Методы и приёмы формирования метапредметных компетенций учащихся
Презентацию подготовила
учитель МОУ «Средняя школа №8»
Головкина Елена Александровна
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
Регулятивные (организация учебной деятельности)
Познавательные (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные (социальная компетентность и учёт позиции других людей)
Метапредметные компетенции
- измеряемые способы действий, умения и навыки, обеспечивающие самостоятельную, субъектную позицию учащегося в ходе его образования в течение всей жизни и способствующие его самореализации в определенной сфере деятельности. Самоопределение и саморазвитие человека осмысляются как самые эффективные жизненные стратегии. Умение учиться становится одним из главных условий успешного жизненного самоопределения.
Образование – главный ресурс развития общества
Выдвинутая на мировом уровне стратегия – “образование на протяжении всей жизни человека” (взамен прежней установки “образование на всю жизнь” – меняет многие смысловые и ценностные ориентации, понимание сущности и структуры учения.
Результат развития метапредметных компетенций
Развивается:
культура сотрудничества;
культура работы с информацией;
диагностика, коррекция и развитие познавательных процессов как психологическое сопровождение формирования исследовательской деятельности;
умение как творческий процесс;
учение как саморазвитие.
Образовательные продукты:
Уровень развития метапредметных компетенций проявляется в образовательных продуктах:
а) внешних:
исследовательские работы;
рефераты;
книжки;
макеты;
задачники;
презентации;
карты;
сценические постановки;
поделки и т.п.
Образовательные продукты:
б) внутренних:
организационно-деятельностные умения;
способы познавательной деятельности;
коммуникативные навыки;
творческие способности.
Результатом обучения является формирование базовых качеств образованности человека
У учащихся появляется возможность:
быть ТВОРЧЕСКИМ, уметь по-новому смотреть на привычные вещи и ценящим инновации;
САМООПРЕДЕЛЯТЬСЯ, уметь брать на себя ответственность за свое образование;
РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ, уметь выбирать и использовать различные конструктивные способы их решения;
быть УВЕРЕННЫМ в своих возможностях и иметь высокую самооценку;
быть ТОЛЕРАНТНЫМ (эмоционально устойчивым), эмпатийно, доброжелательно относиться к многообразию жизни.
В специальной литературе есть разные трактовки терминов "метод обучения" и "прием обучения".
По сути — это способ взаимодействия учителя и учащихся, с помощью которого происходит передача знаний, умений и навыков.
Разница в том, что прием — это кратковременный способ, который предполагает работу с одним, конкретным ЗУНом.
А метод — процесс длительный, состоящий из нескольких этапов и включающий в себя множество приемов.
Признаки активных методов обучения
Методы и приемы активного обучения
Презентации — наиболее простой и доступный метод для использования на уроках. Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими учащимися по теме.
Кейс-технологии —Строится на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске решения.
Проблемная лекция — в отличие от традиционной, передача знаний во время проблемной лекции происходит не в пассивной форме. То есть учитель не преподносит готовые утверждения, а лишь ставит вопросы и обозначает проблему. Правила выводят сами учащиеся.
Дидактические игры — в отличие от деловых игр, дидактические игры регламентируются жестко и не предполагают выработку логической цепочки для решения проблемы.
Баскет-метод — основан на имитации ситуации. Например, ученик должен выступить в роли гида и провести экскурсию по историческому музею. При этом его задача — собрать и донести информацию о каждом экспонате.
Интерактивные методы обучения:
Что такое интерактивные методы обучения?
Методы и приемы интерактивного обучения
Методы и приемы интерактивного обучения
АМ начала урокаЦель : динамично начать урок, задать нужный ритм, обеспечить хорошую атмосферу в классе. «Поздоровайся локтями / глазами /ладошками», «Улыбка», «Галерея портретов
«Измерим друг друга» или «Летающие имена».
Рукопожатие - это символический жест открытости и доброй воли.
Контакт глазами, настраивает на позитивную обстановку.
Игра способствует созданию ощущения принадлежности к группе.
Возникает ожидание чего-то нового.
