оставшаяся часть влаги, затем запускается процесс  остекловывания, и глина становится жесткой, прочной и неспособной  присоединять воду. В настоящее время для обжига удобно использовать  электрические муфельные печи, которые бывают различных размеров и не  требуют установки специальной отдушины. Обжигают изделия в течение длительного времени. В электрической  муфельной печи сушку изделия можно совместить с обжигом, постепенно  повышая температуру (в первые 2 ч до 200 °С), затем через каждый час  температуру поднимают на 100­150 °С и доведет до 1100 °С. При температуре 400 °С выгорают все органические вещества,  присутствовавшие в материале. При 500 °С испаряются остатки жидкости,  которая осталась в глине после сушки. Свыше 600 °С происходит процесс  остекловывания, а при температуре 900 °С изделие закаливается. Через  некоторое время температуру постепенно снижают. Нельзя вынимать изделие из печи, пока оно не остынет, в противном случае  оно может расколоться. Все поделки в печи расставляют таким образом,  чтобы они не соприкасались друг с другом и нагревательными элементами,  иначе изделия могут разрушиться во время процесса. Можно обжигать изделия в русской печи, поставив на противень и не  допуская их соприкосновения с углями. Необходимые материалы для работы с глиной Прежде чем приступать к изготовлению изделий, необходимо оборудовать  место для работы с глиной. Итак, для того чтобы защитить стол от грязи, надо застелить его клеенкой. Раскатывать глину и лепить из нее лучше всего на  деревянной доске, так как она хорошо впитывает влагу, и материал к ней не  прилипает. Для этих целей можно приспособить обыкновенную разделочную  доску. Для работы с глиной требуются специальные инструменты ­ деревянные  стеки, которые могут иметь разнообразные форму и размеры и быть острыми,  как ножи, с петлями из проволоки, металлическими наконечниками. Стеками выбирают глину внутри формы, выравнивают саму форму,  снимают излишек материала. Стеки­петельки нужны для моделирования изделий. С их помощью снимают излишек материала с деталей, кроме того их используют для полировки  изделий на гончарном круге. Во время работы постоянно под рукой должны быть миска с водой, в  которую можно обмакнуть пальцы, резиновый скребок или губка для  сглаживания неровностей поделки в сыром виде и мягкой полировки в сухом  (для этих целей можно взять обычную для мытья посуды), салфетка для  поддержания рук и стек в чистоте. Кроме того, влажными салфетками  оборачивают незаконченные работы, чтобы не дать глине высохнуть. Как уже было сказано выше, для разделения глины понадобится струна с  ручками, которую можно заменить проволокой. Для устранения шероховатостей и удаления неровностей понадобятся  наждачная бумага или рашпиль. Заостренным конусообразным металлическим лезвием штихеля можно  делать отверстия различной величины, а металлическими скребками  (циклями) выравнивать поверхности поделок. Клюшками выполняют резьбу и удаляют лишнюю глину с подсохшего  изделия. Гребнем можно создать орнамент на мягком материале. Для раскатывания пластов глины нужна деревянная нелакированная скалка  диаметром 5 см. После применения с инструмента необходимо сразу же  соскоблить остатки глины и протереть его мягкой тряпочкой. Рейки­шаблоны понадобятся для качественной обработки глины с помощью скалки. Для декорирования изделий потребуются мягкие и жесткие кисти, кроме  них, можно использовать помазок для бритья, зубную щетку, словом все, что  подскажет фантазия. Щипцы для глазуровки нужны каждый раз, когда изделие покрывают  глазурью, так как благодаря им на поверхности обработанного изделия не  остаются следы рук. Кроме того, во время лепки с детьми можно использовать любые предметы, которые подскажет воображение, например вилку, колпачки от фломастеров,  стержни для шариковых и гелиевых ручек и др. С помощью строительного миксера можно перемешать большие куски  глины. Также это можно сделать дрелью со специальной насадкой для  замешивания раствора. Для изготовления горшков, ваз, чашек и другой посуды нужен гончарный  круг. Круги бывают разного размера, с электрическим или механическим  приводом. Его можно приобрести позже, если ребенок действительно  увлечется гончарным делом. О печи для обжига было сказано выше. Вопрос о ее приобретении следует  решать в каждом конкретном случае, ведь прибор это недешевый. Основные приемы работы с глиной  Лепка — придание формы пластическому материалу с помощью рук и  вспомогательных инструментов — стеков и т. п. Один из базовых приёмов  широкого жанрового диапазона станковой и декоративно­прикладной  скульптуры. Варьируется от мелкой пластики, этюда — до произведений  близких по размерам к монументальным.  