«Методы совершенствования специальной выносливости высококвалифицированных стрелков из классического лука»

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • doc
  • 03.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Для достижения в спорте высоких результатов большое значение имеет степень развитости физических качеств. Эти качества формируются и развиваются в течение долгих лет занятием спортом. В стрельбе из лука также сочетаются все эти качества, но какие-то качества развиты больше, а какие- то меньше (Шилин Ю.Н. Москва 2006г.).
Иконка файла материала 251540.doc
«Методы совершенствования специальной выносливости высококвалифицированных стрелков из классического лука»2 Содержание ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3 ГЛАВА I. Литературный обзор…………………………………………..5 1.1 Роль и значение физической подготовки……………………………5 1.2 Понятие выносливости и ее разновидности…………………………8 1.3 Роль, значение выносливости в стрельбе из лука……………...…...17 ГЛАВА II. Цели, задачи, методы и организация исследования……….19 ГЛАВА III. Результаты исследования и их обсуждение………...…..…25 ГЛАВАIV. Комплекс упражнений направленный на повышение специальной выносливости стрелков из классического лука………….38 ВЫВОДЫ………………………………………………………………….46 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………….……47 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………...…………483 ВВЕДЕНИЕ В   настоящее   время   оценка   физического   развития   и   физической подготовленности   стрелков   из   лука   требует   достаточно   большого   внимания. Практика   стрелковой   деятельности   показывает,   что   уровень   физической подготовленности спортсменов на разных этапах спортивной деятельности не удовлетворяет   возросшим   требованиям   практики   соревновательной деятельности.   Даже   стрелки   высокой   квалификации   не   имеют   ясного представления о должном уровне физического состояния. Для достижения в спорте высоких результатов большое значение имеет степень развитости физических качеств. Эти качества формируются и развиваются   в течение долгих лет занятием спортом. В стрельбе из лука также сочетаются все эти качества, но какие­то качества развиты больше, а какие­ то меньше (Шилин Ю.Н. Москва 2006г.). Развитие   техники   в   стрельбе   из   лука   невозможно   без   развития физических   качеств,   таких   как   сила,   выносливость   и   координация,   причем выносливость   играет   одну   из   ведущих   ролей.   Но   проблемы   развития выносливости у стрелков из лука недостаточно изучены и освещены  в научно­ методической литературе, плохо описаны методики тренировки этого качества ­ подбор   необходимых   упражнений,   их   дозировка,   интенсивность,  интервалы отдыха и др. Что существенно снижает эффективность учебно­тренировочного процесса. В связи с этим тема нашей работы является весьма  своевременной и актуальной.4 Актуальность Уровень развития специальной выносливости стрелков из лука во многом определяет   успешность   выступлений   в   соревнованиях   различного   ранга.  В настоящее   время   в   научной   и   научно­методической   литературе   вопрос выносливости связанный совершенствованием   специальной     с   квалифицированных стрелков из классического лука разработан недостаточно. Это во многом снижает эффективность подготовки спортсменов. В связи с этим тема  нашего исследования весьма своевременна и актуальна. Новизна Новизна   нашего   исследования   заключается   в   разработке   и   апробации специального комплекса мероприятий и специальных упражнений направленных на повышение уровня специальной выносливости квалифицированных стрелков из классического лука. Объект исследования: процесс совершенствования специальной выносливости  высококвалифицированных стрелков из классического лука. Предмет исследования: средства   и   методы   совершенствования     специальной   выносливости высококвалифицированного стрелка из классического лука.  Гипотеза  исследования заключается в том, что применение специально разработанных   мероприятий   позволит   повысить   уровень   специальной выносливости   и   спортивных   достижений   квалифицированных   стрелков   из классического лука.  Практическая значимость4 Практическая   значимость   нашей   работы   заключалась   в   том,   что использование   разработанного   нами   комплекса  специальных   упражнений позволило   повысить   уровень   специальной   выносливости   спортсменов,   и улучшить их спортивные достижения.6 Глава I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР 1.1 Роль и значение физической подготовки Современная система тренировки стрелка включает разнообразные виды  подготовки: физическую, техническую, тактическую, психологическую и  интеллектуальную. Одной из основных задач, является физическая подготовка,  направленная на укрепление здоровья, развитие двигательных качеств и  функциональных возможностей спортсмена. Этот вид подготовки принято  считать залогом успешной специализации и высоких спортивных достижений. Уровень физической подготовленности является объективно  действующим фактором, оказывающим влияние на процесс становления и  поддержания спортивной формы стрелков. Большое значение физической подготовке в стрельбе из лука придается  еще и потому, что стрелковые упражнения, характеризующиеся однообразным  повторением одних и тех же действий, иногда превращаются в весьма  утомительное занятие, снижающее интерес к процессу тренировки и ускоряющее появление признаков потери работоспособности. При этом автоматизированные  процессы и двигательные навыки не обогащаются, а наоборот, возможности их  дальнейшего совершенствования уменьшаются. Этот фактор является  иногда основной причиной прекращения роста  спортивного мастерства при продолжающейся тренировке, а переутомление и  потеря интереса к занятиям, наступающее из­за монотонной, однообразно  выполняемой работы, приводят к снижению спортивных результатов. В связи с  этим задачи и содержание физической подготовки должны учитывать7 специфику вида спорта и быть направлены на повышение эффективности  спортивной деятельности стрелков из лука [37].8 Харабуги Г.