Методы развития познавательной деятельности учащихся

  • pptx
  • 15.03.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методы развития познавательной деятельности учащихся.pptx

  МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ МУЛЬТИМЕДИА  

Автор: Кучкина Елена Вениаминовна, учитель МАОУ «Лицей № 36» Ленинского района
города Саратова

«Технические достижения не стоят ровным счетом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя!»

Цель – формирование и всестороннее развитие личности ученика через использование информационных технологий на уроках биологии.

Приоритет региональной системы общего образования – формирование ключевых компетентностей учащихся, адекватных социально-экономическим условиям.

Мультимедиа - это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука.

усвоить базовые знания по предмету;
систематизировать усвоенные знания;
сформировать навыки самоконтроля;
сформировать мотивацию к учению;
оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

Я считаю, что использование мультимедиа является одним из возможных путей повышения качества знаний.
Китайская мудрость гласит - «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне сделать самому и я пойму». Школа должна подготовить своих выпускников к жизни и деятельности в информационном обществе.

Актуальность темы:

Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.
Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

Мультимедийные уроки, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствуют триединой дидактической цели урока:

Для обозначения темы
Как сопровождение объяснения учителя
Как информационно-обучающее пособие
Для контроля знаний

Мультимедийные технологии могут быть использованы:

дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах;
повысить роль наглядности в учебном процессе;
увеличить время работы на уроке учеников;
удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся;
освободить учителя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний;
повысить темп урока;
увеличить долю самостоятельной работы учащихся;

Мультимедийные уроки в учебном процессе обеспечивают возможность:

проверить усвоение теоретических знаний у всех учащихся;
углубить степень отработки практических умений и навыков;
вести дифференцированную работу с каждым учеником;
выявить пробелы в его грамотности;
выработать умение составлять алгоритмы;
организовать полный и систематический контроль, объективный учет успеваемости;
повысить мотивацию и познавательную активность;
повысить качество обучения.

не учитываются коммуникативные или социально-познавательные аспекты обучения;
введение различных типов медиа-воздействия (среди которых звук, графика, видео, анимация) не всегда решает проблему улучшения восприятия, понимания и запоминания информации, а порой мешает за счет зашумления каналов восприятию обучаемых;
неподготовленность учителей к свободному использованию мультимедиа в образовании вследствие низкой мультимедиа – грамотности.

Проблемы использования мультимедиа:

Индексирующие сервера российского сегмента сети Интернет:
http://www.rambler.ru/
http://www.aport.ru/
http://www.yandex.ru/

Самая главная проблема, возникающая при работе с Интернет, - быстро найти нужную мультимедиа-информацию и разобраться в ней, оценить информационную ценность того или иного ресурса для своих целей.

«Научная сеть» - www.nature.ru
«Кирилл и Мефодий. Животный мир» - www.zooland.ru
«Херба» - www.herba.msu.ru – ботанический сервер МГУ им. М.В. Ломоносова
«БиоДан. Новости биологии» - www.biodan.narod.ru

Прежде чем начать поиск, надо определить, по какой теме необходимо искать информацию, записать ее на лист бумаги и положить его перед собой. Это поможет "не сбиться с курса".
Необходимо продумать, сколько времени потребуется для одного сеанса общения с мультимедиа-ресурсом и попытаться удержаться в рамках определенного времени.
Для того, чтобы найти требуемую информацию в различных мультимедиа-ресурсах на различных сайтах, необходимо подобрать ключевые слова и сочетания слов, наиболее подходящих к искомой теме.

Некоторые рекомендации для учащихся:

В процессе работы обязательно будут встречаться интересные ссылки, но, совсем не относящиеся к делу. Надо постараться игнорировать их, или же добавлять их в список "закладок", который предусмотрен программой просмотра. В следующий раз к ним можно будет вернуться.
Лучше всего изучить интересующий мультимедиа-документ целиком, затем перейти по ближайшим к заданной теме ссылкам.