Методы управления

  • docx
  • 06.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л3-002109.docx

Методы управления

 

Метод – (от греч. methodos путь исследования или познания, теория учение) – способ достижения какой-либо цели, решение конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освое- ния действительности. В менеджменте методы управления должны способство- вать обеспечению высокой эффективности деятельности организации.

В различных видах управленческой деятельности выбор метода деятельно- сти зависит специфики этой деятельности и конкретных условий. Например, сбор необходимой информации можно осуществлять посредством анкетирова- ния, интервьюирования, наблюдения; прогнозирование можно осуществлять методом «Дельфи», экстраполяции, экономической модели и т.п.

Практическое управление в организации осуществляется с помощью сис- темы методов, представляющей собой комплекс правил, процедур и способов воздействия на управляемый объект с целью достижения поставленных целей. Методы управления характеризуются своей направленностью (на опре- деленное производственное подразделение компании, отдел, конкретного сотрудника), целевой установкой (какая конкретная цель должна быть дос- тигнута) и формой воздействия на персонал (прямое или косвенное: приказ

или создание стимулирующих условий и т.п.).

В зависимости от формы воздействия на персонал методы управления делятся на три группы (рис. 5):

организационно-административные;

экономические;

социально-психологические.

Организационно-административные методы управления характерны прямым, непосредственным воздействием на объект управления, носящим ди- рективный, т.е. обязательный характер. В их основе – власть, принуждение, дисциплина, ответственность. Данная группа методов считается самой жесткой группой, поскольку не дает возможности выбора сотрудникам своего поведения в организации. Организационно-административные методы управления, состоят из двух подгрупп:

  к организационным методам относятся нормирование, регламентирова- ние, оргпроектирование;

  к административным методам относятся приказы, распоряжения, поста- новления, инструктаж, команды.

Подгруппа организационных методов применяется в типовых («штатных») ситуациях, а подгруппа административных, наоборот, преимущественно в кон- кретных случаях.


Цель организационных методов управления сформулировать правила, обязательные для выполнения и определяющие порядок и содержание органи- зационной деятельности (устав компании, внутрифирменные стандарты, ин- струкции, положения, правила планирования и учета, нормы расхода ресур- сов и т.п.). Следует отметить, что в этих документах не указываются конкрет- ные личности и конкретные даты исполнения заданий, т.е. данная группа ме- тодов является обезличенной.

Целью административных методов управления является обеспечение вы- полнения персоналом организационных правил и норм в ситуациях несоблю- дения требований, установленных в документах организационной подгруппы или при возникновении нештатных ситуаций. Соответствующее воздействие


 

 

 

 

Организационные

	положения	
		

	уставы	
		

	инструкции	
		
тарифы
	нормы	
		

	разряды	
		

	постановления	
		

	законы	
		

	кодексы	
		

Административные

	приказы
	

	директивы
	
	распоряжения
	
	указания
	
	резолюции
	

	выговор
	

	предупреждения
	

	замечание
	

	порицание
	

Экономические

	хозрасчет	
		

	финансирова- ние	
		
	ценообразо- вание	
		

	кредиты	
		

	инвестиции	
		

	налоги	
		

	премии	
		

	дивиденды	
		

	бонусы	
		

	участие в прибылях	
		

Социально- психологические

	психологиче- ский климат
	

	изучение лич- ности
	

	учет психоло- гической со- вместимости
	

	организацион- ная культура
	

	условия труда
	
	соревнования и конкурсы
	
	стиль управле- ния
	

	социальная ин- фраструктура
	

	убеждение и внушение
	

	псоциальноее ланировани

 

Рис.5 Методы менеджмента


на работников осуществляется посредством уже упоминавшихся приказов, рас- поряжений и т.п., отдаваемых как в устной, так и в письменной форме. Доку- менты этой подгруппы являются уже персонифицированными, т.е. в них ука- зываются конкретные работники, конкретные даты и действия, которые они должны реализоваться.

Методы этой группы регламентируются правовыми актами хозяйствен- ного и трудового законодательства.

Экономические методы управления направлены на обеспечение рацио- нального использования экономических законов в хозяйственной деятельно- сти с учетом экономических последствий управленческой и производственной деятельности. В данной группе используется система приемов и способов воз- действия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и резуль- татов, т.е. эти методы основаны на использовании материальных стимулов, увя- занных с результатами труда. Сюда относятся базовая заработная плата, пре- мии, бонусы, кредиты и т.п. Естественно, что экономические методы управ- ления занимают доминирующее положение в системе управленческих методов, так как самым непосредственным образом связаны с объективными материаль- ными потребностями и интересами людей.

Социально-психологические методы управления. Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими ме- тодами управления. Социально-психологические методы управления представ- ляют собой комплекс способов воздействия на личностные отношения, связи и социальные процессы в трудовых коллективах, через социальные потребно- сти и психологические особенности людей. Здесь используются, главным об- разом, моральные стимулы к труду, с помощью которых административное за- дание преобразуется в осознанный долг, внутреннюю потребность работника. В группу социально-психологических методов управления входят:

социальное планирование (совершенствование социальной структуры пер- сонала, его демографического и профессионально-квалификационного соста- ва, повышение общеобразовательного и культурно-технического уровня, улучшение условий работы и т.д.);

мотивация работников;

формирование благоприятного морального климата в коллективе и т.п. Результаты социологических исследований говорят о том, что эффектив-

ность деятельности хозяйственного руководителя определяется не столько его профессиональными знаниями, сколько умением работать с людьми. Именно поэтому во главе коллектива должны быть люди достаточно гибкие, умеющие пользоваться разнообразными управленческими приемами.


 

Скачано с www.znanio.ru