Д. [40] считает что,  успех спортивной специализации  закономерно связан с прогрессированием спортсмена не только в избранном  виде спорта, но и во многих других отношениях. Одно из фундаментальных  положений спортивной науки выражается принципом единства общей и  специальной подготовки спортсмена [40]. Единство общей и специальной подготовки является важным принципом тренировки спортсмена, служит всестороннему развитию и совершенствованию общих и специальных физических, а также морально­волевых качеств [41]. Общая   физическая   подготовка   (ОФП)   играет   роль   фундамента   для   развивает   функциональные   возможности спортивной   специализации, спортсмена,   обогащает   его   разнообразными   двигательными   навыками   и умениями, являясь важным средством всестороннего развития личности. Общая подготовка   тесно   связана   со   специализацией   и   должна   отображать   ее особенности[42]. Основная цель занятий по общей физической подготовке ­ оздоровление, закаливание,   повышение   уровня   общей   работоспособности,   снятие   излишней мышечной скованности после значительной статической нагрузки при стрельбе [34]. Считается,   что   средства   общей   физической   подготовки   обеспечивают гармоничное развитие всех органов и систем организма, то есть разносторонне совершенствует его. При этом подчеркивается, что средства общей подготовки должны учитывать двигательную специфику спортивного упражнения [21]. Специальная   физическая   подготовка   направлена   на   развитие   нужных специальных физических качеств, применительно к специфике избранного вида спорта [44].9 Специальная   физическая   подготовка   представляет   собой   процесс непосредственной   подготовки   к   соревнованиям,   средствами   ее   выступают, прежде   всего,   основные   упражнения   и   их   элементы,   а   также   специально подготовительные   упражнения.   На   данный   вид   физической   подготовки оказывает   существенное   влияние   участие   в   разнообразных   соревнованиях. Поэтому в тренировку необходимо систематически включать соревновательные элементы,   но   их   содержание   должно   строго   соответствовать   задачам тренировочного процесса в данное время [45]. Занятия   по   СФП   (специальной   физической   подготовке)   направлены   на развитие   физических   качеств,   необходимых   стрелку.   Большая   часть   средств СФП   непосредственно   связана   с   техникой   и   тактикой   ведения   стрельбы. Специальная   физическая   подготовка   помогает   быстрее   и   свободнее сформировать   прочные   навыки.  Подбор   и   чередование   упражнений,  нагрузка зависят от этапа подготовки и тех конкретных задач, которые ставятся перед стрелком [34]. Физическая нагрузка должна стать тем внешним регулирующим фактором, который позволяет сохранить постоянство суммарного воздействия на организм [46]. Специализированный комплекс свойственных стрелковому спорту знаний, прочно   усвоенных   умений,   т.е.   способности   правильно   управлять   действием, сосредотачивать внимание на способах его выполнения, и навыков двигательных действий,   способы   выполнения   которых   осуществляются   автоматизированно, т.е.   не   требует   специально   направленного   на   них   внимания,   формируют специальные качества стрелка ­ спортсмена. Определение ведущих специальных качеств   является   исходным   положением   для   разработки   методики   их формирования и совершенствования[42].10 Так  Л.П  Матвеев,  [10]  считает    одной  из  основных  задач,  решаемой  в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития присущих   человеку   физических   качеств.  «Физическими   качествами»   принято называть   врожденные   (унаследованные   генетически)   морфофункциональные качества,   благодаря   которым   возможна   физическая   активность   человека, получающая   свое   полное   проявление   в   целесообразной   двигательной деятельности.   К   основным   физическим   качествам   относят:   мышечную   силу, быстроту, выносливость,  гибкость и ловкость. По   мнению   Ж.К   Холодов   [25],   основу   двигательных   способностей человека составляют физические качества, а форму проявления ­ двигательные умения и навыки. К двигательным способностям относят: силовые, скоростные, скоростно   ­   силовые,   двигательно   ­   координационные   способности,  общая  и специфическая выносливость. Основными задачами физической подготовки стрелков из лука являются: • Укрепление здоровья спортсмена и предотвращение отрицательного     влияния на организм стрелка из лука больших специфических нагрузок. • Повышение функциональных возможностей организма. • Расширение круга двигательных навыков. • Развитие основных двигательных качеств и способностей стрелка:  выносливости, силы, гибкости, быстроты, ловкости. • Подготовка к большим по объему, высоким по интенсивности и  психическому напряжению нагрузкам, а также быстрейшему  восстановлению после них  Шилин.