Межпредметные связи на уроках - важная составляющая для решения целого ряда педагогических проблем. Литература как учебный предмет вступает во взаимосвязь с другими учебными предметами: историей, обществознанием, искусством, биологией и т.д. - тем самым позволяет развивать у детей универсальные учебные действия, повысить мотивцию к обучению как процессу.
Межпредмтные связи на уроках литературы.docx
Орлова Ольга Петровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ «Центр образования №1»
г.Воронежа
Межпредметные связи на уроках литературы
Развитие универсальных учебных действий – одна из основных задач школы,
эффективное решение которой возможно на уроках литературы посредством межпредметных
связей. Специфика литературы определяется сущностью литературы как вида искусства.
Почти все художественные произведения получают свою «вторую» жизнь на сцене, в
кинематографе, в изобразительном искусстве, в музыке и т.д. – то есть, художественное
произведение попадает в широкий контекст и может, и должно рассматриваться на уроке
литературы в многообразии связей, существующих между отдельными видами искусства.
Вооружая школьников широкими познаниями мира и человека, литература вступает во
взаимодействие с историей, обществознанием, изобразительным искусством, музыкой…
Используя различные виды искусства, учитель тем самым включает различные
рецепторы учащихся. При этом один психофизический механизм дополняет другой. Так,
музыка вызывает слуховые представления, живопись – зрительные, архитектура –
пространственные, что создает целостную картину бытия. Использование разных видов
искусств на уроке литературы позволяет «озвучить» и «оживописать» текст, пробудить у
читателей целую гамму чувств и ассоциаций.
Такой путь изучения литературного произведения не только обогащает и углубляет
литературные знания школьников, помогает лучше понять емкий художественный образ, но и
благотворно сказывается на усвоении смежных предметов.
Уроки, на которых демонстрируется связь литературы с другими предметами, другими
видами искусства развивают нравственную культуру, творческие способности учащихся.
Ученики становятся более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и
умеют аргументированно её отстаивать. А самое главное – у ребёнка развивается
эмоциональная сфера, его чувства, душа. Думающий и чувствующий человек – это и есть тот
человек, воспитать которого мы стремимся. Интеграция помогает ученику видеть богатство и
разнообразие мира. В своей работе я попыталась обобщить опыт применения межпредметных
связей и интеграции на уроках литературы.
Система организации межпредметной связи может быть организована в 5м классе и
применяться до 11го класса. Начинать надо с простых межпредметных заданий, постепенно
переходя к более сложным формам организации деятельности учащихся – межпредметным
семинарам, проектам.
Умение работать на межпредметном уровне развивает массу полезных общеучебных
умений и навыков. И если вовлечь в межпредметную систему работы ученика уже с 5го
класса, то к старшей школе он не будет мучиться над докладамирефератами, не будет
тратить много времени на подготовку домашних заданий и при этом не только не потеряет
способность грамотно работать с текстовой информацией, но не сможет отказаться от
желания читать грамотно. Мы же должны поддерживать его интерес постоянно, предлагая
самые разные задания, выводящие его мысли за пределы текста.
Для того чтобы выстроить систему межпредметной работы по вертикали, необходимо
прежде всего учитывать специфику каждого гуманитарного предмета (в нашей практике это
история, литература и МХК), так как каждый предмет, а также ученик и учитель выполняют в
этой системе определённую функцию. А всё вместе обеспечивает взаимосвязь изучаемых
в эволюционной цепи явлений:
литература позволяет установить диалог в историкокультурном пространстве —
ученик учится выражать своё мироощущение в слове, становится участником развития
общечеловеческой культуры; история раскрывает пространственновременные и причинноследственные связи
мирового процесса — ученик изучает часть эволюционного развития общества;
обществознание предоставляет возможность приобрести целостные знания об
обществе и человеке в нем – ученик получает ценностные ориентиры личности, позволяющие
успешно выполнять основные социальные роли, быть достойным членом общества;
МХК (мировая художественная культура) помогает осознавать, ощущать историческое
пространство, закреплённое в слове, воплощать его в художественных образах разных видов
искусств — ученик выступает носителем художественных ценностей.
