«Межпредметная интеграция как средство интеллектуального развития младших школьников»
Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
Междисциплинарный 6
1 кл
24.10.2018
«Межпредметная интеграция как средство интеллектуального развития младших школьников» - тема моего самообразования.
Межпредметная интеграция дает возможность создания комфортного состояния для младших школьников при обучении. Расширяется объем знаний без увеличения времени, отводимого для их усвоения. Оказывает положительное влияние на физическое и психическое здоровье детей, повышает мотивацию в учебе.
Она может обеспечить формирование у ребенка таких умений, которые позволили бы ему без особых трудностей продолжить дальнейшее образование.Межпредметная интеграция дает возможность создания комфортного состояния для младших школьников при обучении. Расширяется объем знаний без увеличения времени, отводимого для их усвоения. Оказывает положительное влияние на физическое и психическое здоровье детей, повышает мотивацию в учебе.
Она может обеспечить формирование у ребенка таких умений, которые позволили бы ему без особых трудностей продолжить дальнейшее образование.
Описание педагогического проекта Иваненко Л.С. 1.doc
Описание педагогического проекта Иваненко Лалы Сергеевны
«Межпредметная интеграция как средство интеллектуального развития
младших школьников»
"Всё, что находится во взаимной связи,
должно преподаваться в такой же связи"
Ян Амос Коменский.
1.Актуальность проблемы (Слайд 1 с визиткой)
Уважаемые коллеги!
В начальных классах,
где закладываются основы учебной
деятельности учащихся, решение проблемы качества образования требует
особого внимания,
основательного овладения
интеллектуальными умениями на этапе начального обучения невозможно
продолжить систематическое освоение новых знаний.
поскольку без
В образовательных стандартах нового поколения (ФГОС НОО) (Слайд
2) говорится об использовании элементов межпредметной интеграции в
учебновоспитательном процессе современной начальной школы «…
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами». Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что
интегрированный подход обеспечивает возможность показать окружающий
мир во всем его многообразии с привлечением знаний из различных областей.
Межпредметная интеграция является движущей силой интеллектуального
развития младших школьников.
(Слайд 3) Межпредметная интеграция дает возможность создания
комфортного состояния для младших школьников при обучении.
Расширяется объем знаний без увеличения времени, отводимого для
их усвоения. Оказывает положительное влияние на физическое и
психическое здоровье детей, повышает мотивацию в учебе.
Она может обеспечить формирование у ребенка таких умений,
которые позволили бы ему без особых трудностей продолжить дальнейшее
образование.
Анализируя свой опыт и опыт моих коллег, изучая труды российских и
зарубежных ученых Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, В.С. Безруковой, Н.П.
Локаловой, Н.П. Бехтеревой, В.Х. Килпатрик я пришла к выводу, что в
процессе интегрированного обучения знания учащихся приобретают качества
системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается
мировоззренческая направленность познавательных интересов. Безусловно,
этот подход к изучению учебного материала не нов. Но он эффективен и
актуален, так как способствует развитию у детей умения учиться.
Таким образом, тема моего педагогического проекта: (Слайд 4)
«Межпредметная интеграция как средство интеллектуального развития
младших школьников».
Объект и цели моего исследования представлены на слайде:
(Слайд5)
Объект исследования межпредметная интеграция в образовательном
процессе начальной школы.
Цель моего исследования разработка и экспериментальная проверка
педагогической технологии межпредметной интеграции как средства
интеллектуального развития младших школьников, выявление и обоснование
педагогических условий, обеспечивающих ее реализацию в образовательном
процессе начальной школы.
Для достижения цели мной поставлены следующие задачи:
(Слайд 6)
1. Проанализировать психологопедагогическую литературу по проблеме и
определить педагогические возможности межпрежметной интеграции для
интеллектуального развития младших школьников.
2. Разработать педагогическую технологию межпредметной интеграции как
средства интеллектуального развития младших школьников.
3. Выделить основные формы межпредметной интеграции, эффективно
способствующие интеллектуальному развитию младших школьников.
4. Выявить и обосновать педагогические условия межпредметной интеграции
как средства интеллектуального развития младших школьников.
5. Провести опытноэкспериментальную работу по оценке эффективности
разработанной педагогической технологии.
Характеристики проекта следующие: (Слайд 7)
Гипотеза моего исследования
заключается в предположении, что
межпредметная интеграция будет эффективно влиять на интеллектуальное
развитие младших школьников, если: (Слайд 8) определены педагогические возможности межпредметной интеграции;
разработана педагогическая технология;
определены и реализованы основные формы;
выявлены педагогические условия, способствующие эффективной
реализации разработанной педагогической технологии.
(Слайд 9)
В качестве методологической основы проекта я использовала следующик
подходы:
системный
(В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько и др.),
деятельностный
(Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,и др.),
интегрированный
(М.Н. Берулава, А.Я. Данилюк, и др.);
личностноориентированный
(В.А. Болотов, Е.В. И.С. Якиманская и др.).
