Реферат по дисциплине:
По теме:
«Проблема развития культуры речи при обучении физике на современном этапе»
Исполнитель:
Янкович Н.В.
Москва 2020 год
Содержание
Введение стр.3
1. Формирование понятия «Культура речи» стр. 5
2. Проблемы развития культуры речи стр. 7
3. Развитие культуры речи на уроках физики стр. 10
Заключение стр. 14
Список литературы стр. 15
Введение
Не вызывает сомнений, что важность владения культурой речи очень важна для всех, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, воспитывает, оказывает людям различные услуги. Умение четко и ясно выражать свои мысли, говорить грамотно, способность не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, иными словами владение культурой речи – обязательная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, работников радио и телевидения, а особенно для преподавателей школ и вузов. Культура речи во все времена считалась показателем уровня интеллекта и образованности. Важнейшим интеллектуальным показателем человека и его культуры является речь. В целом для общества ценно, чтобы каждая личность стремилась к её усовершенствованию. Чем богаче и образнее речь, тем значительнее выглядит и ощущает себя человек. К речи учителя традиционно предъявляются высокие требования. Основная функция его деятельности – речевое общение. Речь учителя, являясь образцом подражания для учащихся, решает как учебные, так и воспитательные задачи.
Выдающиеся воспитатели прошлого – И.Г. Песталоцци, Я. Корчак, А.С. Макаренко и др., лучшие учителя современной школы в своих работах утверждают, что важнейшей предпосылкой успеха воспитательной работы является культура речевого общения, отточенное искусство человеческих контактов самого педагога.
Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата. А.С. Макаренко пришел к выводу: главным в общении учителя и учащихся должны быть отношения, основанные на уважении и требовательности. Педагогическое мастерство он рассматривал как искусство влиять на воспитанника, заставляя его переживать и осознавать необходимость определенного поведения.
Таким образом, целью данной работы предполагается раскрыть сущность и содержание понятия «культура речи», определить особенности понятия «культура физической речи».
1. Формирование понятия «Культура речи».
Успешное взаимодействие педагога и ученика возможно в условиях эффективной грамотной речевой коммуникации. Знания о речи и умения общаться необходимы каждому культурному человеку, а учителю – особенно. Учитель не в праве допускать ошибки в собственной речи, ведь сказанное им не только запоминается, но и многократно воспроизводится.
Термин «Культура речи» не так однозначен, как может показаться на первый взгляд. В широком понимании он означает «культура языка», в узком смысле, культура речи – это конкретная реализация языковых свойств и возможностей в условиях повседневного устного и письменного общения. Понятие «культура речи» включает в себя две ступени освоения литературного языка: правильность речи, т.е. соблюдение норм и речевое мастерство, что означает не только следование нормам литературного языка, но и умение выбирать из сосуществующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически уместный, выразительный, доходчивый.
Культура речи представляет собой такой выбор и такую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.
Культура речи включает в себя три аспекта: нормативный, коммуникативный и этический.
Культура речи - это прежде всего какие-то ее признаки и свойства, совокупность и система которых говорят о коммуникативном совершенстве речи, т.е. ее способности отражать передаваемую информацию наиболее адекватно и, как следствие, возможности реализовать процесс коммуникации в его максимально возможной полноте.
Культура речи - это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения.
Культура речи - это область лингвистических знаний о культуре речи как совокупности ее коммуникативных качеств.
Для коммуникативного подхода очень важной является общетеоретическая проблема соотношения языка и речи: речь в данном случае рассматривается как реализация/воплощение языковой структуры, а весь комплекс вопросов культуры речи обнаруживает непосредственную связь с вопросами языкового (а в аспекте коммуникации - и внеязыкового) ее обеспечения.
Кодифицированные нормы литературного языка – это такие нормы, которым должны следовать все носители литературного языка. Культура речи начинается там, где язык как бы предлагает выбор для кодификации, и выбор этот далеко не однозначен. Современный русский литературный язык, хотя и может рассматриваться как язык от Пушкина до наших дней, не остается неизменным. Он постоянно нуждается в нормировании. Постоянное наблюдение за развитием и изменением норм – одна из основных задач лингвистической науки о культуре речи.
Специфика речевого взаимодействия в учебной сфере исследуется достаточно интенсивно многими учеными, в трудах которых рассматриваются риторические основы учебного общения, педагогические стили общения, условия эффективности педагогической речи. В работах Н.Д. Десяевой, Т.А. Лебедевой, Л.Н. Ассуировой [1]рассмотрены речевые средства организации учебного процесса, коммуникативные качества речи, произведен анализ профессиональной педагогической речи. А.А. Мурашов[2] приводит в своих работах нормативность и целесообразность речи учителя. В области речевой подготовки большой вклад внесла А.В. Усова.
