«Методы и формы работы по правовому воспитанию с детьми в МДОУ»

  • Лекции
  • docx
  • 23.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками, установками, она шире, чем сфера сознания, так как включает в себя непосредственные действия человека, его поведение в различных, часто непредвиденных ситуациях. Она предполагает умение и готовность личности решить свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона. О том какие способы используются для того, чтобы прививать дошкольникам правовую культуру и говорится в данной работе
Иконка файла материала доклад о правовом воспитании.docx
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №50 Тема доклада : «Методы и формы работы по правовому воспитанию с детьми в МДОУ»(из опыта работы) Воспитатель: Лебедева Ж.М.г.Североморск «Методы и формы работы по правовому воспитанию с детьми в МДОУ»(из опыта работы) Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль правового образования граждан, растет ответственность человека за свою судьбу. Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют что "можно", а что "нельзя", каким образом надо поступать в той или иной ситуации. С первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь. Потенциал ребенка в области его интеллектуального и морального развития выше, чем принято считать. Между тем упущенные в дошкольном возрасте возможности впоследствии не восполняются или восполняются с трудом. В дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать воспитанию уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям, ощущения себя Человеком Земли и гражданином собственной страны. Работа по развитию у детей представления об основах правового сознания нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир. Например, я предлагала детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Использование наблюдения учит детей выделять себя из окружающего мира, взаимодействуя с другими людьми благодаря своим органам чувств: определить цвет глаз, волос своего товарища, ощущать его тепло, воссоздавать зрительные образы. Этот прием способствует развитиюэмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу. Научить детей тонко ощущать изменение окружающего мира позволяет прием визуализации. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла и помощи. Прием драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ "театральный инстинкт" - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных. Размышления детей от лица природных объектов несут большую смысловую нагрузку. Дети чувствуют экологическую значимость милосердного отношения к миру растений и животных, отмечая черствость тех людей, которые безжалостно вторгаются в природу и вредят ей. Приласкать, погладить, утешить, отвлечь, сказать теплые слова - это доступные формы объективно и субъективно направленного содействия нуждающимся в этом. Включение музыки помогает формировать осознанное отношение к душевным настроениям разных героев. Воспитание правовой культуры – обязательная составляющая политики государства , ратифицировавшего Конвенцию о правах ребёнка. Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развитии уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей  документа и отдельных прав человека. Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на  ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно­ продуктивную. Это дидактические, ролевые театрализованные игры, игры иупражнение на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных  навыков и умений. В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к  другим. Полнота самоощущений и толерантность – вот основа правового  воспитания. Необходимо решить следующие задачи: 1.Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения. 2.Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребёнка. 3.Воспитывать уважение и терпимость, независимо от происхождения,  расовой и национальной принадлежности языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических  недостатков. Вся запланированная работа способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Несмотря на всю сложность темы, при обучении детей использовала разнообразные методы и приемы: использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы); решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком ... , если бы я поймал золотую рыбку ... , если бы я вдруг превратился в ...; дидактические игры: "Чьи права нарушены?", "Назови права героев", «Кто больше?", "Назови - не ошибись ", "Как исправить Бармалея?", "Помогите Буратино", "Какими правами пользовались персонажи?" Игротренинг (игры и игровые упражнения). «Я и мои чувства». Цель: развитие чувства индивидуальности. Дети встают в круг. Ведущий (взрослый) начинает фразу и бросает мяч  ребёнку: Слух помогает мне…Зрение помогает мне… Обоняние помогает мне… Осязание помогает мне… Пробуя пищу на вкус, я могу… «Загадывание желаний». Усадите детей в кружок. Скажите, что это круг загадывания желаний.  