МЕТОДЫ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ.
1) Метод систематической десенсибимлизации и сенсибилизации
В 1958 г.вышла книга австрийского психотерапевта Д.Вольпе «Психотерапия реципрокным торможением».
Д.Вольпе предлагает тормозить тревожные реакции с помощью одновременного вызывания других реакций, которые с физиологической точки зрения являются антагонистическими по отношению к тревоге.
Такими антагонистическими реакциями по отношению к тревоге является приём пищи, реакции самоутверждения, половые реакции и состояние релаксации. Самым действенным стимулом в устранении тревоги оказалась мышечная релаксация.
Для подавления невротических реакций и невротического поведения Д.Вольпе предлагает десенсибилизацию.
Д.Вольпе разработал наиболее распространённую в настоящее время метод поведенческой коррекции – метод систематической десенсибилизации.
Метод систематической десенсибилизации – это метод систематического постепенного уменьшения сензитивности (чувствительности) человека к предметам, событиям или людям, вызывающим тревожность, а следовательно, и систематическое последовательное уменьшение тревожности по отношению к эти м субъектам.
Метод систематической десенсибилизации эффективен в работе с детьми, так как он позволяет коррекгировать трудности в развитии, когда основной причиной детской неуспеваемости выступает неуместная неадекватная тревожность.
Сама методика проста: у человека, находящегося в состоянии глубокой релаксации, вызывается представление с ситуациях, приводящих к возникновению страха.
Показания для применения метода систематической десенсибилизации:
1.Монофобии.
Страх полёта в самолёте, поездки в поезде, боязнь змей; фобии животных, страх воды, школьная фобия, страх еды.
Если фобий много, десенсибилизация начинается поочерёдно: от устранения 1-ой фобии, к -другой.
2.Повышенная тревожность – возникает в ситуации, когда отсутствует объективная опасность или угроза физической или личной безопасности ребёнка (клиента), но эта тревожность продолжительная, интенсивная; она доставляет клиенту аффективные переживания и страдания.
3.Реакции повышенной тревожности – вызывают психофизические и психосоматические расстройства: мигрени, головную боль, бессонницу, желудочно-кишечные расстройства.
4.Высокая интенсивность тревожности и страхи – приводят к дезорганизации и распаду сложных форм поведения. Примером может служить неспособность ученика, прекрасно знающего учебный предмет, справиться с контрольной работой или провал на утреннике в детском саду малыша, выучившего стихотворение, но не сумевшего его продекламировать в нужный момент.
Ситуативные срывы в поведении ребёнка в более тяжёлых случаях могут перейти в хронические и приобрести форму «выученной беспомощности». Психологу, специальному педагогу необходимо до начала использования десенсибилизации снять или уменьшить воздействие стрессора и дать ребёнку отдых, оградив его повторения проблемных ситуаций.
5.Сильное желание клиента избежать тяжёлых аффективных переживаний, связанных с повышенной тревожностью и страхами, приводит к реакциям избегания травмирующих ситуаций как своеобразной формы защиты. Например, ученик прогуливает уроки, стараясь избежать опроса и контрольных работ; когда ребёнок всегда говорит неправду, боясь наказания родителей. Здесь уже появляется страх перед ситуацией возможного страха. Длительное сохранение такого состояния может привести к депрессии.
6.Реакция избегания замещается дезадаптивными формами поведения.
При возникновении страха и тревожности ребёнок становится агрессивным, возникают вспышки ярости, неоправданного гнева. В младшем школьном и подростковом возрасте дети обращаются к алкоголю, наркотикам, токсикомании, к побегам из дома. В более мягком варианте, дети начинают причудливо и эксцентрично себя вести, чтобы привлечь всеобщее внимание и получить необходимую социальную поддержку.
Этапы систематической десенсибилизации:
I этап – подготовительный.
Его задача: обучить клиента способам регуляции состояний напряжённости и релаксации (посредством аутогенной тренировки, внушения, гипноза).
II этап – деление страхов клиента на тематические группы, составление списка с иерархией страхов (от самых лёгких ситуаций до самых тяжёлых)
-страх доктора, Бабы Яги, собаки, милиционера
-страх и тревога при ответе у доски, при расставании с матерью.
