Методики для оценки одаренности детей
Оценка 4.8

Методики для оценки одаренности детей

Оценка 4.8
pdf
14.09.2023
Методики для оценки одаренности детей
Методики оценки одаренности.pdf

Методики оценки одаренности

 

1. Опросник для выявления одаренных учащихся

(Е.Н. Задорина)

 

Предлагаемый опросник разработан Е.Н. Задориной (Задорина, Е.Н. Особенности творческого и интеллектуального развития одаренных школьников (в музыкальной и математической школах): дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 – М., 1994. – С. 161–163) на основе многофакторной модели одаренности (K. Heller, W. Sierwald, C. Perleth). Опросник включает в себя перечни основных параметров различных сфер одаренности: интеллектуальных способностей, творческих способностей (креативности), социальной компетентности, психомоторных способностей, художественной одаренности.  

Учителям предлагается, опираясь на перечни основных параметров различных сфер одаренности, выявить тех учащихся, у которых эти параметры выражены, и проранжировать их. При этом необходимо сравнить учащихся не одного класса, а всей данной возрастной группы определенного типа школы.

При выявлении одаренных учащихся учителям рекомендуется:

                       обращать особое внимание на тех учеников, чьи способности в школьной деятельности никак не проявились;

                       не рассматривать сложившееся мнение об ученике как абсолютное, непоколебимое;

                       обращать внимание на то, что у учащегося могут проявляться способности в различных сферах деятельности.

Предлагаемый опросник может быть использован для выявления одаренных учащихся, начиная с первого класса, так как индивидуальные особенности проявляются у учеников с первых дней пребывания в школе. Периодическое оценивание учащихся позволит проследить за развитием их способностей.

Основные параметры интеллектуальных способностей:

                       способность к анализу и логическому мышлению; абстрактное мышление

(способность к обобщениям); математические способности;

                       способность к естественным наукам (физике, химии, биологии и т.д.);

                       языковые способности (богатый словарный запас, свобода выражения мыслей, легкость овладения иностранными языками);

                       учебные способности (быстрая сообразительность, хорошая память, безошибочное воспроизведение, активность);

                       технические и конструкторские способности;

                       знания, выходящие за рамки школьной программы, в одной или нескольких областях науки, искусства и т.д.

Основные параметры творческих способностей:

                       любознательность, жажда знаний, интерес ко всему новому;

                       находчивость, фантазия, воображение;

                       альтернативное мышление;

                       творческое мышление, изобретательность, выдумка;

                       гибкость мышления, способность рассматривать проблему с разных точек зрения;

                       оригинальность мышления, склонность к необычным, нешаблонным решениям;

                       самостоятельность и независимость в суждениях и мышлении;

                       самостоятельная работа над заданиями, связанными с собственными интересами; – широта и глубина интересов;

                       устойчивость увлечений и интересов.

Основные параметры социальной одаренности:

                       способность приспосабливаться к различным социальным ситуациям;

                       способность к самоутверждению, уверенность в себе;

                       проявление инициативы в социальных ситуациях;

                       чуткость, способность к сопереживанию;

                       способность сотрудничать и разрешать конфликты;

                       способность руководить и принимать на себя ответственность; – общительность, популярность в классе.

Основные параметры музыкальных способностей:

                       чувство ритма и такта;

                       музыкальная память;

                       способность различать высоту тона;

                       акустическая чувствительность, способность различать оттенки звучания различных инструментов;

                       способность распознавать гармонию;

                       способность сочинять мелодию;

                       способность повторить голосом заданную мелодию;

                       радость от общения с музыкой и от занятий музыкой;

                       особые способности, проявляющиеся при игре на каком-либо музыкальном инструменте.

Основные параметры психомоторных способностей:

                       ловкость пальцев;

                       ловкость рук;

                       ловкость тела;

                       точность движений и быстрота;

                       выносливость при физическом напряжении;

                       интерес к точной механике и практическим заданиям; – практические наклонности; – способности к черчению.

 

2. Опросник для выявления одаренных школьников

(А.А. Лосева)

 

Данный опросник, предложенный А.А. Лосевой (Лосева, А.А. Динамика умственной одаренности в младшем и среднем школьном возрасте: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 – М., 1999. – С. 234–238), может быть использован для оценки одаренности учащихся педагогами и родителями. Опросник включает характеристики десяти сфер, где учащийся может проявить способности: интеллектуальной, академических достижений, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной, социальной.

