Методы и приемы формирования навыка чтения у детей с ЗПР
Оценка 4.7

Методы и приемы формирования навыка чтения у детей с ЗПР

Оценка 4.7
Научные работы
doc
чтение
1 кл—4 кл
23.01.2018
Методы и приемы формирования навыка чтения у детей с ЗПР
В методической разработке дана характеристика детей с задержкой психического развития. Указаны основные ошибки, которые дети с ЗПР допускают при чтении в младших классах. Предлагаются основные методы и приемы работы для формирования навыка правильного, выразительного и осознанного чтения. Материал пригодится всем учителям начальных классов.
методы и приемы формирования навыка чтения у детей с ЗПР.doc
Формирование и совершенствование процесса чтения у учащихся с задержкой психического развития Авторы: Ковалева О.Л., Аглюлина О.А. Ни   для   кого   не   секрет,   что   в   первые   классы   массовых общеобразовательных школ дети приходят уже читающими, чего не скажешь   о   тех   детях,   которые   приходят   к   нам   в   коррекционную школу. Дети с  ЗПР, как правило, оказываются не готовыми к началу обучения, в том числе и к учебной деятельности на уроках чтения. Они  приходят   в   школу,   не   зная   многих   букв,   не  владея элементарными фонематическими представлениями. У   них   недостаточно   сформированы   нужные   для   усвоения программного   материала   умения,   навыки   и   знания,   которыми   нормально развивающиеся дети обычно овладевают в дошкольный период. В    связи с этим   дети   оказываются   не   в   состоянии   (без   специальной   помощи) овладевать счетом, чтением и письмом. Они испытывают затруднения в произвольной   организации   деятельности:   они   не   умеют   последо­ вательно   выполнять   инструкции   учителя,   переключаться   по   его указанию с одного задания на другое. Испытываемые ими трудности усугубляются   ослабленностью   их   нервной   системы.   Учащиеся   с   за­ держкой   психического   развития   быстро   утомляются,   работоспособ­ ность   их   падает   в   течение   урока,   а   иногда   они   просто   перестают выполнять начатую деятельность. Все это говорит о том, что интеллектуальные возможности ребенка не соответствуют его возрасту. По   мнению   ряда   исследователей,   психофизиологической   основой трудностей  чтения   являются   замедленный   темп   приема  и   переработки зрительно   воспринимаемой  информации,   трудность   установления   ассо­ циативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими   в   акте   чтения,   низкий   темп   протекания   мыслительных 1 процессов,   лежащих   в   основе   осмысления   воспринимаемой  информации, слабость самоконтроля. Большое количество ошибок, низкий темп и другие недостатки чтения отрицательно   влияют   на  понимание  смысла  читаемых  текстов,  как правило, тормозят совершенствование беглости и правильности чтения. Следовательно, формирование   навыка   чтения   —   это   процесс   совершенствования   всех   его компонентов.   Для   того  чтобы   целенаправленно   влиять   на   этот   процесс, необходимо четко представлять характерные затруднения и типичные ошибки в чтении детей с ЗПР младших классов.  Основными ошибками в чтении являются:  невозможность чтения слогов и слов (при условии усвоения всех букв) в результате несформированности синтеза слогов в слово;  неверный,   побуквенный   способ   чтения.   При  этом   прибегают   к своеобразному способу чтения, который, по аналогии с принятым в математике   термином   «присчитывание»,   можно  обозначить термином «причитывание» (в­вз­взя­л­ла, т. е. взяла);    замена слова другим несходным по буквенному составу (сажает,  вместо са­дить); замена слова другим, сходным по буквенному составу, родственным  словом или формой одного и того же слова (сеть­сетка); вставка согласных звуков (сначал, вместо начал);  С наибольшим трудом преодолеваются стойкие затруднения,  которые дети испытывают при чтении слогов с мягкими согласными, мягкость которых обозначена гласными е, ё, ю, я, слогов со  стечением согласных, когда дети долгое время выделяют первую  согласную слога в самостоятельный слог, либо вставляют между  2 согласными дополнительный звук—обычно повторяющий гласную  букву одного из соседних слогов (р­вался или ра­вался);  пропуск конечного гласного звука (как, вместо какая);  перестановка звуков (кулка, вместо кукла);   замена гласных звуков (тянуть, вместо тонуть); взаимные замены оппозиционных звуков, например, звонких и глухих,  твердых и мягких (витят, вместо видят);  пропуски букв при стечении согласных (дожи, вместо дожди);  нарушение чтения пар слов, сходных по буквенному составу (лапа,  вместо лампа);  к распространенным ошибкам можно отнести: замены сходных по на­ чертанию   букв  (6  и  д;   ш  и  щ);   замены   парных   согласных   гласных вследствие уподобления (людит, вместо любит);  часто   неверно   ставят   ударение,   допускают   много   ошибок угадывающего чтения (приходит, вместо придёт);  как   правило,   чтение   детей   носит   монотонный   и   невыразительный характер,   особенно  в   первые   годы   обучения   дети   не   соблюдают правильный   темп   чтения,   нарушают   логические   паузы,   неправильно распределяют дыхание. Характерны или излишне громкое чтение, или излишне тихое;   С трудом преодолеваются также и затруднения, возникающие при чтении многосложных  слов. До конца начальной школы учащиеся затрудняются в правильном интонационном выделении предложений при чтении. Это свидетельствует о трудности осмысления читаемого текста.  