Работы  с пластичными материалами  предусматривает не только  непосредственно лепку, но и проведение наблюдений и опытов за свойствами  материалов, знакомство с народными промыслами, посещение выставок и т.д.  Знакомство нужно начать с демонстрации разнообразных керамических изделий. Спросить у детей, чем они похожи, в чем их различие. С ответов на  эти вопросы легко перейти к теме народных промыслов.  Ребенка, который впервые начал работать с глиной, необходимо научить  основным приемам работы с пластическим материалом.  Разминание ­ надавливание пальцами и руками на кусочек глины.  Отщипывание ­ отделение маленьких кусочков глины от большого  куска при помощи указательного и большого пальцев. Сначала  кусочек прищипывают, затем отрывают.  Сплющивание ­ сжимание куска глины для придания ему плоской  формы. Маленький кусочек глины сплющивают с помощью пальцев.  Большой кусок придавливают к поверхности стола всей ладонью.  Скатывание ­ формирование шариков разных размеров между  ладонями или ладонью и поверхностью стола круговыми движениями.  Раскатывание ­ формирование жгутов между ладонями или ладонью и столом движениями вперед­назад.  Вдавливание ­ изготовление деталей на глине путем нажатия  пальцами.  Разрезание ­ деление куска глины с помощью стеки.  Соединение деталей ­ прикладывание деталей друг к другу с  небольшим придавливанием.  Заострение ­ оттягивание пальцами одного конца жгута и его  раскатывание, чтобы он стал острым. Способы лепки  Итак, предполагается, что у вас есть готовая к работе глина, которая: пластична (к рукам не липнет), мягкая по консистенции, т.к. очень плотная, твердая консистенция глины затруднит работу; освобождена от лишних тяжелых включений (просеять или перебрать  руками глиняное тесто на ощупь, отщипывая и перебирая маленькими  кусочками (складываете в «ласточкино гнездо»); пробита, т.е. освобождена от пузырьков, иначе при обжиге ее разорвет на  части; обернута во влажную салфетку (тряпку) и упакована в плотный  полиэтиленовый пакет во избежание засыхания. Можно использовать для  хранения пластиковые закрываемые формы. Самое время приступить к основам лепки из глины.  Так, работать с глиной следует двумя руками. Это позволит одновременно  оформлять правую и левую стороны изделия, поможет более органично  связать все в единое целое. В помощь рукам для лепки нужно использовать  специальные инструменты — стеки. Основное их назначение – проработка  мелких деталей, удаление лишней глины, присоединение мелких деталей к  крупным, сглаживание отдельных частей изделия.  Работать над изделием начинают с основной, более крупной части.  Например, при лепке животного сначала лепят туловище и голову, затем  сравнивая по величине другие детали, соединяют их и самые мелкие лепят в  последнюю очередь. Изделие  в процессе лепки надо осматривать со всех  сторон, чтобы пропорции и соотношения частей изделия были верными.  Трещины, которые могут появиться в процессе лепки, можно сглаживать с  помощью воды. Любое соединение делается в следующей последовательности: Сначала на обеих соединяемых частях изделия делается насечка в виде  сеточки стеком, ножом или зубочисткой (для мелких форм), затем  промазывается шликером (сметанообразная смесь глины и воды).  Присоединяется примазыванием с двух сторон (глина с верхней части  заглаживается вниз) стеком или влажным пальцем. В некоторых случаях (в частности, при изготовлении посуды) для  соединения частей изготавливается отдельный жгутик, который будет при  наложении в месте соединения заглаживаться в обе стороны — вверх и вниз. При этом шов должен быть незаметным, а соединение прочным. Это  сохранит изделие от трещин и сколов, т.е. разрушения после высыхания.  