Методы и формы организации самостоятельной работы обучающихся: проблемы, подходы, решения
Новые социальные условия в России, Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения предполагают введение в образовательный процесс эффективных дидактических средств, гарантирующих достижение конкретного результата на основе деятельностного подхода.
Традиционная модель подхода к самостоятельной деятельности предполагает работу, выполняемую обучающимися под руководством учителя по его заданию в специально отведенное для этого время, где учитель является субъектом, а ученик – объектом самостоятельной деятельности, исполнителем. В этом случае самостоятельная деятельность обучающихся носит воспроизводящий характер.
Инновационная модель самостоятельной работы перераспределяет роли учителя и ученика. Здесь деятельность участников учебного процесса характеризуется «субъект-субъектным» отношением. Она рассчитана на творческую деятельность учителя и на активную познавательную деятельность ученика, где учитель выступает в роли координатора, а функциональные полномочия ученика в учебном процессе заключаются в самоцелеполагании, самоанализе, самопланировании, самоорганизации, самоконтроле, самооценке и саморегуляции. Это взаимозависимая корпоративная деятельность ученика и учителя. Самостоятельная деятельность школьника в этом случае имеет преобразующий характер.
При организации самостоятельной работы обучающихся учитываю возрастные особенности школьников, определяю их ведущую деятельность и вырабатываю формы взаимодействия учителя и ученика. Процесс формирования навыков самостоятельной деятельности идет постепенно, усложняясь на каждом уровне обучения.
В начальной школе учитель работает над формированием навыков самостоятельности. Ведущая деятельность обучающихся – активность, быстродействие, мотивация к учебной, игровой деятельности, а формы взаимодействия учителя и ученика – опека, перерастающая в наставничество. Познавательно-самостоятельная деятельность обучающихся носит воспроизводящий характер, когда ученик самостоятельно, без помощи учителя должен уметь переписывать, подбирать необходимый материал, заучивать наизусть стихи, отвечать на вопросы, направленные на простое воспроизведение полученных знаний. Ученики приобретают необходимые умения и навыки в соответствии с их возрастными особенностями. Уровень образованности обучающихся в начальной школе характеризуется грамотностью.
На уровне основного общего образования деятельность школьника усложняется. Идет формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать. Задача учителя – через использование активных форм обучения сформировать умения делать выводы, учиться мыслить, проводить аналогии. Здесь форма взаимодействия учителя и обучающихся поднимается на более высокую ступень – партнерство, перерастающее в сотрудничество. Уровень образованности обучающихся на уровне основного общего образования – функциональная грамотность.
И, наконец, на уровне среднего общего образования, обучающиеся осознанно выбирают деятельность, умеют ставить и решать поисковые творческие задачи, владеть самоконтролем, самооценкой, самопроектированием. Самостоятельная деятельность из воспроизводящей перерастает в преобразующую, когда в ходе беседы, лекции учитель ставит перед обучающимися проблемные задачи, несущие в себе поиск, когда ученик самостоятельно подбирает материал для аргументации. Формой взаимодействия учителя и ученика на уровне среднего общего образования является сотрудничество и содружество. Уровень грамотности обучающихся – компетентность.
Для старшего возраста обучающихся характерен рост интеллектуального уровня. Умственная целенаправленная познавательная деятельность старшеклассников приобретает активный, творчески-познавательный и исследовательский характер. Задача учителя на этом завершающем этапе обучения – формирование научного стиля мышления как необходимого компонента самообразования, умения самостоятельно добывать знания.
Все это предполагает, во-первых, планирование самостоятельной работы на всех этапах урока: при актуализации знаний, объяснении, закреплении нового материала и при продумывании формы домашнего задания, включающее в него элементы поиска.