Ю.Н.[37].11 1.2 Понятие ­ выносливости и ее разновидности Выносливость ­ важнейшее физическое качество, проявляющееся в  профессиональной, спортивной деятельности и в повседневной жизни людей.  Она отражает общий уровень работоспособности человека [Захаров Е.Н. 38,  с.368].  Выносливость – это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности [Холодов Ж.К. 25, с.118]. Различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость  –  это   способность   длительно  выполнять   работу умеренной   интенсивности   при   глобальном   функционировании   мышечной системы   [3,   с.176].     По­другому   ее   еще   называют   аэробной   выносливостью. Человек,   который   может   выдержать   длительный   бег   в   умеренном   темпе длительное   время,   способен   выполнить   и   другую   работу   в   таком   же   темпе (плавание   езда   на   велосипеде   и   т.п.).   Основными   компонентами   общей выносливости   являются   возможности   аэробной   системы   энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация. Общая   выносливость   играет   существенную   роль   в   оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья, и в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости [3]. По мнению Холодова Ж.К.[25] мерилом  выносливости является время, в течение   которого   осуществляется   мышечная   деятельность   определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах спорта (ходьба, бег,12 плавание   и   т.п.)   измеряется   минимальное   время   преодоления   заданной дистанции. В игровых видах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение   которого   осуществляется   уровень   заданной   эффективности двигательной   деятельности.   В   сложнокоординационных   видах   деятельности, связанных с выполнением точности движений (спортивная гимнастика, фигурное катание и т.п.), показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действий  [25]. В стрельбе из лука выносливость  определяется способностью выполнять технически   правильно,   большое   количество   выстрелов   в   соревновательных условиях [Шилин Ю.Н. 37, с.114]. Специальная   выносливость  ­   это   способность   к   длительному перенесению   нагрузок,  характерных  для  конкретного  вида  профессиональной деятельности [Холодов Ж.К. 25, с.126].  Специальная выносливость  ­ сложное, многокомпонентное двигательное качество [Захаров Е.Н 38, с.369]. Изменяя параметры выполняемых упражнений, можно   избирательно   подбирать   нагрузку   для   развития   и   совершенствования отдельных   её   компонентов.   Для   каждой   профессии   или   групп   сходных профессий могут быть свои сочетания этих компонентов [38]. Холодов   Ж.К   [25]   выделил   различные   особенности     воспитания специфических  типов  выносливости: ­Скоростная выносливость.  В основном проявляется  в деятельности, предъявляющей повышенные требования к скоростным параметрам движений в зонах субмаксимальной  и  максимальной  мощности  работ [25, с.157 ]. Скоростная   выносливость   в   максимальной   зоне   обусловлена функциональными   возможностями   анаэробного   креатинфосфатного13 энергетического   источника.   Предельная   продолжительность   работы   не превышает 15—20 с. Для ее воспитания используют интервальный метод. Часто используют   прохождение   соревновательной   дистанции   с   максимальной интенсивностью.   В   целях   увеличения   запаса   прочности   практикуют прохождение более длинной дистанции, чем соревновательная, но опять же с максимальной интенсивностью. Скоростная выносливость в зоне субмаксимальных нагрузок в основном анаэробно­гликолитического   механизма счет обеспечивается   за     энергообеспечения   и   часто   аэробного,   поэтому   можно   говорить,   что   работа совершается   в   аэробно­анаэробном   режиме.   Продолжительность   работы   не превышает 2,5—3 мин. [25, с.157]. Основным критерием развития скоростной выносливости является время, в течение которого поддерживаются заданная скорость либо темп движений. ­Силовая   выносливость.  Отражает   способность   длительно   выполнять силовую работу без снижения ее эффективности [25, c.158]. Двигательная   деятельность   при   этом   может   быть   ациклической, циклической   и   смешанной.  Для   воспитания   выносливости   к   силовой   работе используют разнообразные упражнения с отягощениями, выполняемые методом повторных усилий с многократным преодолением непредельного сопротивления до   значительного   утомления   или   «до   отказа»,   а   также   методом   круговой тренировки.   В   тех   случаях,   когда   хотят   воспитать   выносливость   к   силовой работе   в   статическом   режиме   работы   мышц,   используют   метод   статических усилий. Упражнения подбираются с учетом оптимального угла в том или ином суставе, при котором в специализируемом упражнении развивается максимум усилий.  Одним из критериев, по которому можно судить о развитии силовой14 выносливости,   является   число   повторений   контрольного   упражнения, выполняемого «до отказа» с отягощением — 30—75% от максимума [25, c.158]. ­Координационная   выносливость.  