Экспертам предлагается оценить по четырехбалльной системе характеристики указанных сфер проявления одаренности. Если какая-то характеристика присуща учащемуся в наивысшей степени, выставляется 5 баллов; 2 балла – самая низкая оценка.

Далее вычисляется средняя арифметическая для каждого испытуемого. I. Интеллектуальная сфера.

1.                     Высокая познавательная активность, мобильность.

2.                     Быстрота и точность выполнения умственных операций.

3.                     Устойчивость внимания.

4.                     Оперативная память: быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.

5.                     Навыки логического мышления: хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях.

6.                     Богатство активного словарного запаса.

7.                     Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причину поступков других людей, мотивы их поведения.

8.                     Выраженная установка на творческое выполнение заданий.

9.                     Развитость творческого мышления и воображения.

10.                 Владение основными компонентами умения учиться.

11.                 Способность контролировать         собственную творческую    деятельность, повышенный темп умственного развития.

12.                 Возможность предвосхищения результата деятельности. II. Сфера академических достижений.

1.                     Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур.

2.                     Повышенный интерес к вычислениям, математическим отношениям.

3.                     Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов.

4.                     Демонстрация понимания причинно-следственных отношений.

5.                     Выражает мысли ясно и точно (устно и письменно).

6.                     Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.

7.                     Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).

8.                     Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем чтение художественной.

9.                     Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился.

10.                 Пытается выяснить причины и смысл событий.

11.                 Уделяет много времени созданию собственных «проектов».

12.                 Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

III. Творческая сфера.

1.  Высокая продуктивность в различных видах деятельности.

2.  Изобретательность в использовании материалов и идей.

3.  Склонность к завершенности и точности в занятиях.

4.  Задает много вопросов по интересующему предмету.

5.  Любит рисовать.

6.  Проявляет тонкое чувство юмора.

7.  Не боится быть не таким, как все.

8.  Склонен к фантазиям, к игре. IV. Литературная сфера.

1.                     Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

2.                     Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

3.                     Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

4.                     Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.

5.                     Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии.

6.                     Любит писать рассказы или статьи.

7.                     Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения. V. Артистическая сфера.

1.        Легко входит в роль другого персонажа, человека.

2.        Интересуется актерской игрой.

3.        Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

4.        Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену.

5.        Передает чувства через мимику, жесты, движения.

6.        Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-либо с увлечением рассказывает.

7.        С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

8.        Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться. VI. Музыкальная сфера.

1.  Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.

2.  Хорошо поет.

3.  В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.

4.  Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

5.  Может петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.

6.  В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.

7.  Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.

8.  Хорошо играет на каком-нибудь инструменте. VII. Техническая сфера.

1.                     Хорошо выполняет различные задания по ручному труду.

2.                     Интересуется механизмами и машинами.

3.                     В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.

4.                     Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.

5.                     Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.

6.                     Любит рисовать чертежи механизмов.

7.                     Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин. VIII. Двигательная сфера.

1.                     Тонкость и точность моторики.

2.                     Развитая двигательно-моторная координация.

3.                     Стремится к двигательным занятиям (физкультура).

4.                     Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

5.                     Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.

6.                     В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол, баскетбол и т.д.).

IX. Сфера художественных достижений.

1.                   Проявляет большой интерес к визуальной информации.

2.                   Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.

3.                   Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.

4.                   Серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.

5.                   Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.).

6.                   Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.

7.                   Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.).

8.                   Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

9.                   Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события или вещи в трех измерениях в пространстве.

10.                Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми, может дать свою собственную оценку и пытается воспроизвести увиденное в своих работах. X. Социальная сфера.

1.  Легко приспосабливается к новой ситуации.

2.  Всегда выполняет свои обещания, ответствен.

3.  Отличается высокой общительностью с окружающими.

4.  Стремится к доминированию среди сверстников.

5.  Сверстники обращаются за советом.