Является хорошей подготовкой к учебному процессу.
АМ выяснения целей, ожиданий и опасений Цель :выявить уровень ожиданий и опасений учащихся. «Фруктовый сад» , «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Солнышко и туча».
АМ выяснения целей, ожиданий и опасений Цель :выявить уровень ожиданий и опасений учащихся. «Фруктовый сад» , «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Солнышко и туча», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы»
позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.
«Дерево ОЖИДАНИЙ»
Учитель делит учащихся на 3-4 группы. Называет кратко тему занятия. Раздает группам разные яблочки. Дети в группах пишут на яблочках свои ожидания по теме (5-7 наиболее важных). Далее идет работа по теме занятия. В конце урока при подведении итогов работы по теме зачитываются ожидания учащихся. Если оно подтверждено на уроке, то на яблоню крепится яблочко.
Выясняется какие яблочки остались несобранными.
Прием «Корзина идей»
Для организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний.
Этапы работы:
Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по теме.
Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает об этом. Строго индивидуальная работа, (продолжительность 1-2 минуты). Затем происходит обмен информацией в парах или группах.
Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа 3 минуты) . В обсуждении ученики выясняют, в чем совпали мнения, из- за чего возникли разногласия.
Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны.
В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока.
Далее в ходе урока эти разрозненные факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Технология проведения - Учитель задаёт обучающимся вопросы, подводя их к цели и задачам урока. Учащиеся, отвечая на них, выясняют совместно с педагогом, что они уже знают по данной теме, а что нет. В ходе опроса карточки с написанными на них определениями (терминами), выставляются (или приклеиваются на скотч) на ту часть плаката, которая соответствует знаниям (или незнаниям) учащихся. Постепенно определениями (терминами) заполняются обе части плаката. Далее учитель обращает внимание детей на ту часть плаката, которая содержит материал (карточки с терминами), о котором (ых) ученики не знают (или знакомы с ним(и) в общих чертах). Учащиеся пытаются сформулировать цели и задачи урока . Примечание Продумать задание для учащихся, оно должно быть таким, чтобы подтолкнуть учащихся к постановке цели и задач урока, основываться на уже имеющихся знаниях учеников.
«Знаем - не знаем»
Цели использования метода - Учителю результаты применения метода позволят понять, что из спланированного на урок материала ученики знают, а что нет. На какие знания школьников можно опираться, давая новый материал. Обучающимся данный метод позволит определиться с целями и задачами урока.
Метод «Инфо-угадайка»
Цели метода : представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.
Время : Зависит от объема нового материала и структуры урока. Группы : все участники. Материал : подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.
Проведение : Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.
АМ презентации учебного материала
Цель: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания учащихся.
«Инфо-угадай-ка», «Мозговой штурм»,
«Пометки на полях» или «Инсерт».
+ знаю
не знаю, непонятно
? хочу узнать подробнее
! узнал новое
АМ обобщения знаний
«Автобусная остановка».
АМ :подведение итогов урока
Цель: эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.
«Мудрый совет»,
«Итоговый круг»,
«Вопрос - ответ»,
«Ромашка».
Благодарю за внимание
Образовательный портал «Мой университет» http://www.moiuniversitet.ru/list/e-courses/list_amo
свиток http://img-fotki.yandex.ru/get/6202/28257045.955/0_82f38_c3c8d96f_XL.png
фон http://img-fotki.yandex.ru/get/4706/28257045.5ec/0_6f5cf_5329c14_XL.png
чернильница http://24.media.tumblr.com/tumblr_lce2h9bo3s1qc05pbo1_500.jpg
пероhttp://www.gasi.archives21.ru/pics/baneri/%D0%E0%E4%E8%20%E6%E8%E7%ED%E8%20%ED%E0%20%E7%E5%EC%EB%E5/CD_kalend/images/%C2%EE%F1%EF%EE%EC%E8%ED%E0%ED%E8%E50.jpg
книга http://imgfotki.yandex.ru/get/4703/66124276.3c/0_69b95_7caac33a_L. png рамка http://s3.uploads.ru/5o8gm.png
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.