МКОУ Белоглазовская СОШ им.С.В.Галки филиала “МКОУ Самсоновская СОШ”
Сообщение по технологии на тему:
“Методы решения творческих задач”
Подготовила: Лапченко Алёна
Ученица 10 класса
Проверила: Савастова Ольга Владимировна
Учитель технологии
2020 год
Решая любую задачу, человек может идти двумя путями:
- применить известные типовые решения, общепринятые схемы (исполнительский уровень);
- изобрести (создать, спроектировать) новый способ достижения цели или все элементы конструкции выполнить по-новому, своеобразно (творческий уровень).
Существует множество различных определений понятия творчества. Например, по мнению американского ученого П. Хилла, «творчество -это успешный полет мысли за пределы неизвестного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей,которые не были известны ранее». Польский исследователь А. Матейко считает, что сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций.
Можно, очевидно, сказать, что творчество - это решение творческих задач. При этом творческую задачу мы определяем так. Это ситуация, возникающая в любом виде деятельности или в повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема,требующая для своего решения поиска новых (объективно или субъективно, т.е. неизвестных для этого человека) методов и приемов, создания какого-то нового принципа действия, технологии. Творческая задача всегда является результатом какого-то противоречия, несоответствия реального и требуемого, желаемого.
Существуют различные виды творчества: научное, техническое, художественное. Этапы и процедуры творческого процесса легче всего представить на примерах технического творчества.
Техническое творчество предполагает получение новых результатов в области техники в виде технических идей, рисунков, чертежей, воплощенных в реальных технических объектах.
Процесс творчества, в частности технического, всегда осуществляется поэтапно и включает такие процедуры:
- осознание противоречия, создание и обоснование идеи;
- техническую разработку задания и практическую работу над ним (проектирование и конструирование);
- испытание объекта в работе и оценку результата творческого решения.
Первая процедура завершается созданием общего плана, идеи, замысла решения задачи (общего принципа действия систем данного типа).
Вторая процедура включает проектирование и конструирование.
Проектирование — разработка и обоснование проекта машины, отвлеченного от вещественной формы. Проектирование предшествует конструированию и представляет собой поиск научно обоснованных, технически осуществимых и экономически целесообразных инженерных решений. Результатом проектирования является проект разрабатываемого объекта (тексты, графики, чертежи, расчеты, модели и т.д.).
Процесс проектирования можно представить так:
· научно-исследовательский поиск наилучшего варианта решения технической задачи;
· формулировка (обоснование) технического задания;
· техническое предложение (аванпроект);
· эскизное проектирование;
· техническое проектирование;
· рабочее проектирование.
Конструирование — разработка подробной схемы выполнения задуманного объекта (системы) и рабочих чертежей всех деталей и отдельных частей машины.
Сначала по предварительным чертежам и расчетам изготовляется опытный образец. Далее все расчеты уточняются, составляются рабочие чертежи и техническая документация для их применения на производстве. Результатом конструирования является конкретная конструкция изделия.
Конструкция — наглядно представленная система способов соединения и взаимодействия частей изделия, а также материал, из которого эти части должны быть изготовлены. Если конструкция является изобретением, т.е. новым, не существовавшим ранее инженерным решением, то ее новаторский характер должен быть подтвержден документально, а открытие запатентовано. Поэтому каждый изобретатель, дабы не "открывать америк", должен быть эрудированным специалистом, хорошо представляющим, что делается в его области.
Из этого экскурса в техническое творчество ясно, что главные качества, необходимые для успеха в любом деле, — творческий склад ума, нацеленность на творчество, готовность решать возникающие задачи и проблемы, причем самые, казалось бы, неожиданные.
А в большом энциклопедическом словаре дается такое определение: «Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно – исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта (производителя, носителя) творческой деятельности».
Творчество – это проявление себя здесь и сейчас, каждую секунду жизни. Это активное действие, направленное из глубины человека, чтобы полнее и четче выразить себя вовне. При этом формы могут быть разными: слово, жест, картина, движение, статья, даже мысль – все это тоже творчество.
Творчество присуще человеку и важно как для него самого, так и для общества в целом. Общество развивается благодаря новым открытиям, идеям и техническим изобретениям. Новые идеи проявляются чаще всего как взрыв, скачок, резкий выход на качественно новый уровень. Как же осуществляется этот творческий «взрыв»? Можно ли проследить механизм творчества и попытаться смоделировать его?
Процесс творчества — весьма сложное явление, чрезвычайно трудно поддающееся описанию, поскольку «внутренняя сущность явления недоступна непосредственному исследованию». Тем не менее эта одна из самых важных и интересных областей человеческой деятельности издавна привлекает внимание ученых. Так, попытка обозначить основные стадии творческого процесса была предпринята в 1926 году американским психологом Г. Уоллесом.
Г. Уоллес выделил несколько последовательных этапов, которые являются типичными для творческого процесса:
1. Формулирование задачи, точное определение цели, сбор информации по проблеме и начальные попытки ее решения.
2. Инкубация (вызревание) — отвлечение от задачи после безуспешных попыток ее решения; при этом проблема остается в подсознании, в то время как человек может заниматься другими делами.
3. Озарение — возникновение идеи решения, часто предваряемое случайным событием-толчком.
4. Проверка правильности решения: испытание и (или) реализация
идеи.
Творчество — это:
- деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
- создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;
- процесс создания субъективных ценностей.
Разделяют несколько этапов творческой деятельности:
- формулирование задачи, точное определение цели, сбор информации по теме
- инкубация (вызревание) – отвлечение от задачи после безуспешных попыток ее решения, при этом проблема остается в подсознании
- озарение – возникновение идеи решения, часто предваряемое случайным событием - толчком
- проверка правильности решения: испытание и реализация идеи.
Существуют разные виды творчества:
производственно-техническое – это получение новых результатов в области техники в виде технических идей, рисунков, чертежей.
изобретательское – это изобретение чего – то нового, еще не придуманного другими.
научное – разработка нового решения ситуаций, например, метод мозгового штурма.
организаторское
художественное – новая техника рисования и т.д.
повседневно-бытовое и т.п., но человек без воображения не способен делать открытия и находить новые пути решения стоящих перед человечеством задач.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.