Учителю важно осознавать тот факт, что его речь является средством обучения. К речевым средствам организации учебного процесса относятся справочные фразы, комментирующие высказывания, повторы, прерывание речи школьников, самоперебив, метатекст. [2]Задача речи – организация учебной деятельности школьников, формирование у них знаний и умений, интереса к предмету, различных познавательных установок. Предмет речи – различные компоненты содержания обучения: понятия, закономерности, методы анализа материала и т.д.
Таким образом, культура речи учителя – это характеристика речи, выражающаяся в соблюдении норм литературного языка, качеств грамотной речи и коммуникативной целесообразности основных стилистических и риторических параметров, позволяющие в системах общения: «учитель-ученик», «учитель-родитель», «учитель-учитель» при соблюдении этики общения обеспечить наибольший эффект в реализации образовательных целей.
2. Проблемы развития культуры речи.
Положительное влияние на развитие языка оказывает изменение условий публичного общения: отмена цензуры, возможность высказать личное мнение, возможность для слушателей оценить ораторские таланты видных политиков.
В первую очередь, это касается молодёжи, которая начинает воспринимать ненормативную лексику как должное. Всё реже в речах молодых людей звучат такие «волшебные» слова как «пожалуйста», «будьте добры», «простите» и т. д. Состояние современного языка вызывает беспокойство у филологов, педагогов и представителей той части молодёжи, которая стремится быть востребованной в будущем и достичь успеха в жизни. Именно молодые люди чувствительно откликаются на те перемены, которые происходят в нашем обществе. Грамотность населения падает, и на смену ей приходит молодёжный сленг. В связи с бурным ростом массовых коммуникаций в лексикон были добавлены тысячи новых слов, отразивших перемены, происходившие в российском обществе за последние двадцать пять лет. Они отражаются в средствах массовой информации и, естественно, находят свое выражение и в жаргоне, который представляет собой вызов культурной жизни. Жаргон теснит культурную речь и благодаря массовой культуре накладывает свой отпечаток на язык всей нации. Но нельзя забывать о том, что «…культура речи — это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач».[3]
Наряду с положительными в современной речи массовое распространение получили отрицательные тенденции:
Грамматическими недостатками современной речи являются:
Лексическими недостатками речи являются:
· распространение слов с узким (ситуативным) значением (бюджетник, контрактник, льготник, отраслевик, силовик);
· употребление заимствований непонятных многим, иногда и самому говорящему (брифинг, дистрибьютор, киднепинг);
· употребление аббревиатур (УИН, ОБЭП, ООДУУМ и ПДН УВД, ГО и ЧС);
· идеологизация некоторых пластов лексики, изобретение новых ярлыков (групповой эгоизм [о требованиях людей соблюдать их права при застройке территорий, своевременно выплачивать зарплату], потребительский экстремизм [о желании граждан получать качественные услуги]).
Стилистика речи (практически во всех функциональных стилях) сегодня характеризуется такими отрицательными чертами:
3. Развитие
культуры речи на уроках физики.
На каждом уроке очень важно эмоционально передать тему урока. Средствами развития культуры физической речи обучающихся являются задания, классифицируемые по следующим признакам: временному параметру, виду использования речи, способу выполнения, способу участия детей, месту проведения, степени самостоятельности, дидактическим средствам, выполняемой функции.
Перечисленные задания могут быть разного вида: на формулировку определения; формирование словарного запаса; описание и объяснение явлений, объектов; формулировку физических понятий и отношений между ними; выделение существенных признаков понятия; составление классификационных схем, таблиц; составление текста по определенному вопросу; различные приемы работы с учебной, справочной, методической и художественной литературой; сравнение, анализ и синтез полученных знаний; решение задач творческого характера.
Очень важно, чтобы ещё в школе дети научились чётко и связно выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме, воспринимать учебный текст и объяснения учителя, анализировать, сравнивать, сопоставлять учебный материал, доказывать, делать выводы и обобщения.
Речь неразрывно связана с мышлением, и чем более гибкой она становится, тем больше уверенности в развитости мышления. Развитию речи учащихся способствуют упражнения, входящие в систему заданий для обобщающего повторения курса, темы; упражнения, в процессе выполнения которых осуществляется выделение существенного, главного в изучении вопросов темы: «Составьте план...», «Разделите тему на части и назовите главную мысль каждой части», «Составьте рассказ о … по плану»; упражнения, направленные на нахождение черт сходства и различия понятий, например: «Составьте сравнительную характеристику...», «Сравните графики...», «Сравните устройство приборов»; задачи-вопросы: «Что общего, в чём отличие...?».
На установление причинно-следственных связей используются задания типа: «Выберите правильное утверждение», «Найдите соответствие между…», «Подчеркните лишнее».
Сознательному усвоению смысла физических и технических терминов и правильному их употреблению способствуют устные и письменные формы контроля, в частности физические диктанты, включающие следующие задания: «допишите утверждение, начало которого записано…», «вставьте пропущенные буквы в слова (физические термины, названия приборов, имена ученых)».
Очень хорошо для развития речи и усвоения физических терминов использовать памятки.
Например: План-памятка изучения физических величин.
· Какое свойство тел или явлений характеризует данная величина?