(Слайд 10)
Мной применялись следующие методы исследования:
теоретические: анализ отечественной и зарубежной литературы по
проблеме исследования, изучение и систематизация педагогического опыта,
эмпирические:
эксперимент.
Опытноэкспериментальной базой моего исследования является МБОУ
НОШ №24 г. Михайловска. (Слайд 11) В эксперименте принимают участие
26 учащихся второго класса. (Слайд 12)
тестирование, анкетирование, опрос, педагогический В данный момент я нахожусь на втором этапе реализации моего проекта.
(Слайд 13)
Этапы реализации проекта
Задачи этапа
Действия по реализации
этапа
Создание теоретико –
методического
обоснования проекта.
Изучение литературы в
рамках работы над
педагогическим
проектом
Предполагаемый
результат
1 этап: Теоретико –методологический, проектировочный
(сентябрь 2014 – май 2015 года):
Изучение
педагогической,
психологической и
методической
литературы по проблеме
межпредметной
интеграции как средства
интеллектуального
развития школьников.
Разработка путей
взаимодействия между
участниками
образовательного
процесса.
Отбор диагностических
материалов для
изучения и
отслеживания уровня
развития
интеллектуального
уровня учащихся.
Освоение
инновационной
методики на уроках, во
внеурочной
деятельности и поиск
эффективных методов
межпредметной
интеграции.
Разработка модели
внедрения
педагогической
технологии в
образовательный
Работа учителя
начальных классов,
администрации ОУ,
методического
объединения учителей
первых классов.
Работа методического
объединения учителей
первых классов,
психолога, заместителя
директора по УВР.
Определение форм и
видов взаимодействия
учащихся школы с
другими участниками
образовательного
процесса.
Пакет диагностических
методик для
мониторинга
интеллектуального
развития учащихся.
Взаимопосещения
уроков и внеклассных
мероприятий учителями.
Анализ и самоанализ
данной деятельности.
Работа методического
объединения учителей
начальных классов,
психолога, заместителя
директора по УВР.
Создание банка
эффективных форм,
методов и приемов
внедрения
педагогической
технологии в процесс
интеллектуального
развития учащихся.
Модель внедрения
технологии в процесс
интеллектуального
развития младших
школьников. процесс.
Формирование
мотивации учащихся
путем применения
межпредметной
интеграции в
образовательной
деятельности.
Анализ деятельности и
интересов участников
образовательного
процесса, знакомство с
предполагаемым
результатом.
Осознание возможности
для саморазвития,
достижения лучших
результатов, участия в
интересной
деятельности.
2 этап: Экспериментальный, деятельностный
(сентябрь 2015 – май 2016 года):
Внедрение
педагогической
технологии в урочную и
внеурочную
деятельность.
Установление связей
между участниками
образовательного
процесса.
Внедрение
инновационной
методики, реализация
рабочих программ,
направлений
взаимодействия между
участниками
образовательного
процесса.
Накопление и анализ
опыта работы педагогов.
3 этап: Аналитический (обработка результатов)
(сентябрь 2016 – май 2017 года)
Итоговая диагностика,
анализ, разработка
рекомендаций по
коррекции работы.
Изучение и обобщение
материала работы по
реализации технологии.
Анализ результатов,
коррекция деятельности
участников
образовательного
процесса по различным
направлениям.
Работа методического
объединения учителей
начальных классов,
психолога, заместителя
директора по УВР.
Создание технологии
интеллектуального
развития учащихся
средствами
межпредметной
интеграции.
Методическая копилка
опыта работы по данной
проблеме.
(Слайд 14) Рассмотрим основные положения педагогического
проекта:
1. Межпредметная интеграция как средство интеллектуального развития
педагогическими
младших школьников обладает следующими
возможностями: (Слайд 15)
формирование у младших школьников целостного представления об
окружающем мире на основе комплексного, взаимосвязанного изучения
различных явлений; расширение образовательного кругозора младших школьников за счет
включения в интегрированные уроки нового содержательного
материала;
создание единой системы урочной и внеурочной деятельности;
увеличение свободного времени младших школьников за счет меньшей
затраты времени на выполнение интегрированных домашних заданий и
более рациональное его использование:
посещение школ
дополнительного образования, спортивных секций, кружков по
интересам и др.;
повышение творческого, интеллектуального потенциала учащихся в
результате приобретения умений и навыков интеллектуальной
деятельности.
(Слайд 16)
2.Для их реализации мной разработана педагогическая технология. Она
состоит из трех блоков.