В   основном   проявляется   в двигательной   деятельности,   характеризующейся   многообразием   сложных технико­тактических   действий   (спортивная   гимнастика,   спортивные   игры, фигурное катание и т.п.)[25, c.158]. Методические аспекты повышения координационной выносливости достаточно  разнообразны. Например, практикуют удлинение комбинации, сокращают  интервалы отдыха, повторяют комбинации без отдыха между ними. Для воспитания выносливости в игровых видах и единоборствах с учетом  присущих этим видам характеристик двигательной деятельности увеличивают  продолжительность основных упражнений (периодов, раундов, схваток),  повышают интенсивность, уменьшают интервалы отдыха. Например, чтобы  добиться высокого уровня выносливости в баскетболе, можно поступить  следующим образом. Время игры в баскетболе (2 х 20 мин) делят на 8 периодов  по 5 мин. Игроки получают задание играть с высокой интенсивностью.  Постепенно с ростом тренированности игроков время отдыха между периодами  сокращается и уменьшается число самих периодов [25]. Специальная выносливость стрелка ­ это способность поддерживать  оптимальный   уровень  работоспособности на  протяжении  выполнения  всего   стрелкового упражнения,  как  во  время  соревнований,  так и  в  процессе   тренировки [Шилин Ю.Н. 37, с.114].  ­Силовая  выносливость ­ это способность противостоять утомлению,  вызываемому относительно продолжительными  и   значительными  мышечными  напряжениями [Шилин Ю.Н. 39, с.128].15 ­Специальная  статическая  выносливость ­ это способность  лучника к   длительному     и     относительно     устойчивому     удержанию     натянутого   в процессе  прицеливания  и обработки  выпуска стрелы [Шилин Ю.Н. 39, с.128].   Развитие   данной     способности     предусматривает     длительное     и многократное   повторение   позы   изготовки   и   поддержание   ее   в   течение определенного  времени.  Эти  действия  направлены  на  адаптацию  организма лучника     к     специфическим       нагрузкам.     Статическая     выносливость характеризуется  временем  удержания  лука  и  амплитудой  колебания  мушки прицела.  Стрелки разной  квалификации имеют  различный   уровень  развития статической  выносливости,  что подчеркивают важность  данного  фактора  для роста  спортивного  мастерства. [39] ­Специальная     силовая     динамическая     выносливость  ­   это способность лучников  к  длительной   эффективной работе, направленной  на многократное  натяжение  лука [Шилин Ю.Н. 37, с.]. Шилин Ю.Н. [37, c.115] считает этот  вид выносливости очень важным, так как   во   многом   обеспечивает   согласованные   действия   многочисленных мышечных групп спины, руки, непосредственно выполняющей натяжение лука и руки , обеспечивающей удержание лука и противодействующей его давлению. От   уровня   развития   данного   качества   во   многом   зависит   оптимальное распределение   усилий   всех   мышечных   групп,   учавствующих   в   реализации прицельного выстрела [37]. Выносливость необходима в той или иной мере при выполнении любой физической   деятельности.   В   одних   видах   физических   упражнений   она непосредственно определяет спортивный результат (ходьба, бег на средние и длинные дистанции, велогонки, бег на коньках на длинные дистанции, лыжные гонки),   в   других   –   позволяет   лучшим   образом   выполнить   определенные16 тактические   действия   (бокс,   борьба,   спортивные   игры   и   т.п.),   в   третьих   – помогает   переносить   многократные   кратковременные   высокие   нагрузки     и обеспечивает   быстрое   восстановление   после   работы   метания, прыжки, тяжелая атлетика, фехтование и пр.).    (спринтерский   бег, В стрелковом спорте под выносливостью принято понимать способность противостоять   утомлению   во   время   тренировочной   и   соревновательной деятельности путем мобилизации функциональных возможностей организма. Выносливость теснейшим образом связана с процессом утомления.  Различают несколько типов утомления:  •умственное (связанное с интенсивным характером мыслительных  процессов);  •сенсорное (утомление различных анализаторов);  •эмоциональное (как следствие интенсивных эмоциональных  переживаний);  ●физическое (вызванное продолжительными мышечными напряжениями).  В стрельбе из лука присутствуют все перечисленные виды утомления  [37]. Верхошанский Ю.В. [30, с. 203] считает, что структура выносливости в каждом   случае   определяется   спецификой   и   условиями   конкретного   вида деятельности. Уровень развития и проявления выносливости зависит от целого ряда  факторов:­наличия энергетических ресурсов в организме человека; 17 ­уровня   функциональных   возможностей   различных   систем   организма (сердечно­сосудистой,   ЦНС,   эндокринной,   терморегуляционной,   нервно­ мышечной и др.).  ­быстроты активизации и степени согласованности в работе этих систем; ­устойчивости   физиологических   и   психических   функций   к неблагоприятным   сдвигам   во   внутренней   среде   организма   (нарастанию кислородного долга, повышению молочной кислоты в крови и др.); ­экономичности   использования   энергетического   и   функционального потенциала организма; ­подготовленности опорно­двигательного аппарата; ­совершенства технико­тактического мастерства; ­личностно­психологических   особенностей   (интереса   к   работе,   свойств темперамента,   уровня   предельной   мобилизации   таких   волевых   качеств,   как целеустремленность, упорство, настойчивость, выдержка, терпеливость и т.