Методы, формы, средства организации деятельности воспитанников
Для повышения интеллектуально-познавательных способностей детей в своей работе я активно применяю следующие современные образовательные технологии и методы:
Здоровьесберегающие технологии;
Игровые технологии;
Технология «Клубный час» - работа в творческих мастерских;
Групповой сбор,
Организация ДО по центрам активности
Технология деятельностного подхода
ИКТ
В зависимости от способа организации деятельности воспитанников, применяю методы (способствующие приобретению новых знаний; формирующие умения и навыки; проверяющие и оценивающие знания):
1. Методы организаций и осуществления учебно-познавательной деятельности
а) по источникам:
- словесные (рассказ, беседа, объяснение, разъяснение, поручение, анализ ситуаций, обсуждение, работа с книгой).
- наглядные (показ, демонстрация, иллюстрирование),
- практические (упражнения (устные, графические, двигательные (для развития общей и мелкой моторики) приучение, трудовые, технические и творческие действия)
б) по логике: индуктивные, дедуктивные
в) по мышлению: репродуктивные, проблемно-поисковые, исследовательские
2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, дискуссии, создание ситуаций успеха, разъяснение, поощрение и порицания
3. Методы контроля и самоконтроля
Форма обучения: групповая, индивидуальная, коллективная
Форма организации обучения: НОД (доминантные, традиционные, интегрированные, тематические), игровая ситуация, чтение, мастерская, коллекционирование (разных видов театр.кукол), экскурсия, праздники и развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность. Нестандартные формы проведения занятий – занятие-сказка, занятие-путешествие, занятия – викторины, занятие-сюрприз, конкурсы, беседы, соревнования, игры, викторины, репортажи. Для организации деятельности воспитанников использую информационно-ресурсное обеспечение образ процесса – совокупность технологических средств, информационных и коммуникационных технологий: компьютер и мультимедийные проекторы.
Средства: визуальные (зрительные-предметы, игрушки, картинки и т.д.), аудиальные (слуховые-магнитофон, музыкальные инструменты, аудиозаписи), аудиовизуальные (зрительно-слуховые – видеофильм, музыкальная презентация, звуковой фильм, телевидение), словесные (книги, энциклопедии), поэтические и прозаические произведения (стихотворения, литературные сказки, рассказы, устное (печатное) слово: фольклор: песни, потешки, заклички, сказки, пословицы, былины, картотека возможных игровых и проблемных ситуаций в том числе предполагающих додумывание концовки воспитанников; шаблоны, полуготовые и промежуточные варианты раздаточного материала, разрезные картинки, пазлы.
Одним из главных психолого-педагогических условий для успешной реализации программы ФГОС ДО, является применение в образовательном процессе методов, средств, форм, работы с детьми, которые полностью соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям.
В нашем МБДОУ мы используем наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами. Процесс обучения детей строится, опираясь на наглядность в обучении, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.
Методы организации обучения в ДОУ.
Метод обучения – это способ, упорядоченный взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемых, направленный на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
В своей работе использую различные методы:
1. Наглядные: наблюдение; рассматривание картин; демонстрация мультфильмов, видеофильмов; некоторые приемы обучения, в отдельных случаях выступающие в качестве самостоятельных методов: показ образца задания, способа действия и др.
2. Практические: упражнения; игровой метод; элементарные опыты; моделирование. Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно—действенных и наглядно—образных формах мышления во взаимодействии со словесно—логическим мышлением.
3. Словесные: рассказы воспитателя; рассказы детей; чтение художественных произведений детям; беседы; сочинение сказок, рассказов совместно с детьми
Все три группы методов используются в обучении на протяжении всего дошкольного возраста.
Для решения воспитательных задач выбираю разные сочетания методов (приемов) и средств и форм воспитания. Этот выбор, прежде всего, зависит от специфики поставленных целей и задач.
Создаю специальные условия, ситуации и обстоятельства, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер.
Организовываю совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру.
Погружаемся в мир народных традиций, фольклорного творчества, чтение художественной литературы.
Форма организации обучения
Форма организации обучения - это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме. Так как ведущей деятельностью ребенка в детском саду является игра, все формы и методы организации деятельности детей проходят через игру. Виды игр: сюжетная игра, игра с правилами, подвижная игра, театрализованная игра (драматизация и режиссерская, дидактическая игра.
Основной формой обучения в детском саду является непосредственно организованная образовательная деятельность. Образовательная деятельность организуется и проводится педагогом в соответствии с программой по которой работает детский сад. Наш детский сад работает над программой под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой и М. А. Васильевой «От рождения до школы». В соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями» планируется работа с детьми. Непосредственно образовательная деятельность может быть нескольких форм: фронтальная форма, индивидуальная форма, групповая.
Фронтальная форма – это работа педагога со всей группой детей. Достоинством формы является – четкая организованная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения.
Групповая (подгрупповая, коллективная) - группа делится на подгруппы. Основанием для комплектации служит: личная симпатия, общность интересов, но не уровень развития.
Особенно детям нравится работать в наших творческих мастерских по интересам детей. На базе нашего детского сада функционируют следующие мастерские: «Мастерская по изготовлению кукол оберегов по народной культуре (семейские), Мастерская по ИЗО, Мастерская «Волшебный песок», «Мастерская «Забавы русской старины»(народные игры), Мастерская по лего-конструированию. Все мастерские работают по технологии «Клубного часа)
Индивидуальная – позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства, однако требует от ребенка больших нервных затрат, создает эмоциональный дискомфорт, ограничение сотрудничества с другими детьми.
При выполнении организованной образовательной деятельности выделяют три части занятия: Первая часть – введение детей в тему занятия, четкая постановка цели, объяснение того, что ребенок должен сделать. Вторая часть – это непосредственно выполнение работы ребенком, самостоятельная деятельность детей. Третья часть – это подведение итогов, анализ выполнения задания и его оценка.
Средства организации деятельности детей.
Средства обучения - это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Средства обучения и воспитания, используемые в нашем детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:
· печатные (книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
· электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
· аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях);
· наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
· демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
· учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.);
· тренажёры и спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).
· Наглядные пособия классифицируются на три группы:
· объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);
· печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники)
· проекционный материал (видеофильмы, слайды, презентации и т.п.)
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Требования ФГОС ДО к условиям реализации программы исходят из того, что эти формы и методы работы с дошкольниками должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Мы даем возможность каждому воспитаннику полноценно прожить период дошкольного детства.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.