Во-вторых, важным становится при организации самостоятельной деятельности индивидуально-дифференцированный подход, опирающийся на учет здоровьесберегающих требований организации учебно-воспитательного процесса:
Анкетирование обучающихся, отражающее отношение школьников к различным формам учебной деятельности, помогло мне выделить третий принцип организации самостоятельной работы обучающихся на уровне основного и среднего общего образования – приоритет нестандартных (инновационных) подходов к организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, в основу которых положено участие и взаимодействие школьников в рамках учебного труда. При этом имеет место использование нестандартных технологий обучения, применение наиболее продуктивных методов: эвристический (когда обучающиеся сами выбирают действия для решения поставленных учителем целей), творческий (при котором ученики сами ставят цель самостоятельной работы и ищут пути ее решения также самостоятельно).
Использование инновационных технологий, таких как метод проектов, который может быть по содержанию монопредметным, межпредметным, надпредметным (выход за рамки предмета, например, «Дом, в котором я хочу жить», «Школа будущего», издание школьной газеты и др.), модульное обучение, медиаобразование, ТРИЗ и прочее требуют учитывать возрастные особенности школьников.
Одним из составляющих элементов выработки самостоятельности на уровне основного и среднего общего образования является творческая интеграция смежных предметов – это четвертый важный принцип организации самостоятельной работы школьников.
Системная работа по данной проблеме
позволила создать модель формирования умений и навыков обучающихся при
организации самостоятельной и поисково-исследовательской деятельности,
основанная на критериях и основных показателях деятельности обучающихся.
Условия организации самостоятельной работы школьников требуют обновления форм
контроля за результатами этой работы (это контроль учителя, взаимоконтроль и
его варианты, самоконтроль и его виды), что предполагает разноуровневые задания
по предметам (они планируются исходя из общеучебных и интеллектуальных умений и
навыков).
Здесь ученик участвует в процессе оценивания своих учебных достижений, а также результатов деятельности соклассников. Все это способствует развитию адекватной самооценки творческих способностей и в целом самоорганизации, формирует субъектную позицию ученика в образовательном процессе.
С целью эффективного управления качеством обучения, в частности организации самостоятельной работы, используется система педагогической диагностики, одной из основных задач которой является своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса.
Таким образом, основные принципы самостоятельно-познавательной деятельности обучающихся – это преемственность и результативность.
Результативность самостоятельной работы – это формирование компетентностного, способного к самостоятельной, активной умственной деятельности выпускника, обладающего нестандартным мышлением, креативностью, сознающего собственную самоценность, умеющего видеть проблему, осуществлять выбор, способным планировать свою жизнь в соответствии с целями, принимать решения.
Организация образовательного процесса в школе должна позволить ученику стать субъектом самостоятельной познавательной деятельности, учителю – активным руководителем учебного процесса и автором собственной методической системы, а школе – саморазвивающимся, инновационным учреждением образования.
Педагогическая ценность самостоятельной работы зависит и от того, каким образом организована деятельность учащихся. Форма организации — это определенная расстановка участников учебного процесса, способы взаимодействия учителя и учащихся, самих школьников между собой.
Учащиеся при выполнении самостоятельной работы не всегда могут получить своевременную помощь от учителя, поэтому необходимо тщательно продумывать планы уроков, определять содержание и место самостоятельной работы, формы и методы её организации. Только в этом случае самостоятельная работа будет выполняться учащимся сознательно. При этом необходимо продумывать уровень сложности и объем работы, трудности, возможные ошибки, которые могут возникать у детей в ходе её выполнения.
В самостоятельной работе детей большое место занимает репродуктивная деятельность.
Обязательным условием является индивидуализация самостоятельных заданий, то есть их посильность, учет меры сложности для каждого ребенка или группы детей, имеющих почти одинаковый уровень развития.
Успешность выполнения задания зависит от развития воли ребенка, навыков саморегуляции действий детей. Важно уметь вовремя прийти на помощь, поддержать желание выполнить работу до конца, снять напряжение и усталость. Минутный отдых, переключение внимания вызывают эмоциональный подъем, активизируют мышление, позволяя вновь сосредоточиться на выполнении задания.
Сформировать у детей необходимые навыки учебной деятельности позволяет умелое сочетание индивидуальной, групповой, фронтальной работы. Выбор формы работы зависит от цели, сложности заданий, уровня сформированности учебной деятельности и возможностей каждого ребенка. Если задание простое и посильно для всех, оно дается всей группе, и каждый выполняет его самостоятельно.