п.).  Среди других факторов, оказывающих влияние на выносливость человека, следует   выделить   возраст,   пол,   морфологические   особенности   человека   и условия деятельности. Эти факторы имеют значение во многих видах двигательной деятельности, но   степень   проявления   каждого   из   них   (удельный   вес)   и   их   соотношения различны в зависимости от особенностей конкретной деятельности [30]. Поэтому   существуют   разнообразные   формы   проявления   выносливости, которые группируются по тем или иным признакам. Например: ­выносливость к работе циклического, ациклического или смешанногохарактера; 18 ­выносливость к работе в конкретной зоне мощности  (максимальной,   субмаксимальной, большой, умеренной); ­выносливость статическая или динамическая; ­выносливость локальная, региональная или глобальная;  ­выносливость аэробная или анаэробная; ­выносливость скоростная, силовая или координационная; ­выносливость общая или специальная; ­выносливость дистанционная, игровая или многоборная и др.  Однако   нет   таких   двигательных   действий,   которые   требовали   бы проявления какой­либо формы выносливости в чистом виде. При выполнении любого   двигательного   действия   в   той   или   иной   мере   находят   проявления различные формы выносливости. Скажем, силовая выносливость может носить аэробный или анаэробный характер, проявляться в циклических и ациклических упражнениях, в работе участвует небольшое число мышечных групп или почти все   мышцы   тела.   Вследствие   этого   для   практического   использования целесообразно применять такую классификацию, которая позволяет оценивать отдельные формы выносливости во взаимосвязи [30, с.204]. По   мнению   Холодова   Ж.К.   [25,  c.119],   проявление   выносливости   в различных   видах   двигательной   деятельности   зависит   от   многих   факторов: биоэнергетических,   функциональной   функциональной   и   биохимической   экономизации, генотипа устойчивости, личностно­психических,     (наследственности), среды и др.19 Волков Н.И [32, с.56] выделяет, биоэнергетические факторы включающие   и   которым   располагает   организм, объем   энергетических   ресурсов, функциональные   возможности   его   систем   (дыхания,   сердечно­сосудистой, выделения   и   др.),   обеспечивающих   обмен,   продуцирование   и   восстановление энергии в процессе работы. Образование энергии, необходимой для работы на выносливость, происходит в результате химических превращений. Основными источниками   энергообразования   при   этом   являются   аэробные,   анаэробные гликолитические и анаэробные алактатные реакции, которые характеризуются скоростью   высвобождения   энергии,   объемом   допустимых   для   использования жиров,   углеводов,   гликогена,   АТФ,   КТФ,   а   так   же   допустимым   объемом метаболических изменений в организме. Физиологической основой выносливости являются аэробные возможности организма,   которые   обеспечивают   определенную   долю   энергии   в   процессе работы и способствуют быстрому восстановлению работоспособности организма после работы любой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрейшее удаление продуктов метаболического обмена. Анаэробные   алактатные     источники   играют   решающую   роль   в поддержании работоспособности в упражнениях максимальной интенсивности продолжительностью до 15­20 с.  Анаэробные гликолитические источники являются главными в процессе энергообеспечения работы, продолжающейся от 20с. до 5­6 мин. [32, с 56­57]. Факторы функциональной и биохимической экономизации определяющие соотношение результата выполнения упражнения и затрат на его достижение. Обычно   экономичность   связывают   с  энергообеспечением   организма   во   время работы, а так как энергоресурсы (субстраты) в организме практически всегда ограничены   или   за   счет   их   небольшого   объема,   или   за   счет   факторов,20 затрудняющих их расход, то организм человека стремится выполнить работу за счет, минимума энергозатрат. При этом чем выше квалификация спортсмена, особенно   в   видах   спорта,   требующих   проявления   выносливости,   тем   выше экономичность выполняемой им работы [25, с.119]. Экономизация имеет две стороны: механическую (или биомеханическую), зависящую   от   уровня   владения   техникой   или   рациональной   тактики соревновательной (или функциональную), которая определяется тем, какая доля работы выполняется   физиолого­биохимическую     деятельности; за счет энергии окислительной системы   без накопления молочной кислоты, а если   рассматривать   этот   процесс   еще   глубже   –   то   за   счет   какой   доли использования жиров в качестве субстрата окисления [25, с.120].  Факторы  функциональной   устойчивости  позволяют   сохранить активность функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его   внутренней   среде,   вызываемых   работой   (нарастание   кислородного   долга, увеличение концентрации молочной кислоты в крови и т.д. От функциональной устойчивости зависит способность человека сохранять заданные технические и тактические параметры деятельности, несмотря на нарастающее утомление. Личностно­психические   факторы  оказывают   большое   влияние   на проявление   выносливости,   особенно   в   сложных   условиях.   