3 Плохая   техника   чтения,   сочетающаяся   с   малым   запасом представлений об окружающем мире, бедностью и неточностью  словаря и ограниченностью   общего   речевого   развития,   приводит   к   недостаточному пониманию читаемых текстов. На первоначальном этапе обучения дети с трудом   понимают   смысл   простейших   образных   выражений,   совсем   не понимают значения общеупотребительных слов и словосочетаний, которые обозначают   незнакомые   им   предметы   и   явления,   и   совершенно   не способны  самостоятельно   использовать   контекст   в   целях  осмысления входящих в него трудных слов и словосочетаний. Многие дети   долго не овладевают умением составлять с ними собственные предложения.  Такое положение   сохраняется   даже   в   том   случае,   если  предъявлению указанного   задания   предшествуют   разбор   и   подробное   объяснение непонятных слов и словосочетаний. Дети затрудняются удовлетворительно пересказать  прочитанное.  Им трудно   сформулировать   содержащуюся   в   тексте  главную   мысль,   а   также установить   временные,   причинно­следственные   связи,   охарактеризовать действующих лиц и дать оценку их поступкам.  Выявленные затруднения ведут к тому, что наши учащиеся не могут самостоятельно   выделять,   познавать   и   усваивать   заключенную   в   тексте новую для них информацию. Все это, вместе взятое,  тормозит накопление разнообразных   сведений   и   знаний   об   окружающей   действительности, отрицательно   сказывается   на   общем   развитии,   мешает   преодолению пробелов   в   знаниях   и   специфических   недостатков   познавательной деятельности. Все   эти   обстоятельства   диктуют   необходимость   коррекционного подхода при обучении.  Для   формирования   предпосылок   навыка   чтения   в   пропедевтический период   нами   совместно   с   логопедом   проводится   работа   по   развитию 4 фонематического слуха и фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, развитию речи, а также  общему развитию.        В   каждом   классе   есть   дети,   которые   по  уровню   овладения   навыком чтения отстают от своих одноклассников, поэтому объем заданий на уроке должен быть посилен для каждого ученика, строго индивидуализирован. Учителю   совместно   с   логопедом,   психологом,   дефектологом необходимо выявлять причины затруднений в овладении чтением  у каждого конкретного ребенка. Как показывает опыт, за первый год обучения учащиеся осваивают все  буквы, примерно половина из них овладевают слоговым способом чтения и  переходят к чтению целыми словами, остальные ученики читают только по  буквам, смешивают сходные по начертанию графемы, недостаточно быстро  соотносят звук с буквой, длительное время не могут перейти с побуквенного  чтения на слоговое, искажают звуковой состав слов, испытывают большие  трудности в соотнесении прочитанного слова с предметом, действием,  признаком, т.е. есть ученики, которые особенно медленно овладевают  процессом чтения и на протяжении всего букварного периода, а иногда и  гораздо дольше нуждаются в специальной дополнительной помощи. В   связи   с   тем,   что   контингент   класса   специальной   (коррекционной) школы   неоднороден   по   характеру   и   степени   сенсорной,   речевой   и интеллектуальной   недостаточности,   дети   в   процессе   обучения   чтению оказываются   на   разных   этапах   овладения   этим   навыком,   что   создает дополнительные трудности для фронтальной работы. С помощью эффективных  приемов и методов обучения чтению, можно  существенно повысить технику осознанного чтения у учащихся с задержкой  психического развития.  Методы и приемы формирования навыков чтения у детей с задержкой психического развития 5 Обучение   чтению   учащихся   с   задержкой   психического   развития является наиболее трудным разделом обучения русскому языку. Порядок   изучения   звуков   и   букв,   слоговых   структур   определяется данными   фонетики   в   современном   её   развитии.   Но   специфические особенности   развития   школьников   с   ЗПР   вносят   некоторые   коррективы   в применение   аналитико­синтетического   метода.   