Методы управления
Метод – (от греч. methodos – путь исследования или познания, теория учение) – способ достижения какой-либо цели, решение конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освое- ния действительности. В менеджменте методы управления должны способство- вать обеспечению высокой эффективности деятельности организации.
В различных видах управленческой деятельности выбор метода деятельно- сти зависит специфики этой деятельности и конкретных условий. Например, сбор необходимой информации можно осуществлять посредством анкетирова- ния, интервьюирования, наблюдения; прогнозирование можно осуществлять методом «Дельфи», экстраполяции, экономической модели и т.п.
Практическое управление в организации осуществляется с помощью сис- темы методов, представляющей собой комплекс правил, процедур и способов воздействия на управляемый объект с целью достижения поставленных целей. Методы управления характеризуются своей направленностью (на опре- деленное производственное подразделение компании, отдел, конкретного сотрудника), целевой установкой (какая конкретная цель должна быть дос- тигнута) и формой воздействия на персонал (прямое или косвенное: приказ
или создание стимулирующих условий и т.п.).
В зависимости от формы воздействия на персонал методы управления делятся на три группы (рис. 5):
• организационно-административные;
• экономические;
• социально-психологические.
Организационно-административные методы управления характерны прямым, непосредственным воздействием на объект управления, носящим ди- рективный, т.е. обязательный характер. В их основе – власть, принуждение, дисциплина, ответственность. Данная группа методов считается самой жесткой группой, поскольку не дает возможности выбора сотрудникам своего поведения в организации. Организационно-административные методы управления, состоят из двух подгрупп:
• к организационным методам относятся нормирование, регламентирова- ние, оргпроектирование;
• к административным методам относятся приказы, распоряжения, поста- новления, инструктаж, команды.
Подгруппа организационных методов применяется в типовых («штатных») ситуациях, а подгруппа административных, наоборот, преимущественно в кон- кретных случаях.
Цель организационных методов управления – сформулировать правила, обязательные для выполнения и определяющие порядок и содержание органи- зационной деятельности (устав компании, внутрифирменные стандарты, ин- струкции, положения, правила планирования и учета, нормы расхода ресур- сов и т.п.). Следует отметить, что в этих документах не указываются конкрет- ные личности и конкретные даты исполнения заданий, т.е. данная группа ме- тодов является обезличенной.
Целью
административных методов управления является обеспечение вы- полнения персоналом организационных правил
и норм в ситуациях несоблю- дения
требований, установленных в документах организационной подгруппы или при возникновении нештатных ситуаций. Соответствующее воздействие
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||
Рис.5 Методы менеджмента
на работников осуществляется посредством уже упоминавшихся приказов, рас- поряжений и т.п., отдаваемых как в устной, так и в письменной форме. Доку- менты этой подгруппы являются уже персонифицированными, т.е. в них ука- зываются конкретные работники, конкретные даты и действия, которые они должны реализоваться.
Методы этой группы регламентируются правовыми актами хозяйствен- ного и трудового законодательства.
Экономические методы управления направлены на обеспечение рацио- нального использования экономических законов в хозяйственной деятельно- сти с учетом экономических последствий управленческой и производственной деятельности. В данной группе используется система приемов и способов воз- действия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и резуль- татов, т.е. эти методы основаны на использовании материальных стимулов, увя- занных с результатами труда. Сюда относятся базовая заработная плата, пре- мии, бонусы, кредиты и т.п. Естественно, что экономические методы управ- ления занимают доминирующее положение в системе управленческих методов, так как самым непосредственным образом связаны с объективными материаль- ными потребностями и интересами людей.
Социально-психологические методы управления. Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими ме- тодами управления. Социально-психологические методы управления представ- ляют собой комплекс способов воздействия на личностные отношения, связи и социальные процессы в трудовых коллективах, через социальные потребно- сти и психологические особенности людей. Здесь используются, главным об- разом, моральные стимулы к труду, с помощью которых административное за- дание преобразуется в осознанный долг, внутреннюю потребность работника. В группу социально-психологических методов управления входят:
• социальное планирование (совершенствование социальной структуры пер- сонала, его демографического и профессионально-квалификационного соста- ва, повышение общеобразовательного и культурно-технического уровня, улучшение условий работы и т.д.);
• мотивация работников;
• формирование благоприятного морального климата в коллективе и т.п. Результаты социологических исследований говорят о том, что эффектив-
ность деятельности хозяйственного руководителя определяется не столько его профессиональными знаниями, сколько умением работать с людьми. Именно поэтому во главе коллектива должны быть люди достаточно гибкие, умеющие пользоваться разнообразными управленческими приемами.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.