К   ним   относят мотивацию   на   достижение   высоких   результатов,   устойчивость   установки   на процесс   и   результаты   длительной   деятельности,   а   так   же   такие   волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка и умение терпеть неблагоприятные   сдвиги   во   внутренней   среде   организма,   выполнять   работу через «не могу».  Факторы   генотипа  (наследственности)   и  среды.  Общая   (аэробная) выносливость   среднесильно   обусловлена   влиянием   наследственных   факторов21 (коэффициент   наследственности   от   0,4   до   0,8).   Генетический   фактор существенно воздействует  и на развитие анаэробных возможностей организма.   (0,62   –   0,75)   обнаружены   в Высокие   коэффициенты   наследственности   статической выносливости; для динамической силовой выносливости влияния наследственности и среды примерно одинаковы.  Наследственные факторы больше влияют на женский организм при работе субмаксимальной мощности, а на мужской – при работе умеренной мощности [25, с. 120]. Физическая   подготовка   стрелка   из   лука,   развивающая   в   том   числе   и физические   качества   спортсмена,   имеет   весьма   разнообразный   характер благодаря   выполнению   различных   упражнений,   направленных   на совершенствование   тех   видов   выносливости,   которыми   характеризуется спортивная деятельность лучника [39, с.112]. 1.3 Роль, значение ­ выносливости в стрельбе из лука Шилин   Ю.Н.[37,   с.115]   считает,   что   деятельность   стрелка   из   лука представляет   собой   чередование   длительной   статической   и   динамической относительно однообразной работы, выполняемой в течение нескольких часов. Наличие   большого   объема   статической   работы   предъявляет   повышенные требования   к   организму   лучника,   так   как   при   статическом   напряжении утомление наступает быстрее, чем при динамическом. Это связано с немалой нагрузкой на нервную систему, которой следует регулировать высокую точность и   однообразие   мышечных   усилий   при   большом   количестве   выполняемых22 выстрелов,   необходимых   для   сохранения   устойчивости   системы   «стрелок­ оружие­мишень». В результате литературного обзора можно утверждать что роль выносливости и особенно   специальной   выносливости   весьма   значима   для   спортивного совершенствования   стрелков   из   лука   и   роста   их   спортивных   достижений. Недостаток   развития   специальной   выносливости   приводит   к   быстрому утомлению   спорстменов,   возникновению   технических   ошибок   в   процессе выполнения   прицельного   выстрела   из   лука   и   снижению   результативности стрельбы.   Поэтому   необходим   постоянный   поиск   и   разработка   наиболее эффективных   методов   направленных   на   повышение   уровня   специальной выносливости стрелков.23 Глава II.  ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Цель исследования Целью нашего   исследования является   повышение качества подготовки высококвалифицированных   стрелков   из   классического   лука   путем использования   разработанного   комплекса   специальных   упражнений направленных на совершенствование специальной выносливости. Задачи исследования Для достижения поставленной цели  решались следующие задачи: 1. Проанализировать научную и научно­методическую литературу  касающуюся методов развития и совершенствования общей и специальной  выносливости в различных видов спорта. 2. Выявить наиболее распространенные и эффективные  методы  совершенствования специальной выносливости, используемые в стрельбе из  лука. 3. Разработать и апробировать комплекс специальных упражнений и  мероприятий, направленных на совершенствование специальной выносливости  квалифицированных стрелков из классического лука. Методы исследования Для решения поставленных задач использовались следующие методы  исследования: 1. Анализ научной и научно­методической литературы. 2. Анкетный опрос.3. Беседа, интервьюирование. 2425 4. Педагогическое наблюдение. 8. Педагогический эксперимент. 9. Методы математической статистики. Анализ   научно­   методической   литературы  проводился   с   целью выяснения   освещенности   вопроса   общей   и   специальной   выносливости   в литературе и выявления значения специальной выносливости в стрельбе из лука, методов ее совершенствования. Нами было проанализировано 46 литературных источников. Анкетирование  применялось с целью выяснения отношения спортсменов и   тренеров   к   использованию   специальных   упражнений   и   тренажеров, направленных   на   совершенствование   специальной   выносливости.   Нами   была составлена анкета для спортсменов и тренеров  (анкета прилагается). АНКЕТА Уважаемые спортсмены и тренеры! Данное анкетирование проводится с целью выявления Вашего отношения к использованию   специальных   упражнений   и   тренажеров,   направленных   на совершенствование   специальной   выносливости,   и   их   применению   в тренировочном процессе. 1. Ваш спортивный  разряд____________________________________ 2. Стаж занятий стрельбой из  лука______________________________________26 3. Ваш результат в этом  сезоне____________________________________ 4.   