Удлиняется   срок   обучения грамоте: на изучение каждого звука и буквы отводится большее количество времени для лучшего их закрепления; сходные звуки и буквы изучаются с определенным перерывом и после твёрдого усвоения каждого из них. Каждый   этап   обучения   чтению   отличается   решением   каких­либо определенных задач. Но задачи предыдущего этапа остаются актуальными и на всех последующих этапах.  На первом этапе основными задачами являются умение выделить звук, соотнести   пройденные   звуки   и   буквы,   овладение   обратным   слогом   и знакомство с прямым открытым слогом. На втором этапе все перечисленные задачи   остаются,   особенно   задача   соотношения   звука   и   буквы,   но   центр тяжести переносится на овладение прямым открытым слогом и знакомство с закрытым   слогом.   Основной   задачей  третьего  этапа   является   овладение чтением   прямых   слогов   с   мгновенными   согласными,   а   также   прямым открытым и закрытым слогом в мягком варианте. Задачи  четвертого  этапа наряду   с   предыдущими   включают   в   себя   овладение   чтением   слов   с йотированными гласными, когда они стоят в начале слова и составляют слог. Наиболее   сложным   моментом   в   овладении   навыком   чтения   у   наших учащихся  является слияние  букв. Этому процессу детей  необходимо учить специально и длительное время.  Эффективным   приёмом   работы   по   выработке   навыка   правильного   выполнение   специальных   упражнений, чтения   является   ежедневное   способствующих   правильному   воспроизведению   слоговых   структур   и   слов, которые   вызывают   затруднения   при   чтении   текста.   Они   направлены   на установление связи между зрительными и речедвигательными образами слогов 6 и слов, дифференциацию сходных единиц чтения, накопление в памяти слогов и   слов,   читаемых   глобально,   слияние   в   единый   процесс   восприятия   и осмысления слова. Предварительные   упражнения   в   правильном   чтении   решают   и   такую задачу, как совершенствование произносительных навыков учащихся, так как прочтение слогов и слов предполагает четкость их артикулирования. Однако в   противоположность   артикуляционной   гимнастике   на   логопедических занятиях,   где   они   направлены     на   укрепление   мышц   артикуляционного аппарата   и   на   четкость   произнесения   звуков,   на   уроке   эти   упражнения, прежде всего, готовят детей к правильному прочтению слов текста. Наших   детей   приходится   специально   учить   пользоваться   двумя способами   чтения   (по   слогам   и   целыми   словами),   так   как   только   в   этом случае они смогут постепенно перейти от послогового  чтения к быстрому прочтению слова. В   процессе   проработки   связного   текста   мы     показываем   учащимся образец правильного чтения и затем неоднократно читаем материал вместе с детьми. Все художественные произведения в начальных классах в первый раз читает сам учитель, а дети слушают, закрыв книги, т.к. открытый учебник только отвлекает внимание ребенка: темп чтения учителя ему недоступен, и следить за ним по книге он не может. А, пытаясь найти слово, прочитанное учителем, ученик теряет нить рассказа, не видит мимики и жестов читающего. Тренировка в чтении занимает большую часть урока. Во избежание быстрого утомления школьников при однообразной работе с одним и тем же текстом нам приходится каждый раз немного изменять задания. Мы используем следующие виды чтения: ­чтение  по цепочке (предложения текста прочитываются поочередно),  ­чтение абзацами (учитель называет ученика, который будет читать),  ­чтение по эстафете  (сами дети называют товарища, который продолжает чтение), 7 ­выборочное   чтение.   Прием   выборочного   чтения   дает   возможность варьировать: дети прочитывают отрывок, ориентируясь на иллюстрацию, либо на вопрос учителя, либо на конкретное задание.    ­повторное   чтение  можно   проводить   при   делении   текста   на   части   или озаглавливании   частей,   при   чтении   по   ролям,   при   подготовке   к выразительному чтению и т. д. ­чтение с поощрением жетонами или фишками; ­чтение­соревнование; ­чтение   «зашумлённых   слов   и   слоговых   таблиц»   ­  слова   и   слоги заштрихованы; ­дирижирование   – учитель   и   ученик   дирижируют   рукой   вслед   за произнесением или прочитыванием слова. Чтобы поддерживать у учащихся интерес к тексту, мы выражаем свою заинтересованность   новым   видом   работы,   проявляем   актерские   данные (эмоциональность,   выразительность,   умение   играть   роль   заинтересованного участника всего происходящего).         Поскольку в нашей школе мы тесно взаимодействуем со специалистами, то используем некоторые методы и приёмы их работы, а также изучаем и применяем в своей практике рекомендации учёных­разработчиков методик, авторов учебников и учебных пособий по коррекционной педагогике.          Так, автор учебника «Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной)   школе»  кандидат   педагогических   наук,   профессор А.