Методы и приёмы формирования метапредметных компетентностей учащихся в начальной школе.
Оценка 4.8

Методы и приёмы формирования метапредметных компетентностей учащихся в начальной школе.

Оценка 4.8
Семинары
pptx
30.08.2023
Методы и приёмы формирования метапредметных компетентностей учащихся в начальной школе.
Методы и приёмы формирования метапредметных компетенций Головкина Е.А. СОШ№8 — копия.pptx

Методы и приёмы формирования метапредметных компетенций учащихся

Методы и приёмы формирования метапредметных компетенций учащихся

Методы и приёмы формирования метапредметных компетенций учащихся

Презентацию подготовила
учитель МОУ «Средняя школа №8»
Головкина Елена Александровна

Компетенция

Компетенция

Компетенция

Компетентность

Компетентность

Компетентность

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ


Регулятивные (организация учебной деятельности)
Познавательные (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные (социальная компетентность и учёт позиции других людей)

Метапредметные компетенции - измеряемые способы действий, умения и навыки, обеспечивающие самостоятельную, субъектную позицию учащегося в ходе его образования в течение всей жизни и способствующие его…

Метапредметные компетенции - измеряемые способы действий, умения и навыки, обеспечивающие самостоятельную, субъектную позицию учащегося в ходе его образования в течение всей жизни и способствующие его…

Метапредметные компетенции
- измеряемые способы действий, умения и навыки, обеспечивающие самостоятельную, субъектную позицию учащегося в ходе его образования в течение всей жизни и способствующие его самореализации в определенной сфере деятельности. Самоопределение и саморазвитие человека осмысляются как самые эффективные жизненные стратегии. Умение учиться становится одним из главных условий успешного жизненного самоопределения.

Образование – главный ресурс развития общества

Образование – главный ресурс развития общества

Образование – главный ресурс развития общества

Выдвинутая на мировом уровне стратегия – “образование на протяжении всей жизни человека” (взамен прежней установки “образование на всю жизнь” – меняет многие смысловые и ценностные ориентации, понимание сущности и структуры учения.

Результат развития метапредметных компетенций

Результат развития метапредметных компетенций

Результат развития метапредметных компетенций

Развивается:
культура сотрудничества;
культура работы с информацией;
диагностика, коррекция и развитие познавательных процессов как психологическое сопровождение формирования исследовательской деятельности;
умение как творческий процесс;
учение как саморазвитие.

Образовательные продукты: Уровень развития метапредметных компетенций проявляется в образовательных продуктах: а) внешних : исследовательские работы; рефераты; книжки; макеты; задачники; презентации; карты; сценические постановки; поделки и…

Образовательные продукты: Уровень развития метапредметных компетенций проявляется в образовательных продуктах: а) внешних : исследовательские работы; рефераты; книжки; макеты; задачники; презентации; карты; сценические постановки; поделки и…

Образовательные продукты:

Уровень развития метапредметных компетенций проявляется в образовательных продуктах:
а) внешних:
исследовательские работы;
рефераты;
книжки;
макеты;
задачники;
презентации;
карты;
сценические постановки;
поделки и т.п.

Образовательные продукты: б) внутренних : организационно-деятельностные умения; способы познавательной деятельности; коммуникативные навыки; творческие способности

Образовательные продукты: б) внутренних : организационно-деятельностные умения; способы познавательной деятельности; коммуникативные навыки; творческие способности

Образовательные продукты:

б) внутренних:
организационно-деятельностные умения;
способы познавательной деятельности;
коммуникативные навыки;
творческие способности.

Результатом обучения является формирование базовых качеств образованности человека

Результатом обучения является формирование базовых качеств образованности человека

Результатом обучения является формирование базовых качеств образованности человека

У учащихся появляется возможность:
быть ТВОРЧЕСКИМ, уметь по-новому смотреть на привычные вещи и ценящим инновации;
САМООПРЕДЕЛЯТЬСЯ, уметь брать на себя ответственность за свое образование;
РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ, уметь выбирать и использовать различные конструктивные способы их решения;
быть УВЕРЕННЫМ в своих возможностях и иметь высокую самооценку;
быть ТОЛЕРАНТНЫМ (эмоционально устойчивым), эмпатийно, доброжелательно относиться к многообразию жизни.

