Межпредметные связи математики со школьными дисциплинами

  • docx
  • 29.11.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Межпредметные связи математики.docx

                                                                                               О. И. Готка

МОУ «РРСОШ№3»   

учитель математики,

                                                                                  II категории              

                                                                                  г. Рыбница, Приднестровье

 

     Межпредметные связи математики со школьными дисциплинами

 

Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражение интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся.

Ключевые слова: межпредметные связи, обучение, математика, естественнонаучный.

 

Interdisciplinary communication in school education a concrete expression of the integration processes taking place today in science and society. These connections play an important role in the improving of practical scientific and theoretical preparing of students.

Key-words: interdisciplinary communication, studing learning, mathematics, scientific naturalistic.

 

По мере  развития общества, по мере вхождения в миро­вое сообщество, увеличивается объем научной, социальной, культурной, и других видов информации, которую необходимо осознанно перерабатывать.  Усложняется структурная организация человеческого знания, нарастает потребность в обучении и воспитании де­тей, способных жить в открытом обществе, умеющих общаться и взаимодействовать со всем многообразием реального мира, имеющих целостное представление о мире, способных ориентироваться в многосложных мировых потоках.

Интерес к знаниям в широком смысле этого слова – это направленность личности на изучение всего огромного круга знаний, умений, навыков. Интерес к знаниям в узком смысле слова, применительно к школьному процессу обучения, – это направленность личности ребенка, подростка на овладение всей совокупностью знаний, изучаемых в школе. Учитель русского языка и литературы, физики и математики, любого другого предмета воспитывает и развивает, прежде всего, интерес к своему предмету. Но чем глубже и многостороннее с профессиональной точки зрения он подходит к решению этой сложной задачи, тем успешнее он решает другую, не менее важную проблему – пробуждение и развитие у учащихся на основе специального интереса стремления к изучению смежных предметов, овладению всей совокупности знаний.

Взаимосвязь между школьными дисциплинами имеет принципиальное педагогическое значение; она состоит не в служебной роли одного учебного предмета по отношению к другому, а в обеспечении многосторонних контактов между ними с целью гармоничного развития мышления учащихся.

Межпредметные связи – комплексный подход  к воспитанию и обучению, позволяющий вычленить как главные элементы содержания  образования, так и взаимосвязи между учебными предметами.

Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся. Межпредметные связи в обучении математике являются важным средством достижения прикладной направленности обучения математике. Возможность подобных связей обусловлена тем, что в математике и смежных дисциплинах изучаются одноименные понятия (векторы, координаты, графики и функции, уравнения и т.д.), а математические средства выражения зависимостей между величинами (формулы, графики, таблицы, уравнения, неравенства) находят применение при изучении смежных дисциплин.  Такое взаимное проникновение знаний и методов в различные учебные предметы имеет не только прикладную значимость, но и создает благоприятные условия для формирования научного мировоззрения.

Изучение математики требует опоры не только на предшествующие знания по данному предмету, но и на знания из общественных и естественных наук. Осуществление связи курса математики с другими учебными предметами преследует такие цели:

- формирование единого представления о природе на основе единства естественно научных знаний;

-  обеспечение систематичности знаний;

-  формирование у учащихся умения устанавливать всесторонние связи между явлениями, понятиями, теориями; обеспечение понимания этих связей как фактора, способствующего углублению знаний;

-  генерализация знаний учащихся – выработка представлений об общности законов природы, их значений для разных областей естественно научных знаний.

Наряду с образовательной и воспитательной функцией межпредметные связи выполняют еще одну важную функцию - развивающую. Они выступают средством формирования не только гибкой и продуктивной системы знаний, но и обобщенных способов действий. В ходе учебного процесса, основанного на межпредметных связях, развиваются обобщенные интеллектуальные умения, характеризующие определенные виды деятельности, общие для ряда предметов.

Межпредметные связи математики и предметов естественно-научного цикла

Изучение всех предметов естественно научного цикла тесно связано с математикой. Она дает учащимся систему знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности человека, а также важных для изучения смежных предметов.

 

 

   Основные взаимосвязи предметов естественно-математического цикла

  http://festival.1september.ru/articles/532818/img1.gif

Опора на математические понятия раскрывает новые аспекты физических, химических, биологических знаний, одновременно математические знания приобретают обобщенный смысл. Применение математических методов в курсах физики, химии, географии формирует у учащихся обобщенные измерительно-вычислительные, графические умения. Этому могли бы способствовать перспективные межпредметные связи математики, которые показали бы возможные области применения функций, прямых и обратных пропорциональных зависимостей, их графиков и свойств графиков, векторных величин и т.д.  

Курс алгебры и начал анализа наглядно показывает универсальность математических методов, демонстрирует основные этапы решения прикладных задач. Аксиоматическое построение курса геометрии создает базу для понимания логики построения любой научной теории, изучаемой в курсах физики, химии, биологии.  Выявление и последующее осуществление необходимых и важных для раскрытия ведущих положений учебных тем межпредметных связей позволяет:

а) сосредоточить внимание учителей и учащихся на узловых аспектах учебных предметов, которые играют важную роль в раскрытии ведущих наук;
б) осуществлять поэтапную организацию работы по установлению межпредметных связей, постоянно усложняя познавательные задачи, расширяя поле деятельности творческой инициативы и познавательной самодеятельности школьников, применяя все многообразие дидактических средств для эффективного осуществления многосторонних межпредметных связей;

в) формировать познавательные интересы учащихся средствами самых различных учебных предметов в их органическом единстве;
г) осуществлять творческое сотрудничество между учителями и учащимися;
д) изучать важнейшие мировоззренческие проблемы и вопросы современности средствами различных предметов и наук в связи с жизнью.
       В этом находит свое выражение главная линия межпредметных связей. Реализация межпредметных связей способствует систематизации, а следовательно, глубине и прочности знаний, помогает дать ученикам целостную картину мира. При этом повышается эффективность обучения и воспитания, обеспечивается возможность сквозного применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках по разным предметам
. Учебные предметы в известном смысле начинают помогать друг другу. В последовательном принципе межпредметных связей содержатся важные резервы дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса.

 

Литература:

1.      Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям. –  М.: Просвещение, 1985

2.      Верченко, С. Б. Реализация межпредметных связей при формировании пространственных представлений учащихся - Математика в школе. – 1985. – №5

3.      Гнеденко, Б.В. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения математике– М.: Просвещение, 1982

4.      Кудрявцев Л.Д. Современная математика и ее преподавание – М.:Наука, 1985

5.      Лернер И.Я. процесс обучения и его закономерности. –М.: Знание, 1985

6.      Максимова В. Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. – М.: Просвещение,1984