Методы развития учебной мотивации

  • docx
  • 05.03.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методы развития учебной мотивации.docx

Методы развития учебной мотивации

Метод «Дидактические игры» - специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение данного метода - стимулировать познавательный процесс.

Метод «Ситуация успеха» - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. Различается успех и ожидания личности. Можно выделить три вида: предвосхищаемый успех, в основе его ожидания могут быть и обоснованные надежды, и упование на какое-то чудо, но на пустом месте успех родиться не может; констатируемый успех фиксирует достижение, он дает учащимся возможность пережить радость признания, ощущение своих возможностей, веру в завтрашний день; обобщающий успех способствует состоянию уверенности, защищенности, опоры на самого себя, но есть вероятность опасности переоценить свои возможности, успокоиться.

Метод «Соревнование» - это метод, при котором естественная потребность учащимся к соперничеству направляется на воспитание нужных человеку и обществу свойств. Соревнуясь между собой, учащимся быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий.

Итак, педагог постоянно должен изучать мотивы учения и поведения своих учащихся. Педагог должен хорошо знать приемы возбуждения интереса детей, уметь ими пользоваться в зависимости от ситуации.

Использование метода проектов. В дополнительном образовании особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе проектов. Проектная деятельность представляет собой развёрнутую структуру учебной деятельности. Возможные продукты проектной деятельности учащихся: журнал, книжка-раскладушка, памятка, тест по теме, презентация, сочинение рассказа, сказки, коллаж, стенгазета, сувенир-поделка.

Метод создание проблемной ситуации. Сущность её в том, чтобы «не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…». Создание проблемной ситуации возможно через формулирование проблемных вопросов, задач, заданий поискового характера. На каждом из этапов занятия можно использовать проблемные вопросы: вопросы, адресованные учащимся, в которых сталкиваются противоречия; вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить; вопросы по установлению причинно-следственных связей. Открытие каждой причины - шаг к более глубокому пониманию.

Приемы повышения интереса к учебному материалу.

            На каждом этапе важно поддерживать учебно-познавательную мотивацию учащихся, начиная с сообщения новой темы и заканчивая оцениванием знаний детей.

Для того чтобы мотивировать ребёнка к учебному процессу, нужно изучение новой темы начинать в необычной форме.

Для этого можно использовать приём «Привлекательная цель».

            Ставится перед учащимися простая, понятная и привлекательная цель, при достижении которой они волей-неволей выполняют и то учебное действие, которое планирует педагог.

 Пример. Тема: «Свойства воды». Цель педагога - рассмотреть с детьми свойства воды. Перед учащимся ставим иную цель - узнать, почему зимой во время сильных морозов лопаются водопроводные трубы.

Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени.

Добиться этого позволяет приём “Отсроченная отгадка”.

1 вариант. В начале занятия задается загадка (излагается удивительный факт), отгадка к которой будет открыта на занятии при работе над новым материалом.

Пример: « Это и фильтр, и печка, и сторожевой пост» (нос)

2 вариант. Загадка (удивительный факт) даётся в конце занятия, чтобы начать с неё следующее занятие. «На следующем занятии учащиеся узнают о лучшем пылесосе в природе». (Растения, а именно - тополь). Тема: Воздух должен быть чистым».

Также при сообщении темы и его цели используется приём «Прогнозирование».

Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данной, темы. Этому могут способствовать следующие приёмы:

Прием «Оратор». За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

Прием «Автор». Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили учащимся необходимость изучения этой темы?

Прием «Профи». Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

Прием «Кумир»   На карточках раздать «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?

Прием «Фантазёр»  На доске записана тема занятия.  - Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни

           Прием  «Верные - неверные утверждения». Предлагать несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца занятия. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Прием «Лови ошибку». Объясняя материал, намеренно допускать ошибку. Сначала дети предупреждаются об этом заранее. Иногда им можно в случае обнаружения преднамеренной ошибки «сигналить» об этом интонацией или жестом. Надо научить учащихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, если таковое требуется. Нужно поощрять внимание учащихся.

Прием «Посмотри на мир чужими глазами». Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как необычное. Тема: «Круговорот воды» Учащемуся предлагается представить себя снежинкой. Нужно описать все происходящие с ним события.

Приём “Фантастическая добавка”. Учащимся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В. М. Гаршина “Лягушка-путешественница”, и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.

