В данной работе, каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы.
Вот например, первая группа задач направлена на приобщение детей к искусству, на развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание прекрасного. Ведущими методами для решения этих задач являются показ, анализ, объяснение , наблюдение, пример взрослого.В данной работе, каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы.
Вот например, первая группа задач направлена на приобщение детей к искусству, на развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание прекрасного. Ведущими методами для решения этих задач являются показ, анализ, объяснение , наблюдение, пример взрослого.
Методы и формы эстетического воспитания дошкольников
Общим педагогическим условием развития художественных
способностей детей в детском саду является предоставление всем равных и
реальных практических возможностей для развития способностей в разных
областях искусства. Развитие художественных способностей основывается на
формировании высокой нравственной потребности — потребности к
творческому труду у детей. Без усилий, без определенной доли
затрачиваемого самим ребенком труда невозможно сформировать
полноценную творческую личность, заложить в душу ребенка высокие
нравственноэстетические начала.
Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют
свои методы.
Первая группа задач направлена на приобщение детей к искусству, на
развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание прекрасного.
Ведущими методами для решения этих задач являются показ, анализ,
объяснение , наблюдение, пример взрослого.
Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с
предметом эстетической действительности. Воспитателю нужно определить
объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было
сосредоточено на том, что им показывают, предлагают послушать.
При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел
показывать детям свои чувства, свое отношение, владел способами выражения
чувств. Бесстрастный, неэмоциональный воспитатель не сможет пробудить в
ребенке чувства, отношения. Важная профессиональная черта воспитателя
детей дошкольного возраста и педагога вообще, артистичность.
Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной
деятельности.
Для решения этих задач в качестве ведущих
требуются практические методы: упражнение, показ, метод поисковых
ситуаций, объяснение.Методы, по выражению А.С. Макаренко, это инструмент прикосновения
к личности, способы, с помощью которых совершается целенаправленное
педагогическое воздействие на сознание и поведение воспитанников.
Методы эстетического воспитания:
метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на
прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире. Этот метод
предполагает,
чтобы произведения искусства отличались высокой
художественностью, а при слушании детьми сказок, стихов, музыки важно не
только точное воспроизведение воспитателем текста, музыкального рисунка,
но и эмоциональнообразное его исполнение. Только в этом случае можно
достичь воспитательного эффекта;
метод убеждения позволяет развивать у детей эстетическое
восприятие, элементы художественного вкуса. Особенность этого метода
состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда
воспринимаемое явление прекрасно;
метод приучения, упражнения в практических действиях. Метод
приучения предполагает, чтобы ребенок проявлял желание украсить,
улучшить окружающее, т. е. посильно преобразовать его и порадовать этим
взрослых, своих сверстников;
метод поисковых ситуаций, побуждений детей к творческим
проявлениям. Используя этот метод воспитатель предлагает детям придумать
рассказ, рисовать, лепить по замыслу и т. д.
В. И.Логинова, П. Г.Саморукова придерживается такой классификации
методов эстетического воспитания:
методы и приемы формирования элементов эстетического сознания:
эстетического восприятия, вкуса, оценок, чувств, интересов и т. д. При
использовании этой группы методов воспитатель воздействует на эмоции и
чувства детей при помощи словесных, наглядных, практических и игровых
методов и приемов обучения в зависимости от того, с каким эстетическим
явлением знакомят детей; методы, которые направлены на приобщение детей к эстетической и
художественной деятельности. К этой группе методов и приемов можно
отнести показ способа действия или образца, упражнения, показ способа
сенсорного обследования с сопровождением разъясняющего слова;
методы и приемы, направленные на развитие художественных и
эстетических способностей, творческих умений и навыков, способов
самостоятельных действий детей. Эти методы предполагают создание
поисковых ситуаций, дифференцированного подхода к каждому ребенку с
учетом его индивидуальных особенностей.
Классификация методов художественного обучения определена Н.
А.Ветлугиной:
в зависимости от источника знаний (наглядные, практические,
словесные, игровые);
в зависимости от вида художественнотворческой деятельности и
учебных задач;
в зависимости от задач развития художественнотворческих
способностей;
в зависимости от возрастных особенностей детей;
в зависимости от индивидуальных особенностей детей;
в зависимости от этапов художественных занятий.
Здесь нужно подчеркнуть общий принцип отбора методов находить
такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать
«произведения искусства» собственными руками (лепить, мастерить,
рисовать, украшать), принимать участие в художественной деятельности
разных видов. Полезны творческие задания.
В дошкольном возрасте широко используются игровые методические
приемы.
Ребенок успешнее усваивает разнообразную деятельность, если
воспитатель создает игровые ситуации, если художественный материал
представлен в увлекательной форме, если между детьми возникают игровые
соревнования.
Важнейшее значение игры заключается в том, что она является такой
формой организации жизни детей, при которой закладываются определенныевзаимоотношения между ними, развиваются их чувства, в том числе
эстетические. Незатейливые игры в природе доставляют много радости детям
и в то же время развивают их фантазию, наблюдательность, воображение,
обостряют восприятие прекрасного.
Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания
ребенка к к предметам окружающего быта, явлениям повседневной жизни.
В целом лишь комплекс всевозможных методов может способствовать
полноценному эстетическому развитию ребенка.
Формы организации эстетического воспитания в художественной
деятельности могут быть различными: на занятиях, в художественном труде,
самостоятельной деятельности, во время развлечений, праздников, экскурсии,
прогулки и т. д.
Воспитатель организует экскурсии в природу, в музей, к памятникам,
на празднично украшенную улицу и т.д. Задача педагога продумать
содержание экскурсии с учетом законов детского восприятия,
воспитательных задач. Следует заранее определить и изучить место
проведения экскурсии, способ размещения детей вокруг объекта наблюдения,
поскольку очень важно не только сообщить дошкольникам новые знания, но и
вызвать у них эстетические чувства.
Воспитатель управляет процессом развития детей. Дети и сами любят
художественную деятельность, и часто по собственной инициативе
занимаются ее. Нельзя сказать, что самостоятельная деятельность полностью
осуществляется без руководства взрослого. Просто характер этого
руководства косвенный. Воспитатель заботится о накоплении ребенком
впечатлений, опыта, которые потом отразятся в самостоятельном рисовании,
лепке, музыкальной деятельности, рассказах; обучает изобразительным
способам и приемам.
Самостоятельная художественная деятельность возникает по
инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей:
сделать подарок маме, смастерить игрушку для игры и др. Задача педагога не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая
необходимость. Воспитатель развивает самостоятельность детей, используя
подсказку, привлечения внимания к объекту, предмету, вопросы,
предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки,
фантазии.
Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер,
а иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел,
вместе готовят концерт, изготовляют атрибуты для игры, рисуют декорации,
организовывают театрализованную игру и т.д.
Признаками самостоятельной деятельности являются внимание ребенка
к средствам выразительности в музыке, рисунке, движениях, речи и умение
переносить усвоенное в собственную новую деятельность, применять для
решения новых задач.
Самостоятельная художественная деятельность тесно связана с той
работой, которую целенаправленно и в разных формах проводит воспитатель.
Это могут быть организованные занятия по изобразительной деятельности,
развитию речи, музыке. Они входят в обязательную «сетку» недельных
занятий, проводятся систематически по заранее разработанному содержанию
и в порядке нарастания сложности.
Значительное место в педагогическом процессе дошкольного
учреждения и в жизни детей занимают развлечения и праздники.
Развлечения как форма работы с детьми дошкольного возраста
проводятся один раз в две недели. Содержание развлечений разнообразно. Это
могут быть тематические литературные и музыкальные вечера.
Праздники в дошкольном учреждении соответствуют принятым в нашей
стране. Их можно разделить на праздники, связанные с общественной
жизнью(23 февраля, 9 Мая, 12 июня, 8 Марта, 1 мая и т.д.), и праздники,
связанные с народной и религиозной традицией (Пасха, Курбан – Байрам,
Ураза – Байрам, Масленица, Рождество). Могут быть праздники, отражающие
события местного значения (День города), а также свои, детсадовские
(юбилей дошкольного учреждения, день рождения группы и т.д.). Припроведении праздников решается комплекс воспитательных задач
интеллектуальных, нравственных, а также задач физического воспитания. И
конечно, реализуют задачи эстетического воспитания
Полезны для эстетического развития развлечения, сочетающие разные
виды искусств. Подбирается разнообразный материал и изобразительный, и
литературный, и музыкальный на одну тему.
Такие вечера развлечений доставляют дошкольникам радость,
приобщают к национальной культуре, воспитывают эстетические чувства.
Праздник должен быть эмоционально насыщенным. Красота обстановки,
торжественность музыки, общее приподнятое настроение все это повышает
восприимчивость к эстетической стороне действительности. Дети хотят
участвовать в празднике активно, их не удовлетворяет роль наблюдателей.
Среди сложившихся типов занятий, имеющих место в детском саду,
особое внимание следует уделить комплексным занятиям, в которых
воспитательные задачи реализуются средствами разных видов искусства.
Характерной особенностью комплексных занятий является объединение
заданий по определенным темам. При этом ведущим может быть средство
художественнообразной выразительности, свойственное разным видам
художественной деятельности. Например, «ритм» можно передать и в танце, и
в декоративном узоре, и в выразительном исполнении стихотворения.
Одна из форм детской деятельности, способствующих эстетическому
воспитанию, театрализованные игры и игры драматизации. Эти игры
проходят под руководством воспитателя.
Итак, эстетическое воспитание детей дошкольного возраста может быть
организовано в разных формах и имеют свою классификацию. Обобщим их в
единой таблице.
По
управления
принципу
Под прямым руководством
Под
косвенным
взрослого
руководством взрослогодеятельностью детей
По
способу
Совместная
объединения детей
По
видам
деятельности
деятельность детей и
взрослого:
a) фронтальная,
б) подгруппами,
в) с одним ребёнком
Занятия,
развлечения, игры, труд
экскурсии,
Индивидуальная,
подгруппами
Театрализованные
повторение
игры,
занятий,
праздников