Методики для исследования личности (подборка для учащихся 3 класс
Оценка 4.6

Методики для исследования личности (подборка для учащихся 3 класс

Оценка 4.6
doc
10.01.2021
Методики для исследования личности (подборка для учащихся 3 класс
методики.doc

 

 

Приложение

 

 

 

1.     Оценка психологического климата в классном коллективе.

 

3

2

1

0

-1

-2

-3

 

1. Преобладает добрый жизнерадостный тон настроения

 

 

 

 

 

 

 

1. Преобладает подавленное настроение.

2. Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии

 

 

 

 

 

 

 

2. Конфликтность в отношениях и антипатии

3. В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание

 

 

 

 

 

 

 

3. Группировки конфликтуют между собой

4. Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

4. Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности

5. Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива

 

 

 

 

 

 

 

5. Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависеть и злорадство

6. С уважением относятся к мнению друг друга

 

 

 

 

 

 

 

6. Каждый считает своё мнение главным, нетерпим к мнению товарищей

7. Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные

 

 

 

 

 

 

 

7. Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у членов коллектива

8. В трудные для коллектива минуты происходит единение коллектива «один за всех и все за одного»

 

 

 

 

 

 

 

8. В трудные минуты коллектив, «раскисает», возникают ссоры, растерянность, взаимные обвинения

9. Чувство гордости за коллектив, если его замечают руководители

 

 

 

 

 

 

 

9. К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно

10. Коллектив активен, полон энергии

 

 

 

 

 

 

 

10. Коллектив инертен и пассивен

11. Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им освоиться в коллективе

 

 

 

 

 

 

 

11. Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность

12. Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно

 

 

 

 

 

 

 

12. Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах

13. В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту

 

 

 

 

 

 

 

13. Коллектив заметно разделяется на привилегированных, пренебрежительное отношение к слабым

Инструкция: Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства в вашем коллективе. Прочтите сначала предложенный текст справа, затем - слева и после этого знаком + отметьте в средней части листа ту оценку, которая соответствует истине, по вашему мнению.

Оценки.

3 - свойство проявляется в коллективе всегда

2 - свойство проявляется в большинстве случаев

1 - свойство проявляется нередко

0 - проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.

Обработка.

 

1 этап: необходимо сложить все абсолютные величины сначала +, потом - оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива.

 

2 этап: все цифры, полученные после обработки ответов каждого участника, необходимо сложить и разделить на количество отвечающих. Затем полученную цифру сравнивают с ключом методики:

 

+ 22 и более - это высокая степень благоприятности социально - психологического климата.

 

От 8 до 22 - средняя степень благоприятности социально - психологического климата.

 

От 0 до 8 - низкая степень благоприятности.

 

От 0 до -8 - начальная неблагоприятность социально - психологического климата.

 

От -8 до -10 - средняя неблагоприятность.

 

От -10 и ниже - сильная неблагоприятность.

 

2.     Тест «Какой Я»

Цель: определение уровня самооценки.

Тестируемые должны оценить свои личные качества по следующим критериям:

Да – 1 балл

Нет – 0 баллов

Не знаю – 0,5 баллов

Оцениваемые качества:

1.                             Хороший

2.                             Добрый

3.                             Умный

4.                             Аккуратный

5.                             Послушный

6.                             Внимательный

7.                             Вежливый

8.                             Умелый (способный)

9.                             Трудолюбивый

10.                         Честный



Обработка:

10 баллов – очень высокий уровень самооценки

8-9 баллов – высокий уровень самооценки

4-7 баллов – средний уровень самооценки

2-3 балла – низкий уровень самооценки

0-1 балла – очень низкий уровень самооценки

 

 

3.     Методика «Составление расписания на неделю» С.Я. Рубинштейна в модификации В.Ф. Моргуна

Цель: диагностика отношения ученика к конкретным учебным предметам и к учению в целом.

Оборудование: лист бумаги, разделенный на семь частей, где подписаны дни недели.

Инструкция испытуемому. Давай представим себе, что мы с тобой в школе будущего. Это такая школа, где дети могут сами составлять расписание уроков. Перед тобой лежит страничка из дневника этой школы. Заполни эту страничку так, как ты считаешь нужным. На каждый день можешь написать любое количество уроков. Уроки можно писать какие хочешь. Это и будет расписание на неделю для нашей школы будущего.