            Приём “Удивляй”. В юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа. Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные…

             Для создания интригующей ситуации, для организации отдыха на занятии можно использовать:

Приём “Да-нетку”. “педагог задумывает персонажа детской сказки, который, найдя клад, купил новый бытовой прибор. Кто это?” Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы. На вопросы педагог может отвечать только словами “да” и “нет”.

Использование игровых приемов.

Дети любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. Использовать для этой цели можно занимательные задания, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Современные педагогические технологии располагают значительным количеством разнообразных дидактических игр и занимательных упражнений, которые повышают мотивацию учащихся.

Сюда относятся:

·         задачи в стихах,

·         задачи-смекалки,

·         задачи-шутки,

·         драматизированные игры,

·         интересные факты,

·         ребусы, головоломки,

·         кроссворды и многие др.

Такие приёмы позволяют мотивировать детей к изучению нового материала - ведь очень хочется узнать ответ к загадке, раскрыть секрет удивительного факта, побывать в роли сказочного героя и т.д.

Приемы повторения пройденного на занятии.

            На этапе повторения изученного материала важно, чтобы учащимся было интересно проработать этот материал. Как же это можно сделать? Использую разные приёмы, чтобы, выполняя задание, учащийся самостоятельно и по-своему выражал полученное на занятии знание.

Прием «Своя опора». Учащийся составляет собственную опорную схему или развернутый план ответа по новому материалу. Составление алгоритмов, памяток.

Прием «Повторение с расширением». Дети составляют серию вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания нового материала.

Прием «Свои примеры». Учащиеся подготавливают свои примеры к новому материалу. Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала.

Прием «Повторение с одновременным контролем». Учащиеся составляют серию контрольных вопросов к изученному на занятии материалу в виде теста, кроссворда. Затем одни дети задают свои вопросы, другие на них отвечают.

На этапе самоконтроля и самооценки повысить учебно-познавательную мотивацию школьников помогает такая форма организации учебной деятельности, как работа в паре «учащийся - учащийся».

Например. Каждый ребенок получает карточку, которая содержит вопрос и три варианта ответа. Правильным могут быть один, два, а, иногда, и все три варианта. Учащийся делает выбор и готовится объяснять соседу, почему он так считает. Далее принимается групповое решение, что является важным для корректировки личностных качеств. Потом слово предоставляется группе. Озвучивается верный вариант. В заключении каждый ребенок сам оценивает свой результат.

На занятии предлагаем учащимся поменяться листами с ответами, проверить и исправить ошибки в работах друг друга. Дети уже не играют в «педагогов» и «учеников». Они участвуют во взаимопроверке какого-либо учебного продукта: самостоятельной работы, домашнего задания.

           Приём «Открытые задания.» Большой интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями детей.

   Для включения ребёнка в активную познавательную деятельность даются «открытые домашние задания (по А.В. Хуторскому) - связываю изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся. Например, подготовить сообщение о своем домашнем питомце; просмотреть периодическую печать, телепередачи и подготовить сообщение о любимом виде спорта; работа над проектом «Сколько должен весить твой портфель?».

Домашние задания могут быть дифференцированными, индивидуальными, парными, групповыми, по выбору из обязательных заданий, добровольные (по ликвидации пробелов в знаниях), их можно выполнять самостоятельно и с родителями. Таким образом, занятие начинается с формирования мотивации и заканчивается мотивом для будущей самостоятельной учебной деятельности.

            Использование дифференцированных заданий. На различных этапах занятия нужно использовать и другие формы и методы деятельностного подхода, повышающие учебно-познавательную мотивацию детей.

Дифференцированные задания в значительной мере способствует активной мыслительной деятельности всех учащихся, независимо от их способностей и возможностей, тем самым повышают учебно-познавательную мотивацию.

Под уровневой дифференциацией обучения понимается разделение детей на группы, выполняющие учебные задания разной сложности, осваивающие учебный материал на разных уровнях глубины.

Необходимо включать дифференцированную работу на различных этапах занятия в зависимости от его целей и задач. Задания по всем предметам представляются как разно уровневые, позволяющие не затормозить развитие «сильных» учащихся и помочь «слабым» преодолеть трудности обучения. При этом каждый ребенок имеет возможность попробовать решить любую задачу, пусть с помощью других  т.е. в зоне ближайшего развития. Более того, наличие содержания обучения, расширяющего границы программных требований, позволяет обеспечить и перспективное развитие учащихся.

Эвристический  приём.  Опираясь  в   своём    вопросе  на   имеющиеся  у        учащихся   знания, педагог помогает учащимся   с  помощью  наводящих  вопросов  найти   правильный  ответ.

