Методы и приемы мнемотехник
Оценка 4.8

Методы и приемы мнемотехник

Оценка 4.8
Исследовательские работы +1
doc
русский язык
Взрослым
18.06.2019
Методы и приемы мнемотехник
В данной статье рассматриваются приемы, виды и методы использования мнемотехник, а так же эффективное использование памяти. В современном мире вопрос о тренировке и развитии памяти стоит весьма остро, поскольку замачено ухудшение памяти у подрастающего поколения. Подробно описан каждый метод и история его происхождения.
Статья.doc
Методы и приемы мнемотехник Актуальность темы развития и тренировки памяти, в первую очередь,  обусловлена таким немаловажным фактором как развитие современных  технологий, в связи с чем, замечено резкое ухудшение памяти у школьников,  из­за того, что пропадает непосредственная необходимость в запоминании,  ведь любую информацию можно найти в пару кликов. Неэффективное  использование памяти приводит к проблемам не только при обучении, но и в  дальнейшей жизни. Поэтому педагогу необходимо развивать и тренировать  память учеников, чтобы активизировать функции мозга и поддерживать  мыслительные процессы в тонусе. Э. Доминов в своей книге «тренировка памяти» подчеркивает, что  «Основная задача при развитии памяти у детей – научить их не запоминать, а  воспроизводить». Методы и приемы мнемотехник набирают все большую популярность  при обучении. Ведь, зачастую, они построены на соединении и фиксировании  в голове зрительных образов, которые довольно быстро и просто  фиксируются мозгом. В настоящее время применяются мнемотехники  практически  любой сфере обучения – от запоминания правил русского языка  и математики, до изучения иностранных языков, тренировки техник  скорочтения и актерской деятельности. Далее необходимо рассмотреть виды мнемотехник и их использование  на уроках русского языка. Сам термин мнемотехника (или мнемоника)  происходит от греческого mnemonikon – «искусство запоминания» и означает  совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и  увеличивающих объем памяти, путем образования искусственных ассоциаций  (Э. Доминов). Мнемотехника служит для системного запоминания  информации и материала, так же она помогает развивать логику, воображение, память и познавательные процессы у школьников. Таким  образом, при использовании различных приемов, сложный для запоминания и  восприятия материал усваивается гораздо легче и остается в памяти на  долгие годы. Исследователи выделяют шесть видов мнемотехник: бытовая (в  различных источниках варьируется до народной), классическая,  педагогическая, эстрадная (цирковая), спортивная и современная. Каждая из  них имеет свои особенности, а некоторые приемы настолько прочно вошли в  нашу повседневную жизнь, что мы их не только не замечаем, но даже и не  подозреваем, что в конкретный момент жизни, не задумываясь, используем  мнемотехнику. Это, в основном, касается использования «бытовой»  –   дорожные ли это знаки, работа с компьютерами, запоминание телефонных  номеров, изучение алфавита, запоминание дней в месяцах по костяшкам  пальцев. Память человека настолько уникальна, что каждый в течение  жизни  вырабатывает свою собственную систему запоминания, удобную ему. «Классическая» – это «Метод Цицерона» (86 год до нашей эры) –  нанизывание мыслей, слов и ассоциаций на интерьер хорошо знакомого  помещения в определенной последовательности. Таким образом,  классическая мнемотехника – это фиксация информации, преобразованной в  зрительные образы и манипуляция ими в своем воображении. Педагогическая мнемотехника сформировалась в XVI веке, ее  основоположником и создателем был Пьер Рамус (философ, педагог, риторик, предшественник Декарта) – ее суть в неоднократном повторении материала,  составлении конспектов, рисовании иллюстраций.  Так же учебный процесс  мог представляться в виде игры. Это сделало данную мнемотехнику  доступной и понятной большему количеству людей, нежели классическая, что дало ей возможность закрепиться в системе образования, кроме того, ее  приемами активно пользуются педагоги, и по сей день. Цирковая (эстрадная) мнемотехника – более позднее ответвление  «классической». Она заключается в многократном повторении информации через мимику, жесты, интонацию, точки действия на сцене. Что позволяет  артистам воспроизводить весьма большое количество информации и текста.  Посредством репетиций, материал отрабатывается и остается в памяти уже на подсознательном уровне. Таким образом, порой при демонстрации на сцене  невероятного объема информации – артисту далеко не всегда приходится ее  запоминать.  Спортивная мнемотехника – особый вид соревнования среди  мнемонистов, результаты оцениваются по двум параметрам – скорости  запоминания информации, а так же ее объему. Не смотря на это, каждый  участник таких соревнований специализируется, в основном, на чем­то одном  – будь то двоичные коды, трехзначные числа или  различные  последовательности.  Современная мнемотехника представлена системой запоминания  «Джордано», созданной в 1990 году и названной в честь Джордано Бруно. Эта  система, в первую очередь, направлена на запоминание точной информации и  логически связанных ее элементов. В ее положения входят такие понятия как  «соединение образов», «точная информация», «смысл запоминания», а так же  выделяются такие механизмы как «электрическая память» и «рефлекторная  память».  Весь процесс запоминания разделяется на четыре этапа:  кодирование элементов информации в зрительные образы; собственно сам  процесс запоминания; запоминание последовательности информации  закрепление информации в мозге. Таким образом «Джордано» объединяет и  систематизирует в себе различные виды мнемотехник и их специфику, что  делает ее особенно эффективной, в частности, для использования на уроках  русского языка, делая материал более понятным и простым для усвоения. Таким образом, овладение мнемотехникой – это овладение важнейшими навыками запоминания информации. Но чтобы этот навык сохранялся,  необходимы постоянные тренировки. То есть, необходимо поддерживать память в тонусе, регулярно используя те или иные упражнения для ее  тренировки.  СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Васильева Е.Е., Васильев В.Ю. «Суперпамять, или как запомнить, чтобы  вспомнить?: экзамены и карьера без проблем / Е.Е.Васильева,  В.Ю.Васильев. – М.: Астрель: АСТ, ХРАНИТЕЛЬ, 2007 – 480 с. 2. Головлева И.В. Самоучитель по развитию памяти. – М.: Мир книги, 2005.  – 320 с. 3. Доминов Э. Тренировка памяти. Уникальные методики гениев. – СПб.:  «Ленинградское издательство», 2008. – 320 с.  4. Косенко А.В. Способы быстрого развития памяти. Как за 10 дней  запомнить в 10 раз больше информации/ А.В. Косенко. – 2­е изд. – М.:  Издательско­торговая корпорация «Дашков и Ко», 2015. – 176 с.  5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000  слов и фразеологических выражений. 2­е изд., испр. и доп. М.: АЗЪ, 1995. 928 с. 6. Словарь­справочник лингвистических терминов: пособие для учителя / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. 3­е изд., испр. и доп. М.: Просвещение,  1985. 399 с.

Методы и приемы мнемотехник

Методы и приемы мнемотехник

Методы и приемы мнемотехник

Методы и приемы мнемотехник

Методы и приемы мнемотехник

Методы и приемы мнемотехник

Методы и приемы мнемотехник

Методы и приемы мнемотехник
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.06.2019