Методы воспитания. Их характеристика
Оценка 4.7

Методы воспитания. Их характеристика

Оценка 4.7
Документация +2
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
19.12.2022
Методы воспитания. Их характеристика
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Суть воспитания состоит в построении такой системы практических связей и отношений личности с коллективом и обществом, которая обеспечивает её социализацию - овладение совокупностью общественных норм, социальных ценностей.
Педагогика.docx

 

 

 

 

 

 

 

РАБОТА НА ТЕМУ:

«МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ. ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА»

 

 

 

 

 

Автор работы
Пурганова А.А.
педагог доп. образования

 

 

 

 

 

   

 

Пенза
2022

Содержание

Введение                                                                                                                   3
1 Понятие «воспитание»                                                                                         4
2 Методы воспитания и их характерные черты                                                    6
Заключение                                                                                                             14
Список используемых источников                                                                      15

 


 

Введение

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Суть воспитания состоит в построении такой системы практических связей и отношений личности с коллективом и обществом, которая обеспечивает её социализацию - овладение совокупностью общественных норм, социальных ценностей.

Будучи очень гибким и тонким инструментом прикосновения к личности, метод воспитания, вместе с тем, всегда обращен к коллективу, используется с учетом его динамики, зрелости, организованности.

Выбор методов воспитания не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цель, содержание и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условия ее решения, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Актуальность контрольной работы продиктована необходимостью понимания педагогами важности методов воспитания, их характеристики.

Объектом исследования является воспитательный процесс в педагогической системе.

Предмет исследования – изучение методов воспитания.

Целью работы является изучение сущности содержания методов воспитания, определение их классификации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:  

1.     Изучить понятие «воспитание»;

2.     Рассмотреть методы воспитания и их характеристику.


 

1 Понятие «воспитание»

 

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

Воспитание – свойство и потребность человеческого инди­вида. Остаться просто биологическим существом он в принципе не может, потому что обязательно воспитает себя, приспосаб­ливаясь к жизни. Естественно уровень воспитанности у каж­дого свой пропорционален приложенным усилиям.

Воспитание – это, прежде всего, поведение человека. Если обученность и образование обнаруживают себя в интеллекту­альной зрелости, то воспитанность характеризует поведение человека в создавшихся условиях. Воспитанность — практическое действие.

Воспитание готовит подрастающие поколения к жизни в об­ществе, вооружает необходимыми для этого знаниями умения­ми навыками поведения.

Свойства и особенности процесса воспитания: многомерность, диалектика, самоуправляемость, иерархичность, длительность, непрерывность, неопределенность получаемых результатов,  импульсивность.

Структура воспитательной деятельности: потребностно-мотивационный, целевой, содержательный, операционно-технологический, эмоционально-волевой.

Виды воспитания: авторитарный – родители в отношении с детьми строги, требовательны. Главным средством является принуждение. Личностно-ориентированный – предполагает созданию максимально благоприятных условий для развития возможностей ребенка. Главная цель – создание творческой атмосферы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Методы воспитания и их характерные черты

 

В сложном и динамичном педагогическом процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных задач воспитания, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к гармоничному развитию личности. Как правило, задачи эти — со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами воспитания.

Под методом воспитания понимается отличающие своеобразием способы деятельности, которые применяются в воспитательном процессе для достижений его целей.  Применительно к школьной практике это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них определенных качеств.

Метод воспитания распадается на составляющие его элементы, которые называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы.

Методы воспитания и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других – как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.

Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы педагога, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного учебно-воспитательного процесса.

Существуют несколько группы методов:

Первая группа – методы формирования сознания. Первый этап правильно организованного воспитания – зна­ние воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания. Трудно вос­питать, выработать какое-либо качество, не добившись ясного его понимания. Для формирования взглядов, понятий, убеж­дений используются методы формирования сознания лично­сти, важные и для успешного прохождения следующего этапа воспитательного процесса – формирования чувств, эмоцио­нального переживания требуемого поведения.

К методам формирования сознания личности относятся: рассказ, объяснение, разъяснение, увещевание, внушение, инструктаж, этическая беседа, дискуссия и пример.

Рассказ – это яркое эмоциональ­ное изложение конкретных фактов и событий нравственного содержание. Воздействуя на чувства, он помогает воспитанни­кам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведе­ния.

 Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих истинность данного суждения. Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями учащихся, с вопросами учителя к учащимся и учеников к учителю.

Разъяснение – метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, – ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Применение этого ме­тода основывается на знании особенностей класса и личностных качеств членов коллектива.

Действие увещева­ния почти целиком зависит от принятой воспитателем формы обращения. Применяя его как воспитательный метод, педагог проецирует в личности воспитанника положительное, вселяет еру в лучшее в достижение более высоких результатов.

Для внушения характерно некритическое вос­приятие школьником педагогического воздействия. Внушение, незаметно влияя на психику, действует на личность в целом, способствует выработке сознательных мотивов деятельности.

Этическая беседа – метод систематического и последова­тельного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – воспитателя и воспитанников. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что воспитатель выслуши­вает и учитывает мнения.