Что,   по   вашему   мнению   в   большей   степени   влияет   на   результативность стрельбы? ­ уровень физической подготовленности ­ уровень технико­тактической подготовленности ­ уровень психологической подготовленности ­ уровень интеллектуальной подготовленности 5. Знаете ли вы что такое специальная выносливость и чем она характеризуется в стрельбе из лука ( если да, то что вы под этим понимаете)? ­да______________________________________ _________________________________________ ­нет ­затрудняюсь ответить 6.   Считаете   ли   вы   необходимым   использование   специальных   упражнений, направленных на совершенствование специальной выносливости? —да —нет —затрудняюсь ответить 7.  Применяете   ли   вы   в   тренировке   специальные   упражнения   для   повышения уровня специальной выносливости, если да, то как часто?27 —систематически —иногда —не применяю 8.   Как   вы   считаете,   влияет   ли   уровень   специальной   выносливости   на результативность стрельбы? —влияет  —сильно влияет —не влияет —затрудняюсь ответить 9. Что по вашему мнению, мешает систематическому применению специальных упражнений для повышения уровня специальной выносливости в тренировочном процессе? —отсутствие материально ­ технической базы —отсутствие методической литературы и практических рекомендаций —отсутствие знаний у тренера —отсутствие желания —другие причины____________________________________________ —————————————————————— 10. Знаете ли вы о наличии специальных тренажеров направленных на развитие специальной выносливости стрелков из лука? —да—нет 28 11.   Используете   ли   вы   специальные   тренажеры   для   повышения   уровня специальной выносливости? —да —нет —иногда 12. Если вы не используете специальные тренажеры, то с чем это связано? —отсутствие тренажеров —отсутствие мотивации —нехватка времени —отсутствие информации о них  Благодарим Вас за ответы на вопросы анкеты. Педагогическое   наблюдение  проводилось   для   выявления   и   изучения специальных   упражнений,   направленных   на   совершенствование   специальной выносливости   стрелков   из   лука   с   учетом   индивидуальности   каждого спортсмена. Организация исследования Наше   исследование   состояло   из   двух   этапов:   предварительного   и основного.   Исследование   проводилось   во   время   подготовительного   и29 соревновательного   периодов   2014   ­   2015   года   на   базе   «ГУОР»   Бронницы,   а также   на   учебно­тренировочных   сборах   команды   Московской   области.  Нами было   опрошено   около   24­х   человек,   из   них:   4   тренера   и   20   спортсменов,   5 ­МСМК, 15 ­ МС. В   процессе   предварительных   исследований   были   проведены педагогические   наблюдения   в   различных   тренировочных   и   соревновательных условиях;  анкетирование и беседа, интервьюирование. На   этапе   педагогического   эксперимента   были   созданы   две   группы спортсменов: контрольная и экспериментальная по 5 человек каждая.  При   отборе   учитывался   стаж   занятий   стрельбой   из   лука,   спортивная квалификация, возраст, уровень физической подготовленности спортсменов. В начале эксперимента нами было проведено тестирование, с помощью которого мы   определили   уровень   специальной   выносливости   стрелков.   Тестирование состояло   из   трех   упражнений:   удержание   лука   в   натянутом   положении максимальное кол­во   времени, многократное натяжение лука за определенное время(60с.), контрольные стрельбы с на дистанции 70 метров в режиме ФК­1 (6 серий   по   6   стрел),   с   помощью   которых   мы   определили   результативность стрельбы обеих групп лучников. Также была проведена регистрация ЧСС для того чтобы определить изменения функционального состояния стрелков.  У испытуемых регистрировали частоту пульса  с помощью пульсометра (Geonaute). Спортсмены контрольной и экспериментальной групп тренировались по стандартной   программе,   однако   спортсмены   экспериментальной   группы использовали разработанный нами специальный комплекс упражнений.30 Для   регистрации   и   анализа   результатов   стрельбы   проводились контрольные   и   отборочные   стрельбы,   а   также   учитывались   результаты соревнований, в которых принимали участие испытуемые. Результаты,   полученные   в   ходе   исследований,   были   обработаны   с помощью методов математической статистики по следующим формулам: .1 M  X 1   X n X 2 n .2   X max X min  K , гдеK  n 1 .3 Mm ( )   n .4 t  M ( Mm max 2 ) 1   M min Mm ( ) 2 2   Все   полученные   данные   были   обработаны   методом   вариационной статистики (по Стьюденту). Определились следующие показатели:   ­ среднеквадратичное отклонение;  М ­ среднее арифметическое;  σ m(М) – ошибка среднего арифметического;  t ­ коэффициент достоверности различий.31 Глава III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ Нами был проанализирован   46 литературных источников. В результате литературного   обзора,   педагогического   наблюдения   и   бесед   с   тренерами   и спортсменами   была   установлена  необходимость   комплексного   подхода   к процессу совершенствования специальной выносливости, спортсменов высокой квалификации при строгом соблюдении принципа единства общей и специальной физической   подготовки,   а   также   необходимости   учета   специфических особенностей методики воспитания и совершенствования выносливости. В ходе анкетирования было выявлено отношение спортсменов и тренеров к использованию упражнений, направленных на совершенствование специальной выносливости. Результаты представлены в рис.1. Результаты анкетирования323334 рис.1  график результатов анкетирования По  результатам  анкеты  представленным  в  рис.1,  можно  сказать, что  тренеры  и  спортсмены,  в  большинстве,  правильно  понимают значение  и  необходимость  применения  специальных  упражнений   и тренажеров направленных на совершенствование общей и специальной выносливости в стрелковом спорте, но систематически   используют их лишь  20,7   %  опрошенных.  