          Можно провести также игру «Почемучка».  Суть методики состоит в том, что педагог делает суждение, а уч-ся реагируют на него вопросом «Почему?». Педагог предлагает объяснение, а уч-ся опять задают вопрос «Почему?». 

Например:  Педагог.  Листья зеленые. Уч-ся.  Почему?.  П.   Из-за отсутствия хлорофилла. Уч.   Почему?   П.  Хлорофилл помогает растениям питаться. Уч.  Почему растениям      нужно  питаться?        П.  Не знаю. А что вы думаете об этом? Уч.  Для того, чтобы расти и развиваться.

П.  Почему растения без питания не могут развиваться?

В любое время педагог и учащиеся могут поменяться ролями. Утверждения могут быть такими: «Земля вращается вокруг своей оси», «У человека две ноги», «Птицы откладывают яйца» и др.

             Частично- поисковый (эвристический) метод постепенно приближает        учащихся к самостоятельному решению проблем, учит выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования. Например: предложить учащимся ставить вопросы к картинке, тексту, карте, ситуации, построить доказательство, высказать предположение, построить план его проверки и т. д. Такие упражнения приучают учащихся мыслить логически.

Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.    

              Суть проблемного обучения заключается в том, что педагог создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

            Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане. Так, на экскурсии педагог предлагает подумать, как изменились бы игры детей, если бы стоял морозный зимний день?

            Ответ на проблемный вопрос подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний. Это вопросы «почему?», «зачем»?

Например, какие птицы наших краёв улетают на юг последними? (просто вопрос)

  • Почему дикие утки и гуси улетают на юг последними? (проблемный вопрос).
  • Почему утка плавает, а курица нет?
  • Почему обувь не делают из железа?

 Проблемная задача.

Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос.

Например: 

  • Одна подруга живёт на юге и никогда не видела снега. Другая - живёт на Крайнем севере. Там снег никогда не тает.

Что можно сделать, чтобы подруга, живущая на севере, увидела деревья и цветы, а подруга, живущая на юге, увидела снег и льды. Однако, переезжать они не хотят.

  • Дети слепили двух одинаковых снеговиков. Один растаял через неделю, а другой стоял до конца зимы. Почему?

            Проблемная ситуация  – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

            Приложение 1.

  Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

  1. Педагог сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.
  2. Педагог ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находит решение. Педагог направляет ребенка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
  3. Ребенок сам ставит проблему, педагог помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
  4. Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Педагог даже не указывает на проблему: ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а увидев,  сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.

     Проблемная ситуация создается педагогом с помощью определенных приемов, методов и средств:

- подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;

- изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

- побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;

- постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

- постановка проблемных задач.

        Можно иногда и ошибиться – пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые): они мобилизуют их внимание и волевые усилия.

   2.  Практическая деятельность.

  • Предложить педагогам фрагмент занятия и постараться вместе решить возникшую проблемную задачу.

   Педагог сообщает детям, что вчера дети  другой группы читали сказку «Приключения Буратино» и придумывали другой конец сказки, но  у них это получилось не  до конца, просят нашей помощи, а остановились они вот на чем: «Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться.  Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться».

Противоречие: Буратино должен перебраться через  речку, так как может опоздать  в школу, и боится войти в воду, так как   не умеет плавать и думает, что утонет.

Что будем делать?  (дети предлагают различные варианты решения проблемы, выдвигают гипотезы: можно построить лодку, но это долго; попросить кого-нибудь перевезти, но рядом никого нет, а может Буратино не утонет, так как деревянный). Педагог предлагает детям проверить последнюю гипотезу: т.к. Буратино деревянный, дети ищут в группе деревянные предметы: кубики, карандаши, палочки, наливают в таз воду и проводят эксперимент.

Делается вывод: дерево в воде не тонет, следовательно, Буратино не утонет, доплывет, потому что он деревянный.

Дети, и какой же будет конец у сказки: «Буратино сложил одежду и азбуку на лист кувшинки, прыгнул в речку и быстро ее переплыл. В школу он успел вовремя».

 

Имитационная игра.

Предлагаю стать учениками. Вы – пришли на занятие по предмету «Естествознание»

1) - У кого есть собака?.. А у родственников?..Какие вы знаете породы собак?..

Ученые подсчитали, что сейчас на Земле существует несколько тысяч пород собак (а по данным МКФ – около 400 пород).

- А сколько было пород собак у древних людей?.. (скорее всего, одна)

- Что вас сейчас удивило?

