МАДОУ «Детский сад №9 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников» Кувандыкского городского округа
Оренбургской области
Консультация для воспитателей
«Методы диагностики функциональной асимметрии полушарий головного мозга»
Подготовила
педагог-психолог
Южакова Е.В.
Октябрь 2023
Межполушарная асимметрия – одна из фундаментальных закономерностей организации мозга. Каждое полушарие обрабатывает информацию специфическим образом. Логическое полушарие (обычно левое) имеет дело с точным счётом, обработкой языка и линейным анализом. В противоположность этому гештальт-полушарие (обычно правое) обрабатывает информацию цельно, имеет дело с образами, эмоциями.
С функциями левого и правого полушария у человека связаны два типа мышления: абстрактно-логическое и пространственно-образное. Было показано, что правополушарное мышление, создающее специфический пространственно-образный контекст, имеет решающее значение для творчества.
В осуществлении любого вида сложной психической деятельности принимают участие оба полушария, не дублируя друг друга, а обеспечивая разные (и всегда необходимые) стороны этой деятельности.
Существует три типа функциональной организации двух полушарий мозга:
1) доминирование левого полушария – словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди, примерно 25% популяции);
2) доминирование правого полушария – конкретно-образное мышление, развитое воображение (правополушарные люди, примерно 25% популяции);
3) отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди).
Правое полушарие с раннего детства связывает человека с внешним миром, «отвечая за работу» первой сигнальной системы.
Левое полушарие обеспечивает человеку овладение речью и быстрое вхождение в общество, где он живет, обусловливает те культурно-исторические программы поведения, которое общество вводит в человека и которые человек сам активно усваивает, т.е. левое полушарие «отвечает за работу» второй сигнальной системы.
По некоторым данным, созревание правого полушария осуществляется более быстрыми темпами, и поэтому в ранний период развития его вклад в обеспечение психологического функционирования превышает вклад левого полушария. Утверждается даже, что до 9–10 лет ребенок является существом «правополушарным». Можно сказать, что в детстве мальчики более правополушарные, чем девочки, но с возрастом у мужчин левое полушарие по уровню своего функционального развития начинает лидировать. Мужчины становятся более левополушарными, чем женщины. Но педагогам и родителям надо знать, что врожденные предпосылки – это только исходные условия, а сама асимметрия формируется в процессе индивидуального развития, под влиянием социальных контактов, прежде всего семейных.
Правое полушарие оперирует образами и иконическими, иероглифическими знаками, берущими свое начало в естественных, природных объектах. Такими знаками являются, например, пиктограммы, египетские иероглифы.
Левое полушарие оперирует словами и символическими искусственно созданными человеком знаками, такими, как, например, буквы большинства алфавитов.
Функциональная асимметрия мозга определяет особенности восприятия, запоминания, стратегию мышления, эмоциональную сферу человека. Зная тип межполушарной асимметрии, можно объяснить нетерпеливым родителям и педагогам, почему их не лишенный способностей ребёнок не радует успехами.
Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:
· зеркальное написание букв и цифр;
· псевдолеворукость;
· логопедические отклонения;
· неловкость движений;
· агрессия;
· плохая память;
· отсутствие познавательной мотивации;
· инфантильность.
Причины почему у некоторых детей межполушарное взаимодействие не сформировано?
Причин может быть много, вот несколько из них:
- болезни матери, стресс (примерно с 12 недель беременности);
- родовые травмы;
- болезни ребёнка в первый год;
- длительный стресс;
- общий наркоз;
- малоподвижный образ жизни.
Как и зачем развивать межполушарные связи?
Мозг человека состоит из двух полушарий: левого и правого. У кого-то лучше функционирует левое полушарие, у кого-то правое, а самый хороший вариант, когда функционируют оба полушария головного мозга
Левое полушарие мыслит логически, а правое– творчески. Совершенно очевидно, что человеку необходимо и то, и другое. Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
Неврозы детей старшего дошкольного возраста и причины их возникновения
Считается, что традиционное обучение носит левополушарный характер и не дает возможности проявиться творческим, интуитивным началам. Соответственно, правополушарные обучающиеся могут постоянно испытывать стресс.