Для индивидуальной самостоятельной работы, должны быть подготовлены специальные дидактические пособия. Они должны содержат задания разной трудности.
Можно выделить следующие виды самостоятельной работы на уроках математики:
1) работы, организуемые с целью изучения нового материала;
2) работы, нацеленные на повторение, закрепление знаний;
3) работы, организуемые с целью применения знаний и формирования умений;
4) обобщающие самостоятельные работы;
5) проверочные самостоятельные работы.
Фронтальная форма организации самостоятельной деятельности наиболее целесообразна, когда учащиеся приступают к изучению темы, тогда важно создать определенный настрой, вызывать интерес к новой теме. Также важна и полезна она на начальном этапе формирования умений, когда учащиеся овладевают способами выполнения задания по образцу.
Фронтальная работа по сравнению с индивидуальной и групповой позволяет учителю легче решать некоторые организационные вопросы, так как фронтальную работу можно провести в классе не имея карточек и других раздаточных материалов. Два, три задания могут быть указаны на доске, в задачнике или учебнике.
Традиционно самостоятельной работы рассматривается как индивидуальная познавательная деятельность ученика. Работая самостоятельно, ученик продвигается своим темпом, не связан с классом. Он должен проявить при этом максимум усилий ответственности, рассчитывая на собственные силы. Индивидуальная работа требует настойчивости, усидчивости, упорства в преодолении трудностей. Под индивидуальной самостоятельной работой следует понимать такую, которая предусматривает выполнение индивидуализированных заданий и исключает сотрудничество учащихся. Задания могут быть сформулированы и предложены учителем как обязательные. Наряду с ними важны альтернативные задания, которые ученик может выбрать добровольно. Этот подход –примечательная черта демократизации обучения.
При анализе общей структуры темы, учитель заранее определяет для себя: какие вопросы учащиеся могут усвоить самостоятельно, какие задания будут предложены с целью формирования обще–учебных умений, задания репродуктивного и творческого характера, направленные на развитие специальных умений, индивидуальных особенностей учащихся, формы организации коллективной самостоятельной деятельности на уроках математики (работа в парах). В тематическом плане важно отметить логическую последовательность работ, их разнообразие и усложнение. Второй этап планирования самостоятельной работы на уроках математики связан с подготовкой учителя к конкретным урокам. Важно продумать организацию, методическую инструментовку в зависимости от педагогической ситуации и особенности класса. Поэтому в поурочном плане учителя могут указать: место самостоятельной работы в структуре урока; задания (их направленность и содержание);время, выделяемое для выполнения заданий. В начале урока оправданы непродолжительные работы, рассчитанные на 5–10 мин. чтобы включить весь класс в активную деятельность, мобилизовать внимание, память, мышление учащихся, создать рабочий настрой. Предлагая задания, аналогичные тем. которые учащиеся выполняли дома, учитель имеет возможность убедиться, кто из ребят справляется с заданием самостоятельно, кто допускает ошибки, затрудняется. Наряду с этим выясняется готовность класса к усвоению нового материала, к выполнению более сложных заданий. Такого рода самостоятельные работы носят и проверочный характер, так как направлены на выявление и актуализацию опорных знаний и умений, что служит подготовкой к усвоению нового материала.
Определить место самостоятельной работы на уроке означает также рассчитать время, необходимое для её выполнения. Несоответствие объема работы, выделяемому времени один из недостатков её организации. Завышение объема работы вызывает у ребят состояние тревожности, поспешность в действиях, неудовлетворенность качеством выполнения заданий. С другой стороны наблюдается и недооценка возможностей отдельных учащихся, в результате чего постоянно создаются ситуации, при которых часть класса справляется с заданиями раньше других.
Нередко учителя пытаются найти выход из положения, предлагая учащимся из максимального объема работы сделать столько, сколько, кто успеет. Каждый ученик, конечно, будет стараться одолеть весь объем работы. Некоторые с этим справляются легко и без ущерба для дела, другие – спешат, проявляя небрежность, или допускают ошибки, работают, не вдумываясь глубоко в содержание заданий. Наиболее эффективно эта проблема решена при дифференцировании заданий, определяющих нагрузку, которые соответствуют индивидуально–типическим особенностям учащихся.