Можно в завершении воспользоваться влажной губкой для сглаживания шва. Когда глина высыхает, она начинает активно сжиматься, поэтому нельзя  допускать попадания в неё твёрдых предметов, иначе после полного  высыхания на фигурке появится много трещинок. И как последствие –  фигурка проживёт не долго. Если вам всё же хочется, чтобы в фигурке были  деревянные или металлические предметы, то оставьте для них углубления и  после полной сушки прикрепите их туда. Если работа не закончена сразу, то изделие необходимо сохранить, накрыв  влажной тряпкой и полиэтиленом. При этом глина останется сырой, не  испортится поверхность и работу над изделием можно будет продолжить в  последующие дни. Перед завершением работы изделие при необходимости  «выглаживается» влажной губкой или кисточкой, после чего высушить и  обжечь. Украсить его можно как в процессе лепки тиснением и  присоединением декоративных элементов, так и после обжига, расписав уже  готовое изделие глазурью или красками. Теперь немного про различные способы лепки Есть две большие группы технологий работы с глиной (и любыми другими  пластичными материалами). Первый способ — это создание полу объёма,  второй — работа с полным объёмом (в 3D, как говорится).  Создание полуобъёма — это такие приёмы, которые создают как бы объём  — но объём, привязанный к плоскости. Создание полуобъёма может  происходить с помощью:   вырезания материала из толщины глины, чем и формируется  рисунок.   налепливания слоёв глины поверх основного пласта, образуя нужный  рисунок.  Какой бы способ вы не использовали, в результате вы получаете рельеф.  Естественно, при работе в технике "рельеф" не обязательно делать сквозные  отверстия, основной пласт глины может оставаться нерушимым. Работа с объёмом происходит действительно в объёме, во всех трёх  измерениях. При этом изделие получается самостоятельное, и располагается в пространстве вне зависимости от исходного пласта глины. Существует несколько способов лепки: Конструктивный способ подразумевает изготовление предмета из  нескольких деталей, начиная с самой крупной части. Например, при  выполнении человека в первую очередь следует вылепить туловище, затем  ноги, руки, голову и т. д. Все детали сравнивают по величине и  пропорциональности, парные лучше всего лепить из заранее заготовленных  одинаковых кусочков глины. Все части присоединяют к изделию постепенно. В последнюю очередь изготавливают самые мелкие детали. Так, например,  лепят дымковские игрушки; При пластическом способе лепки все детали вытягивают из одного куска  глины, поэтому он подходит только для изготовления простых по силуэту  фигурок, например уточки, петушка и других животных филимоновской и  каргопольской игрушки. По этой же причине фигурки, вылепленные  пластическим способом, передают образы условно; Комбинированный способ объединяет первые два. Например, дымковский  индюк изготовлен из цельного куска глины, но голову и хвост лепят отдельно  и присоединяют к туловищу птицы в последнюю очередь. Обычно этот способ применяют для создания композиционных работ; рельефная лепка ­ это нанесение рисунка на раскатанный пласт глины,  толщина которого не менее 0,8 см, а поверхность гладкая и ровная. Сырую  глину перед работой требуется немного подсушить. Рисунки наносят  несколькими способами. Первый способ можно выполнить стекой,  зубочисткой, кончиком ножа. Второй способ рельефной лепки состоит из наложения на пласт глины  шариков, жгутиков, полос и т. д. Третий способ рельефной лепки ­ это выбирание глины. Для этого берут  пласт глины толщиной не менее 3 см и стекой наносят рисунок. Затем с  поверхности пласта со всех сторон рисунка снимают одинаковый слой глины.  Таким образом, рисунок получается выпуклым. Посуду изготавливают при использовании других способов лепки. Итак, это техника отщипывания, кругового налепа, спиральная техника и ленточный  способ. Отщипывание выполняют разными способами. Так, при лепке из шара в  середину заготовки вдавливают большой палец, чтобы углубить и расширить  стенки чашки, толщина которых должна быть одинаковой. Форму стенкам  придают указательными пальцами, перемещая их навстречу друг другу с  внутренней и внешней стороны. Крупные сосуды можно выполнить путем кругового налепа, подготовив  основание изделия, на котором следует сделать насечки для обозначения  места присоединения первой полоски. Все полоски должны быть одинакового размера и увлажнены. Выкладывают их последовательно, заглаживая  внутренние швы деревянной стекой, используя шликер и постепенно  поворачивая форму. Каждый кусочек глины прикладывают к основанию,  прижимают указательным и большим пальцами и вытягивают стенки вверх.  