Теоретико
методологический
Деятельностный
Педагогическая
технология
Цель, задачи
принципы
подходы
Вхождение
Погружение
Объединение
эмоционально
мотивационный Диагностический
Деятельностный
Регулятивный
Эмоционально
мотивационный
Творческий
(Слайд 17)
3. Основными формами межпредметной интеграции, (Слайд 18)
обладающими большими возможностями в интеллектуальном развитии детей,
на мой взгляд, являются: (Слайд 19)
интегрированный урок,
интегрированный курс,
интегрированный блок (день),
интегрированная игра – интеллектуальнотворческий марафон
«Олимпиада знаний».
4. Преимущества интегрированных уроков следующие: (Слайд 20)
1. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, являются
мощными стимуляторами мыслительной деятельности ребёнка, побуждают к
активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и
нахождению причинноследственных связей, к развитию логики, мышления,
коммуникативных способностей. Дети начинают анализировать, сопоставлять,
сравнивать, искать связи между предметами и явлениями. В большей степени,
чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения
сравнивать, обобщать, делать выводы.
2. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна.
Дети более подвержены утомляемости, которую вызывает однообразие.
Интегрированные уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за
счёт переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают
познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления,
речи и памяти школьников. Использование различных видов работы
поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить
о развивающей эффективности таких уроков.
3. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения,
творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников.
5. Особенности проведения интегрированного урока заключаются в его
нестандартности. Интегрированный урок требует большой подготовительной
работы. Алгоритм (Слайд 21)
6. Подготовка интегрированного урока Алгоритм
1. Определение цели и задач урока.
2. Отбор оптимального содержания материала урока.
3. Выделение главного материала.
4.Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее
целесообразных методов и приемов обучения.
5. Нахождение связей с другими предметами и планирование их
использование в ходе урока.
6. Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока.
7. Подбор дидактических средств урока.
8. Определение объема и форм самостоятельной работы учащихся.
9. Определение содержания, объема и форм домашнего задания,
продумывание методики домашнего задания.
10. Продумывание форм подведения итогов урока.
11. Хронометраж времени, затраченного на каждый этап.
В проведении такого урока могут принимать участие учителя музыки,
изобразительного искусства.
Можно привлекать к подготовке
интегрированного урока и учащихся, заранее предлагая им подготовить некую
часть нового материала. Таким образом, урок становится ролевым.
Структура интегрированных уроков (Слайд 22)
отличается от обычных уроков следующими особенностями:
предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;
логической взаимосвязью материала интегрируемых предметов на каждом
этапе урока;
большой информативной ёмкостью учебного материала.
Структура интегрированного урока
о
р
г
а
н
и
з
а
ц
и
о
н
н
ы
й
п
о
с
т
а
н
о
в
к
и
ц
е
л
и
з
а
д
а
н
и
я
и
а
к
т
у
а
л
и
з
а
ц
и
и
з
н
а
н
и
й
п
р
о
в
е
р
к
и
д
о
м
а
ш
н
е
г
о
в
а
р
и
а
т
и
в
н
о
г
о
и
т
в
о
р
ч
е
с
к
о
г
о
т
и
п
а
р
е
к
о
н
с
т
р
у
к
т
и
в
н
о
в
ы
п
о
л
н
е
н
и
е
з
а
д
а
ч
с
т
а
н
д
а
р
т
н
о
г
о
т
и
п
а
,
к
о
н
т
р
о
л
я
у
м
е
н
и
й
и
н
а
в
ы
к
о
в
с
ф
о
р
м
и
р
о
в
а
н
н
о
с
т
и
з
а
д
а
н
и
я
в
ы
д
а
ч
и
д
о
м
а
ш
н
е
г
о Интегрированный урок (Слайд 23) предполагает интеграцию материала
двух и более школьных предметов объединенных общей темой. Например,
урок литературного чтения по теме: «К. Ушинский «Отечество».
Схема:
Литературное чтение: К. Ушинский «Отечество»
Р
о
д
и
н
е
р
у
с
с
к
и
й
я
з
ы
к
–
п
о
с
л
о
в
и
ц
ы
о
б
о
г
а
т
с
т
в
а
и
г
р
а
н
и
ц
ы
,
п
р
и
р
о
д
н
ы
е
о
к
р
у
ж
а
ю
щ
и
й
м
и
р
–
н
а
з
в
а
н
и
е
м
у
з
ы
к
а
–
п
е
с
н
и
о
Р
о
д
и
н
е
р
о
д
н
о
й
п
р
и
р
о
д
ы
ф
о
т
о
г
р
а
ф
и
и
и
к
а
р
т
и
н
ы
и
з
о
б
р
а
з
и
т
е
л
ь
н
о
е
и
с
к
у
с
с
т
в
о
–
В интегрированном курсе (Слайд 24) предметом анализа выступают
многоплановые объекты. В современных УМК уже заложена идея интеграции.
