В данной статье рассматриваются приемы, виды и методы использования мнемотехник, а так же эффективное использование памяти. В современном мире вопрос о тренировке и развитии памяти стоит весьма остро, поскольку замачено ухудшение памяти у подрастающего поколения. Подробно описан каждый метод и история его происхождения.
Статья.doc
Методы и приемы мнемотехник
Актуальность темы развития и тренировки памяти, в первую очередь,
обусловлена таким немаловажным фактором как развитие современных
технологий, в связи с чем, замечено резкое ухудшение памяти у школьников,
изза того, что пропадает непосредственная необходимость в запоминании,
ведь любую информацию можно найти в пару кликов. Неэффективное
использование памяти приводит к проблемам не только при обучении, но и в
дальнейшей жизни. Поэтому педагогу необходимо развивать и тренировать
память учеников, чтобы активизировать функции мозга и поддерживать
мыслительные процессы в тонусе.
Э. Доминов в своей книге «тренировка памяти» подчеркивает, что
«Основная задача при развитии памяти у детей – научить их не запоминать, а
воспроизводить».
Методы и приемы мнемотехник набирают все большую популярность
при обучении. Ведь, зачастую, они построены на соединении и фиксировании
в голове зрительных образов, которые довольно быстро и просто
фиксируются мозгом. В настоящее время применяются мнемотехники
практически любой сфере обучения – от запоминания правил русского языка
и математики, до изучения иностранных языков, тренировки техник
скорочтения и актерской деятельности.
Далее необходимо рассмотреть виды мнемотехник и их использование
на уроках русского языка. Сам термин мнемотехника (или мнемоника)
происходит от греческого mnemonikon – «искусство запоминания» и означает
совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и
увеличивающих объем памяти, путем образования искусственных ассоциаций
(Э. Доминов). Мнемотехника служит для системного запоминания
информации и материала, так же она помогает развивать логику, воображение, память и познавательные процессы у школьников. Таким
образом, при использовании различных приемов, сложный для запоминания и
восприятия материал усваивается гораздо легче и остается в памяти на
долгие годы. Исследователи выделяют шесть видов мнемотехник: бытовая (в
различных источниках варьируется до народной), классическая,
педагогическая, эстрадная (цирковая), спортивная и современная. Каждая из
них имеет свои особенности, а некоторые приемы настолько прочно вошли в
нашу повседневную жизнь, что мы их не только не замечаем, но даже и не
подозреваем, что в конкретный момент жизни, не задумываясь, используем
мнемотехнику. Это, в основном, касается использования «бытовой» –
дорожные ли это знаки, работа с компьютерами, запоминание телефонных
номеров, изучение алфавита, запоминание дней в месяцах по костяшкам
пальцев. Память человека настолько уникальна, что каждый в течение жизни
вырабатывает свою собственную систему запоминания, удобную ему.
«Классическая» – это «Метод Цицерона» (86 год до нашей эры) –
нанизывание мыслей, слов и ассоциаций на интерьер хорошо знакомого
помещения в определенной последовательности. Таким образом,
классическая мнемотехника – это фиксация информации, преобразованной в
зрительные образы и манипуляция ими в своем воображении.
Педагогическая мнемотехника сформировалась в XVI веке, ее
основоположником и создателем был Пьер Рамус (философ, педагог, риторик,
предшественник Декарта) – ее суть в неоднократном повторении материала,
составлении конспектов, рисовании иллюстраций. Так же учебный процесс
мог представляться в виде игры. Это сделало данную мнемотехнику
доступной и понятной большему количеству людей, нежели классическая, что
дало ей возможность закрепиться в системе образования, кроме того, ее
приемами активно пользуются педагоги, и по сей день.
Цирковая (эстрадная) мнемотехника – более позднее ответвление
«классической». Она заключается в многократном повторении информации через мимику, жесты, интонацию, точки действия на сцене. Что позволяет
артистам воспроизводить весьма большое количество информации и текста.
Посредством репетиций, материал отрабатывается и остается в памяти уже на
подсознательном уровне. Таким образом, порой при демонстрации на сцене
невероятного объема информации – артисту далеко не всегда приходится ее
запоминать.
Спортивная мнемотехника – особый вид соревнования среди
мнемонистов, результаты оцениваются по двум параметрам – скорости
запоминания информации, а так же ее объему. Не смотря на это, каждый
участник таких соревнований специализируется, в основном, на чемто одном
– будь то двоичные коды, трехзначные числа или различные
последовательности.
Современная мнемотехника представлена системой запоминания
«Джордано», созданной в 1990 году и названной в честь Джордано Бруно. Эта
система, в первую очередь, направлена на запоминание точной информации и
логически связанных ее элементов. В ее положения входят такие понятия как
«соединение образов», «точная информация», «смысл запоминания», а так же
выделяются такие механизмы как «электрическая память» и «рефлекторная
память». Весь процесс запоминания разделяется на четыре этапа:
кодирование элементов информации в зрительные образы; собственно сам
процесс запоминания; запоминание последовательности информации
закрепление информации в мозге. Таким образом «Джордано» объединяет и
систематизирует в себе различные виды мнемотехник и их специфику, что
делает ее особенно эффективной, в частности, для использования на уроках
русского языка, делая материал более понятным и простым для усвоения.
Таким образом, овладение мнемотехникой – это овладение важнейшими
навыками запоминания информации. Но чтобы этот навык сохранялся,
необходимы постоянные тренировки. То есть, необходимо поддерживать память в тонусе, регулярно используя те или иные упражнения для ее
тренировки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Васильева Е.Е., Васильев В.Ю. «Суперпамять, или как запомнить, чтобы
вспомнить?: экзамены и карьера без проблем / Е.Е.Васильева,
В.Ю.Васильев. – М.: Астрель: АСТ, ХРАНИТЕЛЬ, 2007 – 480 с.
2. Головлева И.В. Самоучитель по развитию памяти. – М.: Мир книги, 2005.
– 320 с.
3. Доминов Э. Тренировка памяти. Уникальные методики гениев. – СПб.:
«Ленинградское издательство», 2008. – 320 с.
4. Косенко А.В. Способы быстрого развития памяти. Как за 10 дней
запомнить в 10 раз больше информации/ А.В. Косенко. – 2е изд. – М.:
Издательскоторговая корпорация «Дашков и Ко», 2015. – 176 с.
5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000
слов и фразеологических выражений. 2е изд., испр. и доп. М.: АЗЪ, 1995.
928 с.
6. Словарьсправочник лингвистических терминов: пособие для учителя / Д.
Э. Розенталь, М. А. Теленкова. 3е изд., испр. и доп. М.: Просвещение,
1985. 399 с.
Методы и приемы мнемотехник
Методы и приемы мнемотехник
Методы и приемы мнемотехник
Методы и приемы мнемотехник
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.