Дифференцированный подход к учащимся при планировании содержания и объема самостоятельной работы на уроках математики — один из возможных путей устранения перегрузки.
Основная цель обучения – научить каждого ученика самостоятельно добывать знания, формировать навыки. Известно, что каждый ученик усваивает знания в зависимости от своих умственных способностей, памяти, темперамента, навыков учебного труда. Так как уровень знаний, познавательных способностей не у всех детей одинаковый, то на уроках при коллективной форме работы необходим дифференцированный подход в подборе заданий. Упражнения должны отличаться простотой, краткостью математического языка. Начинать работу следует с более простых упражнений, постепенно продвигаясь к более сложному.
Учет индивидуальных особенностей учащихся в обучении, являясь общим дидактическим принципом, распространяется на работу по подготовке учащихся к самообразованию. Одним из эффективных путей учета в обучении индивидуальных различий является дифференцированный подход. Он важен и в плане развития познавательной самостоятельности и формирования у учащихся стремления к самообразованию. Дифференцированный подход предлагает мысленную разбивку учащихся на группы с учетом максимальных познавательных возможностей каждого. Наиболее часто используется отнесение учащихся к тем или иным группам, с учетом их образовательной подготовленности (сильные, средние, слабые). Но это не исключает группировку учащихся и по другим признакам. Дифференцированный подход к обучению означает, что учащимся дают задания различного уровня трудности. Причем самый низкий по трудности уровень соответствует требованиям учебной программы.
Следует сказать о том, что дифференцированный подход сочетается с индивидуальным. Дифференцированные задания должны быть подготовлены к уроку заранее: записаны на доске, таблицах, карточках. Их следует разделить на два вида:
1. Обязательные задания. Они способствуют умению правильно применять изученное правило для обработки вычислительного навыка; их должно быть ограниченное количество и они должны быть посильны каждому ученику.
2. Дополнительные задания. Они рассчитаны на тех детей, которые справились с обязательным заданием и у них есть время для дополнительных заданий. Это могут быть задания повышенной трудности.
При составлении карточки необходимо учитывать подготовленность ииндивидуальные особенности каждого ученика. В некоторых случаях необходимо увеличить объем работы, в других предложить задание творческого характера. На уроках математики можно использовать карточки для самостоятельной работы для детей с сильной успеваемостью и детей «слабых».
Самостоятельная работа может проводиться на любом этапе урока. Все зависит от цели, с которой она проводиться. Если с целью проверить, как дети справляются с домашним заданием, то она дается в начале урока, при этом берутся задания аналогичные тем, которые были даны на дом. По времени она занимает 5–10 минут. Если самостоятельная работа проводится с целью посмотреть, как дети усвоили новый материал, то она дается на этапе закрепления. По времени она занимает 5–10 минут. Такие самостоятельные работы даются детям в том случае, если новый материал был не очень сложным. Самостоятельные работы на этапе работы над пройденном материалом занимают 15–20минут.
Для индивидуальной самостоятельной работы учителем должны быть подготовлены специальные дидактические пособия. Они должны содержать задания разной трудности. Результативность самостоятельной работы на уроке математике зависит от умелой постановки цели. В них проектируются близкие и отдаленные результаты учения, которые достигаются в процессе выдвижения и решения конкретных познавательных задач.
Даже самая небольшая и несложная самостоятельная работа, планируемая на урок, должна подчиняться общим целям и преодолевать конкретную цель.
Систематически проводимая самостоятельная работа при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний. Организация выполнения учащимся разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.
При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у школьников умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков. Таким образом, самостоятельная работа является неотъемлемой частью учебного процесса. Самостоятельная работа – это высшая работа учебной деятельности школьника и является компонентом целостного педагогического процесса, поэтому ей присущи такие функции, как воспитательная, образовательная, развивающая.
Таким образом, во время обучения ученик должен получить высокий уровень самостоятельности, который поможет ему справиться с различными заданиями в процессе его развития.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.