Методы и приёмы формирования оценочной самостоятельности в учебной деятельности у младших школьников
Оценка 4.6

Методы и приёмы формирования оценочной самостоятельности в учебной деятельности у младших школьников

Оценка 4.6
docx
02.04.2023
Методы и приёмы формирования оценочной самостоятельности в учебной деятельности у младших школьников
Долматова М.В..docx

Долматова Марина Викторовна

учитель начальных классов

МБОУ "СОШ №11" г.Абакан

 

Методы формирования оценочной самостоятельности

в учебной деятельности у обучающихся 2 класса

 

Знание о собственном знании и незнании - это основа рефлексивной самооценки. Ребёнок, который не может определить, что он знает, а что не знает, не может управлять своей учебной деятельностью, не может быть хозяином своих интеллектуальных способностей. С осознания о знании и незнании начинается учебная самостоятельность.

Навыки оценивания и самооценки младших школьников начинают формироваться уже с 1 класса.  Эффективное формирование  возможно только при наличии определенной направленности этого процесса. Контрольно-оценочная самостоятельность относится к регулятивным универсальным учебным действиям (УУД).

Основная цель 1-го класса в части формирования контрольно-оценочной деятельности – научить обучающихся сопоставлять свои действия с заданным образцом. Во 2 классе происходит совершенствование работы обучающихся над  контролем освоения способов деятельности.

  На данном этапе такой вид контроля уже является для учащихся не целью, а средством решения другой задачи – определения «ошибкоопасных» мест, поиска возможных причин возникновения ошибок и путей их ликвидации.   Учащиеся работают над освоением разных типов заданий, направленных на рефлексию общих способов действия . С помощью подобных заданий во втором классе начинается работа над формированием другого вида контроля – рефлексивного, направленного на анализ освоения собственно способа действия. Разворачивается в полном объеме система коррекционных учебных занятий и система индивидуальной самостоятельной работы учащихся.

Дети уже начинают задавать себе вопросы типа: «Справлюсь ли я с решением?»

Оценивание достижений учеников провожу не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряю любое незначительное достижение.

Виды самоконтроля.

·         Предварительный проверяет уровень готовности к выполнению заданий.

·         Процессуальный (контроль в процессе выполнения устной и письменной работы).

·         Итоговый контроль или контроль по результату (по завершению задания или в конце урока)

На этапе предварительного самоконтроля мне удобно использовать трехцветный индикатор. Этот прием можно использовать на любом этапе урока. Очень удобен для обратной связи, так как затрачивается минимум драгоценного времени, можно срузу увидеть весь класс.

красный – не знаю, прошу помощи,

желтый –   сомневаюсь, не уверен,

зелёный –знаю, умею, могу помочь другим.

По ходу работы задаю вопросы:

- На каком этапе находишься?

- Как можешь себя проверить?

- Что надо учитывать?

- Есть ли другие способы решения этой задачи?

Позднее эти вопросы в процессе работы ученик задаёт самому себе.

На этапе итогового контроля очень важно вернуться к цели, которую ставили, к задаче, которую решали.

Здесь использую приемы:

- "Проверка по эталону"

- "Взаимоконтроль". Начинать развивать оценочную самостоятельность лучше с взаимопроверок. Ребенок критикует не свои действия, а действия другого ученика. Он лучше видит чужие ошибки, пытается их понять, а значит и собственные рассуждения. В моем классе этот прием эффективно работает на уроках математики, наример после проведения "Математического диктанта".

- "Волшебные линеечки". Сначала задаю критерии оценки - название линеек. Далее идет обсуждение данных критериев. Дети должны четко понимать, что они оценивают. Крестик ставится в соответствии с уровнем выполнения задания. С помощью линеечек можно оценить все, что подлежит оцениванию.

 

- "Три М". Предлагаю назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе выполнения задания или всего урока. И прошу предложить одно действие, которое улучшит результат их работы.

Поэтапное формирование контрольно-оценочных умений с постепенным усложнением требований к ним способствует эффективному достижению самостоятельности в оценочной деятельности обучающихся, ведь современная начальная школа должна заложить основы самостоятельности учащихся. Это является залогом не только успешного обучения, но и успешного построения любой деятельности.

Обыкновенные колпицы населяют мелкие водоёмы или мелкие, медленнотекущие реки с илистым дном, как пресные, так и солёные озёра. Живут обычно небольшими стаями, иногда примыкая к стаям других водных птиц, например караваек и некоторых цапель. В полёте колпица похожа на аиста: она летит, вытянув вперёд шею.

Горный гусь имеет сероватую окраску тела, голова и бока шеи белые. На темени и затылке две чёрные полосы. Клюв и высокие ноги жёлтые. Длина тела составляет от 70 до 75 см, длина крыла — 40—50 см. Масса взрослой птицы от 2 до 3,2 кг, молодой — от 200 г до 1 кг. Горный гусь гнездится в горах на берегах и островах горных рек, а также на прибрежных скалах. Он хорошо ходит и бегает, большую часть времени проводит на суше, а не в воде.

Дрофа?, или дуда?к[1] (лат. Otis tarda), — крупная птица семейства дрофиных. Распространена главным образом в степных и полупустынных районах Евразии, местами встречается на открытых пространствах более северных широт. Часто селится на пастбищах, пашнях и других используемых в сельском хозяйстве территориях. В западной и южной частях ареала — преимущественно оседлая птица, на севере и востоке — перелётная либо частично перелётная. Дрофа питается растительной и животной пищей — травами, зеленью культурных растений, насекомыми, иногда ящерицами и мышевидными грызунами. Гнездится с апреля по июнь, в кладке — 1—3 яйца желтоватой, зеленоватой или голубоватой окраски со сложным рисунком.

Уса?тая сини?ца[1] (лат. Panurus biarmicus) — вид воробьинообразных птиц, единственный в роде и семействе усатых синиц[1][2] (Panurus и Panuridae соответственно)[3]. Согласно филогенетическим данным, полученным в результате исследования митохондриальной и ядерной ДНК, вероятными родственниками усатой синицы являются жаворонковые[4][5]. Несмотря на название, вид не имеет отношения к семейству синицевых.

Её длина составляет от 14 до 15,5 см. Оперение светлое жёлто-коричневое. Половозрелый самец имеет светлую голубовато-серую окраску головы с длинной чёрной «бородой» и белым горлом (поэтому в ряде источников эти птицы называются бородятками или бородатыми синицами[6]). Перья хвоста снизу белые. У половозрелой самки голова напротив бежево-коричневого цвета без чёрной «бороды». Горло грязно-белого, а перья хвоста снизу бежевого цвета. Молодые птицы походят на взрослых самок, имеют, тем не менее, чёрную середину пальто и чёрные области в хвосте. Их оперение скорее жёлто-бежевое.


Долматова Марина Викторовна учитель начальных классов

Долматова Марина Викторовна учитель начальных классов

Учащиеся работают над освоением разных типов заданий, направленных на рефлексию общих способов действия

Учащиеся работают над освоением разных типов заданий, направленных на рефлексию общих способов действия

По ходу работы задаю вопросы: -

По ходу работы задаю вопросы: -

Волшебные линеечки". Сначала задаю критерии оценки - название линеек

Волшебные линеечки". Сначала задаю критерии оценки - название линеек

Дрофа?, или дуда?к[1] (лат. Otis tarda), — крупная птица семейства дрофиных

Дрофа?, или дуда?к[1] (лат. Otis tarda), — крупная птица семейства дрофиных
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2023