К.Аксёнова   отмечает,   что   не   менее   важно   для   формирования   навыка правильного  чтения  организовывать   наблюдение  учащихся  за  чтением  друг друга.   Только   при   активности   всего   класса   можно   добиться   того,   чтобы школьники читали текст в течение всего урока либо вслух по вызову учителя, либо   про   себя,   следя   за   чтением   одноклассника.   Для   организации   таких наблюдений она предлагает использовать следующие приемы: 8  медленное чтение учителя (текст до этого уже отработан) –  учащиеся  следят  по книге, используя закладку или водя по строке  пальцем;  комбинированное чтение ­ в тексте выделяются предложения для  чтения их хором ( дети должны вовремя включиться в хоровое  чтение);  сопряженное чтение ­ текст начинает читать учитель вместе с  учениками, затем на время он замолкает, а дети продолжают читать  хором;  контроль детей за чтением товарищей с последующим сообщением количества и характера допущенных ошибок. Каждый ребенок  должен читать не более одного­двух предложений, так как в  противном случае дети забывают действительные ошибки и начинают  придумывать их, чтобы получить поощрение учителя. Р.И. Лалаева (доктор педагогических наук, профессор, один из авторов учебника   «Логопедия»,   автор   «Хрестоматии   по   логопедии»   рекомендует специальные приёмы, способствующие выработке правильного чтения:  Звуко­буквенный   анализ   слов   ­  работа   с   классной   разрезной азбукой.   Трудное   слово   произносится   по   слогам,   анализируется, составляется из букв разрезной азбуки и затем плавно прочитывается. Иногда   трудное   слово   записывается   на   доске   по   слогам   и прочитывается.  Чтение таблиц с трудными словами и предложениями. Их учащиеся сначала читают по слогам, затем слитно.  Чтение   небольших   текстов,   написанных   на   доске.  В   текст включаются   слова,   в   которых   учащиеся   чаще   всего   делают   ошибки (слова со стечением согласных, с твердым и мягким знаками, слова с буквой ё и т.д.). 9  Самостоятельное выделение учащимися из текста слов, прочтение которых требует помощи учителя.  Своевременное объяснение значения слова.  Хоровое чтение трудной части рассказа. Вслед за этим данную часть читают слабые учащиеся.  Применение указок при чтении. Указка облегчает ориентировку на странице,   помогает   целостному,   а   поэтому   правильному   восприятию слова, мобилизует учащихся с неустойчивым вниманием, с нарушением зрительных восприятий.  Распределение частей текста для чтения между учащимися с учетом возможностей каждого.  Коллективное   обсуждение   правильности   чтения   отдельных учеников. Все учащиеся по своим книгам следят за чтением товарищей. После   прочтения   соответствующей   части   идет   обсуждение   качества чтения каждого ученика. Известно, что в развитии навыка сознательного чтения огромное значение имеют:  подготовка  учащихся   к   восприятию   текста,  словарная   работа, выразительное  первоначальное  чтение  произведения  учителем,  чтение текста учащимися, анализ прочитанного при повторном чтении, составление плана,  работа   над   выразительными   средствами  творческая  пересказ, художественного   произведения,  характеристика   героя, деятельность школьников.         Эти виды работы приобретают ряд специфических черт при обучении детей с ЗПР.  10 Так,   подготовка   учащихся   к   восприятию   текста   не   ограничивается только   проведением  предварительной   беседы,   как   предлагает   методика массовой школы, а проводится  более углубленно, с использованием целого ряда других приемов и методов. Подготовительная работа в младших классах часто требует создания наглядной конкретной ситуации, которая лежит в основе текста. Экскурсия в природу, во Дворец творчества, в школьную или городскую библиотеку, а на   ­   демонстрация   натуральных   предметов,   картинок,   работа   с уроке   раскрасками   имеют   первостепенное   значение   для   правильного   понимания читаемого.   В   ряде   случаев   эта   подготовка   может   осуществляться   в   виде беседы,   в   процессе   которой   актуализируется,   и   уточняются   имеющиеся   в опыте детей представления, понятия, устанавливаются связи уже знакомого материала  с предлагаемым  в данный момент. Не   менее   важной   для   понимания   читаемого   является  словарная работа,  которая   может   проводиться   на  различных   этапах   урока.   Значение одних   слов,   совершенно   незнакомых   детям,   несущих   большую   смысловую нагрузку в тексте, мы объясняем в процессе подготовительной работы. Значение   других   слов   и   образных   выражений   разбираются   во   время чтения или анализа текста. К объяснению привлекаются сами учащиеся. Более того,     мы   пытаемся   научить   детей   самостоятельно   выбирать   из   текста незнакомые   слова   и   спрашивать   учителя   об   их   значении. Проведение подобной   работы   требует   от   учителя   последовательности   и   терпения,   так дети с ЗПР часто не замечают непонятных для них слов.  