 

 

3. Характеристика ученика

 

Общая характеристика методики

Предлагаемая методика разработана в США и используется в школах для одаренных детей. Она создана для того, чтобы помочь учителю систематизировать собственные представления о различных сторонах развития ребенка. Результат данной учительской оценки представляет безусловный интерес как для школьного психолога, так и для самого учителя.

Ученик __________________

              Дата _____________________        

              Класс ____________________        

Учитель __________________

              Школа ___________________        

Учебная, мотивационная, творческая и лидерская характеристики. Инструкция: 

– Пожалуйста, охарактеризуйте типичное поведение ученика, поставив на свободном месте каждой строчки «да» или «нет».

 

Учебные характеристики

1.        Имеет необычно большой запас слов.

2.        Владеет большим объемом информации и свободно рассуждает на различные темы.

3.        Понимает смысл и причины действий людей и вещей.

4.        Является живым наблюдателем; «видит больше» или «берет больше» из рассказа, фильма или из какой-то деятельности, чем другие .

5.        Поступил в данный класс, имея способности читать больше, чем требуется в этом классе.

6.        Показал быстрое понимание арифметики.

 

Мотивационные характеристики

1.                     Настойчив в поисках решения задания.

2.                     Легко становится рассеянным во время скучного задания или дела.

3.                     Обычно прерывает других.

4.                     Прилагает усилия для завершения действия.

5.                     Нуждается в минимуме указаний со стороны учителей.

6.                     Упорный в отстаивании своего мнения.

7.                     Чувствителен к мнениям других.

8.                     Не безразличен к правильному и неправильному, хорошему и плохому, к справедливости, может осуждать людей, события, вещи.

9.                     Склонен влиять на других; часто руководит другими; может быть лидером.

 

Творческие характеристики

1.                   Любопытен и любознателен, задает много вопросов (не только на реальные темы).

2.                   Проявляет интерес к интеллектуальным играм, фантазиям (интересно, что случилось бы, если...).

3.                   Часто предлагает необычные ответы, рассказывает с богатым воображением истории, склонен к преувеличению.

4.                   С увлечением стремится рассказать другим об открытиях (голос возбужден).

5.                   Проявляет острое чувство юмора и видит юмор в ситуациях, которые не кажутся другим юмористичными, получает удовольствие от игры слов (играет в слова).

6.                   Не склонен принимать на веру «официальное решение» без критического исследования; может потребовать доводы и доказательства.

7.                   Не кажется взволнованным, когда нарушен нормальный порядок.

 

Лидерские характеристики

1.  Берет на себя ответственность.

2.  Его любят одноклассники.

3.  Лидер в нескольких видах деятельности. 

Обработка результатов

Для практической работы никакой дополнительной обработки к тому, что вы уже сделали, не нужно. Результаты, как говорится, налицо. 

Эта заполненная вами характеристика много расскажет о ребенке, чем, безусловно, поможет другим учителям, например, при переходе ребенка из начальной школы в среднее звено или из основной в старшие классы. 

 

 

4.  Анкета «Как распознать одаренность»

(Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч)

 

Цель анкеты: выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей. 

Ход работы

Данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником, родителем ученика и самим учеником (начиная со средней ступени обучения). За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен. 

 

Спортивный талант  

Если… 

                     он энергичен и все время хочет двигаться; 

                     он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре; 

                     не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками; 

                     лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно; 

                     предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню; 

                     кажется, что он всерьез никогда не устает; 

                     неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает. 

 

Технические способности  

Если… 

                     ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами; 

                     любит конструировать модели, приборы, радио-аппаратуру; 

                     сам «докапывается» до причин неисправностей и «капризов» механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки; 

                     может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек; 

                     любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов;  – интересуется специальной технической литературой. 

 

Литературное дарование  

Если… 

                     рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль; 

                     любит фантазировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное; 

                     выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета; 

                     изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными; 

                     любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни. 

 

Музыкальный талант  

Если… 

                     ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку; 

                     очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает; 

                     если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение; 

                     сочиняет свои собственные мелодии; 

                     научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте. 

 

Художественные способности  

Если ребенок… 

                     не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение; 

                     в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций; 

                     серьезно относится к произведениям искусства; 

                     когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски; 

                     стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение-украшение для дома, одежды; 

                     не робеет, высказывая собственное мнение даже о классических произведениях. 