Обработка и анализ результатов. У экспериментатора имеется реальное расписание уроков в классе. Это расписание сравнивают с расписанием «школы будущего», составленным каждым учеником. При этом выделяют те предметы, количество которых у испытуемого больше или меньше, чем в реальном расписании, и высчитывают процент несоответствия, что позволяет провести диагностику отношения ученика к учению в целом, и особенно к отдельным предметам.

4.     Методика «Совместная сортировка»

Цель методики «Совместная сортировка»: выявление коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Материал: Каждая группа учеников получает набор из 35 карточек (по 7 карточек с птицами, животными , деревьями и кустарниками, травянистыми растениями, грибами и лист бумаги для отчета.

Порядок выполнения: детям, сидящие по группам, дается набор карточек для их сортировки (распределения между собой) согласно заданным условиям.

Инструкция: «Дети, перед Вами лежит набор разных карточек. Пусть одному(ой) из Вас будут принадлежать карточки с животными, другому – с птицами, третьему - с деревьями, четвёртому – с травянистыми растениями, а пятому – с грибами. Действуя вместе, нужно разделить карточки по принадлежности, т.е. разделить их между собой, разложив на отдельные кучки. Сначала нужно договориться, как это делать. В конце надо написать на листочке бумаги, как Вы разделили карточки и почему именно так».

Критерии оценивания:


• продуктивность совместной деятельности оценивается по правильности распределения полученных карточек;
• умение договариваться в ситуации столкновения интересов (необходимость разделить карточки, одновременно принадлежащие обоим детям), способность находить общее решение,
. способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов,
• умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
• взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания,
• эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитив

 

 

5.     Анкета «Оцени поступок»

(дифференциация конвенциональных1 и моральных2 норм, по Э. Туриэлю, в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой)

 

Цель: выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм (Пояснение: 1 Конвенциональные нормы - совокупность общепринятых в данной общности правил и требований, играющих роль важнейшего средства регуляции поведения ее членов, характера их взаимоотношения, взаимодействия и общения. Большой юридический словарь. — М., А.Я. Сухарев, В.Е. Крутских, А.Я. Сухарева, 2003). 2 Моральные нормы - стандарты обычаев или поведения, принятые в данном обществе. Психология. А - Я. Словарь справочник / Пер. с англ К.С. Ткаченко. - М.). Нарушение моральных норм оценивается как более серьѐзное и недопустимое по сравнению с конвенциальными нормами)

Форма: фронтальное анкетирование

Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка

Инструкция: Ребята, сейчас вам предстоит оценивать разные поступки таких же, как вы, мальчиков и девочек. Всего вам нужно оценить 18 поступков. Напротив каждой ситуации вы должны поставить один выбранный вами балл. В верхней части листа написано, что означает каждый балл Прочитайте и оцените поступки ребят. Если вы считаете, что так делать можно, то поставьте 1 балл. Если вы считаете, что так делать иногда можно — 2 балла. Если вы считаете, что так делать нельзя — 3 балла. Если вы считаете, что так делать нельзя ни в коем случае — 4 балла.

4 балла

 

Так делать можно

 

Так делать иногда можно

Так делать нельзя

 

Так делать нельзя ни в коем случае

 

1. Мальчик (девочка) не почистил(а) зубы.

2. Мальчик (девочка) не предложил(а) друзьям (подругам) помощь в уборке класса.

3. Мальчик (девочка) пришел (пришла) в школу в грязной одежде

4. Мальчик (девочка) не помог(ла) маме убрать в квартире.

5. Мальчик (девочка) уронил(а) книгу.

6. Мальчик (девочка) во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.

7. Мальчик (девочка) не угостил(а) родителей конфетами.

8. Мальчик (девочка) вымыл(а) дома пол

9. Мальчик (девочка) разговаривал(а) на уроке во время объяснения учителя.

10. Мальчик (девочка) не угостил(а) друга (подругу) яблоком

11. Мальчик (девочка) намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет.

12. Мальчик (девочка) взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее.

13. Мальчик (девочка) перешел (перешла) улицу в запрещенном месте.

14. Мальчик (девочка) не уступил(а) место в автобусе пожилому человеку.

15. Мальчик (девочка) купил(а) в магазине продукты.

16. Мальчик (девочка) не спросил(а) разрешения пойти гулять.

17. Мальчик (девочка) испортил(а) мамину вещь и спрятал(а) ее.

18. Мальчик (девочка) зашел (зашла) в комнату и включил(а) свет.

