Проблема самосознания изучается как одна из центральных проблем психологии личности. Самосознание - это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного «я», в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.
Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «я» - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте.
Самосознание включает: 1. Самопознание, которое формируется на основе анализа результатов собственной деятельности, через оценку результатов своей деятельности, через самонаблюдение своих состояний, мыслей, переживаний; 2. Самооценку, включающую знание себя и оценку себя; 3. Самоконтроль и саморегуляцию; 4. Самопринятие, рассматриваемое как условие благополучного становления личности; 5. Самоуважение.
Самооценка является важнейшим компонентом самосознания. Самооценка включает в себя умение оценить свои силы и возможности, она позволяет человеку «примеривать» свои силы к задачам и требованиям окружающей среды и в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой определенные цели. Подростковый возраст – это переходный период от детства к юности, переломный момент физического, умственного, нравственного и социального развития человека. В современной психологии нет единого мнения о возрастных границах и психологических особенностях подросткового возраста. Согласно периодизации Л.С. Выготского и Данила Борисовича Эльконина этот возрастной период имеет следующие основные характеристики:
- возрастные границы - от 10 до 15 лет.
- ведущая деятельность - интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности.
- новообразование - чувство взрослости, возникновение представление о себе не как о ребенке.
- социальная ситуация развития - освоение норм и отношений между людьми.
Подростковый период очень важен для развития Я-концепции и формирования самооценки как главного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и развития личности. Именно в этот период возникает интерес подростка к своему внутреннему миру. Он стремится понять, осознать черты своего характера, свои возможности и особенности, проанализировать свои переживания. Формирование самооценки начинается с того, что ребенок выделяет те или иные качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщает, осмысливает их как особенности своего поведения, а затем как особенности своей личности. То есть в процессе развития самосознания центр внимания подростков переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от отдельных черт к характеру в целом.
В начале возраста в основе самосознания подростка лежат мнения о нем взрослых (учителей и родителей) и ровесников. Затем эти внешние оценки дополняются результатами самостоятельной оценки собственной личности. Но так как подросток еще не обладает достаточным умением правильно анализировать и оценивать собственные личностные проявления, то на этой почве возможны внутренние конфликты, основанные на противоречиях между уровнем притязаний подростка, его мнением о себе и его реальными достижениями в различных сферах жизни.
То есть сложный подростковый возраст характеризуется часто неадекватной самооценкой, опирающейся на внешние оценки взрослых, на успешность в учебе, поэтому как важнейший компонент самосознания самооценка должна корректироваться. В настоящее время существует множество методик, которые позволяют корректировать самооценку личности. Для подросткового возраста психология располагает рядом эффективных методов коррекции самосознания и самооценки.
Это такие методы, как: методы игротерапии; методы арттерапии; методы поведенческой терапии; методы социальной терапии. В своей практике для развития самосознания в коррекционно-развивающей работе с подростками я использую игротерапию.
Игротерапия – метод психотерапевтического воздействия на детей, подростков и взрослых с использованием игры. Эффективность этого метода обусловлена тем, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач. Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации. Психокоррекционный эффект игровых занятий у подростков достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между подростками и взрослыми. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности к общению.
В организации игрового коррекционно-терапевтического процесса определяются три функции: диагностическая, терапевтическая и обучающая. Все три связаны между собой и реализуются как в начальном этапе. Диагностическая функция заключается в уточнении психопатологии, особенностей характера подростка, его самосознания и самооценивания. Наблюдение за игрой позволяет получить дополнительную информацию. В игре подросток на сенсомоторном уровне демонстрирует особенности своего самосознания. Подростки более полно и непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими игре, нежели в словах. А требовать от ребенка, чтобы он рассказывал о себе, значит – автоматически воздвигать барьер в терапевтических отношениях. Терапевтическая функция игры состоит в предоставлении ребенку эмоционального и моторного самовыражения. Игра придаёт конкретную форму и выражение внутреннему миру, дает возможность познать себя и организовать свой опыт, в процессе игры укрепляются и развиваются психические процессы, повышается фрустрационная толерантность и создаются адекватные формы психического реагирования. Обучающая функция игры состоит в перестройке отношений, расширении диапазона общения и жизненного кругозора, и социализации.
Выделяется ряд правил, соблюдение которых является необходимым в игротерапии:
- игра применяется как средство диагностики, коррекции и обучения;
- выбор игровых тем отражает их значимость для психолога и интерес для подростка;
- руководство игрой способствует развитию самостоятельной инициативы подростков;
- спонтанные и направленные игры - две взаимодополняющие фазы единого игрового процесса, в котором главное - возможность импровизации.
Таким образом игра способствует повышению самооценки, позволяет проверить себя в различных ситуациях, способствует коррекции самосознания. Именно в игре подросток оказывается свободным от принуждения и давления со стороны враждебной к нему среды, а, значит, перед ним раскрываются широкие возможности выражения бессознательных влечений, чувств и переживаний, которые не могут быть приняты и поняты в реальных отношениях подростка с миром.
Практическая часть с элементами тренинга.
«Умный человек не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя».
1.Диагностика, метод свободных «Ассоциаций» (я задаю тему, а вы проговариваете свою ассоциацию – чувства, приятные вещи, вкусняшки, обувь, мебель, профессия)
2. «СООБРОЖАЛКА» - настольная игра
3. Презентация
4. Загаданный человек. (желающий выходит из кабинета, аудитория загадывает человека и цель человека отгадать загаданного человека с помощью закрытых вопросов, аудитория отвечает на вопросы «да» или «нет»).
5. «Испорченный телефон» - по теме профессии. Некоторые данную игру называют «Зелёный крокодил».
6. «Фанты»
7.«ЗАКОНЧИТЕ ФРАЗУ» Подумайте и закончите предложения:
«Я знаю себя ...»;
«Я волнуюсь, если ...»;
«Я радуюсь, когда ...»;
«Я хочу быть ...»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.