Методы профилактики близорукости на занятиях физической культуры

  • pptx
  • 21.03.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОВЗ.pptx

Итоговая аттестационная работа:
Тема: «Методы профилактики близорукости на занятиях физической культуры»

Выполнила: Герасимчук Г.Г.
учитель МБОУ СОШ №4 г.о.Серпухов

Министерство образования Московской области ГБОУ ВО МО «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

В настоящее время резкое сокращение двигательной активности современных обучающихся и увеличение зрительных нагрузок привели к серьезным заболеваниям и нарушениям зрения, в первую очередь близорукости. В профилактике близорукости обучающихся важную роль играют занятия физической культурой.
Главная цель занятий физической культурой при близорукости - это укрепление здоровья, повышение уровня физического развития и физической подготовленности, профилактика прогрессирования близорукости. При этом не следует забывать о режиме труда и отдыха, полноценном и сбалансированном питании, а также о других гигиенических средствах.

АКТУАЛЬНОСТЬ

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

изучить исследования зарубежных ученых по немедикаментозной профилактике близорукости

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

состоит в том, что если на занятиях физической культуры использовать методику «Профилактика близорукости», то у обучающихся с нарушением зрения, может незначительно улучшиться зрение и появится мотивация и интерес к повышению своего уровня физического развития и физической подготовленности, укреплению здоровья

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

МЕТОДОЛГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ

АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ БЛИЗОРУКОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Близорукость (миопия) – это патология зрения, характеризующаяся тем, что фокус изображения находится перед сетчаткой, делая невозможным отчетливое видение далеких предметов, но четко видится вблизи.
Антиподом близорукости является дальнозоркость (гиперметропия) – это патология зрения, характеризующаяся тем, что фокус изображения находится за сетчаткой. В данном случае длина глаза уменьшается, поэтому человек плохо видит близко, но при этом хорошо видит вдаль.

ПРОФИЛАКТИКА БЛИЗОРУКОСТИ

МЕТОДИКИ ПРОФИЛАКТИКИ БЛИЗОРУКОСТИ В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ

У. Г. БЕЙТС – разработал оригинальный немедикаментозный метод восстановления зрения с помощью расслабления и комплекса специальных упражнений. Назвал его «пальмингом» (ладонь).
М. Д. КОРБЕТТ – разработала специальные упражнения, в основу которых положены принципы расслабления внутриглазных и окологлазных мышц сильнонапряженных в результате больших зрительных нагрузок, характерных для наших дней. Приближая фокусное расстояние к сетчатке, добилась того же эффекта, что дают очки.

Э. С. АВЕТИСОВ – разработал методику, состоящую из трех групп упражнений:
1 группа – для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости;
2 группа – для укрепления глазодвигательных мышц;
3 группа – для улучшения аккомодации.
В. Ф. БАЗАРНЫЙ – создал методику для предупреждения близорукости. Суть ее заключается в том, чтобы снять зрительную утомляемость на занятиях с использованием тренажеров.
В. А. КОВАЛЕВ – создал методику «Запуск» глаз в работу – массаж активных точек лица».
М. С. НОРБЕКОВ – разработал специальную гимнастику для глаз.
Ю. А. УТЕХИН – предложил методику исправления самых распространенных дефектов зрения и систему упражнений – гимнастика «Зоркость». Свое изобретение назвал БСПО – бифокальные сферопризматические очки.

ПРАКТИКА РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЛИЗОРУКОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В эксперименте приняли участие – 10 обучающихся МБОУ СОШ №4, городского округа Серпухов, (4 юноши и 6 девушек).
Возраст учащихся – 12 – 13 лет.
Время проведения эксперимента – сентябрь – декабрь 2021 г.
Работа проводилась в три этапа:
1-ый этап — констатирующий
2-ой этап — формирующий
3-ий этап - контрольный

КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА


п/п

 
Фамилия и инициалы

Дата
рождения

Степень
близорукости

Юноши

1.

Громовой Г.Н.

09.07.2008г.

средняя 3,5 дптр

2.

Егоров О.А.

25.02.2007 г.

слабая 1 дптр

3.

Карих К.Б.

12.11.2008 г.

слабая 0,3 дптр

4.

Кириллов А.А.

27.11.2008 г.

слабая 0,6 дптр

Девушки

1.

Алексанян С.В.

04.06.2008г.

слабая 0,7 дптр

2.

Зайцева В.С.

30.08.2008г.

слабая 0,2 дптр

3.

Гришина А.Ю.

02.04.2007 г.

слабая 0,5 дптр

4.

Рахимова Е.Р.

27.06.2007 г.

слабая 0,45 дптр

5.

Карпова К.А.

12.04.2007г.

средняя 4.0 дптр

6.

Чайка А.Д.

08.11.2008 г.

слабая 1.4 дптр

ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА

Принципы:
• сознательность занимающихся;
• системность воздействия;
• последовательность применения физических упражнений;
• доступность и повторность физических упражнений;
• регулярность воздействий;
• постепенное увеличение физической нагрузки на занятии;
• индивидуализация физических упражнений в зависимости от возраста, пола, подготовленности, состояния здоровья, степени близорукости занимающихся;
• сочетание общих и специальных упражнений во время занятия.

Профилактика близорукости и ее прогрессирования:
Занятия начинают с ходьбы и дыхательных упражнений.
Затем следуют общеразвивающие упражнения для мышц конечностей и туловища, которые обязательно необходимо сочетать с гимнастикой для глаз.
Далее выполняются специальные упражнения, улучшающие кровоснабжение в тканях глаза и деятельность глазных мышц, в первую очередь цилиарной мышцы, массаж и самомассаж мышц глаз.
Рекомендуются несложные упражнения у гимнастической стенки, элементы танца, подвижные игры медленный бег на носках.
Завершают занятия медленной ходьбой, дыхательными упражнениями на расслабление мышц.

КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА


п/п

 
Фамилия и инициалы

Дата
рождения

Степень
близорукости

Юноши

1.

Громовой Г.Н.

09.07.2008г.

средняя 3,5 дптр

2.

Егоров О.А.

25.02.2007 г.

слабая 1 дптр

3.

Карих К.Б.

12.11.2008 г.

слабая 0,3 дптр

4.

Кириллов А.А.

27.11.2008 г.

слабая 0,55 дптр

Девушки

1.

Алексанян С.В.

04.06.2008г.

слабая 0,65 дптр

2.

Зайцева В.С.

30.08.2008г.

слабая 0,2 дптр

3.

Гришина А.Ю.

02.04.2007 г.

слабая 0,5 дптр

4.

Рахимова Е.Р.

27.06.2007 г.

слабая 0,42 дптр

5.

Карпова К.А.

12.04.2007г.

средняя 4.0 дптр

6.

Чайка А.Д.

08.11.2008 г.

слабая 1.4 дптр

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ УЛУЧШЕНИЯ УРОВНЯ БЛИЗОРУКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ

РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ МЕТОДИКИ «ПРОФИЛАКТИКА БЛИЗОРУКОСТИ» ШКОЛЬНИКАМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ - БЛИЗОРУКОСТЬЮ (%)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В 1-ой главе, теоретической, рассмотрены психолого-педагогические основы профилактики близорукости на занятиях физической культуры.
Во 2-ой главе, практической, мы провели исследовательскую работу по выявлению близорукости у обучающихся, создали и апробировали методику «Профилактика близорукости» и сравнили результаты.