 

Способности к научной работе

Если ребенок… 

                     обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям; 

                     умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение; 

                     любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги; 

                     часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий; 

                     с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, конструкции; 

                     не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны. 

 

Артистический талант  

Если ребенок… 

                     часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями; 

                     стремится вызвать эмоциональные реакции у других; 

                     меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает; 

                     с большим желанием выступает перед аудиторией; 

                     с удивляющей вас легкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения; 

                     пластичен и открыт всему; 

                     любит и понимает значение красивой и характерной одежды. 

 

Незаурядный интеллект  

Если ребенок… 

                     хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное, улавливает причины поступков людей; 

                     обладает хорошей памятью; 

                     легко и быстро схватывает новый школьный материал; 

                     задает очень много продуманных вопросов; 

                     любит читать книги, причем по своей собственной программе; 

                     обгоняет сверстников по учебе, 

                     гораздо лучше и шире информирован, чем сверстники;  – обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;  – очень восприимчив и наблюдателен. 

 

Обработка результатов  

За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл и высчитайте коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле:      

(Кс) = (Б:У) × 100%, где Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно; У – общее количество утверждений по каждой шкале отдельно.  Постройте график выраженности тех или иных способностей. 

 

5. Карта интересов для младших школьников

 

Автором данной методики является А.И. Савенков (Савенков, А.И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема / А.И. Савенков // Педагогика. – 2000. – № 10. – С. 87–94). Учитель, воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это, в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка. 

При изучении направленности интересов младших школьников следует иметь в виду, что теория и практика обучения и воспитания свидетельствуют о том, что интересы у большинства детей данного возраста нечетко дифференцированы и неустойчивы. Но это не может быть причиной отказа от их изучения. Без информации о склонностях и интересах ребенка наши педагогические меры могут быть неадекватны.  

Важно, что, несмотря на отсутствие абсолютного совпадения между интересами и склонностями, с одной стороны, и способностями и одаренностью – с другой, между ними существует тесная связь. Эта связь уже на ранних этапах развития личности выражена достаточно определенно: ребенок интересуется, как правило, той наукой или сферой деятельности, в которой он наиболее успешен, за достижения в которой его часто поощряют взрослые и сверстники. Таким образом, склонности выступают как индикатор способностей и одаренности – с одной стороны, как отправная точка – с другой. 

Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Для этого необходимо заготовить листы ответов по числу участников – это самая трудоемкая операция. Обследование можно провести коллективно. Инструкции предельно просты и не потребуют больших усилий для изучения. Обработать результаты можно также в течение короткого времени. 

 

Инструкция для детей: 

                     В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках: ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т.д. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак «–»; если нравится – «+»; если очень нравится, ставьте «++». 

 

Бланк ответов  

Дата ___________ Фамилия, имя_________________ 

 

Инструкция для родителей:  

                     Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей Вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста. На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с Вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке «–»; если нравится – «+»; очень нравится – «++». Если по какой-либо причине Вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной. 

 

Бланк ответов  

Дата __________ Фамилия, имя ребенка_______________

Дата _____ 

Фамилия, имя диагностируемого_________________

Статус ____________ 

 

1

8

10 

11 

12 

13 

14 

15

16 

17 

18 

19 

20 

21 

22

23 

24 

25 

26 

27 

28 

29

30 

31 

32 

33 

34 

35 

 

 

 

 

 

 

 

Лист вопросов  

Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли тебе (Вашему ребенку) ... »:

1)                    решать логические задачи и задачи на сообразительность; 

2)                    читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести; 

3)                    петь, музицировать; 

4)                    заниматься физкультурой; 

5)                    играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры; 

6)                    читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе; 

7)                    делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу); 

8)                    играть с техническим конструктором; 

9)                    изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами; 

10)                 самостоятельно рисовать; 

11)                 играть в спортивные, подвижные игры; 

12)                 руководить играми детей; 

13)                 ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми; 

14)                 ходить в магазин за продуктами; 

15)                 читать (слушать, когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.; 

16)                 играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных); 

17)                 самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы; 

18)                 соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам; 