После выполнения нескольких кругов изделие надо немного подсушить, после чего продолжить наращивание стенок. Этот способ можно применять и при лепке с помощью формы, дно которой  с внутренней стороны надо выложить хлопчатобумажной тканью. Затем  можно поднимать стенки по спирали , выравнивая их с внутренней стороны. Спиральная техника представляет собой изготовление изделия из  отдельных жгутов. Начинать работу нужно с создания эскиза, потом глину  разделяют на одинаковые шарики и изготавливают из них одинаковые по  длине и толщине жгуты. Основание сосуда можно сделать из пласта глины или жгута, свернув его по спирали и разгладив его стекой с внутренней стороны.  Край основания надо смочить водой. Кончик жгута срезают по диагонали,  чтобы второй слой лег ровно, без излома. Кроме того, соединения жгутов не  должны располагаться друг над другом. Каждый жгут необходимо промазать  шликером и положить на внешний край предыдущего жгута, после чего стекой осторожно, не повреждая формы изделия, места соединения жгута и  основания немного сдавливают. Форму изделию придают, меняя диаметр  следующего круга жгутов. Изготовление предмета происходит в несколько этапов. Через каждые  несколько жгутов изделие необходимо подсушивать, чтобы следующие слои  не придавили предыдущие. Готовое изделие высушивают вверх дном. Таким  образом, можно изготовить сосуд любой формы. Если жгуты пересекают  хаотично, то стенки сосуда надо выполнять на ровной поверхности и затем  соединить их на цилиндре, предварительно покрыв его бумагой. Ленточным способом изготавливают бочонки, шкатулки, горшки и т. д. Для этого глиняное тесто делят на одинаковые куски, которые раскатывают в  жгуты. Затем на стол, покрытый хлопчатобумажной тканью, укладывают  деревянные рейки для обозначения границ глиняного пласта. Между ними  выкладывают жгуты, раскатывают их в пласт, а затем разрезают на полоски  шириной не более 3 см, причем длина каждой должна соответствовать длине  окружности основания данного изделия. Первую полоску укладывают на основание с насечкой так, чтобы ее верхняя сторона смотрела на внешнюю сторону изделия. Вторую полоску  присоединяют к концам первой встык. В местах их соединения изнутри  делают насечки, после чего на них укладывают жгут и замазывают шов,  выравнивая поверхность. Все следующие полоски выкладывают точно так же,  заглаживая места соединения, чтобы их не было видно. Места соединения  жгутов не должны совпадать. Конструкции их полос могут быть  разнообразны. Самыми практичными горшками для цветов считаются те, что изготовлены  из красной и темно­желтой глины, так как они более прочные и лучше  сохраняют тепло при понижении температуры. Изготовление панно с помощью ручного оттиска форм.  В данном случае гипсовую форму заполняют глиной путем отщипывания и  вдавливания кусочков, после чего верхний слой выравнивают. После  высыхания изделие вынимают из формы и досушивают, как обычно. Возможные трудности при лепке из глины При лепке из глины и у детей часто возникают следующие трудности:  нелюбовь к глине как к некрасивому материалу и в виде боязни грязных рук.  Чтобы преодолеть это, покажите малышу готовое изделие, полепите с ним  бусинки и т. д.; неправильное положение рук. Например, при скатывании шара ладони  нужно держать немного скругленными, а не прямыми, кисть должна  сгибаться, иначе шар будет сплюснутым. При выполнении жгута в работе  должны участвовать все пальцы, а не одна ладонь. Показывайте малышу все  движения и делайте вместе с ним такие же детали;   ребенку часто трудно поделить кусок глины на равные части, поэтому  надо практиковаться, отщипывая одинаковые кусочки от общей массы  глиняного теста; часто дети не могут прочно соединить детали. Для этого  надо отработать правильную насечку и промазывание шликером. Показывайте малышу выполнение данного этапа работы, каждый раз напоминая о его  важности; многие дети не любят заглаживать уже готовое изделие ­ у них на это  просто не