Всего в предложенной анкете представлено:

- семь ситуаций, заключающих нарушение моральных норм (2,4, 7,10,12,14,17);

- семь ситуаций, заключающих нарушение конвенциональных норм (1, 3, 6, 9,11,13,16);

- четыре нейтральные ситуации, нe предусматривающие моральной оценки (5,15, 8,18),

Критерии оценки: соотношение сумм баллов, характеризующих степень недопустимости для ребенка нарушения конвенциональных и моральных норм. Интерпретация: высокий уровень: сумма баллов, характеризующих недопустимость нарушения конвенциональных норм, превышает сумму баллов, показывающих недопустимость нарушения моральных норм более чем на 4 балла; базовый уровень: суммы равны (± 4 балла); низкий уровень: сумма баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм, превышает сумму баллов, показывающих недопустимость нарушения конвенциональных норм более чем на 4 балла.

Нарушение моральных норм оценивается как более серьёзное и недопустимое по сравнению с конвенциальными нормами.

 

 

 

 

6.     Диагностика внимания

При тестировании следуйте двум основным правилам:

— наилучшие результаты ваш ребёнок покажет за первые 15 минут, после его внимание снизится, поэтому ограничивайтесь только этим временем;
— ведущим видом внимания в дошкольном и младшем школьном возрасте является непроизвольное внимание, поэтому обязательно проводите тесты в игровой, интересной ребёнку форме.

1. Диагностика уровня внимания:

— «Найди отличия/сходства»,

-«Найди два одинаковых предмета/пару»
— «Что изменилось на картинке?»,

-«Что убрали/добавили на картинке?»
— «Найди круг/прямоугольник/треугольник, „спрятанный“ на картинке»
— «Пройди лабиринт».














Найди 10 отличий

 


2. Диагностика объема и  концентрации внимания:

Методика «Запомни и расставь точки»

 

С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал, изображенный ниже. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

 

Оценка результатов

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

10 баллов — ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек.

8-9 баллов — ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.

6-7 баллов — ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.

4-5 баллов — ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.

0-3 балла — ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

 

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

6-7 баллов — средний.

4-5 баллов — низкий.

0-3 балла — очень низкий.

 

 

 

 

Методика «Корректурная проба»

Ребёнку дают бланк с буквами. В каждом ряду нужно вычеркнуть такие же буквы, как та, с которой начинается ряд. Время работы -5 минут.

Количество просмотренных букв указывает на объем внимания, а количество сделанных ошибок — на его концентрацию.

Норма объема внимания для детей 6–7 лет — 400 знаков и вышеконцентрации — 10 ошибок и менее;

для детей 8–10 лет — 600 знаков и выше, концентрации — 5 ошибок и менее.







 

 

 

 

 

 


Приложение 1. Оценка психологического климата в классном коллективе

Приложение 1. Оценка психологического климата в классном коллективе

Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им освоиться в коллективе 11

Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им освоиться в коллективе 11

От -10 и ниже - сильная неблагоприятность

От -10 и ниже - сильная неблагоприятность

Инструкция испытуемому . Давай представим себе, что мы с тобой в школе будущего

Инструкция испытуемому . Давай представим себе, что мы с тобой в школе будущего

Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных1 и моральных2 норм, по

Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных1 и моральных2 норм, по

Мальчик (девочка) не почистил(а) зубы

Мальчик (девочка) не почистил(а) зубы

Диагностика внимания При тестировании следуйте двум основным правилам: — наилучшие результаты ваш ребёнок покажет за первые 15 минут, после его внимание снизится, поэтому ограничивайтесь только…

Диагностика внимания При тестировании следуйте двум основным правилам: — наилучшие результаты ваш ребёнок покажет за первые 15 минут, после его внимание снизится, поэтому ограничивайтесь только…

Методики для исследования личности (подборка для учащихся 3 класс

Методики для исследования личности (подборка для учащихся 3 класс

Найди 10 отличий

Найди 10 отличий

Диагностика объема и концентрации внимания:

Диагностика объема и концентрации внимания:

Выводы об уровне развития 10 баллов — очень высокий

Выводы об уровне развития 10 баллов — очень высокий

Методики для исследования личности (подборка для учащихся 3 класс

Методики для исследования личности (подборка для учащихся 3 класс

Методики для исследования личности (подборка для учащихся 3 класс

Методики для исследования личности (подборка для учащихся 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2021