Методы и формы подготовки обучающихся к ГИА

Методы и формы подготовки обучающихся к ГИА

docx
08.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Методы и формы подготовки к ГИА.docx

Методы и формы подготовки обучающихся к ГИА.

ГИА по биологии в 11классе ( экзамен по выбору ) и 9 классе.

является формой государственного контроля результатов обучения и позволяет установить уровень освоения государственных образовательных стандартов .Дает возможность продолжить образование в ВУЗах  биологической направленности.

Как же подготовить учащихся к сдаче экзаменов  ГИА -9?

Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, умений и навыков, а также качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность

Психологическая подготовка (состояние готовности – «настрой», внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможности личности  для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

Содержание информационной работы в процессе подготовки к ГИА с учащимися:

  • инструктаж учащихся: процедура проведения ГИА; правила поведения на экзамене; знакомство со структурой и содержанием экзаменационных заданий.
  • информирование o порядке проведения подготовки к экзамену;
  • информирование об основных требованиях, предъявляемых к знаниям, умениям и навыкам выпускников основной и средней школы;
  • информирование  о необходимых материалах для занятий (учебники, рабочие тетради , сборники тестов и т.д.);
  • информирование учащихся  о сроках, формах (тесты, практические задания) и содержании контроля (периодичность, тематика);
  •  дополнительных индивидуально-групповых занятий
  • оформление информационного стенда «Готовимся к экзамену» (нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы сети Интернет по вопросам ГИА;

-наличие папки с Материалами по ГИА (нормативные документы, инструкции)

2) Индивидуальное консультирование учащихся

Необходимо начинать подготовку к итоговой аттестации уже с 6 класса, когда изучаются темы, вошедшие в кодификатор, и целенаправленную подготовку с 8 класса,

При планировании повторения рекомендуется учитывать уровень индивидуальной подготовки учащихся. индивидуальных  тематических планов для самостоятельной и индивидуальной работы с учащимися. Как правило, у каждого из ребят индивидуальный уровень подготовленности и это требует конкретной работы с каждым учеником.

При этом класс необходимо разделить на 3 группы и использовать систему разноуровневого обучения.

Пример деления класса для подготовки к ГИА по предмету .

1 группа .Группа «риска » - учащиеся, которые могут не набрать минимальное количество баллов, подтверждающее освоение основных образовательных программ среднего (основного и полного) общего образования

2. группа. Учащиеся, которые при добросовестном отношении могут набрать минимальное количество баллов, подтверждающее освоение основных образовательных программ среднего (основного и полного) общего образования

Дополнительные индивидуальные занятия по предмету; Организация самостоятельной и индивидуальной работы с учащимися в соответствии с индивидуальным уровнем подготовки (конкретная работа с каждым учеником)*.

3.Учащиеся-претенденты на получение высоких баллов.

       Как подготовить ученика к успешной сдаче экзамена? Как достичь той вершины, когда ученик уверен в своих силах и без страха идет  на ГИА? С чего начинать и как организовать подготовку к экзаменам? Как повысить качество преподавания и результативность учащихся во время итоговой аттестации выпускников? Эти вопросы постоянно возникают перед каждым учителем, который работает в выпускных классах. Подготовка к ГИА очень сложная и кропотливая работа и для учителя и для учащихся. В настоящее время проблема подготовки к  ГИА очень актуальна.Разный уровень подготовки имеют учащиеся одного класса, он может зависеть от того, намерен ли ученик продолжать обучение, и будет ли его обучение связано с биологией. Кроме того, готовность ученика к экзамену включает не только умение выполнять предложенные задания, но и умение выбрать задания, которые решить под силу, и наличие навыков самоконтроля, умение правильно распорядиться отведенным на экзамене временем, способность настроить себя психологически, сконцентрировать внимние, управлять своими эмоциями. Все эти аспекты требуют от учителя разной методики подготовки учащихся к экзамену. Успешно освоить предмет и пройти итоговую аттестацию возможно лишь при систематических занятиях и эффективной организации учебного процесса на протяжении всего изучения курса с 5 по 9 класс.

Но  основная подготовка начинается в 9 классе, когда сдают экзамен по биологии .

1. Сначала изучаем нормативные  документы, определяющие содержание и структуру обучения биологии, основные требования, предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам учащихся, а также  познакомить обучающихся со структурой, содержанием и критериями оценки экзаменационной работы.  Распределяю учебный материал таким образом:

В процессе повторения разделов «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» и «Животные» основное внимание  уделяю  работе с изображениями организмов и их отдельных частей. Учащиеся должны научиться узнавать наиболее типичных представителей  животного и растительного мира, определять их принадлежность к  типу, отделу, классу.

В системе повторения центральное место занимает  раздел «Человек и его здоровье», так как половину всех заданий  составляют  вопросы, проверяющие знания строения, жизнедеятельности и гигиены человека. Экзамен начинается с чтения и осмысления вопроса, при  подготовке учащихся к экзамену учимся   читать формулировки вопросов, обращать внимание на глубину постановки проблемы.