хватает терпения. Поэтому помогите ребенку удалить появившиеся трещины и шероховатости; очень часто малыш сразу хочет видеть свое изделие, не дождавшись пока  оно высохнет, поэтому надо терпеливо объяснить, что без правильной сушки  его поделка не получится. Кроме того, задание для малышей должно быть интересным и не слишком  трудным, а лепить им лучше, глядя на образец или макет, также их увлекает  лепка методом отщипывания. Детям постарше можно предложить лепку  жгутовым методом. Школьники с удовольствием лепят свистульки. Важно научить детей воспринимать стиль изделий, выделять особенности  того или иного народного промысла. Из ваших бесед, экскурсий в музеи и на  выставки, просмотра наглядных пособий школьники узнают, что  особенностью декоративно прикладного искусства является соединение  утилитарной и эстетической сторон ­ пользы и красоты, удобства формы и  неповторимости образа. Оценивая работы учащихся, нужно обратить внимание на их  оригинальность, соответствие образу, чувство меры в декоративной отделке и ее соответствие форме и назначению изделия, а также степень  самостоятельности при выполнении изделия.  Основы лепки глиной отличаются от лепки с помощью пластилина. Лепка  из глины отличается тем, что после изготовления формы изделие необходимо  обжечь, чтобы им можно было без особых опасений пользоваться. Хотя и  необожжённые глиняные изделия прекрасно смотрятся в ключевых местах  комнаты, украшая интерьер керамикой собственного изготовления. Если вы  хотите, то можете вместо глины обычной пользоваться полимерной глиной —  основы лепки керамики из полимерной глины аналогичны основам лепки из  глины обычной.  И особняком стоит упомянуть лепку с помощью гончарного круга —  весьма интересный, но, к сожалению, не очень доступный способ изготовления глиняных изделий. И, основной совет по лепке из глины:  Главная основа лепки из глины — это практика, длительная практика и  очень много сделанных работ. «Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. — Что ещё слепить тебе? — спросил Бог. — Слепи мне счастье, — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся  кусочек глины». Символичная притча о том, что все в этой жизни зависит от нас. А еще  символично, что глина — именно тот материал, который Бог подарил  человеку. Это действительно дар, ведь этот материал испокон веков приносят нам только пользу и большие блага. Список используемых источников информации: 1. Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина.          Академия развития, 2006 2. Комышева М.Н. Лепка в начальных классах. М.: Просвещение,1987 3. Миловский А.К. Народные промыслы. Встреча с самобытными  мастерами. М.: Мысль, 1982. 4. Учимся лепить и рисовать. С­Петербург, 1997 5. Энциклопедический словарь юного художника. М. Педагогика,1983 6. Ватагин В. Как лепить животных // Художник. 1962, № 5. С.53­56. 7. Лысенко П.В. “Техналогия ручной лепки из глины” 8. Лев Александрович Дебаркадер “Глина: основы лепки” 9. http://glina.teploruk.ru/article/sposoby_lepki.html 10. http: // www  11. http: // kidsmoy.su/index/russkaja glinjanaja igrushka/0­66 12. http: // gim ­ muzej. Narod.ru/p3aa1.html  .  ru   /  article  .  rukukla      /  gigr    /  tory   /

Методика работы с глиной

Методика работы с глиной

Методика работы с глиной

Методика работы с глиной

Методика работы с глиной

Методика работы с глиной

Методика работы с глиной

Методика работы с глиной

Методика работы с глиной

Методика работы с глиной

Методика работы с глиной

Методика работы с глиной

Методика работы с глиной

Методика работы с глиной

Методика работы с глиной

Методика работы с глиной

Методика работы с глиной

Методика работы с глиной

Методика работы с глиной

Методика работы с глиной

Методика работы с глиной

Методика работы с глиной

Методика работы с глиной

Методика работы с глиной

Методика работы с глиной

Методика работы с глиной

Методика работы с глиной

Методика работы с глиной

Методика работы с глиной

Методика работы с глиной

Методика работы с глиной

Методика работы с глиной

Методика работы с глиной

Методика работы с глиной

Методика работы с глиной

Методика работы с глиной

Методика работы с глиной

Методика работы с глиной
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.10.2018