- Что интересного заметили? (была 1 порода, а стало много)

- Какой возникает вопрос? (откуда взялось столько пород собак?))

Это и есть проблема (учебная задача), над которой предлагается поработать все занятие. (А далее – по структуре – выдвижение гипотез и их проверка через работу с текстом, видео, др.).

 

2) Следующая ПС –

-  Как вы думаете, много ли растений в пустыне? (Очень мало, почти нет - Шаг 1.) 
- Посмотрите  фото  цветущей пустыни (Шаг 2. Обучающиеся испытывают удивление.) 

- Как вы думали сначала?.. А как на самом деле?.. Так какая сегодня будет тема?.. (Растения пустыни)

Этот прием создания ПС называется «Предъявление противоречия между житейским представлением учащихся и научным фактом» (по Мельниковой ЕЛ):

- задается вопрос или задание «на ошибку»;

- затем предъявляется научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью, который опровергает первое: Как вы думали сначала?.. А как на самом деле?.. Какая тема?..

(Есть подобный способ по Матюшкину А.М.- «Побуждение к анализу фактов и явлений действительности», выявление противоречий между житейскими представлениями и научными знаниями)

По типу ПС – это ситуация, возникающая с удивлением.

 

3). Следующая ситуация: вы ученики 2 кл., у вас новая тема. Вы сразу получаете задание: создать коллекцию семян по способу их распространения в природе, т.е. дается невыполнимое задание - - Вы смогли выполнить задание?.. (нет)

В чем затруднение?.. (не знаем способы распр.семян в природе)

Какая сегодня тема?.. (Способы распространения семян в природе).

Этот прием называется «Предъявление противоречия между необходимостью и невозможностью выполнить задание».

- Что нужно для того, чтобы сделать коллекцию?.. (сначала изучить теорию по теме)

Изучив текст, вы узнаете много способов распространения семян и создадите коллекцию.

По типу ПС – это ситуация, возникающая с затруднением.

 

4. Продолжите фразу»: «Клепсидра – это…» (Инд.задание). Напишите свои варианты ответов. Зачитайте свои варианты ответов. Как думаете, какой ответ верный?..

Раздается текст 2. Прочитайте. Кто был прав?..

Это прием ПС с затруднением можно использовать при знакомстве с новыми понятиями практически на любом теоретическом занятии.

 

5/ Мотивирующие приемы.

К учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию, которую надо придумать. Но можно использовать специальные приемы, условно называемые «яркое пятно» и «актуальность» (значимость)

В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, - любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой.

Можно использовать в качестве «яркого пятна»  русскую народную сказку «Колобок».

Свяжите сказку с предметом окружающего мира. (Кто встретился по дороге Колобку? Чем питаются эти звери? Насколько они опасны Колобку?)

Свяжите эту сказку с математикой и придумайте задачу (рецепт теста для Колобка)

 

6/ Моделирование (проблемная ситуация с удивлением):

Возле моего дома растет елка. Она очень высокая и на ней много шишек. Как-то я обратила внимание, что шишки иногда закрыты, иногда открыты (ДЕМОНСТРАЦИЯ)

Помогите разобраться, какие погодные условия влияют на изменение состояния шишек?

Выскажите несколько предположений.

Как можно опытным путем проверить ваши предположения?

Как можно смоделировать различные погодные условия в кабинете, комнате?

 

Только грамотный выбор методов и приемов, их обоснованное сочетание, учет методических особенностей использования  смогут способствовать формированию учебной мотивации младших школьников.

Анкета: "Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств"

Инструкция: Уважаемый педагог! Если вы интересуетесь инновациями, применяете новшества, что вас побуждает к этому? Выберите не более трех ответов и поставьте напротив них "галочку".

1. Осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить.

2. Высокий уровень профессиональных притязаний, сильная потребность в достижении высоких результатов.

3. Потребность в контактах с интересными, творческими людьми.

4. Желание создать хорошую, эффективную атмосферу в творческом объединении.

5. Потребность в новизне, смене обстановки, преодолении рутины.

6. Потребность в лидерстве.

7. Потребность в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей.

8. Потребность в самовыражении, самосовершенствовании.

9. Ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенность в себе.

10.Желание проверить на практике полученные знания о новшествах.

11.Потребность в риске.

12.Материальные причины: повышение заработной платы, возможность пройти аттестацию и т. д.

13.Стремление быть замеченным и по достоинству оцененным.