В материале представлена информация для подробного ознакомления с методами самовоспитания самообразования личности. Подходит для педагогов, так как в материале представлена технология организации самообразования педагогов в несколько этапов. Также можно познакомиться с основными методами самообразования и следовать направлению повешения качества своей личности.
Ружникова.docx
Методы самовоспитания и самообразования.
общему
движению
педагогического
По словам Адольфа Дистервега (немецкий психолог), педагог лишь до тех пор способен на
самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным
воспитанием и образованием. Если он не учится, не читает, не следит за научными
достижениями и не внедряет их в практику, мало сказать, что он отстает: он тянет назад,
затрудняет решение задач, поставленных перед учебным заведением, и хочет или не хочет,
сопротивляется
коллектива.
Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности
воспитателя рационально строить свою деятельность, преодолевать трудности во время
самостоятельной подготовки к занятиям, снимать эмоциональные и психические
перегрузки, управлять своим эмоциональным состоянием. Эти качества не даются от
рождения,
а являются результатом длительной работы над собой.
Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества
необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.
Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования.
Самообразование – основа роста педагога как специалиста. Если процесс образования
осуществляется добровольно, сознательно, планируется, управляется и контролируется
самим человеком, необходим для совершенствования какихлибо качеств или навыков, то
речь идет о самообразовании.
Самообразование – приобретение знаний путем самостоятельных занятий вне учебных
заведений
лица.
Желание и опыт самосовершенствования составляет необходимую предпосылку
самообразования,
которое предполагает сознательную работу по развитию
профессионально значимых качеств своей личности в трех направлениях:
обучающего
помощи
без
и
а) адаптирование своих индивидуальнонеповторимых особенностей к требованиям
педагогической деятельности;
б) постоянное повышение профессиональной компетентности;
в) непрерывное развитие социальнонравственных и других свойств личности.
Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде
следующих этапов:
1й этап диагностический, который предусматривает создание определенного настроя
на самостоятельную работу, анализ затруднений, постановку проблемы, изучение
психологопедагогической и методической литературы по выбранной проблеме.
Интерес (Чего хочу?)
определение профессиональных потребностей (Чему хочу научиться, что узнать?)
формулировка темы, постановка проблемы (Чего хочу достичь?)
2й этап прогностический, который включает определение цели и задач работы над
темой, разработку шагов по решению проблемы, планирование и прогнозирование
результатов.
План (Как достигну?)
отбор действий (Что надо сделать?) установка их последовательности (В какой последовательности?)
определение сроков (Когда?)
3й этап практический, во время которого происходит накопление педагогических
фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов,
формирование методического комплекса, отслеживание текущих и промежуточных
результатов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
Работа
обучение и воспитание (Что делаю?)
оснащение учебных занятий и воспитательных мероприятий (С помощью чего?)
сбор информации для анализа (Как получается?)
4й этап обобщающий. Происходит подведение итогов, оформление результатов по
теме, презентация материалов на заседаниях методических объединений, педагогических
советов.
Анализ (Что получилось? Что не получилось и почему?)
подбор методик анализа
проведение анализа
выводы
5й этап внедренческий, на котором педагог в процессе дальнейшей работы использует
собственный опыт, а также занимается его распространением.
Будущее (Что дальше делать?)
задачи на будущее
Составляющие процесса самообразования педагога:
изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы;
посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом;
периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности;
повышать уровень своей эрудиции.
Основные методы самообразования, их + и :
Курсы повышения квалификации
+ возможность получения
квалифицированной помощи от
специалиста преподавателя, а также
возможность обмена опытом между
коллегами.
эпизодичность прохождения курсов;
время проведения
– в учебный период, что влечет большие
изменения в режиме работы;
Темы курсов не всегда соответствуют
потребностям конкретного педагога;
Получение второго высшего образования или второй специальности возможность выстраивать индивидуальную
траекторию образования, т. к. структура
большинства программ имеет модульный
характер: одни обязательны для изучения,
другие предполагают индивидуальный
выбор; обучение ведут ученыеспециалисты
Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и
нехватка у педагогов свободного
времени; дороговизна обучения.