В специальной литературе есть разные трактовки терминов "метод обучения" и "прием обучения"

В специальной литературе есть разные трактовки терминов "метод обучения" и "прием обучения"

В специальной литературе есть разные трактовки терминов "метод обучения" и "прием обучения".
По сути — это способ взаимодействия учителя и учащихся, с помощью которого происходит передача знаний, умений и навыков.
Разница в том, что прием — это кратковременный способ, который предполагает работу с одним, конкретным ЗУНом.
А метод — процесс длительный, состоящий из нескольких этапов и включающий в себя множество приемов.

Признаки активных методов обучения -активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным; -длительное время активности — учащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса;…

Признаки активных методов обучения -активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным; -длительное время активности — учащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса;…

Признаки активных методов обучения
-активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным;

-длительное время активности — учащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса;

-самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;

-мотивированность к обучению.

Методы и приемы активного обучения

Методы и приемы активного обучения

Методы и приемы активного обучения

Презентации — наиболее простой и доступный метод для использования на уроках. Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими учащимися по теме.
Кейс-технологии —Строится на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске решения.
Проблемная лекция — в отличие от традиционной, передача знаний во время проблемной лекции происходит не в пассивной форме. То есть учитель не преподносит готовые утверждения, а лишь ставит вопросы и обозначает проблему. Правила выводят сами учащиеся.
Дидактические игры — в отличие от деловых игр, дидактические игры регламентируются жестко и не предполагают выработку логической цепочки для решения проблемы.
Баскет-метод — основан на имитации ситуации. Например, ученик должен выступить в роли гида и провести экскурсию по историческому музею. При этом его задача — собрать и донести информацию о каждом экспонате.

Интерактивные методы обучения:

Интерактивные методы обучения:

Интерактивные методы обучения:

Что такое интерактивные методы обучения?
Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия "учитель = ученик" и "ученик = ученик". То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.
Задачи интерактивных методов обучения
Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.
Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.
Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

Методы и приемы интерактивного обучения

Методы и приемы интерактивного обучения

Методы и приемы интерактивного обучения
Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при  котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма.
Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы — поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме.
Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ. Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.
Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.

Методы и приемы интерактивного обучения

Методы и приемы интерактивного обучения

Методы и приемы интерактивного обучения
Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.
Аквариум — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.
Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.
BarCamp, или антиконференция. Метод предложил веб-мастер Тим О´Рейли. Суть его в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.
К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений, ПОПС-формулу, дерево решений.

АМ начала урока Цель : динамично начать урок, задать нужный ритм, обеспечить хорошую атмосферу в классе

АМ начала урока Цель : динамично начать урок, задать нужный ритм, обеспечить хорошую атмосферу в классе

АМ начала урока Цель : динамично начать урок, задать нужный ритм, обеспечить хорошую атмосферу в классе. «Поздоровайся локтями / глазами /ладошками», «Улыбка», «Галерея портретов
«Измерим друг друга» или «Летающие имена».
Рукопожатие - это символический жест открытости и доброй воли.
Контакт глазами, настраивает на позитивную обстановку.
Игра способствует созданию ощущения принадлежности к группе.
Возникает ожидание чего-то нового.
Является хорошей подготовкой к учебному процессу.

АМ выяснения целей, ожиданий и опасений Цель :выявить уровень ожиданий и опасений учащихся. «Фруктовый сад» , «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Солнышко и туча».

АМ выяснения целей, ожиданий и опасений

АМ выяснения целей, ожиданий и опасений

АМ выяснения целей, ожиданий и опасений Цель :выявить уровень ожиданий и опасений учащихся. «Фруктовый сад» , «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Солнышко и туча», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы»
позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.


«Дерево ОЖИДАНИЙ»
Учитель делит учащихся на 3-4 группы. Называет кратко тему занятия. Раздает группам разные яблочки. Дети в группах пишут на яблочках свои ожидания по теме (5-7 наиболее важных). Далее идет работа по теме занятия. В конце урока при подведении итогов работы по теме зачитываются ожидания учащихся. Если оно подтверждено на уроке, то на яблоню крепится яблочко.
Выясняется какие яблочки остались несобранными.

Прием «Корзина идей» Для организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний

Прием «Корзина идей» Для организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний

Прием «Корзина идей»

Для организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний.

Этапы работы:
Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по теме.
Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает об этом. Строго индивидуальная работа, (продолжительность 1-2 минуты). Затем происходит обмен информацией в парах или группах.
Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа 3 минуты) . В обсуждении ученики выясняют, в чем совпали мнения, из- за чего возникли разногласия.

Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей)

Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей)

Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны.

В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока.
Далее в ходе урока эти разрозненные факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Технология проведения - Учитель задаёт обучающимся вопросы, подводя их к цели и задачам урока

Технология проведения - Учитель задаёт обучающимся вопросы, подводя их к цели и задачам урока

Технология проведения - Учитель задаёт обучающимся вопросы, подводя их к цели и задачам урока. Учащиеся, отвечая на них, выясняют совместно с педагогом, что они уже знают по данной теме, а что нет. В ходе опроса карточки с написанными на них определениями (терминами), выставляются (или приклеиваются на скотч) на ту часть плаката, которая соответствует знаниям (или незнаниям) учащихся. Постепенно определениями (терминами) заполняются обе части плаката. Далее учитель обращает внимание детей на ту часть плаката, которая содержит материал (карточки с терминами), о котором (ых) ученики не знают (или знакомы с ним(и) в общих чертах). Учащиеся пытаются сформулировать цели и задачи урока . Примечание  Продумать задание для учащихся, оно должно быть таким, чтобы подтолкнуть учащихся к постановке цели и задач урока, основываться на уже имеющихся знаниях учеников.

«Знаем - не знаем»
Цели использования метода - Учителю результаты применения метода позволят понять, что из спланированного на урок материала ученики знают, а что нет. На какие знания школьников можно опираться, давая новый материал. Обучающимся данный метод позволит определиться с целями и задачами урока.

Метод «Инфо-угадайка» Цели метода : представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся

Метод «Инфо-угадайка» Цели метода : представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся

Метод «Инфо-угадайка»
Цели метода : представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся. 
 Время : Зависит от объема нового материала и структуры урока. Группы : все участники. Материал : подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.

Проведение : Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.

АМ презентации учебного материала

АМ презентации учебного материала

АМ презентации учебного материала
Цель: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания учащихся.

«Инфо-угадай-ка», «Мозговой штурм»,
«Пометки на полях» или «Инсерт».

+ знаю
не знаю, непонятно
? хочу узнать подробнее
! узнал новое

АМ обобщения знаний ЦЕЛЬ: систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми

АМ обобщения знаний ЦЕЛЬ: систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми

АМ обобщения знаний
ЦЕЛЬ: систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.
«Кластер», «Синквейн»,
«Творческая мастерская»,
«Автобусная остановка».

Методы и приёмы формирования метапредметных компетентностей учащихся в начальной школе.

Методы и приёмы формирования метапредметных компетентностей учащихся в начальной школе.

Автобусная остановка». Цель : научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах

Автобусная остановка». Цель : научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах

«Автобусная остановка».
Цель : научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Участники разбиваются на группы по числу вопросов ,распределяются по автобусным остановкам.
На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме.
Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу.
В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. По команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя.
Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал.
После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

АМ :подведение итогов урока Цель: эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу

АМ :подведение итогов урока Цель: эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу

АМ :подведение итогов урока
Цель: эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.
«Мудрый совет»,
«Итоговый круг»,
«Вопрос - ответ»,
«Ромашка».

Благодарю за внимание Интернет – ресурсы:

Благодарю за внимание Интернет – ресурсы:

Благодарю за внимание

Интернет – ресурсы:

Образовательный портал «Мой университет» http://www.moiuniversitet.ru/list/e-courses/list_amo
свиток http://img-fotki.yandex.ru/get/6202/28257045.955/0_82f38_c3c8d96f_XL.png

фон http://img-fotki.yandex.ru/get/4706/28257045.5ec/0_6f5cf_5329c14_XL.png

чернильница http://24.media.tumblr.com/tumblr_lce2h9bo3s1qc05pbo1_500.jpg
пероhttp://www.gasi.archives21.ru/pics/baneri/%D0%E0%E4%E8%20%E6%E8%E7%ED%E8%20%ED%E0%20%E7%E5%EC%EB%E5/CD_kalend/images/%C2%EE%F1%EF%EE%EC%E8%ED%E0%ED%E8%E50.jpg
книга http://imgfotki.yandex.ru/get/4703/66124276.3c/0_69b95_7caac33a_L. png рамка http://s3.uploads.ru/5o8gm.png

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.08.2023