Методы воспитания 1 часть

  • Лекции
  • Презентации учебные
  • pptx
  • 25.02.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 12 Методы воспитания.pptx

Методы воспитания

Методы воспитания

Способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на формирование у воспитанников взглядов, убеждений, навыков и привычек поведения;

зависимость от воспитательной ситуации выбирают конкретные приемы воспитания, является предпосылкой повышения эффективности методов воспитания.

Прием воспитания

Часть, элемент метода воспитания, необходимый для эффективного применения метода в конкретной ситуации.

Средства воспитания

Вид общественной деятельности, который влияет на личность в определенном направлении.
К средствам воспитания относятся труд, искусство, средства массовой информации, школьный режим и пр.

Выбор метода и эффективность его использования зависит от:

Возрастных особенностей школьников и их жизненного опыта;
Уровня развития детского коллектива;
Индивидуальных особенностей школьников;

Сочетание методов формирования сознания и поведения;
Эффективности методов воспитания, условием эффективности которой является учет психологии школьника

А.С. Макаренко о методах воспитания

Правильно воспитанный коллектив, в котором дети связаны общими дружескими, бытовыми, деловыми целями, и это взаимодействие служит комфортной средой для развития личности.

Коллектив помогает детям адаптироваться в социуме, почувствовать себя его частью, принять новые социальные роли. Развитие взаимоотношений, решение конфликтов, переплетение интересов.

Самоуправление. Макаренко выступал за создание комфортного психологического климата в коллективе, который даст каждому ребенку ощущение защищенности и свободного творческого развития

Трудовое воспитание. Участие в производственном труде сразу меняло социальный статус и самосознание подростков, превращая их во взрослых граждан со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.

Учитель / воспитатель / родитель. Макаренко не раз подчеркивал, что учитель должен быть внимательным и искренним, потому как все мы знаем, что дети лучше взрослых различают фальшь.

Дисциплина – это не средство и не метод воспитания, а ее результат. То есть воспитанный правильно человек обладает дисциплиной как нравственной категорией.

Разъяснение

С его помощью учителя влияют на сознание учащихся, прививают нравственные нормы и правила поведения.

Беседа

Используют ее для выяснения, а также целенаправленного формирования психологических особенностей, убеждений, интересов личности.

Лекция

Сущность ее заключается в систематическом изложении учебного материала.

Диспут

Метод формирования сознания личности, который предусматривает свободный, живой обмен мнениями, коллективное обсуждение вопросов, волнующих учащихся.

Метод примера

Образец для подражания, активное воздействия на сознание и поведение школьника.

Педагогические требования

Данный метод заключается в педагогическом воздействии на сознание воспитанника с целью побуждения его к позитивной деятельности или торможения его негативных действий и поступков.

Общественное мнение

Коллективное требование, т.к. обсуждая поступок ученика, коллектив стремился, чтобы тот осознал свою вину.

Упражнение

Заключается в постепенном создании условий, при которых ученик выполняет определенные действия с целью выработки необходимых и закрепления положительных форм поведения.

Приучение

Как метод воспитания оно основано на требовании к ученику выполнить определенные действия

Поручение

Ставится конкретная задача, выполнение которой требуется определенные действия или поступки.

Создание воспитывающих ситуаций

Используется метод с целью формирования общественного поведения