Методическая разработка содержит диагностические материалы для детей дошкольного и младшего школьного возраста в рамках выполнения ФГОС. Обеспечивает индивидуальный подход к развитию эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка. Материал может быть использован воспитателями, педагогами-психологами, учителями – предметниками в школе, учителями - методистами, студентами педагогических колледжей, родителями детей.
МЕТОДИКА «ШКАЛА ТРЕВОЖНОСТИ РЕБЁНКА»
При разработке данной методики использовалась «шкала
тревожности» для школьников, разработанная А. М. Прихожан по
принципу «шкалы социальноситуативной тревоги» О. Кондаша,
адаптированная автором для детей старшего дошкольного возраста.
В этой методике оцениваются ситуации, области действительности,
являющиеся для ребёнка, с его точки зрения, основными причинами
тревожности, страхов.
Для эксперимента нужно подготовить три цветные карточки:
красного, зелёного и голубого (или жёлтого) цветов.
И н с т р у к ц и я . Я тебе буду говорить о разных случаях, которые
бывают в твоей жизни. Некоторые из них могут быть неприятными для
тебя, вызывают у тебя страх, беспокойство. У меня здесь три карточки
разного цвета. Ты слушай, и если этот случай, эта ситуация в твоей
жизни, о которой я говорю, очень неприятная для тебя, ты выберешь и
покажешь мне красную карточку; если это только немножко неприятно
для тебя – зелёную карточку; если этот случай в твоей жизни не
страшен тебе – то покажешь мне жёлтую (или голубую карточку).
В протоколе напротив каждого вопроса отмечается, какой цвет
карточки ребёнок выбрал. Если он комментирует свой выбор, то это
также отмечается и тщательно фиксируется. Если ребёнок охотно
вступает в беседу и объясняет, почему ему приятна или неприятна та
или иная ситуация, то следует поддержать эту беседу. Каждый раз,
когда ребёнок выбрал ту или иную карточку, спрашивайте, почему эта
ситуация ему неприятна (просто неприятна или вызывает страх,
беспокойство).
Методика включает в себя ситуации трёх типов, которые
определяют виды тревожности:
1) ситуации, связанные с процессом обучения в детском саду,
общением с воспитателем внутри этой деятельности;
2) ситуации, анализирующие представление о себе;
3) ситуации общения.ОПРОСНИК
1. Отвечаешь у доски на занятии.
2. Тебя ругает мама или папа.
3. Встречаешься с ребятами из детского сада.
4. Пойдёшь в гости к незнакомым людям.
5. Ты дома остаёшься один.
6. Сам подходишь разговаривать с воспитателем.
7. Не можешь справиться с заданием на занятии.
8. Сравниваешь себя с другими ребятами.
9. Думаешь о своих делах.
10. На тебя смотрят как на маленького.
11. Ты часто плачешь.
12. Воспитатель тебе неожиданно задаёт вопрос на занятии.
13. Никто не обращает на тебя внимание на занятии, когда ты
хорошо, красиво выполнил работу.
14. С тобой не согласны, спорят с тобой.
15. Встречаешься со старшими ребятами во дворе, в подъезде.
16. На тебя не обращают внимания, когда ты чтото делаешь,
играешь.
17. Тебе снятся страшные сны.
18. Воспитатель даёт трудное задание.
19. Выбираешь в игре главные роли.
20. Оценивают твою работу дома или ребята.
21. Не понимаешь объяснения воспитателя.
22. Ребята смеются, когда отвечаешь на занятии.
23. Смотришь ужасы по телевизору, рассказывают тебе «страшные»
истории.
24. Думаешь о том, что будет, когда ты вырастешь большим.
25. На тебя сердятся (непонятно почему) взрослые (мама, папа,
воспитательница.
26. Воспитатель оценивает твою работу, которую ты выполнил на
занятии.
27. На тебя смотрят (наблюдают за тобой), когда ты чтото делаешь.
28. У тебя чтото не получается.29. Ребята с тобой не играют (не берут никогда в игру), не дружат с
тобой.
30. Воспитатель тебе делает замечание на занятии.
Вид тревожности
Учебная
Самооценочная
Межличностная
1
5
2
6
8
3
7
9
4
Номер пункта шкалы
12
21
20
11
10
16
13
17
14
18
19
15
Таблица
22
23
25
26
24
27
30
28
29
Обработка материала.
Ответ на каждый пункт шкалы оценивается количеством баллов:
красная карточка – 3 балла, зелёная – 2, жёлтая – 0. Подсчитываются
общая сумма баллов по каждому разделу (показывает уровень
тревожности по соответствующей деятельности) и общая сумма по всем
разделам (показатель по всей шкале – общий уровень тревожности).
Кроме того, анализ ответов детей и цвет выбранной карточки по каждой
ситуации поможет психологу определить проблемы ребёнка, причины
его тревожности, его страхов.
Особого внимания требуют дети с высокой тревожностью (более 20
баллов по одному разделу или 60 – суммарный уровень) и «очень
спокойные», особенно те случаи, когда оценки по каждому разделу не
превышают 5 баллов или приближаются к 0).
Высокие баллы по отдельным видам тревожности или в целом
свидетельствуют о реальном неблагополучии ребёнка, которая может
существовать даже вопреки объективному благополучному положению
(особенно сточки зрения взрослых), являясь следствием определённых
личностных конфликтов или нарушения в развитии самооценки. Тогда
уместно в таком случае использовать методику по определению уровня
самооценки у данного ребёнка.
Нормальный уровень тревожности, который присущ всем детям,
колеблется в рамках от 10–15 до 20 баллов.
Дети с высоким уровнем тревожности часто бывают очень
впечатлительными, эмоциональными, либо это свидетельствует о
реальном неблагополучии их социального положения в семье, детском
саду или среди сверстников. Но может также проявляться какследствие определённых личностных конфликтов (с кем, помогают
выяснить ответы детей).
Дети с особо низкими баллами – «чрезвычайно спокойные»
(особенно когда это сочетается с неуспехом в общении, слабой
коммуникативностью) требуют особого внимания психолога. Подобная
нечувствительность к неблагополучию носит,
как правило,
компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному
формированию личности. Ребёнок отгораживается от неприятностей, не
допускает неприятные переживания в сознание. Эмоциональное
благополучие в этом случае достигается ребёнком ценой неадекватного
отношения к действительности и отрицательно сказывается на
продуктивности деятельности. Работа с такими детьми требует особого
такта и значительного времени, так как они отгораживаются от всех, а
особенно от взрослых, прячутся в «свою скорлупу» и никого не хотят
допускать в свой внутренний мир («Пусть мне будет плохо, но пусть
будет так»), или это «великий страх» перед взрослым вообще,
порождённый отрицательным отношением взрослых к ребёнку в ранние
или дошкольные годы.
Школа не полностью обеспечивает выявление тревожности детей,
только в определённых видах деятельности. Кроме того, она не даёт
полных показателей и вследствие большого числа всевозможных
«защитных» тенденций, начиная от элементарных (нежелания
раскрываться или просто контактировать с психологом) до самых
сложных защитных механизмов.
Следует к этой шкале применить данные беседы с воспитателем
группы, в которой воспитывается ребёнок, и родителями. Можно также
применить методику неоконченных предложений.