Естественные для правополушарных детей затруднения по грамоте и математике не уменьшаются, а возрастают, если с ними бороться с помощью давления, жесткого контроля, требований «все делать без помарок и ошибок». В этом случае дети перевозбуждаются, утомляются, у них появляются отвлекаемость и забывчивость, перегружается левое полушарие. И как следствие недостаточной активности ведущего правого полушария появляются раздражительность, непоседливость, сниженный фон настроения.
Родители и педагоги нередко расценивают невротические расстройства как отсутствие волевой регуляции поведения и усиливают моральные требования. В этом случае ребенок перестает усваивать не только требования, но и всю знаковую информацию: «не слышит», «не видит», «копается», постоянно испытывает усталость. Помочь детям можно, если уменьшить перегрузку левого полушария и эмоционально активизировать работу ведущего правого полушария. При этом будет постепенно восстановлен нормальный физиологический баланс в работе головного мозга.
Таким образом, при неврозах происходят нарушения межполушарного взаимодействия: чрезмерная стимуляция не свойственных детям функций левого полушария при торможении функций правого полушария.
Относительно обучения вообще, именно левое полушарие руководит поведением, произвольностью ребенка, то есть влияет на ее способность выполнять задание за инструкцией, дисциплинированность на занятии. Правополушарным детям тяжелее учиться, у них большая двигательная активность, хуже поведение.
Методы диагностики функциональной асимметрии полушарий головного мозга
Определение функциональной латерализации полушарий головного мозга (латерализация — процесс, посредством которого определенные функции локализуются в левом или правом полушарии). Иногда распределение функций между полушариями происходит не по традиционной схеме: правое полушарие — гуманитарное, левое — логическое. Встречаются случаи обратной латерализации функций между полушариями: правое полушарие — логическое, левое — гуманитарное. Для диагностики локализации функций в полушариях головного мозга можно использовать следующий тест.
1-й этап. Испытуемому предлагается закрыть глаза и «мычать», не открывая рта. При этом активно включается в работу образное полушарие и голова непроизвольно поворачивается в противоположную сторону. Если образное полушарие — правое, то голова поворачивается влево, если левое — вправо. Логическое полушарие отключается.
2-й этап. Испытуемому предлагается закрыть глаза и считать в прямом или обратном порядке. При этом активно включается в работу логическое полушарие. Если оно левое, то глаза и голова непроизвольно поворачиваются вправо, если правое — влево. Образное полушарие в это время отключается.
Наиболее точным приемом диагностики типа функциональной асимметрии полушарий головного мозга является аппаратурная диагностика — электроэнцефалограмма, прибор «Активациометр». Однако в психологии и педагогике используются и другие методики. Остановимся на них подробнее.
Тест И.П. Павлова. Для характеристики типов высшей нервной деятельности И.П. Павлов ввел представление о трех типах: «мыслительном», «художественном» и «среднем». По определению Павлова, впечатления, ощущения и представления об окружающей внешней среде, как общеприродной, так и социальной (исключая слово, слышимое и видимое), — это первая сигнальная система, общая у людей с животными. Ее преобладание характерно для людей «художественного» типа. Слово (речь) лежит в основе второй сигнальной системы. Преобладание второй сигнальной системы характерно для «мыслительного» типа. Многочисленные данные о функциональной специализации полушарий головного мозга позволяют соотнести концепцию Павлова о двух сигнальных системах с особенностями работы полушарий и «распределением» ролей, которое существует в их совместной деятельности. Обязательное условие для диагностики детей — их умение читать. Тестирование рекомендуется проводить индивидуально.
Инструкция: разложи по три карточки на три группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.
Наглядный материал: девять карточек; на каждой написано по одному слову: «карась», «орел», «овца», «перья», «чешуя», «шерсть», «летать», «плавать», «бегать».