Таким образом достигается развитие универсальных учебных действий ребенка.
Для того чтобы выстроить систему межпредметных связей можно использовать
различные виды заданий для учащихся разной возрастной группы. Такие задания (а также
темы уроков, семинаров, контрольных работ) на межпредметном уровне нужно составлять,
исходя из указанных предметных особенностей.
Рассмотрим некоторые из них. Например, сравнение эпизодов из художественного
текста с тем, как они представлены в историческом документе, летописи, хронике, учебнике
истории, обществознания, на живописных полотнах, музыке.
Во многих художественных произведениях рассматриваются эпизоды боя, поединка.
Произведения с подобными эпизодами есть в каждой параллели: от фольклорных в 5–6х
классах до «Войны и мира» и «Доктора Живаго», «Тихого Дона» в 10–11х классах, да и в
современной литературе о локальных войнах мы находим яркие изображения битв. Особое
внимание на уроках придается не столько изображению действий воинов во время сражений,
сколько художественным средствам изображения. На таких уроках ученики получают новые
сведения по теории литературы и пополняют лексический запас терминами и образными
выражениями. Формулируя межпредметные задания для анализа подобных эпизодов, мы
решаем ряд задач — понять, чем взгляд писателя отличается от взгляда историка и
обществоведа, художника и музыканта.Задания могут быть предназначены как для всего
класса, так и для отдельной группы учащихся, индивидуально. Приведём примеры.
Так, групповое задание для знатоков истории при изучении фольклора и «Песни про …
купца Калашникова» в 8 классе: сравните содержание песни «Правеж» с рассказом историка
XIX века С.М. Соловьёва о периоде правления Ивана Грозного («Чтение и рассказы по
истории России».М., 1990.). Для всего класса при изучении темы «Особенности отражения
исторического события в Повести о разорении Рязани Батыем» можно предложить вопросы
классу для извлечения информации из текста:
Какие события в походе Батыя на Русь привлекли внимание автора? Почему?
Опираясь на знания текстов «Повести временных лет» и «Слова о полку Игореве»,
определите: в историческом повествовании авторов привлекают одинаковые моменты
событий или разные? И в том и другом случае подумайте — почему?
Каким моментам в повествовании о походе Батыя автор уделил больше внимания?
Почему?
Какое событие, повашему, является центральным?
На уроке проводится также исследование текста в рамках следующих вопросов:
1. Изучите историческую информацию о нашествии Батыя на СевероВосточную Русь в
1237–1238 годах. Выделите характерные черты осады русских городов войсками Батыя.
Объясните, почему автор в своей повести описал именно осаду Рязани.
2. Определите особенности отражения исторического события через сопоставление с
текстами «Слова» и «Повести временных лет».
3. Поскольку центральным является эпизод битвы дружины ЕвпатияКоловрата с
войском Батыя — определите особенности героического характера ЕвпатияКоловрата,
сравнив его с образами князей из «Слова» и былинными богатырями.
Можно привлечь для рассмотрения изображение поединка в живописи: А.Авилов.
«Поединок Пересвета с Челубеем», миниатюры «Повесть о разорении Рязани Батыем»,
картину «Князь Михаил Черниговский в ставке Батыя» и другие. В качестве поэтического фона стихотворение Н.М.Языкова «Евпатий».
Чтобы для всех учащихся нашлось дело, класс можно разбить на группы
«Литературоведы», «Историки», «Искусствоведы». Для каждой группы разработать
дорожные карты работы с темой и указанием источников для извлечения информации.
Таким образом, при изучении литературы, опираясь на связи с другими науками,
раскрываются отношения «природачеловек», «природаобщество», «искусствотруд»,
литература помогает ученику почувствовать единство мира и человека, асистематическая
поурочная деятельность с опорой на межпредметные связи повышает функции образования,
развития интереса к литературе, развивает метапредметные учебные действия
школьников.Вопрос заключается лишь в том, что делать это следует систематически, а не
фрагментарно.
Межпредметные связи на уроках литературы
Межпредметные связи на уроках литературы
Межпредметные связи на уроках литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.