конкурсы.
возможность пройти их в удобное для
педагогов время; возможность выбора
темы по интересующим и наиболее
актуальным для конкретного педагога
вопросам
основе;
дистанционные курсы проводятся на
платной
документы,
подтверждающие факт прохождения
дистанционного обучения, чаще всего не
имеют юридической силы, т. е. их не
учитывают при проведении очередной
аттестации.
Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования
педагогов
обмен опытом осуществляется между
учителямипрактиками;
•методическая
помощь является персональной и адресной;
попросить и получить консультацию можно
в удобное для педагога время
документы, подтверждающие Ваше участие
или размещение Ваших печатных работ
являются платными
Индивидуальная работа по самообразованию
советах,
Все материалы, планирование необходимо
разрабатывать самостоятельно
научноисследовательская работа по
определенной проблеме;
посещение
библиотек, изучение научнометодической
участие в
и учебной литературы;
педагогических
научно
методических объединениях; посещение
уроков коллег, обмен мнениями по
вопросам организации занятий, содержания
обучения,
преподавания;
теоретическую разработку и практическую
апробацию разных форм занятий, и
мероприятий.
Самовоспитание – это сознательная деятельность, направленная на совершенствование
своей личности в соответствии с требованиями профессии.
методов
Работа по самовоспитанию начинается с самоизучения, осознания своих успехов и неудач,
с недовольства собой, которое возникает в процессе сравнения своих результатов работы с
достижениями других людей, оценки своих поступков, анализа своих психических
состояний,
переживаний.
Следующим шагом самовоспитания является формирование целей саморазвития. Это
очень ответственный шаг в процессе самовоспитания. Ведь от выбора цели зависит
эффективность работы. Для достижения цели, необходимо научиться продуктивно
организовать свою учебную деятельность,
развивать познавательный интерес,
способности.
организаторские
коммуникативные
Самовоспитание
таких
как:
самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач
использование
предполагает
приемов,
умения, самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества);
самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь);
самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью
предотвращения
последствий);
осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач).
Приступая к работе по самовоспитанию, воспитатель должен иметь данные анализа своей
работы за определенный период, объективную их оценку и рекомендации коллег по
улучшению своей деятельности.
нежелательных
Личный план самообразования.
Ф.И.О. – Зайцева Луиза Олеговна
Должность – воспитатель
Педагогический стаж – 3 года
Цель – повышение профессиональной компетентности
Предполагаемый результат – присвоение первой квалификационной категории
Сроки проведения – июль 2013 – декабрь 2016
С 2013 года мной пройдены следующие этапы самообразования:
Июль Август
Изучение научнометодической литературы;
2013 года
Сентябрь
2013 года
Декабрь
2013 года
Январь – Май
2014
Июль Август
2014
СентябрьМай
20142015
Июнь
2015
Ноябрь
2015
Апрель
2016
Май
2016
Разработка перспективного плана, конспектов занятий
Создание современной предметноразвивающей среды в
группе
Активное участие во всероссийских интернет конкурсах
Выступление с докладом об опыте работы на методическом
объединении города и педсовете
Организация работы кружка нетрадиционного рисования
«Юные мастера», участие во всероссийских интернет –
конкурсах и выставках
Подтверждение занимаемой должности
Разработка электронного дидактического пособия по
математике для детей младшего дошкольного возраста
Проведение открытого занятия ко дню космонавтики
Выступление на педсовете с отчетом о проделанной работе
за учебной год Июнь
2016
Прохождение курсов повышения квалификации
ИюльАвгуст
2016
Сентябрь
2016
Сентябрь
Декабрь 2016
Изучение опыта педагогов ДОУ, изучение новых методик
обучения детей младшего дошкольного возраста
Проведение консультации для родителей с целью облегчить
адаптационный период для детей
Активное участие во всероссийских интернет – конкурсах,
вебинарах
Методы самовоспитания и самообразования
Методы самовоспитания и самообразования
Методы самовоспитания и самообразования
Методы самовоспитания и самообразования
Методы самовоспитания и самообразования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.