Дискуссия – это живые горячий спор на разные темы, вол­нующие воспитанников. Диспуты ценны тем, что убеждения здесь вырабатываются при столкновении и сопоставлении различных точек зрения.

Пример – воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: яв­ления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечат­леваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирова­ния, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие.

Вторая группа – методы организации деятельности и формирования поведения. Воспитание должно формировать требуемый тип поведения. Не понятия и убеждения, а конкретные дела и поступки харак­теризуют воспитанность личности.  Все методы этой группы основаны на практической деятель­ности воспитанников. Управлять ею педагоги могут благодаря тому, что ее удается разбить на конкретные действия и поступ­ки, а иногда и на более мелкие части – операции. Воспитатель­ный процесс заключается в том, что педагог совершает переход от управления операциями к управлению действиями, а затем – к управлению деятельностью воспитанников.

К методам организации деятельности и формирования поведения относятся: упражнения, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение и воспитывающая ситуация.

Упражнение – практический метод воспита­ния, сущность которого состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. Результат упражнений – устойчивые качества личности: навыки и при­вычки, которым принадлежит важная роль.

Приучение – это интенсивно выполняемое упражнение, приме­няемое тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформи­ровать требуемое качество. Нередко приучение сопровождается бо­лезненными процессами, вызывает недовольство.

Педагогическое требование – метод воспитания, с помощью которого нормы по­ведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют

или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявле­ние у него определенных качеств. По форме предъявления различаются прямые и косвенные (совет, просьба, намек) требо­вания. Косвенные требования: требование-совет, требование-игра, требование-доверие, требование-просьба, требование-намек, требование-одобрение.

Хорошие результаты дает метод поручений. С их помощью детей приучают к положительным поступкам. Поручения дают и для того, чтобы развить необходимые качества. Причем не нужно в деталях объяснять, как выполнять поручения. Контроль мо­жет иметь различные формы. Заканчивается проверка оценкой качества выполненного поручения.

Метод организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях сокращенно называют методом воспитывающих ситуаций. Ситуации должны быть не надуманными, а отражать жизнь со все­ми ее противоречиями и сложностями. Немалую роль для успешного использования метода играет неожи­данность. Он тесно связан с другими, что может быть проиллюстрировано на примере организации так называемой «непри­нужденной принудительности».

3 группа – методы стимулирования и мотивации деятельности. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. С мотивацией деятельности теснейшим образом связано ее стимулирование. Стимулировать значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию.

К методам стимулирования и мотивации деятельности относятся: соревнование, поощрение и наказание.

Соревнование – это метод направления естественной потребности к соперничеству, приоритету нужных человеку и об­ществу качеств. Соревнуясь между собой, дети быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические стороны. Соревнование может быть коллективным и индивидуальным, рассчитанным на длительный срок и эпизодическим. В процессе его организации и проведения необходимо соблюдать традиционные принципы: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов, возможность практического использования передового опыта.

Поощрение можно назвать выражением оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и при­вычки, а действие его основано на возбуждении положитель­ных эмоций. Именно поэтому поощрение вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность. Виды его весьма разнообразны: одобрение, ободрение, похвала.

Средства поощрения: словесные, поощрения с помощью жестов и мимики, эмоциональное поощрение, поступком, трудом.

Условия, при которых поощрения будут эффективны:

1.     Обоснованность и справедливость поощрения

2.     Поощрение должно быть своевременным

3.     Поощрение должно быть публичными

4.     Поощрение должно быть преимущественно за ведущим видом деятельности

5.     Поощрение должно быть разнообразным

Среди древнейших методов воспитания наказание — наиболее известный. В современной педагогике не прекращаются споры не только о его целесообразности, но и о том, кого, где, когда, сколько и с какой целью наказывать. К полному единодушию педагоги видимо придут еще не скоро.

Наказание – это метод педагогического воздействия, кото­рое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людь­ми. Как и другие методы воспитания, наказание рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов в стимулы внутренние.

К способам наказания относятся: словесные, физические, поступком, материальные, мимика и жесты.

Самое главное правило – никогда не наказывать трудом.

Известны следующие виды наказания: связанные наложением дополнительных обязанностей, лишением или ограничением определенных прав,  выражением морального порицания, осуждения. Внутри них – большое разнообразие конкретных форм наказаний, ко­торые, в свою очередь, можно подразделить на наказания, осуществляемые по логике «естественных

последствий»; традиционные наказания; наказания-экспромты.

Условия, при которых наказания будут эффективны:

1.     Обоснованность и справедливость

2.     Своевременность

3.     Наказание должно быть индивидуальным

4.     Наказание применяется лишь после того, когда все методы не дали результата

5.     Наказания всегда должны быть на основе убеждения

6.     Прежде чем наказать, необходимо выяснить причины проступка

7.     Отсутствие поспешности применения наказания

8.     После наказания, необходимо усиленное внимание к наказанному ребенку

 4 группа – методы самовоспитания. Управление процессом воспитания невозможно без обратной связи, которая несет характеристику его результативности. Выполнить эту функцию помогают методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

В самовоспитании используются все рассмотренные выше методы. Особенность здесь лишь в том, что выбирает их и направляет на свое совершенствование сам воспитанник. Методы воспитания превраща­ются в методы самовоспитания. Логика выбора и применения методов.