Психолог, специальный педагог составляют индивидуальную коррекционную программу в соответствии со специфическими проблемами клиентов.
III этап – собственно десенсибилизация.
Между клиентом и психологом вырабатывается методика обратной связи. Например, если у клиента нет тревоги он сообщает об этом психологу –поднятием указательного пальца правой руки; при наличии тревоги – поднимает указательный палец левой руки и другие методы.
Клиент воображает ситуацию (которую называет ему по списку психолог) 5-7 секунд. Затем клиент устраняет возникшую тревогу путём усиления релаксации. Это период длится 20 сек. Представление ситуации повторяется несколько раз. При возникновении даже незначительной тревожности предъявление стимулов (тревожных ситуаций или предметов) прекращается.
Посредством тренировок можно достичь такого результата, когда представление о высоте у больного с гибсофобией уже не вызывает страха. Необходимо тренировки кабинетные перенести в реальную действительность. При простых фобиях проводят 4-5 сеансов, в сложных случаях – до 12.
В работе с детьми используется вариант вербальной десенсибилизации – методика эмотивного воображения. При этом методе используется воображение ребёнка, позволяющее ему отождествлять себя с любимыми (или нелюбимыми, страшными для них) героями и разыгрывать ситуации, в которых они участвуют.
Десенсибилизация осуществляется не в представлении, а «In vivo», вербально, путём погружения в фобическую ситуацию.
Стрессовая ситуация должна ассоциироваться у клиента с расслаблением, а не с напряжением. Столкнувшись с тревожными обстоятельнствами в жизни человек должен теперь реагировать на неё не страхом, а раслаблением.
Методика сенсибилизации.
Эта методика противоположна по механизму воздействия методике десенсибилизации. Состоит она из 2-х этапов.
На 1 этапе устанавливаются взаимоотношения между клиентом и психологом.
На 2-ом этапе создаётся стрессогенная ситуация. Обычно такая ситуация создаётся в воображении, когда клиента просят представить, что он находится в состоянии паники, охватившей его в наиболее страшных для него обстоятельствах, а затем ему дают возможность пережить такую же ситуацию в реальной жизни.
Это приём аналогичен обучению ребёнка плавать, когда его бросают в воду в самом глубоком месте. Благодаря прямому столкновению с пугающим объектом клиент обнаруживает, что на самом деле объект не является таким уж и страшным.
Сенсибилизация задумана как метод, подразумевающий создание у человека очень высоких уровней тревожности в интенсивной стрессогенной ситуации. Десенсибилизация строится на избегании любых факторов, вызывающих большую, чем минимально допустимую, тревогу.
__________________________________________________________________
А.А.Осипова. Общая психокоррекция. М., 2001, с.216-223.
Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. С.-П., 2000, с.682
«Жетонный метод».
«Жетонный метод» встречается в литературе под разными названиями: «жетонная система», «жетонная экономика» и др.
Метод направлен на создание условного подкрепления, необходимого для упрочения желательного поведения.
«Жетонные» программы получили широкое распространение в США.. Теоретической основой метода является модель оперантного обусловливания Скиннера.
Цель коррекции в «жетонных» программах формулируется как изменение поведения человека в соответствии с социальной ролью, предписанной индивиду обществом.
Например, в контролируемой среде, клиент получает привилегии (деньги ли какие-либо материальные блага) в обмен на «жетоны», которыми он награждается за выполнение социально одобряемого поведения. Жетоны, полученные за социально одобряемое поведение, обмениваются на пищу, возможности организации досуга,
При всяком нарушении режима «жетоны» изымаются. Клиент штрафуется.
Осуществление «жетонных» программ возможно при условии строгого внешнего контроля поведения (в больницах, школах, тюрьмах, центрах изоляции).
С середины 60-ых годов в США «жетонные» программы активно использовались для коррекции поведения в детском возрасте и оказались эффективными.
При осуществлении «жетонных» программ необходимо соблюдать следующие условия:
-следует предъявлять ребёнку чёткие социальные образцы поведения
-учителя и воспитатели должны быть обучены целенаправленному наблюдению и умению оценивать поведение ребёнка, с целью объективного анализа его поведения и оказания помощи в выборе социально одобряемого образца поведения;
-психолог должен дать ребёнку развёрнутую инструкцию о том, как следует выполнять те или иные действия
-должен осуществляться чёткий контроль за следованием ребёнком выбранному образцу, а также должно быть + и – подкрепление форм поведения.