19)                 разговаривать с новыми, незнакомыми людьми; 

20)                 содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.); 

21)                 убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.; 

22)                 конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.; 

23)                 знакомиться с историей (посещать исторические музеи); 

24)                 самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества; 

25)                 читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи; 

26)                 объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение); 

27)                 ухаживать за домашними растениями; 

28)                 помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.); 

29)                 считать самостоятельно, заниматься математикой в школе; 

30)                 знакомиться с общественными явлениями и международными событиями; 

31)                 участвовать в постановке спектаклей; 

32)                 заниматься спортом в секциях и кружках; 

33)                 помогать другим людям; 

34)                 работать в саду, на огороде, выращивать растения; 

35)                 помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать. 

 

Обработка результатов  

Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер: 

1.      Математика и техника (1-й столбик в листе ответов).

2.      Гуманитарная сфера (2-й столбик). 

3.      Художественная деятельность (2-й столбик). 

4.      Физкультура и спорт (4-й столбик). 

5.      Коммуникативные интересы (5-й столбик). 

6.      Природа и естествознание (6-й столбик). 

7.      Домашние обязанности, труд по самообслуживанию (7-й столбик). 

Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С их помощью легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным. 

Сосчитайте количество «плюсов» и «минусов» по вертикали («плюс» и «минус» взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка. 

Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями. 

 

6. Тест по определению склонности учителя к работе  с одаренными детьми 

 

Инструкция

– Выберите один из предложенных вариантов ответа:

1.                   Считаете ли Вы, что современные формы и методы работы с одаренными детьми могут быть улучшены?

а) да;

б) нет, они и так достаточно хороши;

в) да, в некоторых случаях, но при современном состоянии школы – не очень;

г) не владею формами и методами работы с одаренными детьми.

2.                   Уверены ли Вы, что сами можете участвовать в изменении работы с одаренными детьми?

а) да, в большинстве случаев;

б) нет;

в) да, в некоторых случаях.

3.                   Возможно ли то, что некоторые из Ваших идей способствовали значительному улучшению в выявлении одаренных детей?

а) да;

б) да, при благоприятных обстоятельствах;

в) лишь в некоторой степени;

г) никогда не занимался данной проблемой.

4.                   Считаете ли Вы, что в недалекой перспективе будете играть важную роль в принципиальных изменениях в обучении и воспитании одаренных детей?

а) да, наверняка;

б) это маловероятно;

в) возможно.

5.                   Когда Вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли Вы, что осуществите свой замысел, помогающий улучшению положения дел? а) да;

б) часто думаю, что не сумею;

в) да, часто.

6.                   Испытываете ли Вы желание заняться изучением особенностей неординарных личностей?

а) да, это меня привлекает;

б) нет, меня это не привлекает;

в) всё зависит от востребованности таких людей в обществе.

7.                   Вам     часто   приходится заниматься поиском      новых методов развития способностей детей. Испытываете ли Вы удовлетворение в этом?  а) да;

б) удовлетворяюсь лишь тем, что есть;

в) нет, так как считаю слабой систему стимулирования.

8.                   Если проблема не решена, но её решение Вас волнует, хотите ли Вы отыскать тот теоретический материал, который поможет решить проблему? а) да;

б) нет, достаточно знаний передового опыта;

в) нет.

9.                   Когда Вы испытываете педагогические срывы, то:

а) продолжаете сильнее упорствовать в начинании;

б) махнете рукой на затеи;

в) продолжаете делать свое дело.

10.                Воспринимаете ли Вы критику в свой адрес легко и без обид? а) да;

б) не совсем легко;

в) болезненно.

11.                Когда Вы критикуете кого-нибудь, пытаетесь ли Вы в то же время его подбодрить?

а) не всегда;

б) при хорошем настроении;

в) в основном стараюсь это делать.

12.                Можете ли Вы сразу вспомнить в подробностях беседу с интересным человеком?

а) да, конечно;

б) запоминаю только то, что меня интересует;

в) всего вспомнить не могу.

13.                Когда Вы слышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли Вы его повторить в сходной ситуации?

а) да, без затруднений;

б) да, если этот термин легко запомнить;

в) нет.