Столь  низкий  показатель  применения специальных упражнений связан, по словам анкетируемых, в основном, с  отсутствием  материально­технической  базы.  Сейчас,  действительно, во  многих  видах  спорта  стоит  вопрос  о  недостаточном финансировании,  но  в  данном  случае  можно  с  этим  согласиться  лишь по  поводу  отсутствия  специальных  тренажеров.  На  мой  взгляд, проблема  неиспользования  специальных  упражнений  кроется  в недостатке  научно­методических  знаний  и  в  халатном  отношении  к тренировочному  процессу  самих тренеров.  По данным таблицы также можно   отметить,  что   многие   спортсмены  (78,1%)  не   применяют специальные   тренажеры,  и   связывают   с   их   отсутствием  58,7%;  с нехваткой времени и отсутствием мотивации в сумме 18,7%. Последние показатели,  дают   нам   понять   что   все   это   связано   с   неправильным35 построением   тренерами,  свой   тренировочный   процесс   и   не   умением заинтересовать и мотивировать спортсменов. В процессе педагогического эксперимента нами регистрировались основные   показатели,  характеризующие   уровень   физической подготовленности.  К ним относятся:  контрольная стрельба на  70м. (6 серий по 6 стрел), количество натяжений за (60с.), максимальное время удержания, регистрация ЧСС. Данные представлены в таблицах 1,2,3,4, и графиках соответственно. По   результатам   стрельбы   в   процессе   педагогического эксперимента, как видно из таблицы  2  коэффициент достоверности и различий результатов контрольной и экспериментальной групп в конце педагогического эксперимента составляет  t=3,65  P<0.01, что говорит о более выраженном приросте результатов и достоверном различии по данному   показателю   у   спортсменов,   использующих   специальные упражнения.  Регистрация ЧСС Для   определения   изменения   функционального   состояния стрелков проводилась регистрация ЧСС.  По результатам ЧСС данных в таблице 3 коэффициент достоверности и различий в процессе педагогического эксперимента наибольший показатель составляет t=10,4; P <0.01. Результаты кол­ва натяжений Видно что, по данным из таблицы и по графику 4, у обеих групп шел постепенный  рост  в  показателях  по  кол­ву  натяжений, но более  выражено  у экспериментальной   группы, результатов контрольной и экспериментальной групп составляет t=9,43  P<0.01  коэффициент   достоверности   и   различий. 3637 Результаты  стрельбы спортсменов  контрольной и экспериментальной групп в процессе педагогического эксперимента. Таблица 1 № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Результаты контрольной стрельбы К 321 326 324 330 332 Э 322 325 331 328 330 К 324 323 329 328 330 Э 324 327 330 331 330 К 327 322 326 333 329 Э 326 327 332 330 332 К 324 325 330 329 328 Э 327 328 333 331 332 К 327 328 329 331 331 Э 328 329 334 332 333 К 328 325 331 331 332 1 2 3 4 5 327,2 326,8 328,4 327,4 329,4 327,2 330,2 329,2 331,2 329,4 Э 328 330 335 333 334 332 К 330 329 331 333 334 331,4 Э 331 333 330 334 337 333 К 331 329 329 333 331 Э 332 334 333 335 339 К 330 330 334 333 335 Э 333 332 334 338 340 330,6 334,6 332,4 335,4 К 332 331 332 334 336 333 M 326,6 σ 2,75 2,25 1,75 1,75 2,75 1,5 1,5 1,5 1 1,5 1,75 1,75 1,25 1,75 1 m(M) 1,23 1,01 0,78 0,78 1,23 0,67 0,67 0,67 0,45 0,67 0,78 0,78 0,56 0,78 0,45 1,75 0,78 1,25 0,56 2 1,25 0,89 0,56 t p 0,38 > 0.05 1,45 > 0.05 1,43 > 0.05 3,16 < 0.01 2,48 > 0.02 2,35 < 0.02 1,66 > 0.05 4,44 < 0.01 2,84 < 0.01 3,65 < 0.01 Э 334 334 335 340 343 337,2 2,25 1,01Рис.2  График  динамики результатов стрельбы спортсменов контрольной и экспериментальной групп 3839 Результаты регистрации ЧСС спортсменов контрольной и экспериментальной групп в  процессе Таблица 2 педагогического эксперимента. Результаты регистрации ЧСС   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10     № 1 2 3 4 5 M σ К 128 127 132 127 130 Э 130 128 127 128 129 К 129 126 130 125 127 Э 129 127 128 127 129 К 128 125 129 126 127 Э 127 125 126 126 128 К 127 126 128 124 129 Э 125 125 126 124 127 К 128 126 129 125 127 Э 125 124 125 123 126 К 126 125 124 127 127 Э 124 123 123 124 125 К 127 125 124 123 125 Э 124 122 123 122 124 К 126 125 125 124 126 Э 123 122 123 122 123 128,8 128,4 127,4 128,0 127,0 126,4 126,8 125,4 127,0 124,6 125,8 123,8 124,8 123 125,2 122,6 1,25 0,75 1,25 0,5 1 0,75 1,25 0,75 1 0,75 0,75 0,5 1 0,5 0,5 0,25 m(M) 0,56 0,34 0,56 0,22 0,45 0,34 0,56 0,34 0,45 0,34 0,34 0,22 0,45 0,22 0,22 0,11 t p 0,61 1,00 1,07 2,15 4,29 4,96 3,60 10,4  > 0.05 > 0.05 > 0.05 < 0.05   < 0.01  < 0.01   < 0.01   < 0.01   К 125 124 126 123 125 Э 121 124 123 121 123 К 124 123 126 123 125 Э 120 123 122 121 122 124,6 122,4 124,2 121,6 0,75 0,75 0,75 0,75 0,34 0,34 0,34 0,34 4,64 5,48 < 0.01   < 0.01Рис.3 График  динамики результатов регистрации ЧСС спортсменов контрольной и экспериментальной групп 40