Предложите, чтобы каждый ребёнок по очереди загадывал следующие  желания: Если бы я мог быть каким­нибудь животным, то я бы…потому что… Если бы я мог быть какой­нибудь пищей, то я бы…потому что… Если бы я мог быть каким­нибудь цветком, то я бы…потому что… Если бы я мог быть какой­нибудь страной, то я бы…потому что… Если бы я мог быть какой­нибудь пищей, то я бы …потому что… «Чудесные очки» Цель: помочь ребёнку увидеть в каждом человеке положительные черты  характера. Воспитатель предлагает детям примерить чудесные очки, в которых очень  хорошо разглядеть всё хорошее, что есть в человеке. Педагог первым надевает очки и описывает кого­то из детей, затем предлагает примерить очки кому­то из детей. Адвокатская контора (работа с карточками по сказкам). Сказка «Лиса и заяц». Какие права были нарушены? Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Какие права нарушила  ведьма? Так же «Гуси­лебеди», «Морозко» и т.д. Начать работу следует с изучения ребят, особенностей их характеров, интересов и привязанностей. Учет этих особенностей поможет в установлении дружеских отношений между детьми, между мальчиками и девочками в создании атмосферы взаимопонимания, сопереживания, что очень важно для детского коллектива. Например, вместе сдетьми мы решаем задачи: как справедливо разделить одну красивую куклу (машину); что делать, если всем одновременно хочется быть ведущим в новой игре и т.д. Детям полезно играть в специальные игры. Успех игры во многом зависит от  того, как располагаются дети в групповой комнате во время игры. Важно не  группировать детей так, чтобы это усиливало имеющиеся между ними  разногласия. Педагогу нужно способствовать развитию дружбы между  детьми, а также пониманию того, что существование разногласий возможно и  естественно. Так же был разработан план к «Неделе толерантности». В нём через  различные виды занятий, игры, беседы был разработан план по воспитанию  толерантного отношения к детям­инвалидам. Важную роль в правовом воспитании ребёнка, конечно, играют родители. И  помочь им в этом так же могут педагоги МДОУ. Необходимые ответы на  интересующие вопросы можно найти в папках­раскладушках (« Для вас,  родители!»; «Готовим будущего первоклассника»). В родительском уголке  (Информационно­деловое оснащение «Мои права»). Проводятся частные  беседы, консультации на темы «Права ребёнка», «Права будущего  первоклассника», «Обязанности родителей». Правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками, установками, она шире, чем сфера сознания, так как включает в себя непосредственные действия человека, его поведение в различных, часто непредвиденных ситуациях. Она предполагает умение и готовность личности решить свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона.Приложение (дидактические игры и упражнения). «Разрешено-запрещено» Цель: закрепить нравственно-правовые понятия детей, умение классифицировать поступки по принципу «разрешено-запрещено», выражать чётко и ясно свою мысль. Ход игры: Выкладываются сюжетные картинки с изображением запрещающих ситуаций (ребёнок обижает ребёнка, взрослый отпустил собаку в песочницу и т.д.) и разрешающих ситуаций (мальчик помогает девочке строить домик, ребёнок вешает кормушку и т.д.). Детям предлагается рассортировать карточки и прокомментировать их. «Придумай правовой конец сказки»Цель: способствовать творческому развитию детей, умению чётко выражать свои мысли, использовать полученные знания. Ход игры: Воспитатель читает любую сказку и предлагает придумать правовое решение возникшего конфликта. Например: 1) Кощей похитил Василису. Конец такой может быть: пришёл Богатырь и сказал: «Ты нарушил право человека на свободу. Большой Сказочный Суд тебя накажет, даже в тюрьму направит». Кощей подумал-подумал и решил не рисковать. Отпустил Василису. «Права детей и взрослых» Цель: закрепить знания дошкольников о правах детей и взрослых, совершенствовать навыки классификации. Ход игры: Воспитатель выкладывает картинки с изображением прав детей и взрослых. Детям предлагается разделить картинки по принципу «права детей» и «права взрослых». Некоторые права просят прокомментировать. Например, право на труд только у взрослых, так как детский труд запрещено использовать по Конвенции и Декларации.