Методы формирования сознания помогают ученику понять свои скрытые желания, уразуметь, чего он действительно хочет, и отве­тить на главный вопрос — как можно достичь желаемого.

Зависимость необходимо во всей полноте раскрыть перед воспи­танниками, тогда они хорошо поймут, что самовоспитание движут:

• понимание (для чего это мне);

• самовнушение (ты можешь);

• упражнения (все преодолею);

• санкции (никаких поблажек);

• успех (я смог это сделать).

Упражнения – всеобщий метод самовоспитания. Выполняя их во все возрастающем объеме, ученик может достичь значительного развития многих физических, поведенческих качеств.

Успех самовоспитания определяет жизнь, отношение людей. Очень важна самооценка. Если молодой человек увидел и доказал самому себе, что он смог преодолеть значительные трудности, то по жизни он идет уже по-хозяйски.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Сочетание развивающих методов и средств воспитания следует использовать в период становления личности воспитанника и стимулировать в нем способность активно реагировать на воспитательное воздействие, то есть действительно быть субъектом конкретной ситуации. Воспитательные методы и средства применяют не только для решения воспитательных задач подрастающего поколения, но также используют с целью оказания помощи взрослым людям, в процессах социализации, адаптации к новым жизненным условиям, коррекции стиля поведения или характера взаимоотношений с людьми.

Среди тех зависимостей, которые определяют выбор методов воспитания, на первом месте находится их соответствие идеалам общества и целям воспитания.

В практической деятельности учитель, выбирая методы воспитания, обычно руководствуется целями воспитания и его содержанием. Исходя из конкретной педагогической задачи, учитель сам решает, какие методы взять себе на вооружение. Будет ли это показ трудового умения, положительный пример или упражнение, зависит от многих факторов и условий, и в каждом из них педагог отдает предпочтение тому методу, который считает наиболее приемлемым в данной ситуации.

Метод сам по себе не может быть ни хорош, ни плох. В основу воспитательного процесса кладутся не сами методы, а их система.

 

Список использованных источников

 

1.                     Коротов, Виктор Михайлович. Общая методика учебно- воспитательного процесса : [Учеб. пособие для слушателей ФПК директоров шк. и студентов пед. ин-тов] / В. М. Коротов. - М. : Просвещение, 1983. - 223 с.

2.                     Подласый И. П. Педагогика: Учеб.: Ч. 1 Педагогика / И. П. Подласый. – М.:Юрайт, 2011 – 575 с. 5 экз.

3.                     Психология и педагогика: Учеб. пособ. / под ред. Э. В. Островcкого. – 2-е изд.,испр. и доп. – М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2017 – 368 с.


 

4.                    

РАБОТА НА ТЕМУ: «МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

РАБОТА НА ТЕМУ: «МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

Введение 3 1

Введение 3 1

Введение Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества

Введение Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества

Понятие «воспитание» Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от…

Понятие «воспитание» Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от…

Свойства и особенности процесса воспитания: многомерность, диалектика, самоуправляемость, иерархичность, длительность, непрерывность, неопределенность получаемых результатов, импульсивность

Свойства и особенности процесса воспитания: многомерность, диалектика, самоуправляемость, иерархичность, длительность, непрерывность, неопределенность получаемых результатов, импульсивность

Методы воспитания и их характерные черты

Методы воспитания и их характерные черты

Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой

Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой

Применение этого ме­тода основывается на знании особенностей класса и личностных качеств членов коллектива

Применение этого ме­тода основывается на знании особенностей класса и личностных качеств членов коллектива

К методам организации деятельности и формирования поведения относятся: упражнения, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение и воспитывающая ситуация

К методам организации деятельности и формирования поведения относятся: упражнения, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение и воспитывающая ситуация

Он тесно связан с другими, что может быть проиллюстрировано на примере организации так называемой «непри­нужденной принудительности»

Он тесно связан с другими, что может быть проиллюстрировано на примере организации так называемой «непри­нужденной принудительности»

Условия, при которых поощрения будут эффективны: 1

Условия, при которых поощрения будут эффективны: 1

Наказание применяется лишь после того, когда все методы не дали результата 2

Наказание применяется лишь после того, когда все методы не дали результата 2

он смог преодолеть значительные трудности, то по жизни он идет уже по-хозяйски.

он смог преодолеть значительные трудности, то по жизни он идет уже по-хозяйски.

Заключение Сочетание развивающих методов и средств воспитания следует использовать в период становления личности воспитанника и стимулировать в нем способность активно реагировать на воспитательное воздействие, то…

Заключение Сочетание развивающих методов и средств воспитания следует использовать в период становления личности воспитанника и стимулировать в нем способность активно реагировать на воспитательное воздействие, то…

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2022