Следующее направление - это работа на уроках. При организации повторения планирую уроки с обязательным повторением содержания разделов курса, пройденных в предыдущие годы.    Так же я провожу  различные формы текущего контроля использовать задания, аналогичные заданиям ГИА. Основной акцент при проверке уделяю направлению на выявление следующих умений: обосновывать биологические процессы и явления, доказывать единство и развитие органического мира; сравнивать наследственность и изменчивость организмов; определять нормы здорового образа жизни, поведения человека в природе; просчитывать последствия глобальных изменений в биосфере; устанавливать взаимосвязи строения и функций на уровне клеток, тканей, систем, целостного организма и экосистемы; находить причинно-следственные связи в природе; формулировать выводы на основе знаний, полученных на уроках биологии.  На уроках я применяю новые информационные технологии, что позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения, а также более качественно подготовить к ГИА.

Применение информационных технологий при подготовке к ГИА имеет много преимуществ: сочетание звука, изображения и интерактивности позволяет достичь наилучшего восприятия, усвоения и закрепления материала выпускниками, система обратной связи позволяет оперативно провести контроль и оценку знаний.

Подготовка учащихся к экзаменам с помощью ИКТ может осуществляться как в рамках  школьного урока, так и во внеурочной деятельности (через элективные курсы, факультативы, индивидуальные занятия и консультации), а также через  дистанционное обучение, используя готовые электронные продукты, создавая мультимедийные презентации, применяя ресурсы сети Интернет.

Для более успешной подготовки в 9 классах добавлен один час

Важным  направлением  в процессе подготовки учащихся является систематическая работа непосредственно с тестовыми заданиями. В первую очередь отрабатываю  и  закрепляю знания и умения базового уровня.  Для этих целей использую  различные виды тестовых заданий.

Тестовый контроль меня привлекает тем, что  – это оперативная проверка качества усвоения, немедленное исправление ошибок, высокая степень объективности получаемых результатов, восполнение пробелов. Таким образом, это дает возможность учителю быстро провести проверку знаний учащихся и без лишних затрат времени и сил обработать полученную информацию. Еще одним преимуществом тестов по сравнению с другими формами контроля является то, что все учащиеся находятся в равных условиях, позволяющих объективно сравнивать их достижения; исключается субъективность учителя. Использование тестовых заданий позволяет учителю определить, как ученики овладевают знаниями, умениями и навыками, а также проанализировать свою педагогическую деятельность. Учащиеся смогут узнать о своих достижениях или пробелах в учении, сравнивать свои результаты с эталоном, тем самым у школьников развивается самоконтроль.

Существует необходимость проведения разъяснительной работы с родителями  по оказанию психологической помощи учащимся и созданию благоприятной домашней обстановки в период подготовки и проведения ГИА,а также систематического контроля  с их стороны за качеством подготовки к экзаменам  и т. д. 

Таким образом, будущие выпускники могут почувствовать на себе особенности ГИА, настроиться на нужную волну и успешно сдать экзамен самостоятельно.

Необходимо чтобы современный девятиклассник относился к государственной итоговой аттестации как к серьезному жизненному испытанию .

Результативность сдачи ГИА  во многом определяется тем, насколько эффектно сформирована  у обучающихся самостоятельность, ответственность и готовность к получению знаний, осознание их востребованности в дальнейшей жизни..

«Дорогу осилит идущий».

Система подготовки учащихся к ГИА по биологии

                ·Цель: создание условий для реализации прав учащихся на качественное образование в ходе подготовки и проведения итоговой аттестации.

                ·Задачи: 
• осуществить информационное, методическое, психолого-педагогическое обеспечение итоговой аттестации выпускников 9  и 11 классов;

                 выявить соответствие подготовки выпускников требованиям образовательных стандартов;·

                 обеспечить психологический комфорт и правовую защищенность всех участников образовательного процесса в ходе проведения итоговой аттестации. продемонстрировать алгоритм формирования и совершенствования у обучающихся знаний и умений по биологии   .

 При подготовки к итоговой аттестации я придерживаюсь следующих задач.   ·

Основные задачи  подготовки к итоговой аттестации:

 1.Закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся по всем основным разделам курса биологии изучаемым в школе.                                                                            

2.Развивать познавательный интерес, интеллектуальные способности в процессе поиска решений.                                                                                                

3.Формировать индивидуальные образовательные потребности в выборе дальнейшего  профессионального обучения .           