· Определение величины.
· Определительная формула, выражающая связь данной величины с другими.
· Физический смысл величины.
· Единицы измерения величины.
· Способы измерения величины
· Возможная графическая интерпретация.
Подобные памятки можно использовать для изучения явления, закона, физических теорий.
Учебные программы содержат перечень понятий, соответствующих образовательному минимуму. Определение понятия – вещь далеко не простая, и школьников целесообразно приучать к различным по форме, но одинаково по смыслу речевым конструкциям. В научной речи много новых для учащихся терминов – существительных, а количество используемых глаголов и прилагательных не велико. Например, частица вещества, расположенная в определённом участке пространства, может двигаться и взаимодействовать с другими объектами. Эти проявления могут быть упорядоченными или хаотичными, быстрыми или медленными, сильными или слабыми. Определив все эти части речи, добиться понимания их смысла, умение правильно использовать – главная задача усвоения научного речевого стиля. Учащимся можно предложить дать свои варианты определения научного понятия, например: «Плотность – это …», «Плотностью называется ...», «Плотность показывает…», «Чтобы найти плотность, нужно...».
Чтобы на уроке более рационально использовать учебное время, необходим подбор заданий, чтобы одними и теми же действиями достичь сразу же нескольких целей: одновременно знакомить учащихся с новыми фактами, контролируя усвоение, запоминание, воспроизведение и в то же время могут быть реализованы исследовательские и диагностические цели. Прежде всего, устанавливается уровень интеллекта, информированности и интуитивных способностей. Осознанию условий задач используются некоторые приёмы:
Замена слова (или словосочетания) другим, смысл которого соответствует заменяемому (например: выражение «Воздушная оболочка Земли» можно заменить научным термином «Атмосфера»).
Для выработки умения лаконично формулировать, свою мысль в 7-9-х классах полезны кратковременные игры «Скажи это одним словом», в которых учащиеся предлагаемую им часть фразы заменяют одним словом. Например: движение с постоянной скоростью – равномерное; величина, характеризующая изменение скорости в единицу времени – ускорение; движение с постоянным ускорением – равноускоренное; работа, совершаемая в единицу времени – мощность и т.д. В другом варианте этой игры ставится обратная задача – дать развёрнутое определение физических понятий называемых одним словом: сила, скорость, ускорение и другие.
Изучение физики способствует выработки умения во всём выделять главную мысль, точно, чётко и немногословно излагать свои мысли. Но учить надо школьника говорить не только строго логично и убедительно, но и красиво и эмоционально. Эмоциональному изложению сложных физических понятий и законов значительно способствует поэзия. Л.Д. Ландау говорил: «Грош цена вашей физике, если она застилает для вас всё остальное, шорох леса, краски заката. Это какая - то усечённая физика, если хотите – выхолощенная. Физик, не воспринимающий поэзию, искусство, – плохой физик». При изучении физики есть возможность опираться на поэтические образы.
Таким образом, за общей грамотностью речи учащихся обязан следить учитель любого предмета, а педагогу – физику нужно заботиться и о физической грамотности: о правильности использования и толкования физических понятий, их определений, о правомерности употреблений физических терминов, смысл которых не всегда совпадает с обыденным. Только в случае правильности, однозначности и ясности для учащихся терминологии, используемой на уроках, можно ожидать хорошего понимания изучаемых вопросов в физике.
Заключение
Культура речи учителя является компонентом общей культуры человека и педагогического мастерства. В данной работе сформулировано понятие «культура речи», приведены некоторые работы в области исследования специфики речевого взаимодействия. Так же рассмотрены основные качества, которыми должна обладать речь учителя физики, приведены основные типы ошибок в речи. Рассмотрены основные проблемы развития культуры речи на современном этапе.
Успешным разрешением проблемы развития культуры речи при обучении физике на современном этапе и во внеурочное время, на мой взгляд, являются:
- построение всего образовательного процесса на основе знаний педагога о социально-психологических, возрастных особенностях обучающегося, его образовательных интересах и потребностях;
- многообразие применяемых способов, направленных на развитие устной и письменной речи;
- осуществление преемственной связи между учебной и внеурочной деятельностью по развитию речи обучающихся как в содержании изучаемого материала, так и в способах его подачи;
- системная работа над обогащением словарного запаса учащихся.
Список литературы
1. Десяева Н.Д. и др. Культура речи педагога: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Десяева, Т.А. Лебедева, Л.В. Ассуирова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
2. Костомаров В.Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики / В.Г. Костомаров. – М.: Гардарики, 2005
3. Кравченко А. И. Социология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Екатеринбург, 2012.
4. Мурашев А.А. Культура речи учителя. – М.: Московский психолого-социальный институт. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.
[1] Десяева Н.Д. и др. Культура речи педагога: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Десяева, Т.А. Лебедева, Л.В. Ассуирова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
[2] Там - же
[3] Мурашев А.А. Культура речи учителя. – М.: Московский психолого-социальный институт. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.