Итоговая аттестационная работа:
Тема: «Методы профилактики близорукости на занятиях физической культуры»
Выполнила: Герасимчук Г.Г.
учитель МБОУ СОШ №4 г.о.Серпухов
Министерство образования Московской областиГБОУ ВО МО «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
В настоящее время резкое сокращение двигательной активности современных обучающихся и увеличение зрительных нагрузок привели к серьезным заболеваниям и нарушениям зрения, в первую очередь близорукости. В профилактике близорукости обучающихся важную роль играют занятия физической культурой.
Главная цель занятий физической культурой при близорукости - это укрепление здоровья, повышение уровня физического развития и физической подготовленности, профилактика прогрессирования близорукости. При этом не следует забывать о режиме труда и отдыха, полноценном и сбалансированном питании, а также о других гигиенических средствах.
АКТУАЛЬНОСТЬ
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
изучить исследования зарубежных ученых по немедикаментозной профилактике близорукости
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
состоит в том, что если на занятиях физической культуры использовать методику «Профилактика близорукости», то у обучающихся с нарушением зрения, может незначительно улучшиться зрение и появится мотивация и интерес к повышению своего уровня физического развития и физической подготовленности, укреплению здоровья
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ БЛИЗОРУКОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Близорукость (миопия) – это патология зрения, характеризующаяся тем, что фокус изображения находится перед сетчаткой, делая невозможным отчетливое видение далеких предметов, но четко видится вблизи.
Антиподом близорукости является дальнозоркость (гиперметропия) – это патология зрения, характеризующаяся тем, что фокус изображения находится за сетчаткой. В данном случае длина глаза уменьшается, поэтому человек плохо видит близко, но при этом хорошо видит вдаль.
МЕТОДИКИ ПРОФИЛАКТИКИ БЛИЗОРУКОСТИ В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ
У. Г. БЕЙТС – разработал оригинальный немедикаментозный метод восстановления зрения с помощью расслабления и комплекса специальных упражнений. Назвал его «пальмингом» (ладонь).
М. Д. КОРБЕТТ – разработала специальные упражнения, в основу которых положены принципы расслабления внутриглазных и окологлазных мышц сильнонапряженных в результате больших зрительных нагрузок, характерных для наших дней. Приближая фокусное расстояние к сетчатке, добилась того же эффекта, что дают очки.
Э. С. АВЕТИСОВ – разработал методику, состоящую из трех групп упражнений:
1 группа – для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости;
2 группа – для укрепления глазодвигательных мышц;
3 группа – для улучшения аккомодации.
В. Ф. БАЗАРНЫЙ – создал методику для предупреждения близорукости. Суть ее заключается в том, чтобы снять зрительную утомляемость на занятиях с использованием тренажеров.
В. А. КОВАЛЕВ – создал методику «Запуск» глаз в работу – массаж активных точек лица».
М. С. НОРБЕКОВ – разработал специальную гимнастику для глаз.
Ю. А. УТЕХИН – предложил методику исправления самых распространенных дефектов зрения и систему упражнений – гимнастика «Зоркость». Свое изобретение назвал БСПО – бифокальные сферопризматические очки.
ПРАКТИКА РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЛИЗОРУКОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В эксперименте приняли участие – 10 обучающихся МБОУ СОШ №4, городского округа Серпухов, (4 юноши и 6 девушек).
Возраст учащихся – 12 – 13 лет.
Время проведения эксперимента – сентябрь – декабрь 2021 г.
Работа проводилась в три этапа:
1-ый этап — констатирующий
2-ой этап — формирующий
3-ий этап - контрольный
КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА
№ | | Дата | Степень |
Юноши | |||
1. | Громовой Г.Н. | 09.07.2008г. | средняя 3,5 дптр |
2. | Егоров О.А. | 25.02.2007 г. | слабая 1 дптр |
3. | Карих К.Б. | 12.11.2008 г. | слабая 0,3 дптр |
4. | Кириллов А.А. | 27.11.2008 г. | слабая 0,6 дптр |
Девушки | |||
1. | Алексанян С.В. | 04.06.2008г. | слабая 0,7 дптр |
2. | Зайцева В.С. | 30.08.2008г. | слабая 0,2 дптр |
3. | Гришина А.Ю. | 02.04.2007 г. | слабая 0,5 дптр |
4. | Рахимова Е.Р. | 27.06.2007 г. | слабая 0,45 дптр |
5. | Карпова К.А. | 12.04.2007г. | средняя 4.0 дптр |
6. | Чайка А.Д. | 08.11.2008 г. | слабая 1.4 дптр |
ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА
Принципы:
• сознательность занимающихся;
• системность воздействия;
• последовательность применения физических упражнений;
• доступность и повторность физических упражнений;
• регулярность воздействий;
• постепенное увеличение физической нагрузки на занятии;
• индивидуализация физических упражнений в зависимости от возраста, пола, подготовленности, состояния здоровья, степени близорукости занимающихся;
• сочетание общих и специальных упражнений во время занятия.
Профилактика близорукости и ее прогрессирования:
Занятия начинают с ходьбы и дыхательных упражнений.
Затем следуют общеразвивающие упражнения для мышц конечностей и туловища, которые обязательно необходимо сочетать с гимнастикой для глаз.
Далее выполняются специальные упражнения, улучшающие кровоснабжение в тканях глаза и деятельность глазных мышц, в первую очередь цилиарной мышцы, массаж и самомассаж мышц глаз.
Рекомендуются несложные упражнения у гимнастической стенки, элементы танца, подвижные игры медленный бег на носках.
Завершают занятия медленной ходьбой, дыхательными упражнениями на расслабление мышц.
КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА
№ | | Дата | Степень |
Юноши | |||
1. | Громовой Г.Н. | 09.07.2008г. | средняя 3,5 дптр |
2. | Егоров О.А. | 25.02.2007 г. | слабая 1 дптр |
3. | Карих К.Б. | 12.11.2008 г. | слабая 0,3 дптр |
4. | Кириллов А.А. | 27.11.2008 г. | слабая 0,55 дптр |
Девушки | |||
1. | Алексанян С.В. | 04.06.2008г. | слабая 0,65 дптр |
2. | Зайцева В.С. | 30.08.2008г. | слабая 0,2 дптр |
3. | Гришина А.Ю. | 02.04.2007 г. | слабая 0,5 дптр |
4. | Рахимова Е.Р. | 27.06.2007 г. | слабая 0,42 дптр |
5. | Карпова К.А. | 12.04.2007г. | средняя 4.0 дптр |
6. | Чайка А.Д. | 08.11.2008 г. | слабая 1.4 дптр |
РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ МЕТОДИКИ «ПРОФИЛАКТИКА БЛИЗОРУКОСТИ» ШКОЛЬНИКАМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ - БЛИЗОРУКОСТЬЮ (%)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В 1-ой главе, теоретической, рассмотрены психолого-педагогические основы профилактики близорукости на занятиях физической культуры.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.