Оценка результатов
1-й вариант:
а) «карась», «орел», «овца»;
б) «бегать», «плавать», «летать»;
в) «шерсть», «перья», «чешуя».
В этом варианте выделены общие существенные признаки. Преобладает вторая сигнальная система. Мыслительный тип. Логическое мышление. Доминирование левого полушария.
2-й вариант:
а) «карась», «плавать», «чешуя»;
б) «орел», «летать», «перья»;
в) «овца», «бегать», «шерсть».
Здесь предметы и явления обобщены по их функциональным признакам. Преобладает первая сигнальная система. Художественный тип. Образное мышление. Доминирование правого полушария. Синтезирование целостного образа.
3-й вариант:
одновременное выполнение 1-го и 2-го вариантов теста. Смешанный тип.
Проба Н.И. Озерецкого на динамический праксис«Кулак—ребро—ладонь»
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе.
Задание доступно детям 6 лет и старше. Данный тест чувствителен не только к поражению двигательных систем (премоторных отделов), но и к неспецифическому дефициту сукцессивных функций. Первый и второй варианты расстройств порождают разные виды ошибок. В первом случае страдает переключение с одного движения на следующее в автоматизированном режиме: ребенок повторяет движение или делает большие паузы между ними. Во втором случае дети путают последовательность движений или пропускают некоторые из них. Предположительно затруднения в данном задании можно связать с левополушарной недостаточностью.
Степень сохранности премоторной зоны
Проба на перебор пальцев проводится следующим образом: испытуемый на двух руках одновременно соприкасаетпоследовательно большой палец с остальными. Сначала движения выполняются от указательного пальца к мизинцу, затем от мизинца к указательному пальцу. Оценивается точность, дифференцированность движений пальцев и способность к переключению с одного движения на другое (отсутствие застреваний). Каждая синкинезия штрафуется одним баллом.
Критерии оценки:
5 баллов — правильно и быстро;
4 балла — правильно, но медленно;
3 балла — дезавтоматизация движений на истощении;
2 балла — персеверации (повторение) на истощении;
1 балл — выраженные персеверации (застреваемость на отдельных позах).
Проба на пальцевыйгнозис и праксис
Ребенку предлагается, не глядя на свою руку, вслед за экспериментатором воспроизводить различные положения пальцев:
Все пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь повернута вперед;
1-й палец поднят вверх, остальные собраны в кулак;
указательный палец выпрямлен, остальные собраны в кулак;
2-й и 3-й пальцы расположены в виде буквы Y;
2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак;
2-й и 3-й пальцы скрещены, остальные собраны в кулак;
2-й и 3-й пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы Y, а 1, 4 и 5-й пальцы собраны в кулак («зайчик»);
1-й и 2-й пальцы соединены кольцом, остальные выпрямлены.
Оценивается положение каждой позы в штрафных баллах:
поза не выполнена — 1 балл;
поза воспроизведена не точно — 0,5 баллов;
замедленное воспроизведение позы (поиск нужных движений) — 1 балл;
поиск нужных движений продолжается от 10 до 30 с — 2 балла;
поиск нужных движений продолжается более 30 с — 3 балла.
Выполнение этого упражнения в значительной степени зависит от кинестетического анализатора и «схемы тела» (А.Р. Лурия). Зарубежные исследователи рассматривают нарушение данных операций как одно из проявлений синдрома Герстманна. У взрослых синдром Герстманна наблюдается при поражении теменных зон коры доминантного по речи полушария.
Речевой вариант пробы Хеда
1. Простая ориентировка. Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо только с левой руки), покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет — прекращают.
2. Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой — за правое ухо, правой рукой — за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».
Критерии оценки:
3 балла — выполнены оба задания;
2 балла — выполнена только простая ориентировка;
1 балл — не выполнено ни одного задания. Выполнение пробы затруднено у детей с левополушарной недостаточностью и у детей, страдающих дислекцией.
Используемая литература:
1.Визель Т.Г.- Основы нейропсихологии.М.- 2019.
2. Сиротюк А.Л. - Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения- М.: ТЦ. 2008
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.