 Формы контроля:  многовариантное тематическое тестирование;                                                         

- применение онлайн тестирования на уроке и дома.                                              

-  самостоятельная работа учащихся на уроке и дома;                                              

 Ожидаемыерезультаты:                                                                             1.Полученные знания должны помочь учащимся: успешно сдать экзамен по биологи;                                      

  2. Определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей;                               

 В процессе обучения на консультациях учащиеся приобретают следующее знания:                                

1. закрепляют и систематизируют знания по основным разделам пройденного курса биологии  5-9; 10-11 классов  общеобразовательной школы;                                      

2. отрабатывают применение теоретических знаний на практике решения заданий;                                        

3.формируют научную картину мира;                                                                                

Подготовку к аттестационному экзамену по выбору начинаю с первой четверти в 9 классе  основной школы  и в  10 классе старшей школы, провожу ее по нескольким направлениям.                                                                                

В процессе повторения разделов «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» и «Животные» основное внимание  уделяю  работе с изображениями организмов и их отдельных частей. Учащиеся должны научиться узнавать наиболее типичных представителей  животного и растительного мира, определять их принадлежность к  типу, отделу, классу.

В системе повторения центральное место занимает  раздел «Человек и его здоровье», так как и в предыдущие годы, половину всех заданий  составят вопросы, проверяющие знания строения, жизнедеятельности и гигиены человека. Экзамен начинается с чтения и осмысления вопроса, при  подготовке учащихся к экзамену на консультациях  учимся   читать формулировки вопросов, обращать внимание на глубину постановки проблемы, на диагностические функции задания.

Основное  направление это работа на уроках. При организации повторения планирую уроки с обязательным повторением содержания разделов курса, пройденных в предыдущие годы.    Так же я провожу  различные формы текущего контроля использовать задания, аналогичные заданиям ГИА.

Основной акцент при проверке уделяю направлению на выявление следующих умений: обосновывать биологические процессы и явления; доказывать единство и развитие органического мира; сравнивать наследственность и изменчивость организмов; определять нормы здорового образа жизни, поведения человека в природе; просчитывать последствия глобальных изменений в биосфере; устанавливать взаимосвязи строения и функций на уровне клеток, тканей, систем, целостного организма и экосистемы; находить причинно-следственные связи в природе; формулировать выводы на основе знаний, полученных на уроках биологии.  На уроках я применяю  информационные технологии, что позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения, а также более качественно подготовить к ГИА.

Следующее направление в процессе подготовки учащихся является систематическая работа непосредственно с тестовыми заданиями. В первую очередь отрабатываю  и  закрепляю знания и умения базового уровня.  Для этих целей использую   тесты, созданные мной и авторскими разработками учителей.

  Большой объем знаний по разделу общей биологии объясняется тем, что в нем интегрируются, теоретически обосновываются фактические знания, раскрываемые в курсе биологии основной школы с позиции клеточной, хромосомной, эволюционной теорий, законов живой природы. Особое внимание уделяется контролю цитологических знаний, соответствующих теоретическим основам знаний процессов жизнедеятельности организмов, их размножения, онтогенеза, генетики, селекции, эволюции..

Многолетний опыт работы по данному направлению показал, что исключительно классно-урочной системы для подготовки к экзамену не достаточно для достижения нужного эффекта. Необходимы дополнительные занятия во внеурочное время и большая самостоятельная работа учащихся под руководством учителя.

 Итак, рассмотрим этапы подготовки учащихся на уроках и во внеурочное время. Во время проведения уроков необходимо уделять важное внимание  работе с терминами и основными  понятиями. Это позволит сформировать крепкую теоретическую базу знаний, что очень важно для выполнения заданий ГИА. Кроме того, важно хорошее знание основных биологических законов. Для освоения терминов можно использовать различные методы: словарная работа,  терминологические диктанты, составление и решение кроссвордов, тестовый контроль знаний и т.д. Еще одной формой работы на уроке может быть дифференцированная работа учащихся по индивидуальным карточкам-заданиям с разным уровнем сложности с использованием материалов ГИА. А так же эффективным средством является  тематический контроль знаний учащихся, построений на материалах и принципах ГИА. Это позволит  учащимся не только проверить свой уровень  усвоения знаний по пройденной теме, но и иметь возможность тренировки при решении типичных заданий.

          Внеурочная подготовка. Основная цель: выявить уровень знаний на данный момент  и определить западающие темы, определение тем и типов заданий, требующих доработки, составление индивидуальных  тематических планов для самостоятельной и индивидуальной работы с учащимися. Как правило, у каждого из ребят индивидуальный уровень подготовленности и это требует конкретной работы с каждым учеником.

          Хочется  добавить следующее: при подготовке к ГИА очень эффективно использование дополнительной литературы. Это могут быть учебники других авторов, учебники углубленного уровня изучения, пособия для поступающих в вузы, тренировочные материалы .

          Важным дополнением к работе по данному направлению является организация и проведение элективных курсов. Они  могут иметь разную тематику,  но должны придерживаться одной цели: углубленное и расширенное изучение основных биологических понятий и закономерностей.

 


 

скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)