А.А.Осипова.Общая психокоррекция. М., 2001, с.232-234.
«Холдинг».
Метод холдинга (от англ. «hold» - держать) использовался первоначально в работе с аутичными детьми, но позже сфера его использования расширилась для коррекции широкого спектра эмоциональных расстройств. Автор метода доктор М.Велш (1970-ые годы).
Холдинг успешно применяется в Англии, Финляндии, Японии, Италии, ФРГ. В России холдингтерапию использовала О.С.Никольская.(1987).
Холдинг относится к разряду острых методов, но его можно скорее сравнивать с психодрамой, чем с электрошоком. Как и во время психодрамы, в холдингтерапии драматическая борьба приводит клиента к катарсису, вслед за которым наступает эмоциональное и физическое расслабление.
Процедура холдинга заключается в том, что мать привлекает к себе ребёнка, обнимает и крепко держит его лицом к лицу. Важно держать ребёнка в таком положении, чтобы был прямой зрительный и тесный телесный контакт. Аутичный ребёнок непременно, окажет сопротивление. Он будет вырываться, может драться, кусаться, плеваться. Мать должна не сдаваться, держать ребёнка, пытаться установить с ним контакт глазами. Мать должна удерживать ребёнка до тех пор, пока он не расслабится, не прижмётся к ней, не посмотрит ей в глаза. Обычно это происходит после 1 часа холдинга. (мне напоминает этот метод – изнасилование и страх перед сильным насильником; ничего не остаётся как сдаться, чтобы сохранить свою жизнь). Ребёнок начинает контактировать не только с матерью, но и с другими взрослыми, активнее пользуется речью.
Холдинг способствует прорыву, а со временем и полному устранению аутизма, снижению тревоги, помогает купировать страхи, преодолеть агрессию.
У мутичных детей нередко именно на холдинге происходит прорыв мутизма. Расслабившись, ребёнок может заснуть, это считается одним из благоприятных исходов ситуации холдинга.
Доктор Велш рекомендует проводить холдинг 1 раз ежедневно и в ситуациях, когда ребёнку плохо. Сам психолог ни в коем случае не должен осуществлять процедуру холдинга. Он должен содействовать укреплению связей ребёнка с матерью и другими членами семьи.
Задачи специального педагога или психолога во время холдинга:
- вдохновлять, заставлять, принуждать мать держать ребёнка
- наблюдать, фиксировать свои наблюдения и передавать матери сигнал от ребёнка
- анализировать семейные конфликты
- сдерживать гнев и отчаяние матери, поддерживать её во время холдингтерапии
- организовывать помощь отца и других членов семьи
- нельзя прерывать как холдингтерапию в целом, так и сам сеанс холдинга
А.А.Осипова.Общая психокоррекция.М., 2001, с.237 – 242.
Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. С.-П., 2001, с. 684 - 685.
Правила использования метода холдинга.
1.Холдинг должен проводиться ежедневно, хотя бы в течение первых 2-х месяцев.
2.Необходимо участие в холдинге двоих взрослых , чтобы распределить нагрузку во время сеансов и чтобы гарантировать отсутствие перерыва в случае болезни или отъезда одного из родителей.
3.Первые 3-4 сеанса холдинга необходимо проводить в присутствии психолога.
4.Необходимо добиваться полного расслабления ребёнка (по крайней мере на 3-4 сеансе).
5.Нельзя допустить превращение холдинга в стереотип.
Существует опасность превращения холдинга в стереотип. Очень скоро холдинг изживает себя, так как ребёнок сопротивляется от сеанса к сеансу всё меньше и меньше.
6.На смену борьбы должны приходить разные способы взаимодействия: совместная игра, пение, чтение ребёнку стихов и сказок.
7.Когда сопротивление ребёнка пропадает мать сталкивается с новой, не менее сложной задачей: удерживать ребёнка возле себя как можно дольше, внося всё больше разнообразия в свой эмоциональный контакт с ним.
8.Мать должна объяснять ребёнку, почему она его крепко держит и не отпускает («Сейчас я буду держать тебя долго-долго – пока ты не почувствуешь, что тебе хорошо!»).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.