14.                Учащийся задает Вам сложный вопрос на «запретную» тему. Ваши действия:

а) Вы уклоняетесь от ответа;

б) Вы тактично переносите ответ на другое время;

в) Вы пытаетесь отвечать.

15.                У Вас есть своё основное кредо в профессиональной деятельности. Когда Вы его защищаете, то:

а) можете отказаться от него, если выслушаете убедительные доводы оппонентов;

б) останетесь на своих позициях, какие бы аргументы ни выдвигали;

в) измените свое мнение, если давление будет очень мощным.

16.                На уроках по своему предмету Вам импонируют следующие ответы учащихся: а) средний;

б) достаточный;

в) оригинальный.

17.                Во время отдыха Вы предпочитаете:

а) решать проблемы, связанные с работой;

б) почитать интересную книгу;

в) погрузиться в мир Ваших любимых увлечений.

18.                Вы занимаетесь разработкой нового урока. Решаете прекратить это дело, если:

а) по Вашему мнению, дело отлично выполнено, доведено до завершения;

б) Вы более или менее довольны;

в) Вам ещё не всё удалось сделать, но есть и другие дела.

 

Обработка результатов 

Подсчитайте баллы, которые Вы набрали, следующим образом:

за ответ «а» – 3 за ответ «б» – 1 за ответ «в» – 2

за ответ «г» – 0

 

Таблица для занесения результатов теста  по определению склонности учителя к работе  с одаренными детьми

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

 

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого: 

 

Интерпретация результатов 

49 и более баллов. Вы имеете большую склонность к работе с одаренными детьми. У Вас есть для этого потенциальные возможности. Вы способны стимулировать творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности учащихся.

От 24 до 48 баллов. У Вас есть склонности к работе с одаренными детьми, но они требуют дополнительных Ваших желаний, ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Вам необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся.

23 и менее баллов. Склонностей к работе с одаренными детьми мало. В большей мере Вы сами не проявляете к этому интереса. Но при соответствующей мобилизации духовных сил, веры в себя, кропотливой работе в сфере повышенного интеллекта Вы сможете достичь многого в решении этой проблемы. 

 

Методики оценки одаренности 1

Методики оценки одаренности 1

Основные параметры социальной одаренности: – способность приспосабливаться к различным социальным ситуациям; – способность к самоутверждению, уверенность в себе; – проявление инициативы в социальных ситуациях; –…

Основные параметры социальной одаренности: – способность приспосабливаться к различным социальным ситуациям; – способность к самоутверждению, уверенность в себе; – проявление инициативы в социальных ситуациях; –…

Экспертам предлагается оценить по четырехбалльной системе характеристики указанных сфер проявления одаренности

Экспертам предлагается оценить по четырехбалльной системе характеристики указанных сфер проявления одаренности

Изобретательность в использовании материалов и идей

Изобретательность в использовании материалов и идей

В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников

В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников

Общая характеристика методики

Общая характеристика методики

С увлечением стремится рассказать другим об открытиях (голос возбужден)

С увлечением стремится рассказать другим об открытиях (голос возбужден)

Технические способности Если… – ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами; – любит конструировать модели, приборы, радио-аппаратуру; – сам «докапывается» до причин неисправностей и «капризов»…

Технические способности Если… – ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами; – любит конструировать модели, приборы, радио-аппаратуру; – сам «докапывается» до причин неисправностей и «капризов»…

Способности к научной работе

Способности к научной работе

Карта интересов для младших школьников

Карта интересов для младших школьников

На бланке ответов запишите свои имя и фамилию

На бланке ответов запишите свои имя и фамилию

Обработка результатов Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер: 1

Обработка результатов Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер: 1

Тест по определению склонности учителя к работе с одаренными детьми

Тест по определению склонности учителя к работе с одаренными детьми

Воспринимаете ли Вы критику в свой адрес легко и без обид? а) да; б) не совсем легко; в) болезненно

Воспринимаете ли Вы критику в свой адрес легко и без обид? а) да; б) не совсем легко; в) болезненно

Таблица для занесения результатов теста по определению склонности учителя к работе с одаренными детьми 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11…

Таблица для занесения результатов теста по определению склонности учителя к работе с одаренными детьми 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.09.2023