Например, в учебнике «Окружающий мир» УМК «Перспектива» на
доступном уровне детям младшего школьного возраста интегрировано
изучаются история, география, биология. Мне необходимо только разумно
выстроить урок, чтобы заинтересовать всех учащихся.
Интегрированный блок (Слайд 25) образуется в результате
объединения тематики занятий внутри каждого учебного предмета при
совпадении отдельных тем разных учебных дисциплин в блоки. Например,
тема «Осенние изменения в природе» может рассматриваться одновременно
на уроке окружающего мира, ИЗО и литературного чтения. На последнем
уроке подвожу итог того, что узнали на уроках об осени.
Интегрированный учебный день (Слайд 26) предполагает реализацию
интегрированного блока в течение дня. Например, тема «Алфавит» изучается
как на уроках, так и во внеурочное время. Весь день проходит под девизом
«Путешествие в Буквоград». В течение дня я провожу серию уроков, раскрывающих общую комплексную идею или проблему, и подвожу итоги
проектной деятельности в форме выставки «Моя любимая буква».
Разработанная мной
интегрированная игра (Слайд 27)
–
интеллектуальнотворческий марафон «Олимпиада знаний» проводится в
форме игрыпутешествия. Например, игра путешествие по мотивам
произведения К.Чуковского «Доктор Айболит». Игра проходит в три этапа:
Первый этап – командный тур (интегрированные задания по русскому языку,
литературному чтению, окружающему миру, математике);
Второй этап – индивидуальный тур (олимпиадные задания по математике,
окружающему миру, литературному чтению, русскому языку).
Третий этап – всероссийские и международные межпредметные олимпиады и
конкурсы.
7. Педагогические условия межпредметной интеграции как средства
интеллектуального развития младших школьников представлены на слайде:
(Слайд 29,30)
учет психологических особенностей младших школьников;
включение младших школьников в проектноисследовательскую
деятельность;
интеграция материала традиционных предметов в начальной школе с
новым содержательным материалом;
использование инновационных технологий обучения на основе ИКТ;
мониторинг интеллектуального развития младших школьников в
процессе межпредметной интеграции;
готовность учителя начальных классов к организации межпредметной
интеграции.
сохранение и передача;
коммуникативную
учебнопознавательную
(элементы логической, методологической,
8. Результаты реализации проекта
Реализация проекта позволит развить у учащихся следующие функции:
(Слайд 31)
общеучебной деятельности; планирование, анализ, рефлексия, самооценка).
информационную (поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее
преобразование,
владение современными
информационными технологиями);
удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе);
9.Работая над проектом, я проанализировала риски, и составила SWOT
анализ: (Слайд 32)
Внутренние силы, поддерживающие проект – готовность педагогов,
родителей, представителей других социальных организаций к участию в
проекте, к самоанализу своей деятельности, стремление оптимизировать
процесс обучения новыми способами.
(способов взаимодействия с окружающими и Внешние силы, поддерживающие проект – возможность использования
современных педагогических технологий, инновационные формы и методы
обучения обучающихся младшего школьного возраста.
Внутренние сопротивления, которые могут встретить авторы
проекта –возможна недостаточная мотивация других участников, страх
перед нововведениями и т.д.
Внешние слабости – отсутствие необходимой методической базы у
педагогов школы.
10.
дополнительных затрат на его реализацию.
11. Заключение:
Материальнотехническое обеспечение проекта не требует
Своё выступление хочу закончить мудрыми словами Яна Амоса
Каменского (Слайд 33).
На протяжении 13 лет я стараюсь строить работу так, чтобы мои
ученики умели и хотели учиться. Я работаю с детьми такого возраста, в
котором закладывается фундамент знаний об окружающей действительности,
развивается учебнопознавательный интерес, формируются интеллектуальные
умения, которые впоследствии становятся основой непрерывного образования
личности. Ни одна стабильная учебная программа не в состоянии включить в
себя всё. Считаю, что ликвидировать эти недостатки, дополнить, расширить
знания учащихся, стимулировать их познавательную активность, выстроить
систему интеллектуального развития детей позволяет именно межпредметная
интеграция.
«Межпредметная интеграция как средство интеллектуального развития младших школьников»
«Межпредметная интеграция как средство интеллектуального развития младших школьников»
«Межпредметная интеграция как средство интеллектуального развития младших школьников»
«Межпредметная интеграция как средство интеллектуального развития младших школьников»
«Межпредметная интеграция как средство интеллектуального развития младших школьников»
«Межпредметная интеграция как средство интеллектуального развития младших школьников»
«Межпредметная интеграция как средство интеллектуального развития младших школьников»
«Межпредметная интеграция как средство интеллектуального развития младших школьников»
«Межпредметная интеграция как средство интеллектуального развития младших школьников»
«Межпредметная интеграция как средство интеллектуального развития младших школьников»
«Межпредметная интеграция как средство интеллектуального развития младших школьников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.