Особенно   сложным   является  анализ   изобразительных   средств художественного произведения. Трудность заключается в том, что недостатки образного мышления, обедненность конкретного чувственного опыта детей с ЗПР не позволяют им ясно представить описанную в произведении картину, а общее недоразвитие абстрактного мышления затрудняет перенос признаков одного явления на другое. 11 Простое   объяснение   значения   и   роли   выразительных   средств оказывается   недостаточным   для   преодоления   имеющихся   затруднений. Сравнение  (в процессе экскурсий, демонстрации наглядных пособий)  слов, употребленных в прямом и переносном значении,  составление картинного плана,  широкое использование приема зарисовок ­ все это в значительной степени   способствует   преодолению   недостатков   в   понимании   нашими учащимися образных выражений. Закрепление   содержания  прочитанного   текста ведется   не   только   в виде выборочного чтения и сравнения с материалом других текстов или видео на эту тему, как это принято в массовой школе, но и с помощью иных приемов и   средств:   соотнесение   отдельных   мест   текста   с   иллюстрациями, помещенными в книге; зарисовка героев; установление сходства и различия прочитанного   произведения   и   конкретной   жизненной   ситуации.   Такой характер   работы   помогает   учащимся   образно   представить   сюжет   рассказа, четко   установить   связи   явлений   и   действующих   лиц,   соотнести   читаемый материал с собственным жизненным опытом.  На уроках чтения нам приходится применять приемы для организации мыслительных   процессов,   чтобы   помочь   учащимся   в   осознании   смысловой структуры текста. Сознательности   чтения   способствует     работа   по   составлению   плана, которая помогает осознать отдельные части произведения и охватить его в целом, понять, в какой последовательности ведется рассказ. Самым   распространенным   видом   чтения   для   детей   с   ЗПР   является чтение вслух.  Только чтение вслух даёт возможность учителю выработать у детей   умение   читать   выразительно,   показать   красоту,   ритм   и   напевность стиха, выявить особенности речи действующих лиц. Для детей с ЗПР значение чтения   вслух   возрастает   в   связи   с   необходимостью   постоянно контролировать, особенно на первых порах, его правильность. Кроме чтения вслух нам необходимо научить детей чтению про себя. Навык молчаливого чтения у них вырабатывается с большим трудом. Но как 12 бы не было сложно обучить детей данному виду чтению,  всё же мы стараемся научить учащихся этому экономному и необходимому виду чтения. Сначала учащиеся   долго   пользуются   шепотным   чтением   произведения.   Мы   не торопимся исключать видимые и слышимые речедвигательные компоненты, и только постепенно переходим к чтению «про себя».  Развитие навыка выразительного чтения осуществляется на уроках и во внеклассное время как на материале текстов в книгах для чтения, так и на основе специально подобранных упражнений. Виды   и   приемы   работы   по   развитию   этого   навыка   могут   быть следующими:  Отчетливое   произнесение   звуков,   слогов,   слов,   скороговорок, четверостиший во время артикуляционной гимнастики.  Хоровое чтение  — для отработки умений регулировать силу голоса, воспроизводить мелодику и темп речи учителя.  Подражание образцу выразительного чтения.  Чтение по ролям, драматизация текста.  Упражнения  на   формирование   умения   сознательно   пользоваться некоторыми видами интонационных средств. Большое   значение   для   выработки   навыка   выразительного   чтения   имеет участие всех школьников в художественной самодеятельности. Привлечение детей   к   коллективной   декламации   для   выступлений   перед   родителями, учениками   других   классов   создает   у   них   заинтересованность,   помогает осознать   роль   работы   над   интонационной   выразительностью.   Наши   дети   с удовольствием   принимают   участие   в   инсценировках   в   рамках   Недели русского языка, Недели математики, Недели птиц и др., в конкурсах чтецов и различных классных и школьных праздниках. С   целью   формирования   интереса   к   прочитанному   произведению,   для развития   воссоздающего   воображения,   активности   и   самостоятельности   у детей с ЗПР мы предлагаем задания для иллюстрирования текста. Эти задания 13 предполагают   не   только   использование   полученных   знаний,   они   еще активизируют их творческие возможности.  В   результате   длительного,   кропотливого,   последовательного   труда, совместных усилий учителя, воспитателя, логопеда, некоторых родителей нам удаётся   научить   учащихся   правильному,   осознанному,   порой   –   беглому   и выразительному чтению. 14

Методы и приемы формирования навыка чтения у детей с ЗПР

Методы и приемы формирования навыка чтения у детей с ЗПР

Методы и приемы формирования навыка чтения у детей с ЗПР

Методы и приемы формирования навыка чтения у детей с ЗПР

Методы и приемы формирования навыка чтения у детей с ЗПР

Методы и приемы формирования навыка чтения у детей с ЗПР

Методы и приемы формирования навыка чтения у детей с ЗПР

Методы и приемы формирования навыка чтения у детей с ЗПР

Методы и приемы формирования навыка чтения у детей с ЗПР

Методы и приемы формирования навыка чтения у детей с ЗПР

Методы и приемы формирования навыка чтения у детей с ЗПР

Методы и приемы формирования навыка чтения у детей с ЗПР

Методы и приемы формирования навыка чтения у детей с ЗПР

Методы и приемы формирования навыка чтения у детей с ЗПР

Методы и приемы формирования навыка чтения у детей с ЗПР

Методы и приемы формирования навыка чтения у детей с ЗПР

Методы и приемы формирования навыка чтения у детей с ЗПР

Методы и приемы формирования навыка чтения у детей с ЗПР

Методы и приемы формирования навыка чтения у детей с ЗПР

Методы и приемы формирования навыка чтения у детей с ЗПР

Методы и приемы формирования навыка чтения у детей с ЗПР

Методы и приемы формирования навыка чтения у детей с ЗПР

Методы и приемы формирования навыка чтения у детей с ЗПР

Методы и приемы формирования навыка чтения у детей с ЗПР

Методы и приемы формирования навыка чтения у детей с ЗПР

Методы и приемы формирования навыка чтения у детей с ЗПР

Методы и приемы формирования навыка чтения у детей с ЗПР

Методы и приемы формирования навыка чтения у детей с ЗПР
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2018